Проще налоги -- больше сборов

357
Весенняя сессия Госдумы принесла немало изменений в налоговое законодательство. Не за горами осенняя сессия. Что она нам готовит? Читателям журнала будет интересна позиция тех, кто принимает непосредственное участие в разработке налоговых законов. Сегодня наш собеседник -- депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ по 214-му Биробиджанскому избирательному округу, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы, член коллегии МНС России Сергей Иванович ШТОГРИН.

-- Сергей Иванович, как Вы оцениваете результаты весенней сессии Государственной Думы?

-- Государственная Дума поработала очень плодотворно: за весеннюю сессию принят большой блок поправок в уже действующие шесть глав части второй Налогового кодекса. И это очень важно, потому что большинство из них подсказано правоприменительной практикой. Больше всего пришлось править главы 25 «Налог на прибыль организаций» и 26 «Налог на добычу полезных ископаемых». Принят закон, предусматривающий введение двух новых глав Налогового кодекса «Упрощенная система налогообложения» и «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход». По моему мнению, этот закон не улучшает ситуацию с налогообложением малого бизнеса, а еще больше ее запутывает и усложняет. Малому предпринимательству нужен закон, который бы действительно поддерживал его развитие. Для этого необходим дифференцированный подход для разных сфер деятельности.

Кроме того, наемные работники субъектов малого предпринимательства должны быть так же хорошо социально защищены, как и работники бюджетной сферы или крупных предприятий. Сегодня этого нет. Принятый закон сохраняет платежи в Пенсионный фонд. А как же платежи в другие внебюджетные фонды? Можно было бы решить этот вопрос в составе единого налога, тщательно продумав схему его расщепления, но, к сожалению, в рамках принятого закона эта проблема не устранена. А вообще максимальное число налогоплательщиков должно платить налоги по стандартной налоговой системе. Льготные налоговые режимы нужно устраивать только для каких-то отдельных категорий, которые действительно в этом нуждаются.

-- Много было споров, включать или нет субъекты малого бизнеса в цепочку плательщиков НДС. Что Вы думаете по этому поводу?

-- Проблема заключается в том, что у нас есть те, кто работает в цепочке производителей товаров (работ, услуг), и те, кто продает товары в розницу. Работающие в производственной цепочке сами платят НДС и продают товары с НДС, а при розничной торговле НДС к вычету не принимается, а увеличивает себестоимость товара. Для первых выгодно быть плательщиками этого налога, даже если их оборот меньше 1 миллиона рублей в квартал, для вторых выгодно освобождение от уплаты НДС.

Были предложения предоставить право самим налогоплательщикам решить, будут они платить НДС или нет. Но такие предложения нельзя поддерживать, иначе будет полная неразбериха с уплатой этого налога. Проблему следует решать более грамотно, но, к сожалению, пока такое решение не найдено.

-- Как Вы считаете, введение транспортного налога компенсирует бюджетам субъектов федерации отмену с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог?

-- Несмотря на введение нового транспортного налога, увеличение акцизов на 45 процентов на ГСМ, включая бензины, увеличение в 1,8 раза поступлений от земельного налога, источники денежных поступлений в бюджеты не найдены. Передача с 2003 года субъектам федерации дополнительно 1,5 процента налога на прибыль не решает проблему запланированного финансирования дорожных фондов. По моему мнению, этих запланированных 210 миллиардов рублей не будет. Принятый закон о транспортном налоге абсолютно «сырой». Приведу такой пример. Когда законопроект принимали в первом чтении, в нем было прописано, что налоговым периодом по данному налогу является год и налог уплачивается по истечении налогового периода в течение первого квартала, следующего за налоговым периодом. Налогоплательщики, владеющие автомобилями, яхтами, катерами и другими транспортными средствами, должны были заплатить налог только в течение первого квартала 2004 года. При этом планировалось уже в 2003 году получить поступления от этого налога в размере более 20 миллиардов рублей. Затем эту норму все-таки убрали и предоставили законодательным органам субъектов федерации самим решить проблему сроков уплаты налога.

А как, например, будут исполнять такую норму: «Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств»? Транспортное средство ведь не стоит на месте. Как в таком случае определить, где платить налог? В общем, все проблемы, которые не удалось решить в этом законе, перекинули на субъекты федерации.

-- То есть будут трудности со сбором этого налога?

-- Безусловно. Уплата налога на владельцев автомобилей была привязана к техосмотру в ГАИ. По сути, ГАИ его администрировало. К транспортному налогу ГАИ никакого отношения иметь не будет, за исключением того, что эта служба должна выдавать информацию о том, кто каким автотранспортным средством владеет. Отказать в проведении техосмотра при отсутствии данных об уплате налога налогоплательщику не могут. Вот и будет потом налоговый инспектор бегать с пенями и штрафами за каждым автолюбителем, а тот в это время будет спокойно разъезжать по дорогам.

-- Как Вы полагаете, закончилась ли концептуальная правка главы 25 Налогового кодекса?

-- Да, концептуальные изменения завершились. В конце сессии были внесены изменения в главу 25 в части переоценки основных фондов, что было совершенно необходимо. Думаю, хватит устраивать вокруг этой главы ажиотаж. Мы должны хотя бы год поработать с ней в том виде, в каком она представлена сейчас. За это время будут выявлены все ее недостатки. Хочу еще добавить: среди тех, кто занимается налоговым законодательством, принято солидарное решение, что больше не будем готовить такие законопроекты, которые вносят правки практически во все главы Налогового кодекса. Теперь будем рассматривать каждую идею в виде отдельных законопроектов, чтобы более взвешенно принимать по ним решение. Нужно препятствовать тому, чтобы субъекты законодательной инициативы лоббировали какие-то свои положения через общий пакет законов, который нельзя отклонить из-за более важных и нужных норм, чем предложенные лоббистами.

-- Планируется ли внесение изменений в часть первую Налогового кодекса?

-- Да, и эти изменения первоочередные. Прежде всего необходимо поправить статью 40 части первой Налогового кодекса, касающуюся определения рыночной цены товара. Этот вопрос крайне важен в целом для экономики страны, поскольку данное понятие применяется не только в налоговой сфере, но и в других областях экономической деятельности, в частности при банкротстве. Не работают статьи, связанные с уклонением физических лиц от уплаты налогов. Есть вопросы по статьям, касающимся администрирования налогов, налоговых проверок. По этим проблемам имеется предложение Правительства Российской Федерации и пакет законов, внесенный депутатами. Нами осознанно более двух лет не вносились изменения в часть первую Налогового кодекса, так как нам хотелось, чтобы она поработала без изменений подольше и все изъяны за это время могли бы быть выявлены. Сейчас появились вопросы по ряду статей. Правительство, например, настаивает на отмене пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса, который позволяет все неустранимые сомнения, неясности и неточности налогового законодательства толковать в пользу налогоплательщика. Но мы считаем, что не следует отменять презумпцию невиновности налогоплательщика. Дебаты по этому вопросу еще впереди.

-- Будет ли часть вторая Налогового кодекса дополнена новыми главами?

-- Будет, и не одной. У нас в планах стоит новая глава «Государственная пошлина». Кроме того, сейчас в работе находится глава «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». Она уже принята Госдумой в первом чтении 27 июня 2002 года. По моему мнению, вряд ли надо применять систему раздела продукции. Лучше работать по единой налоговой системе и нормально платить налоги. Тогда не будет необходимости создавать дополнительно специальные инспекции. В России сейчас одна из самых либеральных налоговых систем даже по сравнению с европейскими странами. Я уже не говорю о странах СНГ. Мне кажется, нет необходимости придумывать специальные налоговые режимы для тех, кто добывает нефть, газ или золото. Все должны работать по классической налоговой системе. Поэтому при доработке этой главы ко второму чтению мы будем все очень внимательно анализировать.

-- Какие еще наиболее важные, по Вашему мнению, изменения планируется внести в налоговое законодательство?

-- Я думаю, налогоплательщикам важно знать, что принято принципиальное решение об отмене целого ряда налогов с 1 января будущего года. Это прежде всего налог на покупку иностранных денежных знаков, налог на использование наименований «Россия», «Российская Федерация». С 1 января 2003 года также отменяется акциз на ювелирные изделия. Это даст возможность развивать отечественную ювелирную промышленность еще большими темпами. Два года назад мы снизили акциз с 15 до 5 процентов, и это привело к увеличению объемов выпуска и реализации отечественных ювелирных изделий. В прошлом году, например, объем их реализации был на 41 процент выше, чем в предыдущем году.

Еще раз повторю, что в весеннюю сессию работа Госдумы была очень плодотворной. Мы имеем сейчас, на мой взгляд, нормально работающие главы Налогового кодекса «Акцизы» и «Налог на добавленную стоимость». Однако в последней есть проблемы с возвратом налога, с уходом от его уплаты в связи с внутренним зачетом, которые нам еще предстоит решить. Хорошо работают такие главы, как «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог». В этом году ЕСН обеспечивает очень хорошие поступления. Глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» тоже эффективно действует. По данным за пять месяцев текущего года поступления по природным ресурсам увеличились в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Одной из приоритетных задач для законодателей должно, по моему мнению, стать упрощение администрирования налогов. Я считаю, что мы должны принимать законы, которые бы легко администрировались со стороны налоговой службы. В последние два года Государственная Дума одобряет такие законодательные акты, которые серьезным образом усложняют жизнь не только налогоплательщику, но и налоговому инспектору. Мы постоянно нагружаем налоговую службу, не увеличивая ни ее штат, ни зарплату ее сотрудников. Это негативно сказывается на сборе налогов, на взаимоотношениях государства и налогоплательщиков. Налоговой службе сейчас поручили осуществлять регистрацию в «одно окно», а мы вводим новые непродуманные налоги.

Очень много нами сделано для пополнения бюджета. Может, это уже вторая часть налоговой реформы, но теперь необходимо сделать так, чтобы это пополнение легко осуществлялось. А налоговый инспектор только поправлял бы нерадивого налогоплательщика, а не занимался всем подряд. Конечно, задача не из легких, но надо стремиться к ее решению.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 39.59%
  • к юбилеям и праздникам 34.01%
  • за результаты работы 59.39%
  • некурящим и неболеющим 5.08%
  • за переход из других компаний 2.03%
  • бонусы руководителям 18.78%
  • другое 19.8%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль