Выездные проверки фондов в 2015 году

3758
Право проводить выездные проверки органы, контролирующие уплату пенсионных и страховых взносов, получили не так давно, в 2011 году. Дело в том, что страховые взносы во внебюджетные фонды компании уплачивают начиная с 2010 года после вступления в силу с 1 января Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее — Закон № 212-ФЗ). До этого страховые взносы контролировали налоговые органы при администрировании единого социального налога (ЕСН).

Право проводить выездные налоговые проверки органы, контролирующие уплату пенсионных и страховых взносов, получили не так давно, в 2011 году. Дело в том, что страховые взносы во внебюджетные фонды компании уплачивают начиная с 2010 года после вступления в силу с 1 января Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее — Закон № 212-ФЗ). До этого страховые взносы контролировали налоговые органы при администрировании единого социального налога (ЕСН).

Теперь, уплату страховых взносов контролируют Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС). ПФР администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. А ФСС — взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

Выездные проверки ПФР и ФСС обязаны проводить вместе (ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ). На это указал и Минздравсоцразвития России. Раздельно, по мнению ведомства, могут проходить только внеплановые проверки (письмо ПФР от 04.03.11 № ТМ-30-25/2106 "О направлении письма Минздравсоцразвития России о выездных проверках").

Выездная проверка фондов схожа с аналогичной проверкой налоговиков, но есть и свои особенности

Выездной контроль сотрудники ПФР и ФСС осуществляют также как и их коллеги из налоговой службы, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов (п. 1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Отметим, что решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля по месту нахождения компании (п. 2 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). А учитывая, что плановая проверка должна проводиться совместно ПРФ и ФСС, соответственно контролеры каждого из ведомств должны предъявить соответствующие решения плательщику взносов. Также должно быть и два требования (от ПФР и от ФСС) о представлении документов.

Решение о проведении проверки

Законодательство о страховых взносах установило необходимые требования, которые должно содержать решение о проведении проверки (п. 4 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Кроме того, федеральный орган, осуществляющий регулирование в сфере социального страхования, утвердил формы решения о проведении проверки для каждого из контролирующих ведомств, а также другие документы, применяемые при проведении выездного контроля (Приказ Минтруда России от 27.11.13 № 698н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов", далее — Приказ № 698н).

Срок проведения проверки и проверяемый период

Срок проведения выездной проверки фондами составляет два месяца (п. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), а проверяемый период — три года (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Период проведения проверки рассчитывается исходя из целого числа расчетных периодов. При этом, начинать контрольные мероприятия следует не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период (ст. 6.1. Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утв. распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.11 № 34р).

Доступ контролеров на территорию плательщика

Контролеры имеют доступ на территорию или в помещение плательщика взносов при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) ПФР и ФСС соответственно (п. 1 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

В случае воспрепятствования доступу контролеров на территорию или в помещение плательщика, руководитель проверяющей бригады составляет акт (Приложение № 18 к Приказу № 698н), подписываемый им и проверяющим лицом (п. 2 ст. 36 Закона № 212-ФЗ). В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

На основании этого акта орган контроля вправе самостоятельно определить сумму страховых взносов, подлежащую уплате, на основании имеющихся данных или по аналоги. Как видно и тут процедуры выездной проверки фондов схожи с налоговым контролем.

Истребование документов в ходе проверки

Контролеры вправе истребовать у плательщика взносов необходимые для проверки документы. Соответствующее требование (Приложение № 19 к Приказу № 698н) вручается руководителю компании (уполномоченному представителю).

Способов его вручения также как и в случае с налоговым требованием три: лично под расписку, по почте заказным письмом или по электронным каналам связи (ТКС). Плательщик вправе представить затребованные документы теми же способами в течение 10 дней с момента получения запроса (п. 5 ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Для представления документов на бумаге, копии необходимо будет заверить, а направить документы по ТКС можно только по установленным форматам. Эти форматы, а также порядок и условия представления документов устанавливают ПФР и ФСС (п. 2.1. ст. 37 Закона № 212-ФЗ). При необходимости контролирующие органы могут ознакомиться с подлинниками документов (п. 4 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Отказ от выполнения указанного требования проверяющих влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

Справка об окончании проверки

По аналогии с выездной проверкой налоговиков, проверяющие из фондов в последний день проведения проверки обязаны составить справку о проведенной проверке по утвержденной форме (Приложение № 16 к Приказу № 698н). В справке контролеры фиксируют предмет проверки и сроки ее проведения, после чего вручают справку плательщику страховых взносов (уполномоченному представителю).

При уклонении плательщика от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма (п. 23 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Оформление результатов проверки: акт, рассмотрение материалов и решение

По окончании проверки контролеры составляют акт. На это им отводится два месяца со дня вручения справки об окончании проверки (п. 2 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). Акт должен быть составлен по форме и в соответствии с требованиями, установленными Минтрудом России (Приложения № 23 и № 31 к Приказу № 698н).

Акт подписывается проверяющими и лицом, в отношении которого проводилась проверка, а в случае его отказа от подписи, в акте делается соответствующая запись. На вручение акта плательщику взносов у контролеров 5 дней. Они также могут направить его заказным письмом по почте или передать по ТКС. При несогласии с фактами, изложенными в акте, проверяемое лицо вправе представить свои возражения соответственно в ПФР и (или) в ФСС. На это у плательщика есть 15 дней.

По истечении срока для представления возражений, руководитель органа контроля назначает рассмотрение материалов проверки, о чем извещает плательщика взносов (п. 2 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Проверяемое лицо может участвовать в рассмотрении материалов проверки и в отсутствии письменных возражений, а его неявка не препятствует рассмотрению материалов только при условии, что плательщик был надлежащим образом извещен (п. 3 ст. 39 Закона № 212-ФЗ).

В целом процедура оформления результатов проверки также схожа, за исключением отдельных сроков, но есть и принципиальное отличие. На стадии рассмотрения материалов проверки руководитель контрольного органа вправе вынести решение об истребовании необходимых документов (п. 7 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Такое право представлено законом в случае необходимости получить дополнительные доказательства, подтверждающие факт совершения нарушения (или не подтверждающие). В рамках налогового контроля такое мероприятие невозможно и при вынесении решения используются только те документы, которые налоговики собрали (получили) в ходе проверки.

В дальнейшем процедура проверки вновь становится аналогичной налоговому контролю. Руководитель контрольного органа (ПФР и ФСС) выносит либо решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таком привлечении (п. 8 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Соответствующие формы решений по результатам проверки предусмотрены Минтрудом России для каждого из контрольных ведомств (Приложения №№ 26-29 к Приказу № 698н).

Что будут проверять

Напомним, что контролеры из фондов вправе запрашивать только те документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность их уплаты (подп. 1 п. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ).

Однако конкретный перечень документов законодательством не установлен, поэтому на практике проверяющие часто просят документы, не имеющие отношения к взносам. Так, например, договоры поставки или оказания услуг с юридическими лицами не должны интересовать контролеров.

В тоже время, различные договоры гражданско-правового характера плательщик взносов обязан предоставить. Конечно, главное внимание контролеры будут обращать не на наличие документальных ошибок, а на возможные схемы уклонения от уплаты страховых взносов.

Первое место здесь занимают различные способы выплаты "серых" и "черных" зарплат. Нередко контролеры получают соответствующую наводку от бывших сотрудников компании в виде свидетельских показаний (постановление ФАС Московского округа от 18.01.12 № А40-71623/10-111-46), которые, впрочем, можно и оспорить (постановление ФАС Поволжского округа от 05.03.13 № А65-18177/2012).

А иногда и сами плательщики по халатности могут оставить на видном месте списки или ведомости различных неучтенных в базе по страховым взносам выплат. Также инспекторы из фондов будут тщательно анализировать все гражданско-правовые договоры с предпринимателями на предмет их соответствия трудовым отношениям.

Косвенными доказательствами выплаты "серой" зарплаты могут послужить как объявления о вакансиях в СМИ самого плательщика взносов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.04.09 № А82-12214/2007-27), так и сведения о заработке с предыдущих мест работы конкретного сотрудника (постановление ФАС Уральского округа от 30.10.08 № Ф09-12287/06-С2).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль