Использование ККМ и БСО

1834
Многие индивидуальные предприниматели, да и компании, особенно небольшие, были бы рады отказаться от применения ККТ. Нам часто задают на форуме вопросы: «Когда отменят кассовые аппараты? Возможна ли в принципе отмена ККМ?» Скорее всего, в обозримом будущем этого не предвидится. Несмотря на некоторые послабления и замену для ряда видов деятельности ККМ на БСО, применять кассовые аппараты обязаны сейчас и, скорее всего, будут обязаны в дальнейшем большинство юрлиц и ИП. Поговорим об использовании ККМ, а также о том, кто имеет право не пользоваться кассой.

Правовые основы

Об отмене ККМ на сегодняшний день не слышно ни в кулуарах Госдумы, ни в других компетентных органах и ведомствах. Ни один законопроект не содержит столь радикальных идей в отношении кассовых аппаратов. То есть об отмене ККМ в  ближайшее время предприниматели могут даже не мечтать. Можно предположить, что отмена ККМ произойдет одновременно с запретом осуществлять наличные расчеты. Но  до такого момента еще далеко, не смотря на то, что правительство стремится к  этому, то лимитируя возможности использовать наличные средства при расчетах между юридическими лицами, то внедряя социальные карты, то пропагандируя безналичные расчеты работодателей с работниками. Но полный отказ от наличных расчетов, а соответственно и отмена ККМ, в нашей стране пока невозможен.

Итак, что мы имеем сейчас. Обязанность юридических лиц и ИП использовать кассовую технику при наличных расчетах как с населением, так и с юрлицами (ИП) прописана в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54−ФЗ «О  применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон №  54−ФЗ). В соответствии с указанным пунктом ККМ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в  случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Однако в том же Законе № 54−ФЗ, а именно в пункте 2 статьи 2, дается послабление некоторым участникам рынка. Наличные денежные расчеты все-таки можно осуществлять, отказавшись от применения ККТ, но при условии выдачи вместо чека бланка строгой отчетности. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 №  359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовойтехники (далее — Положение о БСО), которое устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и  (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

Использование БСО

Из формулировки пункта 3 Положения о БСО становится понятно, что ИП и компании, применяющие бланки строгой отчетности, могут самостоятельно их  разрабатывать. Главное, чтобы такие документы, как талоны, путевки, квитанции, билеты и прочее, оформлялись на бланках, содержащих обязательные реквизиты, поименованные в упомянутом пункте 3 Положения о БСО.

К сведению, к обязательным реквизитам в данном случае относятся:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование и организационно-правовая форма — для организации;
  • фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с  использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (ИП);
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и  которыми вправе дополнить документ организация (ИП).

Отметим, что БСО изготавливается типографским способом или формируется с  использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения о БСО).

В некоторых случаях БСО для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовыхаппаратов утверждаются федеральными органами исполнительной власти. Но только если они наделены соответствующими полномочиями (п. 5 Положения о БСО).

Напомним, что право применения бланков строгой отчетности распространяется на все услуги согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002−93 (далее — Классификатор). Он утвержден постановлением Госстандарта России от  28.06.93 № 163. При этом определенный БСО должен применяться только к той услуге, которая поименована в Классификаторе. Об этом писал, в частности, Минфин России в письме от 27.01.2009 № 03−01−15/1−29.  Важно отметить, Что Классификатор является исчерпывающим.

В остальных случаях, если компания оказывает услуги или производит работы, не указанные в Классификаторе, а также реализует товары, она должна применять кассовый аппарат.

Применение ККМ

Итак, требования к кассовым аппаратам изложены в Законе № 54−ФЗ, который упоминается в начале статьи. И, пожалуй, главное притязание к применяемым ККМ –  модель аппарата должна быть включена в Государственный реестр. При этом в  данный реестр включено более 200 моделей кассовых аппаратов: предпринимателям есть из чего выбрать. Крупным компаниям будут интересны многофункциональные модели, и напротив, тем, кому не нужна мощная техника, вполне могут найти в  списке разрешенных моделей небольшие ККМ с минимальным набором функций и  скромной цене. Кроме того, некоторые кассы являются портативными, могут работать на аккумуляторах, что позволит использовать их в местах, удаленных от  электросетей. Классификатор контрольно-кассовых машин, применяемых на  территории Российской Федерации, утвержден решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ от 21.09.94 (протокол № 13).

Согласно статье 4 Закона № 54−ФЗ  требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются российским правительством. На сегодняшний день таким нормативным документом является  постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 470 «Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее — Положение о  ККТ).

Остановимся на этих требованиях. Помимо уже упомянутой о необходимости поименования модели ККМ в Госреестре, есть еще ряд запросов. В частности,контрольно-кассовый аппарат должен (ст. 4 Закона № 54−ФЗ):

  • быть зарегистрирован в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
  • быть исправен, опломбирован в установленном порядке;
  • иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Куда более широкий список требований содержится в пункте 3 Положения о ККТ. Кассовый аппарат должен:

  • иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
  • обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
  • обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и  контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с  установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в  фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • эксплуатироваться в фискальном режиме;
  • регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на  кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в  соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • быть исправной;
  • обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
  • соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и  торговли РФ при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в  Государственный реестр;
  • иметь паспорт установленного образца;
  • иметь идентификационный знак установленного образца;
  • иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
  • иметь знак «Государственный реестр» установленного образца;
  • иметь знак «Сервисное обслуживание» установленного образца.

В соответствии с пунктом 4 Положения о ККТ технические характеристики и  параметры функционирования контрольно-кассовой техники, указанные выше, утверждаются Министерством промышленности и торговли РФ по согласованию с  Минфином РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службой безопасности РФ.

Нарушение закона

В любом случае, при использовании БСО или применении ККТ, важно соблюдать правила выдачи чеков или бланков строгой отчетности. Невыдача документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также не применение ККТ при наличных денежных расчетах является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники в соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Чем грозит предпринимателю отказ от применения ККТ или БСО? Нарушение законодательства в данном случае влечет:

  • на граждан — предупреждение или наложение административного штрафа в  размере от 1500 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 56.67%
  • Нет 43.33%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль