Камеральные и выездные проверки

1170
Камеральная проверка начинается после того, как налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию или расчет. Для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который представлена отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ). То есть налоговые инспектора при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика.

Вместе с тем это не означает, что они не могут обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

Камеральная проверка должна быть завершена в течение трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Она может идти как один день, так и три месяца. При этом при отсутствии нарушений акт проверки не составляется, и о завершении проверки налогоплательщика не уведомляют. Исключение - камеральная проверка по НДС, которая проводится в порядке статей 176 и 176.1 НК РФ.

В ходе камеральной проверки проверяются:

1) своевременность представления декларации.

При этом налоговый орган следит не только за своевременным представлением именно налоговых деклараций, но и контролирует своевременность представления расчетов, сведений о среднесписочной численности и  бухгалтерской отчетности.

В случае если декларации или расчеты не будут представлены по истечении 10 дней со срока, установленного для их представления, налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам в банке.

Если декларация (расчет) представлены несвоевременно, налогоплательщик (налоговый агент) привлекается к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Кроме того, за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, если это предусмотрено НК РФ, также предусмотрена налоговая ответственность (ст. 119.1 НК РФ).

И в дополнение к налоговой ответственности должностное лицо организации привлекается за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ.

Несвоевременное представление или непредставление бухгалтерской отчетности влечет ответственность по статье 126 НК РФ и дополнительно для должностного лица организации – административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

2) соответствие показателей декларации друг другу и иным имеющимся документам и сведениям.

Так называемой углубленной проверке с проведением различных мероприятий налогового контроля (запросом пояснений, истребованием документов и т.п.) подвергаются далеко не все декларации. Зачастую на практике налоговые инспектора ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (подп. 1, 3 ст. 88 НК РФ).

При проведении камеральных налоговых проверок кроме документов, которые представлены налогоплательщиком с налоговой декларацией (расчетом) используются и иные документы, имеющиеся у налогового органа. К ним относятся:

  • ранее представленные налоговые декларации (расчеты);
  • документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) - при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);
  • документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;
  • документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверок контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и т.д.);
  • решения (постановления) налоговых органов;
  • заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;
  • материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и т.д.;
  • иные документы и сведения, полученные на законных основаниях.

Углубленные камеральные проверки

Углубленные камеральные проверки, которые включают не только автоматизированную сверку контрольных соотношений, но и проведение различных мероприятий налогового контроля, на практике проводят, как правило, в следующих случаях.

1. Если в ходе проверки контрольных соотношений налоговый орган выявил какие-либо противоречия, несоответствия между представленной налоговой отчетностью и иными сведениями, документами. По выявленным расхождениям налоговые инспектора вправе затребовать от налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

2. Если представлена отчетность, в которой сумма налога заявлена к уменьшению или возмещению. В частности, если представлена декларация по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ).

3. Если представлена отчетность, в которой заявили льготы. В этой ситуации налогоплательщик за счет применения льгот уменьшает сумму налога к уплате, поэтому истребуются документы, подтверждающие право на них, и проводится углубленная проверка. Основание – пункт 6 статьи 88 НК РФ.

4. Если представлена декларация по налогу, связанному с использованием природных ресурсов. Налоговый орган потребует документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов, на основании пункта 9 статьи 88 НК РФ.

5. Если представлена уточненная декларация (расчет), в которой заявлено изменение суммы налога к уплате или увеличена сумма убытка..

6. Если в отношении налогоплательщика получены запросы из других налоговых органов (например, при проверке контрагента), органов внутренних дел и т.д.

7. Если организация включена в базу данных фирм- "однодневок" и другие подобные базы.

Мероприятия налогового контроля

При проведении камеральных налоговых проверок могут проводиться следующие мероприятия налогового контроля:

1) направление запросов в компетентные органы иностранных государств, осуществляемое в соответствии с методическими указаниями о порядке обмена информацией по запросу с компетентными органами иностранных государств, утвержденными ФНС России.

2) направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты).

3) допрос свидетеля

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

4) инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества.

5) истребование документов у проверяемого лица,

а) подтверждающих право на налоговые льготы;

б) которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом

в) подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога;

С 01.01.2015:

г) счетов-фактур, первичных и иных документов, относящиеся к операциям, указанным в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (при наличии противоречий);

д) сведений о периоде участия участника договора инвестиционного товарищества в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества;

С 01.01.2014:

е) первичных и иных документов, подтверждающих изменение сведений в соответствующих показателях уточненной налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели;

ж) любых документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней момента направления заказного письма.

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Документы представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, а также  административную ответственность должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

6) истребование документов (информации) у иных (по отношению к проверяемому налогоплательщику) лиц, проводимое в соответствии со статьей 93.1 НК РФ.

Отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность организаций, предусмотренную пунктом 2 статьи 126 НК РФ.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

Также предусмотрена административная ответственность (часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ).

7) проведение осмотра, экспертизы, привлечение специалистов и переводчиков (об особенностях – в соответствующем разделе лекции).

При камеральной проверке налоговый орган может обнаружить признаки нарушений налогового законодательства, которые законодатель разделил на три категории (п. 3 ст. 88 НК РФ):

  • ошибки в проверяемой отчетности;
  • противоречия между сведениями, которые содержатся в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, данным, которые есть у налоговиков.

При обнаружении таких признаков налоговый орган должен сообщить о них налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). Эта процедура в любом случае является обязательной перед составлением акта проверки.

При этом инспекция вправе требовать у налогоплательщика пояснений или внесения исправлений по выявленным ошибкам, противоречиям и несоответствиям (п. 3 ст. 88 НК РФ).

При получении такого сообщения налогоплательщик имеет следующие варианты:

Вариант 1. Представить уточненную отчетность, которая будет составлена с учетом требований налогового органа.

В этом случае придется доплатить налог и перечислить в бюджет сумму пеней за просрочку уплаты соответствующей части налогового платежа (установленный срок - пять рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ)).

По поданной уточненной декларации начинается новая камеральная проверка (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вариант 2. Представить пояснения с приложением оправдательных документов.

Налоговый орган обязан их рассмотреть (подп. 4, 5 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, налоговый орган имеет право вызвать налогоплательщика в инспекцию для дачи пояснений. Такое право предоставлено подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Для этого направляется уведомление о вызове налогоплательщика. В случае неявки должностное лицо организации (индивидуальный предприниматель) может быть привлечено к административной ответственности.

Если после рассмотрения должностным лицом налогового органа, проводящим камеральную налоговую проверку представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Акт налоговой проверки должен быть составлен по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Как отбирают компании для налоговой проверки

Принцип отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок законодательно не установлен.

Однако в мае 2007 года  ФНС России издает Приказ, в котором пояснила широкому кругу налогоплательщиков, с учетом каких обстоятельств назначаются выездные проверки.

Этим Приказом утверждены:

  • Концепция системы планирования выездных налоговых проверок;
  • Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Отбор налогоплательщиков для выездных проверок основан на анализе всей информации, которой располагают налоговые органы о налогоплательщике.

Анализируются:

1) суммы исчисленных и уплаченных налогов.

2) показатели отчетности налогоплательщиков (налоговой, бухгалтерской).

3) факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.

Критерии оценки рисков

И если налогоплательщик попадает в зону риска, т.е. соответствует критериям оценки риска, его включают в план выездных проверок.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков представляют собой не столько критерии оценки (признаки), сколько те обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых налогоплательщик, на взгляд налоговиков, попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. А это дает основания включить его в план выездных проверок.

Всего таких критериев 12.

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности)

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами)

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, за исключением проверок в отношении крупнейших налогоплательщиков, участников КГН по деятельности КГН, участников проекта «Сколково», а также самостоятельных проверок филиалов и иностранных организаций. 

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Независимо от времени проведения предыдущих выездных налоговых проверок по тем же налогам и за тот же период проводятся повторные выездные налоговые проверки в следующих случаях:

  • вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки);
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (при этом может быть проверен период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки)).

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

В ходе выездной проверки налоговики могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • выемка документов и предметов;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика;
  • направление запросов в компетентные органы иностранных государств;
  • направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств

НК РФ установлены особенности выездных проверок, которые проводятся в связи с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика - юридического лица.

Прежде всего, выездная проверка при ликвидации (реорганизации) может быть проведена независимо от того, сколько выездных проверок в отношении данного налогоплательщика было проведено в течение текущего календарного года. На такие проверки не распространяются ограничения о недопустимости проведения более двух выездных проверок в течение календарного года.

Такие проверки зачастую проводятся по всем налогам. При этом налоговики вправе проверить исчисление налогов за три календарных года, предшествующих году ликвидации (реорганизации). В том числе они вправе заново проверить период, который уже был проверен ранее в ходе другой выездной проверки.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 33.33%
  • Нет 66.67%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль