Три способа, с помощью которых компании снижают транспортный налог

129
В каких регионах установлены дифференцированные ставки Как устранить риски при регистрации транспорта в льготном субъекте Когда авто, зарегистрированное в ГИБДД, не облагается налогом

Традиционно считается, что возможности оптимизации платежей по транспортному налогу более ограниченны, чем, к примеру, по налогу на прибыль и НДС. Поскольку в большинстве случаев налоговой базой по транспортному налогу является мощность двигателя в лошадиных силах (подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ, подробнее см. ниже). Соответственно повлиять на размер налога крайне затруднительно. Но практика показывает, что и для транспортного налога существует ряд способов его снижения.

Буква закона

Как определить налоговую базу по транспортному налогу

Чтобы рассчитать транспортный налог, компании необходимо определить налоговую базу (ст. 359 НК РФ) и ставку налога (ст. 361 НК РФ). При этом налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговой базой является:

— мощность двигателя в лошадиных силах — для транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств с реактивными двигателями);
— валовая вместимость в регистровых тоннах — для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;
— паспортная статистическая тяга реактивного двигателя в килограммах силы — для воздушных транспортных средств с реактивным двигателем;
— единица транспортного средства — для остальных водных и воздушных транспортных средств

Способ первый: регистрация транспорта в регионе с пониженной налоговой ставкой

Суть способа

Ставки транспортного налога устанавливают законы субъектов РФ (ст. 361 НК РФ). Так, в Москве ставки транспортного налога установлены Законом г. Москвы от 09.07.08 № 33, в Санкт-Петербурге — Законом Санкт-Петербурга от 04.11.02 № 487-53. В Налоговом кодексе ставки транспортного налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ). При этом региональные законодатели могут увеличивать или уменьшать базовые ставки, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).

К примеру, в 2014 году ставка транспортного налога для грузового автомобиля с мощностью двигателя свыше 250 л. с. в Ивановской области составляет 45 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона Ивановской области от 28.11.02 № 88-ОЗ), в Калужской области — 50 руб. (ст. 3 Закона Калужской области от 26.11.02 № 156-ОЗ). Тогда как в Москве и Тверской области — 70 и 85 руб. соответственно (ст. 2 Закона г. Москвы от 09.07.08 № 33 и ст. 1 Закона Тверской области от 06.11.02 № 75-ЗО). Следовательно, если компания зарегистрирует несколько таких грузовиков в льготном регионе, то получит значительную налоговую экономию.

Получается, что за один и тот же автомобиль в разных субъектах РФ можно платить налог по ставкам, которые существенно различаются между собой. В этом случае организации выгодно зарегистрировать транспортные средства в регионе, в котором ставка налога будет наименьшей. Для этого компании необходимо открыть в льготном субъекте РФ обособленное подразделение и зарегистрировать на него транспортные средства на постоянной основе.

Нюансы применения

Напомним, что транспортный налог и авансовые платежи по нему компания уплачивает в бюджет по месту госрегистрации транспорта (п. 1 ст. 363 и п. 5 ст. 83 НК РФ). При этом регистрация транспортных средств производится по месту государственной регистрации компании либо по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 24.3 Порядка регистрации транспортных средств, утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001).

Значит, если автомобиль зарегистрирован на обособленное подразделение и используется им на постоянной основе, транспортный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются по месту нахождения подразделения (письмо Минфина России от 16.04.07 № 03-05-06-04/20).

 ТС можно поставить на временный учет по месту его фактического нахождения и использования

Отметим, что для образования обособленного подразделения организации необходимо создать как минимум одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ). Кроме того, необходимо арендовать какое-либо помещение. Причем не имеет значения, отражено ли создание такого подразделения в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах компании, а также какими именно полномочиями оно наделяется.

Если транспортное средство вывозится за пределы региона регистрации на срок более двух месяцев, то по просьбе собственника оно может быть поставлено на временный учет по месту своего фактического нахождения (п. 5 постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»). В этом случае уплата транспортного налога по месту временной регистрации автомобиля не производится (письмо Минфина России от 27.12.07 № 03-05-06-04/46).

Таким образом, если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение временно, транспортный налог уплачивает головная организация. Поэтому даже если подразделение расположено в льготном субъекте, то снизить транспортный налог компании не удастся.

Для снижения налоговых рисков необходимо, чтобы сотрудники подразделения осуществляли реальные трудовые функции, полезные для компании. Если автомобиль зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, это также может привести к претензиям проверяющих.

Отметим, что основным недостатком данного способа снижения транспортного налога является увеличение объема документооборота.

Способ второй: снять с регистрационного учета технику, эксплуатируемую только на территории компании

Суть способа

 Если компания зарегистрирует несколько грузовиков в льготном регионе, то получит значительную налоговую экономию

Автомототранспортные средства, имеющие скорость более 50 км/ч и предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, необходимо ставить на учет в ГИБДД. А менее скоростную спецтехнику и транспорт, который не ездит по дорогам общего пользования, — в Гостехнадзоре (п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.94 № 938).

Таким образом, транспорт, который не выезжает за территорию организации и соответственно не ездит по дорогам общего пользования, компания не регистрирует в органах Гостехнадзора. Это может быть, к примеру, грузовая техника, перемещающая материалы и оборудование от одного структурного подразделения к другому. Значит, компании могут сэкономить на транспортном налоге в отношении указанной выше техники.

Нюансы применения

Чтобы не платить налог, можно такой транспорт не регистрировать в Гостехнадзоре либо снять его с регистрационного учета. Претензий со стороны ГИБДД возникнуть не должно, ведь указанная техника не передвигается по дорогам общего пользования (приказ МВД России от 24.11.08 № 1001).

К тому же Минфин России отмечает, что, если транспортные средства сняты с регистрации, они не облагаются транспортным налогом (письма от 02.12.08 № 18-12/1/112010 и от 08.06.05 № 03-06-04-04/26).

Кстати

В некоторых субъектах РФ ставки налога дифференцированы в зависимости от тех или иных характеристик авто

Региональные законы могут предусматривать дифференцированные ставки в зависимости от категории транспортных средств, количества лет, прошедших с года их выпуска, и экологического класса транспорта (п. 3 ст. 361 НК РФ). К примеру, в Кабардино-Балкарской Республике для легковых автомобилей с двигателем мощностью до 100 л. с. включительно, с года выпуска которых прошло более 10 лет, установлена нулевая ставка налога (ст. 6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28.11.02 № 83-РЗ). В Самарской области для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. до 120 л. с. включительно действует пониженная ставка (ст. 2 Закона Самарской области от 06.11.02 № 86-ГД).

В некоторых субъектах РФ для определенных групп транспорта установлена градация в зависимости от возраста автомобиля. В частности, в Иркутской области для легковых автомобилей ставка варьируется в зависимости от того, прошло с момента выпуска транспортного средства более семи лет или нет (ст. 1 Закона Иркутской области от 04.07.07 № 53-ОЗ).

Кроме того, в отдельных регионах для грузовиков с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно ставка разделена в зависимости от грузоподъемности. Например, в Курской области — до 0,8 т и свыше 0,8 т (ст. 2 Закона Курской области от 21.10.02 № 44-ЗКО), в Еврейской автономной области — до 500 кг, от 500 до 1500 кг, свыше 1500 кг ( ст. 2 Закона Еврейской автономной области от 02.11.04 № 343-ОЗ)

Способ третий: регистрировать спецтехнику в органах Гостехнадзора, а не ГИБДД

Суть способа

Вначале финансисты пытались приравнять транспорт, который не предназначен для передвижения на дорогах общего пользования, к грузовому (письмо Минфина России от 26.05.04 № 04-05-11/82). Поскольку для грузовых автомобилей установлены более высокие налоговые ставки, чем для спецтехники (например, самосвалов).

 

 Если транспорт зарегистрирован в ГИБДД, это грузовой автомобиль, а если в Гостехнадзоре — иное самоходное транспортное средство

Но позднее Минфин России занял выгодную для налогоплательщиков позицию. Если транспорт зарегистрирован в ГИБДД, то это грузовой автомобиль, а если в Гостехнадзоре — иное самоходное транспортное средство (письмо от 27.06.08 № 03-05-05-04/12). С этим соглашаются и суды (постановления ФАС Западно-Сибирского от 19.05.08 № Ф04-3019/2008(5073-А75-40) и Центрального от 24.03.08 № А62-2059/2007 округов).

Обратите внимание

В случае угона или кражи даже зарегистрированный транспорт не облагается налогом

Перечень транспортных средств, с которых нужно платить налог, приведен в пункте 1 статьи 358 НК РФ. Это, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы. При этом НК РФ устанавливает закрытый перечень транспорта, который не является объектом налогообложения ( п. 2 ст. 358 НК РФ).

Так, от налога освобождены транспортные средства, находящиеся в розыске в связи с угоном или кражей. Главное, чтобы факт угона или кражи был подтвержден соответствующими документами, к примеру подлинником справки из органов внутренних дел (п. 17.4 Методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/177, и п. 5 Правил, утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001) или ее копией (письмо ФНС России от 07.04.10 № 3-3-07/475).

В период розыска угнанный автомобиль не будет облагаться транспортным налогом. После прекращения либо приостановления уголовного дела об угоне транспортное средство можно снять с учета в ГИБДД. Для этого необходимо представить в ГИБДД заявление и письмо органов предварительного следствия (п. 5 Правил, утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001)

Нюансы применения

Минфин России в письме от 31.05.06 № 03-06-04-04/21 рассмотрел вопрос о том, к какой категории транспортных средств следует относить автомобили марок БелАЗ, КрАЗ, МАЗ, которые согласно ОКОФ (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359) относятся к подклассу «Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов» (код 15 3410020). По мнению чиновников, в отношении транспортных средств, зарегистрированных в Гостехнадзоре, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, должна применяться налоговая ставка, установленная для категории «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

Аналогичное мнение Минфин России высказал и в письме от 27.06.08 № 03-05-05-04/12 в отношении определения категории карьерных самосвалов БелАЗ-7555В и БелАЗ-75131.

Такой подход разделяют и суды (к примеру, постановление ФАС Центрального округа от 20.05.08 № А64-943/07-22).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 40.64%
  • к юбилеям и праздникам 34.76%
  • за результаты работы 58.82%
  • некурящим и неболеющим 4.81%
  • за переход из других компаний 2.14%
  • бонусы руководителям 18.72%
  • другое 19.25%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль