Без обид, или Как правильно реагировать на критику

417

Критика определяется большинством словарей как искусство оценивать и анализировать. Но мало кто умеет критиковать конструктивно, и тем более — правильно реагировать на критику

Испытывали ли вы хоть раз чувство неприязни к критикующему вас человеку? Может ли критика осложнить отношения? Публичная критика переносится тяжелее, чем высказанная с глазу на глаз? Вашим первым побуждением было покритиковать в ответ или вы сразу обиделись?

Если ни на один из этих вопросов вы не ответили «да», то вы или обладаете поистине ангельским нравом, или были неискренни. Чтобы извлекать из критики полезную для себя информацию, достаточно освоить несколько простых правил.

Правило первое — критику надо услышать. Это значит, что не стоит сразу отрицать или скептически оценивать то, что вам говорят, тем более не нужно пытаться прервать говорящего. Ни один человек не устает от звука собственного голоса, а уж взявшийся критиковать вдвойне хочет, чтобы его услышали.

Если это трудно, можно представить, что говорящий произносит свои речи голосом мультяшного героя, или мысленно наденьте на него клоунский нос на резинке.

Правило второе — не спешите критиковать в ответ. Выслушав критику, замечания и возражения, не торопитесь сразу бросаться в бой, не пытайтесь мгновенно изменить позицию оппонента на противоположную и критиковать в ответ. Помните, что если вы вскипели, то управляет вами уже обидчик. Поэтому для начала рекомендуем согласиться с критикующим хоть в чем-то: «Я вас понимаю, и...», «Да, такое впечатление может сложиться, но...».

Отличным вариантом также является прямая или косвенная просьба о совете: «А что вы предлагаете сделать в этой ситуации?» Затем наступает время активных действий. Самые продуктивные из них — это задать уточняющие вопросы, которые покажут, что и его точка зрения является лишь одной из возможных: «Что конкретно вас не устраивает?», «Если это так, то как бы вы поступили?», «По сравнению с чем?» Ведь всем известно, что управляет разговором тот, кто задает вопросы. Кроме того, нужно очень четко аргументировать свою позицию.

Правило третье — больше используйте «я-сообщения», а не «ты-сообщения». В «Ты-сообщениях» констатируется состояние, намерение или стиль поведения, якобы свойственные другому человеку («Тебя вечно нет дома!», «Ты меня в могилу загонишь»). А в «Я-сообщениях» — свои собственные («Я чувствую себя одинокой», «Меня это страшно огорчает»). «Ты-сообщения» провоцируют конфликты, а «Я-сообщения» способствуют взаимопониманию.

Кроме того, они позволяют возразить на критику так, чтобы не увеличить взаимное недовольство. Ответ на критику должен быть максимально конкретным, лаконичным, связанным только с предметом обсуждения. Тем самым создается атмосфера взаимного слушания.

Если же у вас по каким-то причинам нет прямого ответа на критику и вы не хотите ее признать вслух, всегда можно прибегнуть к одной из универсальных формулировок: «Я подумаю об этом, спасибо», «Я тебя (вас) люблю (уважаю), но я не согласен», «Я с такой точки зрения это не рассматривал», «Все может быть», «Сейчас нельзя доказать, так это или нет», «Я имею право на свои заблуждения» и др.

Правило четвертое — анализ критики. После завершения общения с критикующим бывает полезно задуматься — а вдруг в том, что сказано, есть рациональное зерно? И можно ли это использовать для собственного роста? Проанализируйте, с чем стоит согласиться и, возможно, что-то изменить, а что — просто забыть

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 40.43%
  • к юбилеям и праздникам 35.11%
  • за результаты работы 59.04%
  • некурящим и неболеющим 4.79%
  • за переход из других компаний 2.13%
  • бонусы руководителям 19.15%
  • другое 19.15%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль