Основы учетной политики

38366
Учетная политика формируется по правилам, изложенным в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), которое утверждено приказом Минфина России от 06.10.08 № 106н.
Грамотно составленная учетная политика облегчает ведение бухгалтерского учета и позволяет составить достоверную бухгалтерскую отчетность. В учетной политике нужно отдельно предусмотреть разделы, посвященные различным участкам учета. И прописать особенности и методику, которая будет использоваться именно в вашей компании. Ниже мы рассказали подробно, как это сделать.

Понятие учетной политики

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Эти два определения даны в ПБУ 1/2008. В этом же ПБУ закреплено, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Напомним, что обособленные подразделения организации не разрабатывают учетную политику, а используют ту учетную политику, которая применяется в целом по компании.

Задачи учетной политики

В настоящее время в процессе формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выделить два основных направления:

  • организационно-технические аспекты;
  • учетная политика для целей финансовой внешней отчетности.

Первое направление предполагает принятие и утверждение:

  • рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
  • форм первичных учетных документов, которые не предусмотрены типовыми формами первичной учетной документации и составленных с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 26.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • положения о бухгалтерской службе организации;
  • должностных инструкций работников бухгалтерии;
  • плана (графика) документооборота;
  • порядка внутреннего контроля сохранности ресурсов, их эффективного использования.

Второе направление предполагает принятие решения о способах ведения бухгалтерского учета, к которым, в частности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов, способы оценки производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, порядок списания общехозяйственных расходов и т. д.


Совет дня

Оформите подписку на «Российский налоговый курьер» сегодня на уникальных условиях. Ваши гарантированные подарки при подписке — кофемашина и 3 месяца бесплатного чтения. Читайте «Российский налоговый курьер» 15 месяцев вместо 12-ти, экономьте 5 294 рублей и получайте полезные подарки от любимого журнала. Успейте, пока действует акция.


Разработка учетной политики

Разработка учетной политики на предстоящий финансовый год — сложный многоступенчатый процесс, и относиться к нему следует с большой ответственностью.

Обязанность формирования учетной политики лежит на руководителе компании и главном бухгалтере (либо на ином лице, на которое возложено ведение бухучета организации). Главный бухгалтер (иное лицо) разрабатывает учетную политику и все приложения к ней, а руководитель утверждает разработанные документы.

Несмотря на то что бухгалтерский учет регламентируется общими для всех организаций нормативными документами, у каждой из них есть свои особенности. Поэтому каждая организация должна разработать свою учетную политику (п. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). При этом главному бухгалтеру (иному лицу) нужно не только выбрать способ ведения учета, но и обеспечить полное отражение в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности.

Все нормативы действующего законодательства по бухгалтерскому учету можно разделить на две группы: одновариантные и многовариантные.

При одновариантном нормативе установлен однозначный порядок учета конкретных операций, который обязателен для всех.

При допущении законодательством нескольких способов ведения бухгалтерского учета в учетной политике отражается один из них. Когда главный бухгалтер формирует учетную политику, ему нужно выбрать один из предложенных способов и закрепить его в учетной политике.

Если же нормативно-правовыми актами способ учета какой-то хозяйственной операции вообще не регламентирован, то необходимо самостоятельно разработать вариант учета и указать его в учетной политике. В этом случае при разработке соответствующего способа организация может исходить из международных стандартов бухгалтерской отчетности.

Первичные учетные документы

В пункте 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ указывается, что формы первичных документов вправе определять руководитель организации или лицо, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Разрабатывать формы собственных первичных документов по учету хозяйственных операций можно, ориентируясь на формы, которые утверждены Госкомстатом, путем включения в эти образцы дополнительных реквизитов. Формы первичных документов, разработанные организацией, необходимо утвердить в учетной политике.

Сроки разработки учетной политики

Как правило, разработка учетной политики на новый финансовый год заканчивается к концу декабря уходящего года и в этом же месяце утверждается. Необходимо учесть, что срок утверждения учетной политики должен быть таким, чтобы все работники компании, которых непосредственно затрагивают положения разработанных документов, успели с ними ознакомиться.

Если же организация только создается, то утвердить учетную политику ей нужно до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица. В этом случае считается, что фирма применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета и другие документы учетной политики должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз (п.9 ПБУ 1/2008).

Изменение учетной политики

Согласно пункту 5 статьи 8 Закона № 402-ФЗ принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться только:

  • в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
  • при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий ее деятельности.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Менять учетную политику в течение отчетного года можно только в том случае, если на это есть объективные причины. При этом не считается изменением учетной политики разработка способов учета таких фактов деятельности организации, которые возникли в период работы организации впервые.

Об изменениях в учетной политике на следующий отчетный год организация объявляет в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Учетная политика и бухгалтерская отчетность

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ с 1 января 2013 года годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Форму бухгалтерского баланса можно скачать здесь

Форму отчета о финансовых результатах можно скачать здесь

Далее перечислим основные элементы учетной политики:

Материально-производственные запасы

При учете материально-производственных запасов (МПЗ) у организации есть возможность выбора по трем моментам:

  • оценка поступающих МПЗ;
  • оценка отпускаемых в производство (или для иных целей) МПЗ;
  • создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Для оценки поступающих МПЗ организация может выбрать один из двух вариантов учета — с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без него.

Если организация учитывает МПЗ на счете 10 «Материалы» по фактическим затратам на их приобретение, то счет 15 ей не нужен. Если же организация учитывает МПЗ на счете 10 по учетным ценам (плановым, нормативным), то для определения фактической себестоимости приобретенных МПЗ ей необходим счет 15.

Разница между фактическими затратами и учетными ценами переносится на производственные затраты при помощи счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Оценка МПЗ, отпускаемых в производство, осуществляется в соответствии с пунктом 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно этому пункту оценка названных МПЗ производится тремя способами:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).

После выбора для какой-либо группы МПЗ одного из этих вариантов оценки организация должна применять его последовательно из года в год. По каждой группе МПЗ в течение отчетного года применяется один способ оценки.

Создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей предусмотрено пунктом 25 ПБУ 5/01. Для его отражения в бухгалтерском учете Планом счетов предназначен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Обратите внимание: создание этого резерва при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 25 ПБУ 5/01, обязательно.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице МПЗ, принятой к учету. При этом Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов также допускают создание этого резерва по отдельным видам (группам) аналогичных МПЗ.

Товары в учетной политике

Торговым организациям пунктом 13 ПБУ 5/01 предоставлена возможность выбора одного из двух вариантов учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) при приобретении товаров (п. 2 ПБУ 5/01).

Во-первых, такие расходы можно включать в себестоимость приобретенных товаров. Соответственно ТЗР будут списываться по мере реализации этих товаров.

Во-вторых, ТЗР можно учитывать отдельно на счете 44 «Расходы на продажу» в составе расходов на продажу. При использовании этого варианта торговые организации учитывают ТЗР следующим образом:

  • определяется сумма ТЗР, приходящаяся на остаток реализованных товаров на складе на конец отчетного периода;
  • рассчитывается сумма ТЗР, приходящаяся на реализованные товары;
  • сумма ТЗР, приходящаяся на реализованные товары, списывается со счета 44 в дебет счета 90-2 за минусом суммы ТЗР, приходящейся на остаток товаров на складе.

Выбранный торговой организацией способ учета ТЗР необходимо закрепить в учетной политике.

Розничные торговые организации могут учитывать товары по покупным ценам (на счете 41 «Товары») или по продажным ценам. В последнем случае разница между покупной и продажной стоимостью отражается по кредиту счета 42 «Торговая наценка» и дебету счета 41 «Товары».

По товарам, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо стоимость продажи которых снизилась, создается резерв под снижение стоимости материальных ценностей.

Амортизация основных средств

В учетной политике организации необходимо отразить четыре момента, касающиеся учета основных средств.

Первый — способ начисления амортизации. В пункте 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» разрешено начислять амортизацию по основным средствам одним из четырех способов:

  • линейным способом;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Для каждой группы однородных объектов основных средств следует выбрать один из этих вариантов. В дальнейшем этот способ амортизации должен использоваться в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

В пункте 5 ПБУ 6/01 сказано, что основные средства стоимостью не более 40 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Организация в учетной политике должна уточнить, будет она учитывать вышеуказанные активы в составе материально-производственных запасов или в составе основных средств. Если организация примет решение учитывать активы как МПЗ, необходимо установить лимит стоимости на единицу актива. Он может равняться 40 000 руб. или быть менее этой суммы.

Согласно пункту 52 Методических указаний по бухучету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, организации могут учитывать объекты недвижимости, на которые еще не зарегистрировано право собственности, на отдельном субсчете счете к счету 01 «Основные средства». Способ учета указанной недвижимости должен быть обязательно прописан в учетной политике.

Переоценка основных средств

Пунктом 15 ПБУ 6/01 коммерческим организациям предоставлено право переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Если решение о переоценке будет принято, следует учитывать, что в дальнейшем такая переоценка должна производиться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности,
существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Исходя из анализа пункта 44 Методических указаний по учету основных средств, переоценку основных средств следует проводить ежегодно. Переоценка объекта основных средств проводится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Следует различать понятия «переоценка» и «отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки». Очевидно, что отражение результатов переоценки в бухгалтерском учете и соответственно в отчетности должно осуществляться с учетом принципа существенности.

В учетной политике необходимо установить уровень изменения стоимости объектов основных средств (в процентах), исходя из которого результаты переоценки будут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности.

Как отразить нематериальные активы в учетной политике

Организация имеет право выбрать для целей бухгалтерского учета один из вариантов амортизации НМА (п. 28 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Обратите внимание: согласно пункту 30 ПБУ 14/2007 организации могут ежегодно пересматривать применяемый способ амортизации нематериального актива. Способ амортизации уточняется в случае, если при расчете существенно меняются ожидаемые поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива.

Кроме того, в учетной политике организации следует указать способ отражения начисленной амортизации в бухгалтерском учете. Согласно действующему Плану счетов возможны два варианта:

  • накопление соответствующих сумм амортизации на счете 05 «Амортизация нематериальных активов»;
  • уменьшение первоначальной стоимости объекта, отраженной на счете 04 «Нематериальные активы».

Образование резервов

Резервы формируются в бухгалтерском учете для равномерного включения расходов в издержки производства и обращения.

В ряде случаев при наступлении определенных событий создание резерва обязательно, поэтому об их формировании в учетной политике упоминать не надо.

Так, организации обязаны создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01), если эти ценности морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, а также если их текущая рыночная стоимость имеет устойчивую тенденцию к снижению. Критерий, согласно которому в бухгалтерском учете отражается снижение стоимости материальных ценностей, устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике.

Кроме того, акционерные общества обязаны формировать резервный фонд (пункт 1 статьи 35 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Другие организации имеют право создавать резервный фонд, если это предусмотрено учредительными документами, но не обязаны это делать.

Создание для целей бухгалтерского учета оценочных резервов, а также резервов предстоящих расходов зависит от волеизъявления самой компании. Решение о формировании таких резервов необходимо закрепить в учетной политике.

К оценочным резервам относятся:

  • резерв под снижение стоимости материальных ценностей (счет 14);
  • резерв под обесценение финансовых вложений (счет 59);
  • резерв по сомнительным долгам (счет 63).

Согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности коммерческие организации вправе создавать следующие резервы предстоящих расходов:

  • на предстоящую оплату отпусков работникам;
  • на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
  • на ремонт основных средств;
  • на производство подготовительных работ в связи с сезонным характером производства;
  • на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
  • на ремонт предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
  • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
  • на покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России.

Начисление сумм резервов предстоящих расходов отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу — для торговых организаций).

Если организация отказывается от создания резервов, то неиспользованные средства по ранее созданным резервам присоединяются к финансовым результатам.

Доходы и прочие поступления

Пунктом 4 ПБУ 9/99 установлено, что доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются:

  • на доходы от обычных видов деятельности;
  • прочие доходы.

Один и тот же вид дохода в зависимости от специфики организации может относиться как к доходам от обычных видов деятельности, так и к прочим поступлениям. В учетной политике необходимо прописать, какие из доходов организация относит к основным, а какие — к прочим.

В учетной политике прописываются положения о длительном цикле изготовления

В соответствии с пунктом 13 ПБУ 9/99 организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ (оказания услуг) с длительным циклом изготовления (строительство, научные, проектные работы, судостроительство и т. п.) по мере готовности работы, услуги, продукции, либо по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности в том случае, если на основании первичных учетных документов возможно определить степень готовности работы, услуги, изделия.

В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки, предусмотренные этим пунктом.

Если организация при выполнении работы, оказании услуги, продаже продукции с длительным циклом изготовления признает выручку по мере их готовности, то в бухгалтерском учете ей необходимо использовать счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

Незавершенное производство

Как сказано в пункте 3 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, продукция или работы, не прошедшие всех стадий, фаз или переделов, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.

Организации выбирают метод оценки незавершенного производства в зависимости от производственных или технологических особенностей:

  • по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Косвенные расходы

При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) многономенклатурных производств возникает проблема учета и распределения расходов, которые нельзя или нецелесообразно относить непосредственно на конкретный вид продукции (работ, услуг) — косвенных расходов. Их распределение, как правило, производится пропорционально базе, указанной в учетной политике организации.

При выборе способа распределения косвенных расходов следует руководствоваться таким принципом: результаты распределения должны быть максимально приближены к фактическому потреблению ресурсов на данный вид продукции (работ, услуг).

Обычно выбирают одну из следующих баз для распределения:

  • пропорционально заработной плате основного производственного персонала;
  • пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных на производство;
  • пропорционально количеству отработанных машино-часов;
  • пропорционально объему выпущенной продукции и т. д.

Что касается учета общехозяйственных расходов, то пункт 9 ПБУ 10/99 предлагает следующие варианты.

Во-первых, суммы, собранные за период по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», могут списываться в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» или 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В результате в стоимости готовой продукции будет присутствовать часть общехозяйственных расходов. При этом формируется полная себестоимость продукции.

Во-вторых, возможно списание общехозяйственных расходов непосредственно на счет 90 «Продажи». В этом случае они полностью списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в каждом отчетном периоде и участвуют в формировании бухгалтерской прибыли независимо от процесса реализации произведенной за отчетный период продукции (работ, услуг). При таком способе формируется сокращенная себестоимость продукции.

Расходы будущих периодов

В ПБУ 10/99 установлено, что расходы в бухгалтерском учете признаются с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями. Другими словами, расходы должны быть признаны в тот момент, когда признаны доходы, непосредственно связанные с данными расходами.

Если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов либо связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то необходимо обоснованное распределение расходов между отчетными периодами.

Порядок списания расходов будущих периодов устанавливается организацией самостоятельно. Наиболее распространенными вариантами являются:

  • равномерное списание расходов в течение периода, к которому они относятся;
  • списание расходов пропорционально объему продукции.

Организация может разработать иной экономически обоснованный алгоритм списания расходов. Выбраный способ списания расходов нужно закрепить в учетной политике.

Отдельный раздел учетной политике посвящается финансовым вложениям

Организация может иметь финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость.

Для таких активов исходя из требований пункта 26 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» бухгалтер должен выбрать способ их оценки:

  • по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
  • по средней первоначальной стоимости;
  • по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).

Такая оценка необходима для отражения в учете выбытия указанных финансовых вложений, а также для оценки подобных активов на конец отчетного периода (п. 32 ПБУ 19/02).

Расходы на НИОКР

В отношении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые дали положительный результат, бухгалтерское законодательство предоставляет компании право выбора способа и срока списания расходов на выполнение этих работ.

В пункте 11 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» сказано, что срок списания расходов на НИОКР определяется организацией самостоятельно исходя из ожидаемого срока использования полученных результатов от этих работ. Однако этот срок не может превышать пять лет.

Способов списания расходов на НИОКР два:

  • линейный способ;
  • способ списания расходов пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Учет строительных договоров

Учет операций по строительным договорам осуществляется в соответствии с ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», которое утверждено приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н. Этот документ применяется в случае, если:

  • заключенный договор носит долгосрочный характер (то есть длительность его выполнения составляет более одного отчетного года);
  • срок начала и окончания договора приходится на разные отчетные периоды.

Пунктом 11 ПБУ 2/2008 предусмотрено, что расходы, понесенные организацией (подрядчиком) по договору, делятся на прямые, косвенные и прочие. В свою очередь прямые расходы состоят из фактически понесенных расходов и предвиденных расходов. ПБУ 2/2008 разрешает учитывать предвиденные расходы:

  • либо по мере их возникновения в процессе выполнения работ;
  • либо путем образования соответствующего резерва (например, на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт созданного объекта), при условии, что такие расходы могут быть достоверно определены.

Выбранный способ отражения предвиденных расходов необходимо закрепить в учетной политике.

Косвенными расходами по данному договору признается часть общих расходов организации, которые понесены при выполнении всех строительных договоров. Способ распределения косвенных расходов между договорами организация (подрядчик) определяет самостоятельно и закрепляет его в учетной политике. Так, косвенные расходы можно распределять пропорционально выручке по каждому из договоров, пропорционально прямым расходам или иным способом.

В одном из разделов учетной политике нужно прописать учет спецодежды

Порядок бухучета спецодежды изложен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Документ утвержден приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н. В то же время согласно пункту 9 Методических указаний организация может организовать учет специальной одежды в порядке, предусмотренном для учета основных средств, то есть в соответствии с ПБУ 6/01.

Методическими указаниями организация руководствуется в том случае, если она относит спецодежду к средствам в обороте. Тогда спецодежда учитывается на отдельных субсчетах к счету 10 «Материалы»:

  • субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
  • субсчете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

Если компания сочтет необходимым учитывать спецодежду, отвечающую критериям ПБУ 6/01, в качестве основных средств, то она должна использовать счет 01.

Выбранный способ учета спецодежды должен быть закреплен в учетной политике.

Налоговые величины по ПБУ 18/02

Согласно нормам ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» организации ведут учет постоянных и временных разниц, возникающих между данными бухгалтерского и налогового учета, и формируют финансовый результат в бухгалтерской отчетности с учетом возникших постоянных и отложенных налоговых обязательств и активов. Причем допускаются разные способы ведения таких величин в бухгалтерском учете.

Так, постоянные и временные разницы можно отражать либо непосредственно на бухгалтерских счетах, либо в ином порядке (например, во внесистемных бухгалтерских регистрах — таблицах, расчетах и т. д.). При этом требования к аналитическому учету касаются только временных разниц. Таким образом, в учетной политике организация должна закрепить порядок отражения в бухучете информации о постоянных и временных разницах и способ ведения аналитического учета временных разниц.

Что касается отложенных активов и обязательств, то организации имеют право самостоятельно решать, насколько детально нужно вести аналитику этих величин. Выбранный способ необходимо отразить в учетной политике. Организация может вообще отказаться от детального аналитического учета отложенных активов и обязательств, если для нее не составляет особого труда отслеживать движение этих сумм на основе имеющейся аналитики временных разниц.

Пунктом 22 ПБУ 18/02 установлено, что каждая организация самостоятельно выбирает один из двух способов определения величины текущего налога на прибыль:

  • на основании данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02 (исходя из величины условного расхода или условного дохода по налогу на прибыль, скорректированного на сумму постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств);
  • на основании налоговой декларации по налогу на прибыль.

Выбранный способ отражается в учетной политике.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль