С какими налоговыми сложностями сталкиваются компании при расчете и уплате сумм за негативное воздействие на окружающую среду

109
Для компаний, деятельность которых подразумевает использование автомобилей, а также приводит к образованию отходов и мусора, платежи за негативное воздействие на окружающую среду — неизбежная статья расходов. Все ли  компании обязаны уплачивать экологический платеж и можно ли учесть в расходах такие суммы?

Негативное воздействие на окружающую среду — это влияние хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее — Закон об охране окружающей среды, см. также врезку «Буква закона»). Негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 16 Закона об охране окружающей среды).

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, а также другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее — Порядок определения платы). Такие платежи надо перечислять не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — кварталом (приказ Ростехнадзора от 08.06.06 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

При этом на практике компании зачастую сталкиваются со сложностями при расчете платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Дело в том, что налоговики нередко отказывают в признании таких сумм в налоговых расходах. Например, в случае, если нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ отличаются от установленных лимитов и нормативов. Кроме того, компании важно четко разграничивать, накапливает она отходы или занимается их размещением, поскольку налогообложение в каждом из этих случаев будет отличаться.

Плату за негативное воздействие вносят лица, которые фактически оказывают влияние на окружающую среду

Конституционный суд в определении от 10.12.02 № 284-О отметил, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Следовательно, действие Закона об охране окружающей среды распространяется не только на организации, но и на предпринимателей.

Не имеет значения, и какой режим налогообложения применяет организация или ИП. Так, в письме от 11.07.07 № 03-11-04/3/262 Минфин России отметил, что организации и предприниматели, применяющие ЕНВД, уплачивают экологические платежи в общем порядке. А в письме от 21.03.07 № 03-06-06-04/1 финансовое ведомство пришло к аналогичному выводу в отношении плательщиков УСН.

Кроме того, Роспотребнадзор в письме от 05.10.10 № СМ-06-01-31/7167 указал, что обязанность компании по уплате платежа не прекращается из-за простоя, консервации и иного приостановления деятельности при условии дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. А в случае заключения договора аренды объекта негативного воздействия плательщиком экологического сбора является арендатор — лицо, фактически эксплуатирующее такой объект и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду.

  Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязана вносить любая компания, которая фактически оказывает такое влияние, независимо от вида деятельности и режима налогообложения

А вот филиалы или представительства юридического лица самостоятельными плательщиками таких платежей не являются. Они вносят платежи от имени организации, если соответствующие полномочия закреплены в положении об обособленном подразделении и есть доверенности у руководителя-«обособленца» (письмо Росприроднадзора от 05.10.10 № СМ-06-01-31/7167).

По мнению контролеров, плату за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ нельзя учесть в налоговых расходах

Платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду относятся к материальным расходам (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом выбросы делятся на три категории: по нормативу, по лимиту и сверхлимитные. НК РФ не содержит ответа на вопрос: какие выбросы относятся к предельно допустимым?

Минфин России в письмах от 07.05.07 № 03-03-06/1/265 и от 16.03.06 № 03-03-04/1/238 указал, что в расходы можно включить только платежи за выбросы вредных веществ в пределах допустимых нормативов или размещение отходов в пределах лимитов (см. врезку «Лимиты и нормативы»). Ранее финансовое ведомство также отмечало, что платежи за выбросы или сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов, но сверх допустимых нормативов, а также сверхлимитные платежи нельзя учитывать при налогообложении прибыли (письмо от 01.12.05 № 03-03-04/403). При этом суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду при налогообложении прибыли не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Однако суды приходят к противоположным выводам. Так, в постановлении от 15.06.07 № А26-7961/2006-218 ФАС Северо-Западного округа отметил, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов представляют собой фактические выбросы этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижении нормативов допустимых выбросов. Следовательно, такие выбросы и сбросы являются временно согласованными и учитываются в составе материальных расходов по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ. ФАС Уральского округа в постановлении от 19.03.08 № Ф09-1599/08-С3 отметил, что платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов не являются санкцией за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, поэтому компания вправе учесть спорные суммы в налоговых расходах.

Буква закона

Виды негативного воздействия на окружающую среду

Существуют следующие виды воздействия на окружающую среду (ст. 16 Закона об охране окружающей среды):

— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
— сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
— загрязнение недр, почв;
— размещение отходов производства и потребления;
— загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
— иные виды негативного воздействия на окружающую среду

 

Лимиты и нормативы

Размер экологического платежа зависит от лимитов и нормативов

Пункт 2 Порядка определения платы устанавливает два базовых норматива платы:

— в пределах допустимых нормативов;
— в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества с учетом его вредного воздействия и степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения.

Так, нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.03 № 344.

При этом размер платежей определяется следующим образом:

— в пределах, не превышающих установленные предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, — путем умножения ставки платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п. 3 Порядка определения платы);
— в пределах установленных лимитов — путем умножения соответствующей ставки на разницу между лимитными и предельно допустимыми величинами вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п. 4 Порядка определения платы);
— за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды — путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами. Затем суммируют полученные произведения по видам загрязнения и умножают эти суммы на пятикратный повышающий коэффициент (п. 5 Порядка определения платы).

При отсутствии у организации или предпринимателя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Соответственно необходимо вносить плату за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

Кроме того, Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) определены критерии, которые отходы распределяют в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Существует пять классов опасности отходов.

В отличие от расчета платежа за выбросы или сбросы для размещения отходов есть только два основных показателя — отходы в пределах лимита и сверхлимитные отходы (ст. 18 Закона об отходах)

Президиум ВАС РФ разрешает учесть расходы на очистку сточных вод, в которых содержание загрязняющих веществ превышает нормативы

На практике многим промышленным компаниям приходится прибегать к услугам по очистке сточных вод. В первую очередь это касается компаний, имеющих сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 24.01.06 № 7317/05 отметил, что в случае, если прием сточных вод производится на основании договора, которым предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ, то такой платеж признают в качестве дифференцированного тарифа за услуги по обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. Такие затраты являются платой за услуги по приему и очистке сточных вод и учитываются в составе материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

  Платежи за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ, а также за неразрешенный сброс организации при налогообложении прибыли не включают в налоговые расходы

Поддерживает такую точку зрения и Минфин России в письме от 25.09.07 № 03-03-06/1/697. Однако финансовое ведомство отмечает, что между организацией-абонентом и компанией водопроводно-канализационного хозяйства договором должна быть предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города.

Компания вправе учесть в расходах и стоимость услуг сторонних организаций по оценке фактического количества сбросов или выбросов (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом контролеры зачастую предъявляют претензии к порядку признания в налоговом учете расходов на определение класса опасности отходов и стоимости услуг по санитарной экспертизе нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. По мнению налоговиков, эти затраты учитываются равномерно — в течение срока действия этих нормативов. Однако суды признают правомерность единовременного учета спорных расходов, поскольку длящиеся отношения между заказчиком и исполнителем в данной ситуации отсутствуют (постановление ФАС Уральского округа от 17.01.12 № Ф09-8803/11).

На практике есть мнение, что платежи за размещение отходов уплачивают только специализированные организации

В любой производственной деятельности образуются отходы. По мнению судов, если у компаний и ИП образуются хозяйственные отходы, то они обязаны исчислять и уплачивать экологический платеж за размещение отходов (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.11 № А41-45741/10).

Однако Президиум ВАС РФ посчитал такое мнение ошибочным. Ведь обращение с отходами — это деятельность по сбору отходов, обезвреживанию, хранению, транспортировке и размещению (ст. 1 Закона об отходах). Хранение отходов осуществляется в специальных объектах для последующего захоронения, обезвреживания или использования (ст. 12 Закона об отходах). Такие объекты внесены в отдельный государственный реестр, и для их создания требуется специальное разрешение. Компании, имеющие подобные объекты, должны получать лицензию. По мнению Президиума ВАС РФ, именно организации, занимающиеся хранением и захоронением отходов, являются плательщиками экологического платежа (постановления от 17.03.09 № 14561/08 и от 20.07.10 № 4433/10).

  НК РФ разрешает учитывать в расходах плату за загрязнение окружающей среды только в пределах нормативов

Нижестоящие суды придерживаются аналогичного мнения (постановления ФАС Уральского от 11.10.12 № Ф09-8837/12, Восточно-Сибирского от 17.03.11 № А19-17428/10, Волго-Вятского от 31.05.10 № А79-3668/2009, Центрального от 03.02.10 № А23-1764/09А-11-67 и Северо-Западного от 23.11.09 № А05-9018/2009 округов).

Организации и предприниматели, которые не занимаются хранением и размещением отходов, не обязаны уплачивать экологический платеж. В частности, это касается компаний, которые просто накапливают отходы для последующей их передачи специализированной организации (постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.11 № 709/11).

Однако такие компании не освобождены от соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. В противном случае к ним может быть применена ответственность по статье 8.2 КоАП РФ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.12 № А75-512/2012).

  По мнению Минфина России, плату за очистку сточных вод со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ можно учесть при налогообложении прибыли

Взимание со специализированных организаций не предвиденных ими выплат за ущерб окружающей среде противоречит Конституции РФ. На это указал Конституционный суд РФ в постановлении от 05.03.13 № 5-П. На практике рассматривался спор, в котором нижестоящие суды отметили, что на основании договоров компания принимала на себя обязательства от контрагентов по приемке и захоронению отходов. Соответственно к ней перешло право собственности на эти отходы. Следовательно, она обязана перечислить в бюджет плату за размещение отходов как за один из видов негативного воздействия на окружающую среду (ст. 23 Закона об отходах).

Однако Конституционный суд РФ пришел к выводу, что специализированная организация, оказывающая услуги по размещению отходов производства и потребления, не могла предвидеть, что на нее будет возложена обязанность по внесению платы за размещение отходов. Соответственно она не могла предусмотреть в договоре с организацией, в результате деятельности которой образуются отходы и на которую в любом случае должно ложиться экономическое бремя несения связанных с негативным воздействием на окружающую среду расходов, условие об учете данного платежа в стоимости оказываемых услуг. Значит, даже при отсутствии такого условия в договоре специализированная организация вправе не уплачивать экологические платежи.

Компанию нельзя оштрафовать за нарушение, если оно выявлено спустя год после истечения срока внесения платы за загрязнение окружающей среды

За несвоевременную уплату экологических платежей пени не предусмотрены. Это обусловлено неналоговым характером таких платежей. Однако нарушение срока уплаты экологических платежей грозит компании привлечением к административной ответственности. По правилам статьи 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 3000 до 6000 руб.;
— на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Избежать санкций можно в том случае, если суды посчитают совершенное правонарушение малозначительным. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 20.10.09 № А74-2177/2009 счел просрочку платежа на восемь дней малозначительным нарушением и освободил плательщика экологического платежа от ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ). Аналогичное решение принял и ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 31.03.10 № А81-4031/2009.

  Компанию нельзя привлечь к ответственности за несвоевременную уплату экологического платежа, если такое нарушение выявлено спустя год после истечения срока внесения платы

Кроме того, компанию нельзя оштрафовать за несвоевременное внесение экологического платежа в случае, если такое нарушение проверяющие установят спустя год после истечения срока внесения платы. Это прямо следует из пункта 1 статьи 4.5 КоАП РФ и подтверждается постановлениями ФАС Северо-Западного и Дальневосточного от 15.12.09 № А44-3057/2009 и от 24.03.10 № Ф03-1528/2010 округов соответственно

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 42.11%
  • Нет 57.89%
результаты

Рассылка



© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль