«Модернизация позволит перестроить всю систему налогового администрирования»

868
В ближайшие два года в работе более чем трети налоговых инспекций страны, обеспечивающих львиную долю поступлений налогов и сборов в бюджет, произойдут большие перемены. Они связаны с реализацией масштабной программы модернизации налоговых органов, утвержденной около полутора лет назад. За это время инспекции, участвующие в программе, прошли первый этап реформ - подготовительные мероприятия, которые во многом не заметны для посторонних глаз, но от этого не менее важны. Сейчас программа модернизации входит в «открытую» фазу - пришло время рассказать о ней налогоплательщикам. Для этого мы встретились с руководителем Департамента модернизации налоговых органов МНС России Татьяной Николаевной БУДАРИНОЙ. Их список приведен на с. 74-76. - Примеч. ред.

Татьяна Николаевна, расскажите, пожалуйста, в чем суть программы модернизации, каковы ее цели?

Цели программы четко определены в постановлении, которым она утверждена2. Во-первых, нам необходимо добиться стабильных налоговых поступлений за счет повышения собираемости налогов и сокращения случаев их неуплаты. Во-вторых, улучшить обслуживание налогоплательщиков, создать им комфортные условия для исполнения налоговых обязанностей. А в-третьих, повысить рентабельность функционирования самой налоговой службы: она должна стать дешевле и эффективнее.

2: Постановление Правительства РФ от 21.12.2001 № 888 «О федеральной целевой программе "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)"». - Примеч. ред.

 

Наверное, не ошибусь, если скажу, что такие или похожие цели стояли перед налоговой службой все годы ее существования. Но в какой-то момент они вылились в масштабную программу модернизации. Почему?

Необходимость реформирования назрела давно: стало ясно, что при той системе работы налоговой службы, которая существовала, достичь этих целей - невозможно.

Что вы имеете в виду под «той системой»?

Это система, в которой сколько налоговых инспекций - столько вариантов их структур. В которой использовалось множество различных программных продуктов. В которой одни и те же функции выполняли разные структурные подразделения инспекций, и одному инспектору приходилось выполнять по нескольку десятков налоговых процедур: принимать отчетность, вводить данные в компьютер и т. д. В результате зачастую до налогоплательщика руки доходили в последнюю очередь.

Перечислять проблемы можно долго. Например, почти вся информация, с которой работал инспектор, имела бумажный вид и обрабатывалась вручную. Не было методик для проведения автоматизированного комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, отбора их для проверки, определения фактической налоговой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников. Наконец, у нас отсутствовали специализированные подразделения, ответственные за информирование налогоплательщиков. А без них налогоплательщикам трудно грамотно исполнять свои обязанности.

И модернизация должна решить все эти проблемы?

Да. Условно модернизацию можно разделить на две части: это мероприятия, которые создадут предпосылки для определенных процессов, и сами процессы. Предпосылки - это переход на единую типовую функциональную структуру, технологию работы, программное обеспечение. В дальнейшем это позволит перестроить всю систему налогового администрирования, в первую очередь контрольную работу и работу с налогоплательщиками.

«Каждый должен заниматься своим делом»

Давайте поговорим о том, что вы назвали предпосылками: о единой структуре, технологии и программном обеспечении. Что такое функциональная структура применительно к налоговым органам? Как переход на нее отразится на налогоплательщиках?

Раньше структура инспекций была направлена на учет и контроль налогоплательщиков по отдельным видам налогов. В каждой инспекции были отделы по налогу на прибыль, по НДС, по налогу на имущество и т. д. На этапе становления налоговых органов такая система позволяла тщательно проконтролировать каждый налог. Теперь это не так. Возьмем, к примеру, камеральную проверку. Она заключается не только и не столько в том, чтобы проверить саму декларацию, но и чтобы сопоставить ее с декларациями по другим налогам и информацией из внешних источников. А как я могу это сделать, если я знаю только НДС и мой отдел работает только с этим налогом? А соседний отдел занимается только налогом на прибыль, другой - налогом на имущество и т. д. А кто будет заниматься комплексным анализом финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика?

В итоге часто проверка сводилась к простой «арифметике»…

Причем к «арифметике», неэффективно организованной и трудоемкой. Ведь раньше в каждом отделе был замкнутый цикл: вы мне приносите декларацию - я ее принимаю, ввожу в систему, проверяю, работаю с вашей недоимкой и я же вас консультирую. Предположим, я очень хороший специалист по НДС, но я не умею работать с информационной системой - ну не дается мне это. Но я должна вашу декларацию туда ввести, а она объемная. Значит, теряется времяѕ Или, допустим, у меня другая проблема: я прекрасный аналитик, но плохо говорю и тем не менее должна вам как налогоплательщику что-то объяснить. Но я не люблю объяснять, я человек совсем другого склада, и, вообще, вы меня раздражаете. Что мне делать?

Очевидно, нужно специализироваться на том, что лучше всего получается.

Именно в этом и состоит переход на функциональную структуру. На функциональный принцип перешли налоговые службы почти всех стран. Его смысл в том, что каждый должен заниматься своим делом. Люди, которые умеют и любят объяснять, должны работать с налогоплательщиками. Для этого мы создаем специальные отделы по работе с налогоплательщиками. А есть люди, которые объяснять не любят - их больше привлекает, например, работа на компьютере. Они могут принести больше пользы в отделах ввода информации. Аналитики должны заниматься анализом, экономисты - камеральными проверками и т. д.

Для этого мы разработали не только типовую структуру инспекции, на которую переводятся все инспекции, участвующие в программе модернизации, но и типовые должностные инструкции на каждое рабочее место.

К маю 407 инспекций, участвующих в программе модернизации, должны завершить переход на новую структуру. Наряду с внедрением комплексной системы электронной обработки данных это заложит фундамент для дальнейших преобразований.

А что это за система?

Это единая интегрированная система, которая объединяет все направления деятельности инспекции: регистрация юридических лиц, учет налогоплательщиков, камеральный контроль, выездные проверки... Она ориентирована на функциональный принцип работы и хождение всех документов в электронном виде. Для этого система имеет модуль регистрации прохождения любого документа: будь то декларация, заявление, запрос, постановление и т. д. В любой момент вы можете увидеть, где находится документ и в каком он состоянии. И это очень важно. Без электронного документооборота мы не только не сможем усилить контрольную функцию, но попросту захлебнемся в бумагах.

«Мы должны убедить налогоплательщиков сдавать электронную отчетность»

Насколько я понимаю, система электронной обработки данных предполагает, что налогоплательщики будут сдавать отчетность в электронном виде. Налоговые инспекции, участвующие в программе модернизации, готовы к этому?

Да. Вся необходимая инфраструктура уже создана. Есть законы, нормативные документы, технологии, есть программные продукты, есть каналы связи. Но перед нами сейчас стоит сложная задача: убедить налогоплательщиков сдавать отчетность в электронном виде, ведь законодательство не обязывает их это делать.

Как же вы будете этого добиваться? Допустим, я привык представлять отчетность на бумаге. Да, я теряю время в очереди. Зато я уверен, что у меня со сданной декларацией все в порядке. Ведь если что не так, мой инспектор мне подскажет, как исправить…

А у вас больше не будет «вашего» инспектора. Мы уходим от закрепления налогоплательщика за конкретным инспектором. Функции приема отчетности передаются специальным отделам по работе с налогоплательщиками. Эти отделы не выполняют никаких контрольных функций. Они не будут проверять декларацию ни на этапе ее приема, ни в дальнейшем. Их задача - принять у вас пакет документов и передать его для последующей обработки. Тем самым мы как бы разрываем связь между инспектором и налогоплательщиком. Это называется принципом самоначисления - сам начислил, сам отправил декларацию и никаких контактов с инспектором, который будет ее проверять. По такому пути идет весь мир.

Расчет сделан на то, что в таких условиях хождение в инспекцию и стояние в очереди потеряют былой смысл?

Совершенно верно. Тогда на первый план выйдет удобство передачи отчетности в электронном виде. Выгоды для налогоплательщика очевидны. Никаких очередей, декларацию можно отослать в любой день и не до 18.00, а до 24.00. Прежде чем отправлять, ее можно проверить с помощью специальной программы. Наконец, в перспективе налогоплательщик сможет оперативно получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности и т. д. Разумеется, технология передачи информации надежно защищена.

А вас не смущает то, что у многих налогоплательщиков попросту нет доступа в интернет, чтобы переслать отчетность в инспекцию?

Такие налогоплательщики на первых порах смогут представлять отчетность на дискете или воспользоваться услугами аудиторских фирм. Многие регионы пошли по этому пути и добились успехов. Например, в Краснодарском крае сегодня 70 процентов налогоплательщиков сдают отчетность в электронном виде на дискетах. Но наша конечная цель - получение налоговых деклараций по каналам связи. Без этого повысить эффективность налогового контроля мы просто не сможем.

«Мы делаем ставку на сопоставление отчетности с внешними данными»

Тема усиления налогового контроля уже не раз звучала в нашей беседе. Что конкретно будет для этого предпринято?

Наша первоочередная цель - автоматизированный камеральный контроль с использованием внутренних и внешних источников информации. Сейчас камеральная проверка - это в значительной степени ручная работа, которая во многом зависит от квалификации инспектора. Как вы правильно заметили, часто такая проверка исчерпывается тем, что камеральщик проверяет «арифметику» - на остальное у него просто не остается времени. В лучшем случае сверяются между собой разные формы отчетности. А до информации от внешних источников руки не доходят.

Перейдя на функциональную структуру, мы освобождаем камеральные отделы от несвойственных им функций: они не будут ни принимать отчетность, ни вводить ее в систему, ни консультировать налогоплательщиков. Их задача - контроль и анализ отчетности. Для этого в их распоряжении будет специальная система автоматизированной камеральной проверки, входящая в систему электронной обработки данных.

Эта программа будет выполнять за инспектора «черную» работу?

И не только «черную». Вся отчетность будет проходить автоматизированный внутридокументный и междокументный контроль. В систему заложены так называемые контрольные соотношения между отдельными показателями отчетности. Если они нарушаются - программа подает сигнал. Тогда инспектор запрашивает у налогоплательщика дополнительные данные, вызывает его для объяснений и предпринимает другие действия.

В принципе, грамотный бухгалтер всегда может «нарисовать» такую отчетность, в которой с соотношениями будет полный порядок…

Именно поэтому мы делаем ставку на сопоставление отчетности с данными из внешних источников.

О каких данных идет речь?

О самых разных. Это и сведения о регистрации недвижимой собственности, о таможенном оформлении грузов, их перемещении через границу, и другие данные. Уже сегодня информацию предоставляет множество структур: таможня, пограничная служба, регистрирующие органыѕ Их число будет расти.

Грубо говоря, если я, допустим, отразил выручку в 100 тысяч рублей, а вы получили данные о том, что на меня было зарегистрировано здание за 3 миллиона, система это отследит и подаст инспектору сигнал?

Примерно так. Другой пример: вы показываете нулевой баланс, а в это время приходят сведения о пересечении вашего груза через границу. Это повод для углубленной проверки. Иными словами, система, которую мы сейчас внедряем, позволит сравнить все данные, которые есть в распоряжении инспекции, и дать сигнал инспектору, если в них есть расхождения. Причем эта система гибкая: она позволяет учитывать особенности конкретного налогоплательщика: его величину, вид деятельности и т. д.

«По сути, мы сервисная компания»

В начале нашего разговора вы сказали, что одна из целей программы модернизации - улучшение обслуживания налогоплательщиков. Что вы имели в виду?

Прежде всего их информирование о том, как правильно исполнить налоговые обязанности. Важность этой работы осознали все передовые налоговые службы мира.

В США, например, программа модернизации налоговых органов свои цели ранжировала следующим образом: на первом месте - оказание информационных услуг массового характера, на втором - оказание консультационных услуг индивидуального характера и только на третьем - реформирование собственно налоговой службы.

По сути, мы сервисная структура, которой государство делегировало право оказывать услуги налогоплательщикам: помогать исчислять и уплачивать налоги. Сегодня в большей своей массе налогоплательщики законопослушные. Они готовы платить налоги - им надо только пойти навстречу. Прежде всего нужно просто объяснить, кто, сколько и как должен платить.

Этим займутся отделы по работе с налогоплательщиками?

Да. Они будут контактировать с налогоплательщиками по всем вопросам: принимать отчетность, отвечать на запросы, проводить сверку и т. п. Сотрудники этих отделов должны очень тщательно отбираться. Ведь они должны быть не только профессионалами, но и коммуникабельными, доброжелательными людьми. В этом вопросе мы еще очень далеки от цели. Поэтому планируется организовать управление по работе с налогоплательщиками в министерстве и аналогичные структуры во всех региональных управлениях и 407 инспекциях. Их задача - выстроить в инспекциях сервисную структуру с квалифицированным персоналом, настроенным на помощь налогоплательщикам. В этих целях в инспекциях создаются удобные, по-современному оборудованные операционные залы: больше не нужно будет ходить по инспекции, искать необходимую информациюѕ

Правда ли, что качество работы новых отделов будут отслеживать независимые эксперты путем проведения опросов среди налогоплательщиков?

Да, так будет в 13 регионах, которые участвуют в проекте модернизации налоговых органов с привлечением заемных средств от Всемирного банка. Действительно, будут проводиться опросы.

Программа модернизации рассчитана на 2002-2004 годы. А какие задачи вы ставите на текущий год?

Инспекции, участвующие в модернизации, должны завершить переход на единую структуру. В них должна быть внедрена система электронной обработки данных, а сотрудники - пройти все ступени обучения новым технологиям работы.

К концу года мы должны убедить значительную часть налогоплательщиков представлять декларации в электронном виде.

В этом году мы начинаем настраивать автоматизированный камеральный контроль в части информации из внешних источников. Ну и, конечно, в текущем году нужно сформировать полноценные структуры по работе с налогоплательщиками, чтобы начать серьезную работу в этой области.

И последний вопрос. А что будет с инспекциями, которые не вошли в число тех 407, которые участвуют в программе модернизации?

Они подключатся к ней в следующем году.

Спасибо, что ответили на наши вопросы.

Беседу вели Наталья Попова и Алексей Стариков

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 50%
  • Нет 50%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль