Страны СНГ: новое в законодательстве

655
Координационный совет руководителей налоговых служб (КСРНС) государств -- участников СНГ начинает свою деятельность в непростое время.

В декабре 2001 года исполнилось 10 лет со дня образования Содружества Независимых Государств. Прошедшие 10 лет показали, что некоторые государства -- участники СНГ до сих пор двигаются по разным траекториям экономических реформ. Это объясняется разным стартовым экономическим положением и разной интегрированностью в прежнем едином народнохозяйственном комплексе СССР. Вследствие этого в отдельных государствах сформировались нестыкующиеся, самодовлеющие финансово-хозяйственные механизмы и условия экономической деятельности. Переход к рыночной экономике государства осуществляют, находясь на различных стадиях зрелости рыночных отношений, что создает объективные предпосылки для широкого обмена опытом между их налоговыми службами.

Последствия экономической интеграции в СНГ будут носить двоякий характер. С одной стороны, они будут стимулировать снижение межгосударственных барьеров, препятствующих международной экономической деятельности. Этому будет способствовать формирование зоны свободной торговли -- первый этап в создании общего экономического пространства государств -- участников СНГ.

С другой стороны, снижение межгосударственных барьеров, как и любое другое ослабление контроля внешнеэкономической деятельности, чревато ростом налоговых правонарушений. Это неизбежно влечет за собой необходимость усиления взаимодействия налоговых служб государств -- участников СНГ, позволяющего предпринимать скоординированные действия по пресечению незаконного уклонения от налогообложения.

Проблемы, стоящие перед налоговыми службами государств -- участников СНГ, усугубляются необходимостью поиска адекватных механизмов налогового администрирования в условиях глобализации мировой экономики. С возрастанием роли транснациональных компаний, появлением новых технологий, способствующих процессу “дематериализации” экономики, перед налоговыми ведомствами встает задача не только их модернизации с целью адаптации к новым реалиям внешнеэкономической деятельности, но и поиска современных решений, которые позволили бы предотвратить новые возможности уклонения от уплаты налогов.

Для решения общих экономических проблем и равномерного развития государств -- участников Содружества Независимых Государств основными направлениями в деятельности Координационного совета руководителей налоговых служб стран СНГ являются:

  • повышение качества сотрудничества между налоговыми службами государств -- участников Содружества, отвечающих в соответствии с национальным законодательством за налоговую политику и налоговое администрирование;
  • выработка предложений по совершенствованию и гармонизации национальных законодательств, регулирующих налоговую политику и налоговое администрирование;
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими органами отраслевого сотрудничества государств -- участников СНГ и национальными структурами, в функции которых входят вопросы налоговой политики и налогового администрирования, в соответствии с действующими национальными законодательствами и нормами международного права;
  • содействие реализации принятых межгосударственных и межправительственных соглашений и решений в области налоговой политики и налогового администрирования;
  • обеспечение прозрачности налогового законодательства государств -- участников СНГ с целью создания единого налогового пространства, позволяющего обеспечить равные условия хозяйственной деятельности;
  • укрепление налогового контроля в сфере внешнеэкономической деятельности;
  • интенсификация обмена информацией между налоговыми службами государств -- участников СНГ в области контроля за фактическим перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле при взимании косвенных налогов по принципу “страны назначения” между государствами --участниками СНГ;
  • изучение международного опыта по вопросам налогообложения.

22 февраля 2002 года в г. Москве состоится второе заседание КСРНС. Надеюсь, что на данном заседании удастся закрепить предварительные договоренности и усилить интеграцию и взаимодействие между нашими ведомствами.

Армения

С января 2002 года практически во все налоговые законы Армении внесены поправки, направленные прежде всего на усиление налогового администрирования, борьбу с теневой экономикой и повышение мер ответственности в случаях налоговых уклонений.

В Закон РА “О налоге на прибыль” внесена поправка, согласно которой предусмотрено применение штрафных санкций в размере 20% к излишне показанной сумме убытка. Кроме того, согласно изменению, внесенному в Закон РА "О налогах", налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы отчеты о физических объемах производства и оборота, а также фактических ценах (в том числе усредненных) реализации продукции, включенной в перечень, в порядке, установленном Правительством РА.

В состав нормируемых затрат включены также расходы на маркетинг за пределами Армении.

Льгота по налогу на прибыль предприятий с иностранными инвестициями впредь будет применяться лишь при условии фактического пополнения уставного капитала и не будет распространяться на инвестиции в виде нематериальных активов.

Поправка к Закону РА "О налоге на добавленную стоимость" способствовала четкому разграничению обычного и упрощенного режима налогообложения.

Сокращено количество льгот по НДС, в частности по неоплачиваемым потребителями радио- и телепередачам; операциям, связанным с получением и выдачей патентов и лицензий; сделкам, осуществляемым в рамках гуманитарных и благотворительных программ.

При составлении налоговых счетов без поставки товаров или оказания услуг с лиц, выписывающих такие счета, будет взиматься сумма НДС, выделенная в налоговом счете, а также штраф в размере 100% суммы НДС, но не менее 1 млн. драмов.

В соответствии с постановлением Правительства РА № 481 от 30.05.2001 при превышении величины облагаемого оборота в 500 тыс. драмов, включенной в полученные или представленные счета, налогоплательщик обязан представлять информацию налоговым органам.

Изменения в Закон РА "Об упрощенном налоге" введены для упорядочения применения его отдельных статей.

Поправкой в Закон РА "Об организации и проведении проверок в РА" предусмотрено предоставление налоговым органам дополнительных полномочий для проведения проверок на предмет достоверности конкретных сделок, недоимок и переплат.

Изменениями в Закон РА "О налогах" предусмотрено, что с лиц, не зарегистрированных или не имеющих лицензию, в порядке, установленном законодательством РА, будет взиматься штраф в размере 50% оборота по реализации (валового дохода), исчисленного по результатам их деятельности.

Цель нового пакета законодательных изменений -- обеспечить равные условия налогообложения для хозяйствующих субъектов, в частности путем применения налоговых рычагов по отношению к необлагаемому обороту и незаконному предпринимательству. Основополагающие принципы таковы:

  • неизменность налогового бремени для законопослушных налогоплательщиков;
  • неизменность подходов к ставкам налогов, порядку их исчисления и уплаты;
  • предоставление дополнительных полномочий налоговым органам в целях усиления борьбы с необлагаемым оборотом, незаконным предпринимательством;
  • дальнейшее упрощение налогового поля для малого и среднего бизнеса;
  • обеспечение законодательного соответствия между различными видами налогов.

Белоруссия

Начало формирования структуры налоговой службы Республики Беларусь положено постановлением Совета Министров БССР от 02.04.90 № 78. Дальнейшее совершенствование законодательства, а именно принятие в феврале 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь Закона Республики Беларусь “О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь”, издание Указа Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 № 516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь" и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 “Вопросы Министерства по налогам и сборам”, способствовало возрастанию роли налоговых органов в системе государственного управления и закрепило их основные задачи, права и обязанности.

Основными задачами налоговых органов являются осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, правильностью исчисления и уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Кроме того, в компетенцию налоговых органов входит осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий; выполнение функций агентов валютного контроля (в пределах своей компетенции); подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами и изучение опыта работы последних.

Деятельность Министерства по налогам и сборам в области международных налоговых отношений осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, создается договорно-правовая база Республики Беларусь. Во-вторых, ведется совместная работа с налоговыми органами других государств, в основе которой лежат двусторонние договоры о взаимодействии.

В настоящее время численность работников налоговых органов республики составляет более 10,5 тыс. человек. В структуру министерства входит 171 инспекция МНС, в том числе 7 -- по областям и г. Минску, 140 -- по городам и районам, 24 -- по районам в городах областного подчинения и в г. Минске.

Основной вклад в формирование доходов бюджета вносят государственные предприятия, акционерные общества, объединения (79% всех налоговых поступлений). На долю частных предприятий приходится более 18% поступающих в бюджет налогов и сборов. За счет налоговых поступлений формируется около 90% доходов консолидированного бюджета.

Налоговая нагрузка на экономику республики имеет устойчивую тенденцию к снижению. Это стало возможным в первую очередь за счет уменьшения ставок платежей из выручки и применения “нулевой” ставки НДС при экспорте продукции.

В 2002 году предприняты шаги по дальнейшему снижению налогового бремени на экономику и унификации национального законодательства с законодательством Российской Федерации. Так, с 2002 года ставка по налогу на прибыль снижена с 30 до 24%. В перспективе -- постепенная отмена целевых платежей от выручки, уменьшение размера финансовых санкций и упрощение налогового законодательства.

Казахстан

Министерство государственных доходов Республики Казахстан было образовано Указом Президента Республики Казахстан от 12.10.98.

Министерство объединило практически все фискальные органы страны: налоговую и таможенную службы, Комитет по работе с несостоятельными должниками, Комитет по государственному контролю над производством и оборотом подакцизной продукции.

Для того чтобы установить баланс между интересами государства и интересами налогоплательщиков, постоянно совершенствуется налоговое и таможенное законодательства. Принятие 12 июня 2001 года Закона Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" по праву можно считать важным этапом на пути совершенствования законодательства.

В настоящее время в целях упрощения таможенного законодательства для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) сотрудниками министерства ведется активная работа по совершенствованию нормативно-правовых актов по таможенному делу.

Не менее важным шагом на пути совершенствования налогового администрирования стало решение проблемы трансфертного ценообразования, связанной с занижением экспортных цен крупными предприятиями-экспортерами и соответственно недопоступлением значительных сумм потенциальных налогов в государственный бюджет. Поэтому в рамках деятельности Министерства был сделан акцент на работе с крупными предприятиями-экспортерами.

Внедрение в 1999 году электронного мониторинга крупных налогоплательщиков сделало возможным контролировать деятельность крупных предприятий с точки зрения формирования цены, реальности отгрузки товаров, достоверности налоговых счетов-фактур, себестоимости, проведения встречных проверок, применения трансфертных цен, что сказалось на резком увеличении поступлений налогов и платежей в бюджет от крупнейших предприятий страны.

Следующей ступенью в реформировании налоговой и таможенной систем является автоматизация процессов налогового администрирования, таможенного оформления, контроля и учета движения грузов, подлежащих таможенному оформлению.

Первостепенная роль отводится созданию системы информационных технологий -- внедрению Единой автоматизированной системы таможенной службы, что упростит таможенные процедуры, и системы государственного реестра налогоплательщиков и объектов государственного реестра налогоплательщиков и объектов налогообложения (РНИОН), суть которой заключается в создании электронных реестров по всем объектам налогообложения в государственных органах, ответственных за их использование, в том числе по земельным ресурсам, транспортным средствам, по пользованию водными, лесными ресурсами, использованию воздушного пространства, недр и т. д.

Главным итогом в работе министерства за годы независимости республики стал поступательный рост доходов государственного бюджета на фоне либерализации налогового законодательства, упорядочения взаимоотношений между фискальными органами и налогоплательщиками.

Киргизия

История создания Государственной налоговой службы Кыргызской Республики начинается с постановления Совета Министров СССР от 29.01.90 № 76 “О Государственной налоговой службе”.

Обретение Кыргызской Республикой, избравшей рыночный путь развития, экономического и политического суверенитета положило начало реформам в налоговой системе.

Действовавшая до 1 июля 1996 года система налогов состояла из 12 республиканских и 12 местных налогов. Существование большого количества законодательных актов и налогов, двойного обложения одних и тех же объектов усложняло деятельность хозяйствующих субъектов и вело к большим затратам в администрировании и отсутствию знаний у большинства налогоплательщиков о своих обязательствах по налогам.

1 июля 1996 года Кыргызстан первым из стран бывшего Советского Союза принял Налоговый кодекс, которым и был завершен первый этап налоговых реформ в стране. Налоговый кодекс является сводом законоположений по всем налогам, их администрированию, налоговым действиям налогоплательщиков, обязанностям и полномочиям налоговых органов на территории Кыргызской Республики.

Налоговый кодекс постоянно совершенствуется, в его положения вносятся изменения и дополнения. Так, среди прочих изменений, внесенных в Налоговый кодекс, можно отметить уменьшение размеров применяемых штрафных санкций, снижение ставок подоходного налога с 40 до 10%, установление нулевой ставки НДС на поставки работ и услуг, связанных с международными перевозками, и др.

Для упрощения налогообложения малого и среднего бизнеса Налоговой службой широко внедряется патентная система, позволяющая с минимальными затратами оформить разрешение на право занятия предпринимательской деятельностью. С 1 января 2002 года вступил в силу Закон Кыргызской Республики “Об упрощенном налогообложении субъектов малого предпринимательства”.

Вместе с тем в Налоговый кодекс были внесены более 500 поправок, усложняющих администрирование налогов. Таким образом, назрела необходимость реформирования существующей налоговой системы. В связи с этим в июле 2001 года была принята Концепция совершенствования налоговой политики в Кыргызской Республике. Основными направлениями настоящей налоговой реформы стали:

  • снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов, снижение ставок прямых налогов, сокращение количества неэффективных местных налогов и сборов;
  • расширение налогооблагаемой базы путем введения налога на имущество, налога за недропользование с одновременной отменой отчислений на воспроизводство и развитие минерально-сырьевой базы;
  • улучшение и усиление администрирования налогов и др.

Реализация отдельных положений концепции уже начата. Так, с 1 января 2002 года ставка налога на прибыль снижена с 30 до 20%, доходы физических лиц облагаются по ставке 10 и 20%.

Налоговая служба Кыргызской Республики постоянно изучает и перенимает положительный опыт работы других стран, работает над соглашениями об избежании двойного налогообложения, установлением тесных контактов по взаимодействию с налоговыми службами стран СНГ, с международными финансовыми организациями, с экспертами ГТЦ, ЮСАИД, ТАСИС.

Молдова

До 1990 года налоговая система в республике развивалась на основании законов и других нормативных актов СССР, а начиная с марта 1990 года -- в соответствии с постановлением Совета Министров МССР № 68. В 1990 году в системе Министерства финансов были созданы 40 территориальных налоговых инспекций и Главная государственная налоговая инспекция как структурное подразделение Министерства финансов Республики Молдова.

Первые налоговые законодательные акты были разработаны и вступили в силу в 1991 году. С тех пор были разработаны и введены в действие шесть разделов Налогового кодекса (VII раздел в настоящее время находится в стадии разработки) и целый ряд нормативных актов, вытекающих из этих разделов. Переход на новую единую систему налогообложения доходов юридических и физических лиц был осуществлен одновременно с введением I и II разделов Налогового кодекса.

Принятием III раздела был осуществлен переход обложения НДС по принципу назначения товара.

V раздел носит название “Налоговое администрирование”. Безусловно, он является самым важным разделом Налогового кодекса, поскольку определяет права и обязанности органов налогового администрирования и регламентирует налоговую процедуру.

Численность жителей Республики Молдова, исключая Приднестровье, составляет больше 3,6 млн. человек, а число сотрудников Государственной налоговой службы составляет 2800 человек, включая сотрудников Финансовой Гвардии -- милитаризированного неказарменного подразделения, в обязаности которого входят оперативные проверки в целях соблюдения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве и бухгалтерском учете.

Одновременно с введением в действие V раздела Налогового кодекса (1 июля 2002 года) это подразделение -- Финансовая Гвардия -- будет иметь право проводить предварительное следствие и дознание налоговых преступлений.

В Республике Молдова взимаются 23 общегосударственных и местных налогов и сборов, четыре из них -- основные. Их удельный вес в консолидируемом бюджете последних лет распределяется следующим образом: подоходный налог -- 13%; НДС -- 33%; акцизы -- 16%; налог на собственность (земельный и на недвижимость) -- 4%; другие налоги и выплаты – около 34%.

В целях предотвращения уклонений от уплаты налогов были созданы 11 общих внутренних контрольных налоговых постов, которые на протяжении 2000 года перечислили дополнительно в бюджет налогов на сумму 27,5 млн. леев.

На данном этапе руководство ГГНИ особое внимание уделяет усовершенствованию информационно-технологического оснащения, выбору оптимальных программ для регистрации и учета информации о деятельности каждого налогоплательщика. В 1999 году ГГНИ перешла на новый метод приема и специализированной обработки налоговой документации. Для этого в начале текущего года запланировано при Главной государственной налоговой инспекции создание центра по обработке всех налоговых деклараций и информаций.

Кроме того, каждый год организовываются курсы повышения квалификации для 300--400 служащих Государственной налоговой службы, а 15--20 работников с этой же целью выезжают за рубеж.

Украина

С 30 октября 1996 года в независимой Украине начала действовать Государственная налоговая служба. Созданная Указом Президента Украины Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) поставила дело первоочередного государственного значения -- наполнение бюджета, обеспечение социальных функций и функций безопасности государства -- на качественно новый уровень.

В ГНАУ работает команда менеджеров государственной службы, для которых организация работы налоговых служб европейских государств служит примером. Уже несколько лет специалистов ГНАУ консультируют эксперты из Голландии и Канады; они вместе с украинскими коллегами разрабатывают и внедряют проекты администрирования различных налогов.

Соединение эффективной структурной организации и постоянного усовершенствования позволяет налоговой службе решать непростые задачи, выполнять крайне напряженные бюджетные назначения. Не было ни одного года, когда бы ГНА Украины не выполнила контрольных заданий правительства. При этом в период с 1997 года по 2001 год ежегодные поступления в бюджет увеличились в 1,6 раза, а количество работников службы сократилось на 10%. Налоговые органы страны обеспечивают поступление около 80% доходов Сведенного бюджета.

С первого года существования в Государственной налоговой администрации началось создание банка данных о плательщиках налогов. Сегодня это наиболее полная, основанная на самых современных информационных технологиях система в стране, позволяющая за считанные минуты получить необходимые сведения о “налоговой истории” плательщика из любого региона страны.

ГНА Украины еще три года назад разработала проект Налогового кодекса и делает все, для того чтобы он был принят Верховной Радой Украины. Налоговый кодекс несет в себе такие системные изменения налоговой сферы, при которых Украина может стать государством с самым низким уровнем налогообложения в Европе и прозрачной системой администрирования, в которой равнозначно защищены права как государства, так и налогоплательщика.

Налоговая служба имеет на своем счету свыше 200 инициатив, направленных на утверждение в налоговой сфере норм гражданского общества. В частности, сами налоговики предложили идею “налоговых каникул” для малого бизнеса, шкалу налогообложения физических лиц, состоящую из двух ставок (10 и 20%), урегулировали использование контрольно-кассовых аппаратов, воплотили идею общественного контроля в проверках средств массовой информации.

Государственная налоговая администрация ведет настоящее наступление на неоправданные льготы, фиктивное предпринимательство и отмывание денег.

Самоотверженный труд налоговиков получил одобрительную оценку Президента и Правительства Украины. 13 июля 2000 года Президент Украины подписал Указ “О Положении про Государственную налоговую администрацию Украины”, в котором подчеркивается, что именно ГНА Украины обеспечивает реализацию единой государственной налоговой политики.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 55.56%
  • Нет 44.44%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль