Налоговые декларации в электронном виде: решения и перспективы

1066
Электронный документооборот -- шаг вперед во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов Максимальная автоматизация процессов, связанных с налогообложением,...

Электронный документооборот -- шаг вперед во взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов

Максимальная автоматизация процессов, связанных с налогообложением, стала не только насущной потребностью, но и необходимым условием успешной реализации налоговой реформы.

Сотрудники налоговых органов -- одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий -- в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации. Не останавливаясь на достигнутых результатах, мы приступили к реализации утвержденной в конце 2001 года федеральной программы развития налоговых органов, которая предусматривает дальнейшие работы по повышению уровня оснащенности современными программно-аппаратными средствами обработки информации, средствами телекоммуникаций, защиты информации и переход на качественно новый уровень сбора и обработки налоговой отчетности, адекватный требованиям времени. Вместе с тем в настоящее время налоговые органы принимают налоговую и другую отчетность только в бумажном виде, так как эта форма установлена нормативными документами. Естественно, такие ограничения снижают эффективность работы налоговых органов и создают дополнительные неудобства налогоплательщикам. Принятием поправок к ст. 80 НК РФ это препятствие устранено, и теперь налогоплательщик вправе выбирать: подавать отчетность в электронном виде по каналу связи или по-прежнему стоять в очереди в налоговой инспекции. Следует помнить, что системы информационного взаимодействия подразумевают единый подход к процедуре представления отчетности и строгое соблюдение правил, ее описывающих. Даже небольшое отклонение приведет к тому, что стороны информационного взаимодействия перестанут понимать друг друга, а следовательно, “взаимодействия” не произойдет. Конфликт между налогоплательщиком и налоговыми органами может возникнуть в случае ошибки при ручном вводе информации в системы ее обработки, которые развернуты в каждом налоговом органе независимо от уровня. Причем они вызывают не только потери рабочего времени, но и способствуют формированию негативного отношения между налогоплательщиками и сотрудниками налоговых органов.

И это происходит тогда, когда использование компьютерных технологий для автоматизации управления производством и бухгалтерской деятельности уже стало массовым явлением. Бурно развивается сфера телекоммуникационных услуг и интернет. Да и в налоговых органах, как уже отмечалось выше, уровень компьютеризации за последние годы заметно вырос. В связи с этим вполне естественными выглядят многочисленные попытки применить современные технологии для формирования и представления налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы.

Прогресс в сфере компьютерных и телекоммуникационных технологий создает технические предпосылки для постепенного перехода от традиционного документооборота, основанного на бумажных носителях, к электронному. Однако реализации этих возможностей долгое время препятствовало отсутствие надежной правовой базы.

Начало 2002 года ознаменовано событиями, которые существенно меняют ситуацию. Принят Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи”, что, безусловно, даст мощный импульс широкому внедрению электронного документооборота во всех сферах деятельности, в том числе и в сфере государственного управления.

Не менее важным событием стало внесение изменений и дополнений в ст. 80 НК РФ, уточняющих порядок представления налоговых деклараций. Суть этих изменений заключается в том, что налоговые декларации могут представляться в налоговые органы не только на бумажных бланках, но и в электронном виде, в том числе по телекоммуникационным каналам связи. Таким образом, характер взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков уже в самом ближайшем будущем может существенно измениться.

Следует отметить, что МНС России не поддалось соблазну скороспелых решений, а провело большую подготовительную работу. Ведь при сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде очень важно обеспечить юридическую значимость представляемых документов и гарантировать конфиденциальность передаваемых таким образом данных.

Начиная с 1999 года Налоговым кодексом предусмотрена возможность сдачи отчетности по доходам физических лиц на магнитных носителях. Причем для предприятий с числом занятых свыше 10 такая форма представления отчетности является обязательной. К настоящему времени на магнитных носителях сдается около 95% справок работодателей по этому виду налога. При этом данные на бумажном носителе представлять необязательно. Юридическая значимость представленных данных подтверждается сопроводительными реестрами на бумаге, в которых указывается, какие виды отчетности и за какой период представлены на магнитном носителе.

Во многих регионах проводились и проводятся также эксперименты по приему налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на магнитных носителях. Как правило, в предлагавшихся при этом технологиях магнитный носитель лишь дублировал данные на бумаге, позволяя несколько сократить время на прием и обработку данных, но не решая проблему по существу. Между тем и налогоплательщики, и сотрудники налоговых органов неоднократно высказывали пожелание перейти на бесконтактные и безбумажные технологии сдачи отчетности.

В ряде регионов проводятся эксперименты по отработке технологии сдачи отчетности по каналам связи, в том числе с использованием интернета, в ходе которых апробировались различные решения. Результаты экспериментов внимательно изучались. Тщательно анализировался и зарубежный опыт. Все это позволило сделать вывод не только о принципиальной возможности перехода на безбумажные и бесконтактные методы представления отчетности, но и о реальности такого перехода в самой ближайшей перспективе, что нашло свое отражение в вышеупомянутых изменениях, внесенных в Налоговый кодекс.

Однако не следует думать, что с 1 февраля 2002 года (именно тогда изменения вступают в силу) любой налогоплательщик может произвольно подготовить налоговую декларацию в электронном виде и принести ее в налоговую инспекцию на магнитном носителе или передать по обычной электронной почте, установленной на его компьютере. Как определено в новой редакции ст. 80 НК РФ, порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется МНС России.



Характеристика системы электронного документооборота

В настоящее время МНС России подготовлен комплект документов, определяющих все технологические и организационно-правовые процедуры при представлении налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи. Рассмотрим основные моменты, характеризующие эту систему.

Представление налоговых деклараций в электронном виде будет осуществляться, с одной стороны, по добровольному желанию налогоплательщика, а с другой стороны, -- при наличии у налоговых органов технических возможностей для их приема. В последнее время МНС России предприняты меры по укреплению материально-технической базы территориальных инспекций, создающие возможность организации электронного документооборота между налоговыми органами различных уровней и налогоплательщиками, а также между налоговыми органами и другими ведомствами. Уже свыше 1000 налоговых инспекций местного уровня располагают соответствующими программно-техническими и телекоммуникационными комплексами, и работа в этом направлении будет продолжена.

Защита информации при представлении отчетности по электронной почте будет обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических мер. Организационные меры по обеспечению информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче налоговых деклараций и форм отчетности.

Программно-технические меры заключаются в использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) средств криптографической защиты информации и автоматическом выполнении функций специального регламента электронного документооборота, что гарантирует не только конфиденциальность переписки участников системы, но и разрешение разного рода конфликтных ситуаций, возникающих между ними.

Механизм разрешения конфликтных ситуаций допускает досудебные разбирательства и будет зафиксирован в порядке обмена, утверждаемом МНС России. Налогоплательщик, участвующий в системе электронного документооборота с налоговыми органами, берет на себя обязательства соблюдать регламент обмена и правила работы со средствами криптографической защиты информации.

Средства криптографической защиты информации обеспечивают электронную цифровую подпись (ЭЦП) и шифрование, имеющее гарантированную стойкость. Шифрование защищает от несанкционированного просмотра электронного документа третьими лицами при передаче по общедоступным каналам связи, а ЭЦП гарантирует однозначную идентификацию отправителя и защиту электронного документа от искажений.

Перечень налоговых деклараций и иных документов, подлежащих представлению в налоговые органы в электронном виде, утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Как известно, в территориальных налоговых инспекциях используются разные программы для обработки налоговой отчетности и ведения баз данных камеральных проверок. Еще большее разнообразие наблюдается в программных средствах, используемых налогоплательщиками для подготовки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. Обеспечить совместимость и “взаимопонимание” этих программ призван единый формат представления данных бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. Такой формат был разработан и апробирован в ходе пилотных проектов, проводившихся в Москве и других регионах. Формат, описывающий свыше 30 основных форм отчетности за 2001 год, уже утвержден, а работа над форматом на 2002 год, в котором список форм будет максимально расширен, близка к завершению. Эти унифицированные форматы будут открыты для использования всеми разработчиками программных средств для налогоплательщиков и налоговых органов.

При соблюдении основных условий представления налоговых деклараций и иных документов в электронном виде налогоплательщик будет освобождаться от необходимости представления последних в налоговые органы на бумаге. Но при этом и налогоплательщик, и сотрудники налоговых органов должны обеспечить хранение архива документов в электронном виде в течение срока, определяемого законодательством Российской Федерации. Возможно, на первых порах налогоплательщикам будет рекомендовано хранить бумажные копии налоговых деклараций, переданных в налоговые инспекции в электронном виде по каналам связи, у себя.

Представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи будет осуществляться через специализированных операторов связи, определяемых на основе аттестации (конкурсного отбора), в соответствии с законодательством Российской Федерации и документами, утверждаемыми Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Таковыми должны быть организации, имеющие соответствующие лицензии ФАПСИ и Министерства связи и отвечающие требованиям по обеспечению регламента взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами в автоматизированном режиме.

В соответствии с поправками к Налоговому кодексу при представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган будет обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. Фактически это будет та же декларация, но уже заверенная электронной цифровой подписью уполномоченного лица налогового органа.

И еще один немаловажный момент. При представлении налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи дата ее представления будет подтверждаться специализированным оператором по аналогии с тем, как это делается сейчас при отправке деклараций по обычной почте.

Условия перехода на систему электронного документооборота

Для того чтобы иметь возможность передавать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по каналам связи, налогоплательщик должен будет обратиться в налоговый орган по месту своего учета с письменным заявлением и получить формальное согласие. Смысл этой процедуры состоит в том, что налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем желании в дальнейшем передавать отчетность именно по каналам связи, а не на бумаге и обязуется соблюдать все правила и процедуры. В свою очередь, налоговый орган регистрирует налогоплательщика как участника электронного документооборота и соответствующим образом настраивает свои средства на прием отчетности от данного налогоплательщика.

Другим условием представления налоговых деклараций в электронном виде является использование программных и аппаратных средств, обеспечивающих возможность:

  • формирования данных налоговой декларации для их последующего представления в виде электронных документов по каналам связи и на магнитных носителях в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
  • подписания передаваемых электронных документов электронной цифровой подписью и проверки электронных цифровых подписей, поставленных на полученных электронных документах, при помощи средств, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;
  • шифрования передаваемых электронных документов при помощи средств криптографической защиты информации, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;
  • поддержки порядка взаимодействия участников информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде, утверждаемого Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Эти средства налогоплательщик может приобрести у соответствующих разработчиков или разработать самостоятельно. Важно только обеспечить наличие соответствующих сертификатов, подтверждающих совместимость с аналогичными средствами, установленными в инспекциях. Все средства криптографической защиты информации, применяемые для шифрования отчетности, должны в обязательном порядке иметь сертификат ФАПСИ, так как по законодательству Российской Федерации органам исполнительной власти использовать средства шифрования, не имеющие сертификата ФАПСИ, запрещается. В противном случае система не будет работать, поскольку мы не сможем гарантировать юридическую значимость электронных документов и обеспечить конфиденциальность обмена.

Последовательность действий при отправке отчетности в электронном виде

Регламент обмена электронными документами при представлении отчетности по каналам связи предполагает следующую последовательность действий, выполняемых автоматически:

  • при отправке отчетности налогоплательщиком файл отчетности подписывается ЭЦП налогоплательщика, зашифровывается и отправляется на сервер электронной почты оператора;
  • при получении этого электронного документа в налоговой инспекции он расшифровывается, проверяется совпадение ЭЦП налогоплательщика, что гарантирует отсутствие искажений при поступлении документа в налоговый орган, равно как и невозможно внесение изменений со стороны работников налоговых органов без обнаружения изменения электронного документа. Если результат проверки ЭЦП положительный, то электронный документ подписывается второй подписью (ЭЦП налоговой инспекции), зашифровывается и отправляется налогоплательщику. Одновременно электронный документ с двумя ЭЦП (налогоплательщика и инспекции) сохраняется в архиве инспекции для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу содержания документа. Если результат проверки ЭЦП отрицательный, то файл отчетности не принимается, а налогоплательщику высылается соответствующее уведомление;
  • налогоплательщик, получивший свой файл отчетности с двумя ЭЦП, также сохраняет его в архиве для предъявления при возникновении спорной ситуации по поводу содержания документа;
  • на сервере электронной почты оператора фиксируется факт поступления электронного документа в адрес налоговой инспекции и формируется подтверждение оператора -- электронный документ, содержащий дату и время сдачи отчетности, подписанный ЭЦП оператора и зашифрованный;
  • оператор высылает подтверждения, содержащие дату и время сдачи отчетности, и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Эти подтверждения подписаны ЭЦП оператора и не могут быть произвольно изменены. Налогоплательщик и налоговая инспекция подписывают эти подтверждения своими ЭЦП и отправляют оператору, одновременно сохраняя их в своих архивах для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу даты сдачи отчетности;
  • кроме того, в налоговой инспекции файлы с формами отчетности перед обработкой проходят входной контроль на соответствие требованиям формата. По результатам входного контроля формируется протокол, который подписывается ЭЦП налоговой инспекции и также отправляется налогоплательщику.

Таким образом, налогоплательщик, пользующийся системой сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи, может считать цикл сдачи отчетности полностью выполненным, если он имеет:

  • подтверждение оператора, подписанное ЭЦП оператора и самого налогоплательщика;
  • файл отчетности, подписанный ЭЦП самого налогоплательщика и налогового органа;
  • протокол, подписанный ЭЦП налогового органа, о результатах проверки на соответствие формату.

Такой порядок создает основу для корректного разрешения нештатных или же спорных ситуаций, связанных со сдачей отчетности. Приведу несколько основных примеров.

  1. Налоговая отчетность отправлена не тем налогоплательщиком. В этом случае проверка ЭЦП налогоплательщика, осуществляемая при получении электронного документа в налоговой инспекции, даст отрицательный результат, файл не будет принят, а налогоплательщик получит соответствующее уведомление.
  2. Налоговая отчетность не дошла до налогового органа в силу возникших технических проблем на участке между оператором связи и налоговым органом или внутри налоговых органов. В этой ситуации налогоплательщик не получит подтверждение налоговой инспекции (файл отчетности с двумя ЭЦП и протокол входного контроля) о том, что отчетность доставлена. В этом случае срок сдачи отчетности засчитывается по дате и времени, зафиксированным в подтверждении оператора, а файл отчетности должен быть отправлен повторно.
  3. Налогоплательщик и налоговая инспекция по-разному трактуют содержание файла отчетности. На досудебное разбирательство с участием экспертов представляются файлы отчетности с двумя ЭЦП (налогоплательщика и налоговой инспекции) из архивов налогоплательщика и налоговой инспекции. Техническая экспертиза целостности ЭЦП позволит дать однозначный ответ на вопрос о том, у кого из участников обмена хранится корректный документ.
  4. Налогоплательщик и налоговая инспекция по-разному трактуют срок сдачи отчетности. В этом случае на досудебное разбирательство представляются файлы подтверждений оператора с двумя ЭЦП (оператора и налогоплательщика, оператора и налоговой инспекции) из архивов налогоплательщика и налоговой инспекции.

При несогласии сторон с заключением экспертизы за сторонами сохраняется возможность обращения в арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Но, скорее всего, необходимости в этом не будет.

Преимущества и недостатки системы электронного документооборота

Как уже отмечалось, подобная схема взаимоотношений отрабатывалась в рамках пилотных проектов. В Москве, например, около 1000 налогоплательщиков, а также работники 8 налоговых инспекций имели возможность на практике оценить преимущества системы представления отчетности в электронном виде с использованием электронной почты. Работникам налоговых органов не надо тратить время на ввод данных с бумажных носителей в компьютерные базы данных. Кроме того, декларации, поступающие от налогоплательщиков, не содержат арифметических ошибок и неточностей в оформлении обязательных реквизитов. Для налогоплательщиков эта система дает не менее ощутимые преимущества: нет необходимости тратить время в очередях; отчетность точно соответствует всем утвержденным требованиям; обновления форм отчетности налогоплательщикам передаются разработчиками программного обеспечения по каналам связи. Кроме того, по тем же каналам связи налогоплательщики получают из инспекций все информационные материалы, которые обычно размещаются в инспекциях на досках объявлений. И, наконец, главное: в рамках этой системы у налогоплательщиков появляется возможность посылать в инспекции по электронной почте запросы об информации о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней и оперативно получать соответствующие выписки.

Таким образом, речь идет уже не просто о системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, а о более широкой системе информационного обмена между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Следует отметить один отрицательный момент -- подключение и участие в системе представления отчетности в электронном виде по каналам связи будет пока осуществляться на платной основе. Но это уже дело налогоплательщика -- сопоставлять затраты и выгоды и решать, переходить на новую систему или по старинке стоять в очередях. МНС России, в свою очередь, будет предпринимать меры по недопущению монополизации услуг по представлению отчетности в электронном виде и обеспечению доступности этих услуг широким массам налогоплательщиков.

Мы находимся в самом начале пути. Проблемы и трудности, обычно сопутствующие внедрению новых технологий, неизбежны. Описанная выше схема касается лишь одного из возможных вариантов представления отчетности в электронном виде, и мы не собираемся ограничиваться только этим. Наши усилия будут сконцентрированы на следующих основных направлениях:

  • разработка аналогичных схем представления отчетности на магнитных носителях с использованием средств ЭЦП;
  • максимальное расширение перечня форм деклараций, принимаемых в электронном виде;
  • дальнейшее оснащение инспекций местного уровня программно-техническими средствами для работы с электронной отчетностью и обучение кадров;
  • отработка схем информационного обмена на основе web-технологий.

Нельзя игнорировать различия, существующие как между отдельными регионами, так и внутри регионов, по степени развитости телекоммуникационных систем и каналов связи. Далеко не у всех налогоплательщиков имеются компьютеры, не говоря уже о модемах и доступе в интернет или к электронной почте. Да и "привыкание" к новым технологиям потребует определенного времени.

Особого внимания заслуживают малые предприятия и предприниматели без образования юридического лица. Для них необходимо разрабатывать специальные схемы с привлечением специализированных фирм, оказывающих комплексные услуги по ведению бухгалтерского учета, подготовке и представлению отчетности в налоговые органы.

В части межведомственного взаимодействия будут продолжаться работы по схемам информационного обмена на безбумажной основе с федеральным казначейством и другими органами на всех уровнях управления. Необходимо также стремиться к унификации схем, стандартов и процедур представления отчетности в электронном виде с Пенсионным фондом РФ, органами Госкомстата России, Фондом социального страхования РФ и другими ведомствами, которым предприятия и организации представляют отчетность.

Надеюсь, что наши усилия по внедрению новых технологий вызовут понимание и заинтересованность со стороны налогоплательщиков, и они уже в ближайшем будущем смогут оценить их преимущества.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 33.33%
  • Нет 66.67%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль