О повышении эффективности взаимодействия службы судебных приставов и налоговых органов по принудительному взысканию налоговой задолженности

1780
Приложениек приказу Минюста России и МНС Россииот 09.07.2003 № 162/БГ-3-29/402 Решение совместного заседания коллегий Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской...

Приложение
к приказу Минюста России и МНС России
от 09.07.2003 № 162/БГ-3-29/402

Решение

совместного заседания коллегий Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

23 апреля 2003 г.
г. Москва

Коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев состояние работы подведомственных служб по принудительному взысканию налогов и сборов, отмечают, что повышение эффективности взаимодействия служб судебных приставов территориальных органов Минюста России и налоговых органов является одним из приоритетных направлений.

Минюстом России и МНС России в 2001--2002 гг. проведен ряд совместных организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности взыскания задолженности по налогам и сборам. Позитивным сдвигам в работе по принудительному взысканию налоговой задолженности способствовали решения, принятые на совместном выездном заседании коллегий Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Координационного Совета руководителей исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, семинарах-совещаниях в Приволжском и Центральном федеральных округах.

Минюстом России установлен особый контроль за погашением задолженности по налогам у предприятий, имеющих долги 100 и выше млн. руб., с привлечением к этой работе руководителей федеральных управлений органов Минюста России.

С целью определения реальных перспектив по погашению задолженности путем применения мер принудительного взыскания разработаны и доведены до главных судебных приставов и руководителей территориальных органов Минюста России плановые задания на 1-е полугодие 2003 года.

Проведенная в 2002 году налоговыми органами Российской Федерации совместно со службами судебных приставов субъектов Российской Федерации работа явилась одним из факторов, обеспечивших снижение задолженности в консолидированный бюджет Российской Федерации на 63,6 млрд. руб. или на 3,6%.

Результаты работы служб судебных приставов и налоговых органов по принудительному взысканию задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в 2002 году характеризовались следующими показателями.

В бюджеты всех уровней в результате мероприятий, проведенных судебными приставами, поступило 23,7 млрд. руб. По данным отчетности Департамента судебных приставов Минюста России перечислено в бюджет в результате деятельности судебных приставов 19,6 млрд. руб., а также 3,2 млрд. руб. взысканных судами налогов, госпошлины, штрафов и 0,7 млрд. руб. таможенных платежей по постановлениям таможенных органов. Однако уровень взысканий в 2002 году по сравнению с 2001 годом в службе судебных приставов снизился на 58,5% с 40,5 млрд. руб. в 2001 году до 23,7 млрд. руб. в 2002 году.

Уменьшение показателей по взысканию задолженности за счет ареста имущества определилось в 2002 году снижением базы для применения мер принудительного взыскания недоимки на 28%, реструктуризацией значительной части задолженности. В целях сохранения экономического потенциала бюджетообразующих и градообразующих предприятий, имеющих задолженность по налогам и другим обязательным платежам, по состоянию на 01.01.2003 проведена реструктуризация налоговой задолженности свыше 134 тысяч предприятий на сумму 640 млрд. руб. Кроме того, в результате совместно осуществленных мер налоговыми органами инициировано 64 318 процедур банкротств в отношении безвестно отсутствующих должников. Необходимость принятия и направления в службу судебных приставов Минюста России постановлений о взыскании налогов за счет имущества отсутствующих должников обусловлена прежде всего позицией арбитражных судов, которые требуют от уполномоченного органа представления таких документов, как постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, возвращении исполнительного документа взыскателю, об окончании исполнительного производства. Необходимо отметить, что большая часть постановлений о взыскании налогов за счет имущества отсутствующих должников уже была направлена в службу судебных приставов и в текущем году эта часть совместной работы должна существенно уменьшиться.

Анализ работы по принудительному взысканию налогов и сборов показывает, что в ряде регионов наблюдается несогласованность действий налоговых органов и служб судебных приставов на местах, факты возвратов службами судебных приставов постановлений налоговых органов об обращении взыскания на имущество без достаточных на то оснований и без принятия мер по розыску имущества, необоснованные отзывы налоговыми органами своих постановлений. Зачастую службы судебных приставов дублируют действия налоговых органов, выставляя инкассовые поручения на расчетные счета должника, с которых осуществлялось взыскание в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации. При исполнении постановлений налоговых органов судебными приставами в отдельных случаях не соблюдаются сроки возбуждения исполнительных производств, не в полном объеме выясняется наличие у должника ликвидного имущества, затягиваются сроки наложения ареста на имущество должника и передача арестованного имущества на реализацию в специализированные организации. Налоговые органы в необходимых случаях не применяют меры, предусмотренные ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации, что в дальнейшем негативно отражается на эффективности мер принудительного взыскания.

Анализ результатов деятельности служб судебных приставов и налоговых органов по принудительному взысканию задолженности по налогам и другим обязательным платежам выявил также ряд проблем, решение которых позволит усилить взаимодействие и согласованность в организации совместной работы.

В целях дальнейшего повышения эффективности взаимодействия службы судебных приставов и налоговых органов по принудительному взысканию налоговой задолженности коллегии Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам решили:

1. Одобрить в основном проект Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации по исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента -- организации.

2. Руководителям территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства юстиции Российской Федерации и главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с учетом состоявшегося обсуждения:

2.1. Осуществить согласованные меры по устранению отмеченных недостатков в совместной работе. С этой целью активнее практиковать обмен информацией о должниках, их деятельности, имуществе и т. д.

2.2. Ежеквартально анализировать положение дел по взысканию задолженности по налогам и сборам в подчиненных подразделениях на совместных совещаниях, ежемесячно в обязательном порядке проводить сверки отчетных показателей.

3. Главным судебным приставам субъектов Российской Федерации:

3.1. Принять меры по недопущению приостановления производства исполнительных действий судебными приставами-исполнителями до момента получения заключения ФСФО России о целесообразности возбуждения в отношении должника процедуры банкротства.

3.2. Во избежание нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации при рассмотрении вопросов о предоставлении рассрочек и отсрочек исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет иного имущества налогоплательщика прекратить практику предоставления судебными приставами-исполнителями заключений о наступлении негативных последствий для должника при исполнении ими вышеназванных постановлений.

3.3. Взять под персональную ответственность выполнение плановых заданий и незамедлительно информировать Департамент судебных приставов о причинах неисполнения.

3.4. Уделять особое внимание работе с крупнейшими предприятиями-должниками, имеющими задолженность 100 и выше млн. рублей, информируя об итогах этой работы Департамент судебных приставов и руководителей управлений Минюста России по федеральным округам.

4. Департаменту судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (Беляков А.М.) и Управлению налоговой задолженности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (Хурсевич С.Н.):

4.1. В III квартале доработать и в установленном порядке утвердить и довести до управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и служб судебных приставов Минюста России Методические рекомендации по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации по исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента -- организации.

4.2. Разработать единую методику ежемесячной сверки отчетных показателей и довести ее до территориальных подразделений МНС России и службы судебных приставов Минюста России (срок -- III кв. 2003 г.).

4.3. В целях сопоставимости показателей МНС России и Минюста России внести необходимые изменения в порядок подготовки форм статистической отчетности, предусмотрев порядок внесения сведений о результатах деятельности на основании актов сверок (срок -- III кв. 2003 г.).

4.4. Разработать единую методику мониторинга эффективности исполнительных действий в отношении должников, имеющих налоговую задолженность свыше 100 млн. руб. (срок -- III кв. 2003 г.).

4.5. В целях выработки единой правоприменительной практики приостановления судами исполнительных производств, предоставления должникам отсрочек и рассрочек исполнения постановлений налоговых органов о принудительном взыскании налоговых и иных обязательных платежей в III квартале 2003 года проанализировать сложившуюся судебную практику и подготовить письмо Председателю Верховного Суда Российской Федерации о даче разъяснений по вопросу приостановления судами исполнительных производств, предоставления должникам отсрочек и рассрочек исполнения постановлений налоговых органов.

5. Департаменту судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (Беляков А.М.) и Департаменту контроля налоговых органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (Чернова О.Н.):

5.1. В целях полноты и всесторонности деятельности по контролю обеспечить проведение скоординированных проверок деятельности служб судебных приставов Минюста России и налоговых органов по субъектам Российской Федерации.

5.2. С целью координации проверочных мероприятий обеспечить ежеквартальный обмен проектами планов проведения проверок территориальных органов по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам.

6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Министра юстиции Российской Федерации -- главного судебного пристава Российской Федерации А.Т. Мельникова и первого заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В. Смирнова.

Председатель коллегии -- Министр юстиции Российской Федерации
Ю.Я. Чайка

Председатель коллегии -- Министр Российской Федерации по налогам и сборам
Г.И. Букаев

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 39.41%
  • к юбилеям и праздникам 33.5%
  • за результаты работы 60.1%
  • некурящим и неболеющим 4.93%
  • за переход из других компаний 1.97%
  • бонусы руководителям 18.23%
  • другое 19.21%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль