Нормируемые статьи затрат в 2002 году. Представительские расходы

516
Представительские расходы Представительские расходы, связанные с деятельностью организации, -- это расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций...

Представительские расходы

Представительские расходы, связанные с деятельностью организации, -- это расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации1.

Организации рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации2.

Для целей бухгалтерского учета представительские расходы на основании пунктов 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации”, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н (далее -- ПБУ 10/99), признаются расходами по обычным видам деятельности в сумме фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов 20 “Основное производство”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 44 “Расходы на продажу”.

Для целей налогообложения до 1 января 2002 года нормы представительских расходов и порядок их отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) были утверждены пп. “и” п. 2 и п. 12 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (далее -- Положение № 552), и приказом № 26н. Фактические расходы, отнесенные на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должны превышать предельных размеров, исчисленных в соответствии с данным приказом.

В 2002 году представительские расходы по-прежнему остаются нормируемыми (см. табл. 1).

Таблица 1. Сравнительная таблица старых и новых норм налогового учета, касающихся квалификации и признания представительских расходов
Старые нормы (до 01.01.2002) Новые нормы (с 01.01.2002)
Подпункт “и” п. 2 Положения № 552 В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с управлением производством: представительские расходы -- затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) и ревизионной комиссии организации. Для целей налогообложения представительские расходы принимаются в пределах норм, установленных законодательством. Подпункт 22 п. 1 ст. 264 НК РФ К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.

Пункт 1 приказа № 26н Общая величина фактических расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должна превышать предельных размеров (предельный размер расходов установлен от объема выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС): до 30 млн. руб. включительно -- 1% от объема; свыше 30 млн. руб. -- 0,3 млн. руб. + 0,5% с объема, превышающего 30 млн. руб.

Пункт 2 ст. 264 НК РФ Представительские расходы -- это расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа организации, независимо от места проведения указанных мероприятий. Конкретный перечень представительских расходов является закрытым. Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период

Для целей налогового учета с 1 января 2002 года п. 2 ст. 264 НК РФ установлен закрытый перечень представительских расходов, признаваемых в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.

По сравнению с ранее действовавшим порядком сокращен перечень затрат, признаваемых организациями в качестве представительских.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы:

  • на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для приглашенных на переговоры лиц. Представители принимающей стороны в этом случае не упоминаются;
  • транспортное обеспечение доставки приглашенных для переговоров лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

В пункте 2 ст. 264 НК РФ прямо указано, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

 

 

Пример

Сумма затрат, признанных ООО “Велс” в качестве представительских, составила в I квартале 2002 года 20 000 руб. Расходы на оплату труда за этот же отчетный период -- 100 000 руб.

 

 

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ норматив представительских расходов для целей налогового учета составляет:

100 000 руб. х 4% = 4000 руб.

Сверхнормативные представительские расходы составляют:

20 000 руб. - 4000 руб. = 16 000 руб.

Эта сумма не должна учитываться в целях налогообложения прибыли в данном отчетном периоде.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров

Как и раньше, с 1 января 2002 года к расходам на подготовку и переподготовку кадров относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой предоставляемых согласно договору с образовательным учреждением образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации.

На основании приказа № 26н вышеуказанные расходы подлежали включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию и/или имеющими соответствующую лицензию, а также зарубежными образовательными учреждениями.

В соответствии с п. 6 ст. 33 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании” (в редакции Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ) (далее -- Закон “Об образовании”) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. При этом необходимо иметь в виду, что если у организации нет такой лицензии, то она не может заниматься образовательной деятельностью, а значит, и рассматриваться в качестве образовательного учреждения.

Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 610 (в редакции постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 213), Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571, установлены такие виды дополнительного профессионального образования, реализуемого образовательным учреждением повышения квалификации, как повышение квалификации, стажировка и профессиональная переподготовка.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, обеспечивающим совершенствование знаний специалистов:

  • для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
  • для получения дополнительной квалификации.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.

Для целей бухгалтерского учета расходы на подготовку и переподготовку кадров на основании пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99 признаются расходами по обычным видам деятельности в сумме фактически произведенных затрат и отражаются по дебету счетов 20 “Основное производство”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 44 “Расходы на продажу”.

Для целей налогообложения до 1 января 2002 года нормы расходов на подготовку и переподготовку кадров и порядок их отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) были утверждены пп. “к” п. 2 и п. 12 Положения № 552 и приказом № 26н.

При заключении договоров с профессиональными образовательными учреждениями на предоставление услуг организации по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не могла превышать 4% расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), на оплату труда работников (см. табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная таблица старых и новых норм налогового учета, касающихся квалификации и признания расходов на подготовку и переподготовку кадров
Старые нормы (до 01.01.2002) Новые нормы (с 01.01.2002)
Подпункт “к” п. 2 Положения № 552 В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. Подпункт 23 п. 1 ст. 264 НК РФ К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 НК РФ.
Пункт 3 приказа № 26н К расходам на подготовку и переподготовку кадров относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой предоставляемых в соответствии с договором с образовательным учреждением образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации. Установленный в целях налогообложения норматив расходов на обучение работников -- 4% от расходов на оплату их труда. Расходы, связанные с содержанием учебных учреждений и оказанием им бесплатных услуг, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются

Пункт 3 ст. 264 НК РФ К расходам на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями. Размер расходов на обучение работников, принимаемый в целях налогообложения, не лимитируется.

Не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Указанные расходы для целей налогообложения не принимаются

Для целей налогообложения с 1 января 2002 года в отличие от установленного ранее порядка расходы на подготовку и переподготовку кадров признаются в качестве прочих расходов без ограничений при выполнении следующих условий, установленных п. 3 ст. 264 НК РФ:

  1. образовательные услуги должны оказываться российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
  2. подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате организации (исключение: только для эксплуатирующих организаций, отвечающих за поддержание квалификации работников ядерных установок, которые могут обучать работников этих установок за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли);
  3. программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.

Очевидно, что отсутствие разработанных организацией критериев оценки повышения эффективности использования специалистов может привести к разногласиям с налоговыми органами.

Расходы на дополнительные услуги, оказываемые учебными заведениями, с целью расширения кругозора, повышения культурного уровня обучающихся (затраты на развлечения, отдых или лечение) для целей налогообложения прибыли не принимаются.

Также не подлежат признанию для целей налогового учета по статье “Расходы на подготовку и переподготовку кадров” следующие виды затрат:

  • расходы по оплате подготовки молодых специалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования по направлению организации с выплатой стипендии за счет организации;
  • расходы, связанные с заочным обучением сотрудников в образовательных учреждениях высшего и среднего специального образования, включая суммы оплаты труда, сохраняемые за сотрудником в льготные дни и дни отпуска в соответствии с действующим законодательством.

В случае признания затрат на подготовку и переподготовку кадров для целей налогового учета необходимо обратить особое внимание на порядок лицензирования образовательной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее -- Закон № 128-ФЗ) его действие не распространяется на лицензирование образовательной деятельности. Не предусматривается также и приведение законодательства Российской Федерации в области образования в соответствие с указанным законом (п. 1 ст. 18 Закона № 128-ФЗ). Данный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

В связи с этим лицензирование образовательной деятельности по-прежнему осуществляется в соответствии с Законом “Об образовании”, Федеральным законом от 22.08.96 № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 № 796, и нормативными правовыми документами Минобразования России.

Командировочные расходы

Статьей 116 КЗоТ предусмотрены гарантии и компенсации работникам при командировках. Согласно данной статье работники имеют право на возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи со служебными командировками.

Работникам, направляемым в служебные командировки, оплачиваются суточные за время нахождения в командировке, расходы по проезду к месту назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения. За командированными работниками в течение всего времени командировки сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Порядок осуществления командировочных расходов в 2002 году по-прежнему регулируется следующими нормативными документами (в части, не противоречащей действующему законодательству):

  • постановлением Правительства РФ от 26.02.92 № 122 “О нормах возмещения командировочных расходов” (в редакции постановления Правительства РФ от 22.02.93 № 148, с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 06.07.2001 № 49н) и приказами Минфина России, изданными во исполнение данного постановления;
  • постановлением Правительства РФ от 01.12.93 № 1261 “О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств” (в редакции постановления Правительства РФ от 21.03.98 № 325) и приказами Минфина России, изданными во исполнение данного постановления;
  • инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62 “О служебных командировках в пределах СССР”;
  • Положением ЦБ РФ от 25.06.97 № 62 “О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов”;
  • постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.74 № 365 “Об утверждении Правил об условиях труда советских работников за границей” (в редакции постановления Минтруда России от 20.08.92 № 12) и др.

Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Таким образом, в служебную командировку может быть направлен только работник организации, то есть физическое лицо, заключившее с организацией трудовой договор (контракт).

Не являются командировками поездки лиц, отношения с которыми у организации регулируются договорами гражданско-правового характера. При направлении в служебные командировки таких лиц необходимо предусмотреть возможность поездок в тексте договора и расходы на командировку учесть в общей сумме затрат по данному договору.

Служебные поездки работников, постоянная работа которых происходит в пути или носит разъездной (подвижной) характер, не признаются в качестве командировок.

Для целей бухгалтерского учета расходы на командировки на основании пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99 признаются расходами по обычным видам деятельности в сумме фактически произведенных затрат и отражаются (в зависимости от целей командировки) по дебету счетов 08 “Вложения во внеоборотные активы”, 20 “Основное производство”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 44 “Расходы на продажу” и др.

Для целей налогообложения до 1 января 2002 года нормы расходов на командировку и порядок их отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) были утверждены пп. “и” п. 2 и п. 12 Положения № 552 и приказами Минфина России от 13.08.99 № 57н (письмо Минфина России от 14.09.2001 № 14-04-06/29) и от 11.07.2001 № 51н (см. табл. 3).

Таблица 3. Сравнительная таблица старых и новых норм налогового учета, касающихся квалификации и признания командировочных расходов
Старые нормы (до 01.01.2002) Новые нормы (с 01.01.2002)
Подпункт “и” п. 2 Положения № 552 В себестоимость продукции (работ, услуг) в составе затрат, связанных с управлением производством, включаются затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов. Для целей налогообложения затраты на командировки принимаются в пределах норм, установленных законодательством. Подпункт 12 п. 1 ст. 264 НК РФ К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, перечисленные в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Приказ Минфина России от 13.08.99 № 57н Оплата суточных -- 55 руб. за каждый день нахождения в командировке. Для зарубежных командировок Минфином России установлены дифференцированные размеры суточных в зависимости от стран. Суточные не выплачиваются при однодневных командировках, то есть при поездках в другую местность, откуда командированный может ежедневно возвращаться к месту своего жительства. Оплата найма жилого помещения -- по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 270 руб. в сутки. При отсутствии подтверждающих документов -- в размере 7 руб. в сутки. Приказ Минфина России от 06.07.2001 № 49н Оплата суточных -- 100 руб. за каждый день нахождения в командировке. Для зарубежных командировок Минфином России установлены дифференцированные размеры суточных в зависимости от стран. Суточные не выплачиваются при однодневных командировках, то есть при поездках в другую местность, откуда командированный может ежедневно возвращаться к месту своего жительства. Оплата найма жилого помещения -- не лимитируется.
Пункт 12 инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62 Оплата проезда компенсируется в сумме документально подтвержденных фактических затрат на проезд в общественном транспорте (кроме такси), а также на проезд транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта, а также расходов за пользование в поездах постельными принадлежностями, подтвержденных квитанциями об оплате Пункты 12, 13 и 18 инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 № 62 Оплата проезда -- не лимитируется

Для целей налогообложения с 1 января 2002 года расходами на командировки признаются в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, следующие виды затрат:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

  • наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами). Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.04.97 № 490, в цену номера (места в номере) входит перечень обязательных услуг, которые устанавливает администрация гостиницы. Дополнительные услуги, предоставляемые за плату, не могут быть принудительно навязаны потребителю (проживающему), и в соответствии с п. 11 указанных Правил потребитель вправе отказаться от их оплаты;
  • суточные и (или) полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ. В соответствии с приказом Минфина России от 06.07.2001 № 49н “Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации”, изданным во исполнение п. 4 постановления Правительства РФ от 26.02.92 № 122 “О нормах возмещения командировочных расходов”, с 1 января 2002 года норма оплаты суточных установлена в размере 100 руб. за каждый день нахождения в командировке;
  • оформление и выдача виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ в том случае, если паспорт не является служебным, расходы на его оформление подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;
  • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Перечисленные в пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ сборы и платежи касаются только командировочных расходов. Следует обратить внимание на то, что суммы портовых и аэродромных сборов, указанные в пп. 4 п. 1 ст. 264 НК РФ, связаны со всеми остальными случаями, возникающими в предпринимательской деятельности организации.

Таким образом, с 1 января 2002 года размер возмещения затрат работника на наем жилого помещения при служебной командировке не лимитируется.

В то же время израсходованные сверх норм, установленных Правительством РФ, суточные на питание командированных работников не будут приниматься для целей налогового учета.

По сравнению с ранее действовавшим порядком признания затрат на командировки для целей налогообложения, установленных Положением № 552, главой 25 НК РФ расширен перечень данных затрат. И, кроме того, перечень затрат на командировки не является закрытым.

Расходы на компенсацию за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок

Компенсация выплачивается работникам организаций за использование ими для служебных поездок личных легковых автомобилей. Выплата производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.

Порядок и условия выплаты компенсаций за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок установлены письмом Минфина России от 21.07.92 № 57 “Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок”.

Компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля иностранных марок выплачивается в размерах, соответствующих классу автомобиля согласно его техническим параметрам.

Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя организации, в котором предусматриваются размеры компенсации.

Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок.

В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).

Для получения компенсации работник должен представить в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке.

Компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней.

За время нахождения работника в отпуске, командировке, в случае невыхода на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.

Для целей бухгалтерского учета расходы на компенсацию за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок (на основании пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99) признаются расходами по обычным видам деятельности в сумме фактически произведенных затрат и отражаются по дебету 20 “Основное производство”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 44 “Расходы на продажу” (см. табл. 4).

Для целей налогообложения до 1 января 2002 года нормы расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и порядок их отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) были утверждены пп. “и” п. 2 и п. 12 Положения № 552 и приказом Минфина России от 04.02.2000 № 16н “Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок” (далее -- приказ № 16н).

Таблица 4. Сравнительная таблица старых и новых норм налогового учета, касающихся квалификации и признания расходов на компенсацию за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок
Старые нормы (до 01.01.2002) Новые нормы (с 01.01.2002)

Подпункт “и” п. 2 Положения № 552 В себестоимость продукции (работ, услуг) в составе затрат, связанных с управлением производством, включаются затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

Для целей налогообложения компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок принимаются в пределах, установленных законодательством.

Приказ № 16н Марка автомобиля -- норма в месяц (руб.) ЗАЗ -- 116 ВАЗ (кроме ВАЗ-2121) -- 148 АЗЛК, ИЖ -- 173 ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121 -- 221 Мотоциклы (для работников органов местного самоуправления сельской местности) -- 91

Подпункт 11 п. 1 ст. 264 НК РФ К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством РФ.

До очередного пересмотра норм в связи с уровнем инфляции действуют нормы, установленные приказом № 16н

Для целей налогообложения с 1 января 2002 года расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей (согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) в качестве прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, принимаются в пределах норм, установленных Правительством РФ. В настоящее время действуют предельные размеры компенсации, установленные приказом № 16н в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 24.05.93 № 487 “О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок”.

1: Продолжение. Начало см. в “РНК”, 2002, № 2.

2: До 1 января 2002 года определение расходов как представительских регулировалось приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26н “О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения” (с изменениями от 01.03.2001 № 18н) (далее -- приказ № 26н), с 1 января 2002 года -- в п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы определяются в аналогичном порядке. -- Примечание редакции.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 42.11%
  • Нет 57.89%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль