• Главная страница
  • » Статьи
  • » По каким налоговым преимуществам компании вправе не представлять документы в рамках камеральной проверки

По каким налоговым преимуществам компании вправе не представлять документы в рамках камеральной проверки

82
После приема полугодовой отчетности налоговики приступают к камеральным проверкам представленных деклараций. От того, имеются ли у организации налоговые льготы, зависит, вправе ли инспекторы во время таких проверок дополнительно запрашивать у нее документы

ВНалоговом кодексе предусмотрен запрет на истребование инспекторами у налогоплательщика дополнительных сведений и документов при проведении камеральных проверок ( п. 7 ст. 88 НК РФ ). Одним из исключений из этого правила является ситуация, когда налоговики запрашивают у налогоплательщика документы, подтверждающие его право на использование налоговых льгот ( п. 6 ст. 88 НК РФ ).

Проблема в том, что нередко инспекторы очень своеобразно трактуют понятие налоговой льготы. Благодаря этому они пытаются в рамках камеральной проверки истребовать документы и у тех налогоплательщиков, которые никакими льготами не пользуются и, более того, даже не имеют права ни на какую из льгот.

В НК РФ установлено понятие налоговой льготы, но перечень льгот закреплен не по всем налогам

Льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими ( п. 1 ст. 56 НК РФ ). К налоговым льготам также относится возможность не уплачивать тот или иной налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. О том, как устанавливаются льготы по налогам и сборам, читайте во врезке на с. 80.



Налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть их нель-зя установить для конкретной организации, предпринимателя или физического лица ( абз. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ ). Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала ( п. 2 ст. 3 НК РФ ).

Отличительной чертой налоговой льготы является то, что налогоплательщик вправе отказаться от применения льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов ( п. 2 ст. 56 НК РФ ).

Непосредственно в НК РФ установлены перечни налоговых льгот лишь по госпошлине, а также по налогу на имущество организаций и земельному налогу (ст. 381 и 395 НК РФ соответственно). Кроме того, в отношении этих двух налогов предусмотрена возможность для введения дополнительных льгот:

— по налогу на имущество организаций — законами субъектов РФ ( абз. 2 п. 2 ст. 372 НК РФ );

— по земельному налогу, например в виде закрепления размера не облагаемой этим налогом суммы, — нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в городах Москве и Санкт-Петербурге — законами этих городов ( абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ ).

Налоговые льготы по транспортному налогу в НК РФ не перечислены, однако они могут быть установлены законами субъектов РФ ( абз. 3 ст. 356 НК РФ ).

Перечни льгот по остальным налогам нормами Налогового кодекса не пред-усмотрены. Тем не менее по многим налогам, в частности по НДС и налогу на прибыль, отдельным категориям налогоплательщиков предоставляются различные преимущества. К ним, например, можно отнести освобождение от обложения НДС выручки от выполнения определенных работ или оказания различных услуг в соответствии со статьей 149 НК РФ.

Налоговики приравнивают подобные преимущества к налоговым льготам и поэтому в рамках камеральных проверок пытаются дополнительно запрашивать у налогоплательщика различные документы. Однако это не всегда законно.

По налогу на прибыль налоговики нередко считают льготой применение амортизационной премии или перенос убытков на будущее

Минфин утверждает, что в главе 25 НК РФ льгот по налогу на прибыль не установлено. К такому выводу представители этого ведомства пришли еще в 2006 году ( п. 6 письма от 15.08.06 № 03-11-02/179 ). Однако в том же письме было указано, что многие положения этой главы, по сути, являются льготными.

Минфин России неоднократно признавал, что положениями главы 25 НК РФ налоговые льготы по налогу на прибыль не предусмотрены, хотя, по его мнению, многие положения этой главы, по сути, являются льготными В более поздних разъяснениях специалисты Минфина России отмечали лишь, что налоговые льготы по этому налогу нормами главы 25 НК РФ не предусмотрены (письма от 05.08.11 № 03-03-06/1/455 и от 23.11.09 № 03-02-07/1-520 ). К аналогичным выводам неоднократно приходили и налоговики (письма ФНС России от 02.03.09 № ШС-20-3/234 и от 29.09.08 № ШТ-15-3/1078@ , УФНС России по г. Москве от 11.11.11 № 16-15/109740@ и от 05.03.11 № 20-15/020825 ).

На практике инспекторы называют льготами многие преимущества. Несмотря на наличие разъяснений Минфина, ФНС России и региональных налоговиков, инспекторы на местах нередко приравнивают к налоговой льготе по налогу на прибыль, в частности, следующие преимущества:

Буква закона

Кто вправе устанавливать льготы по разным налогам

Льготы по федеральным, региональным и местным налогам, а также по федеральным сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом ( п. 3 ст. 56 НК РФ ).

Кроме того, льготы по региональным налогам, то есть по транспортному налогу, налогам на имущество организаций и на игорный бизнес, могут также вводиться и упраздняться законами субъектов РФ. А льготы по местным налогам, то есть по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, — нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — законами этих городов

— использование амортизационной премии по приобретенным основным средствам или расходам на их реконструкцию, модернизацию или техническое перевооружение ( абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ ). Тем более что и Минфин России неоднократно называл такую премию именно льготой (письма от 21.12.06 № 03-03-04/1/852 , от 16.05.06 № 03-03-04/1/452 и от 17.04.06 № 03-03-04/1/349 );

— перенос убытков прошлых лет на будущее ( ст. 283 НК РФ ). Можно предположить, что налоговики приравнивают списание убытка к льготам, что называется, по старой памяти. Дело в том, что до вступления в силу главы 25 НК РФ часть прибыли, направленная организацией на покрытие убытка предыдущего года, освобождалась от уплаты налога на прибыль ( п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», фактически утратившего силу с 1 января 2002 года). И такое освобождение называлось именно налоговой льготой. Однако в главе 25 НК РФ оно к льготам не отнесено;

— применение повышающих коэффициентов к основной норме амортизации по отдельным видам основных средств ( ст. 259.3 НК РФ );

Требование налоговиков представить в рамках камеральной проверки документы, подтверждающие право на перенос убытков прошлых лет на будущее, является незаконным

— освобождение от налога на прибыль доходов в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от своего учредителя, участника или акционера, которому принадлежит более 50% ее уставного капитала ( подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ ). Минфин России в своих разъяснениях многократно указывал, что такое освобождение является налоговой льготой (письма от 30.03.07 № 03-03-06/1/201 , от 19.04.06 № 03-03-04/1/360 , от 28.03.06 № 03-03-04/1/295 , от 17.03.06 № 03-03-04/1/257 и от 09.02.06 № 03-03-04/1/100 );

— применение ставки налога на прибыль в размере 0% к доходам в виде дивидендов, когда получатель дивидендов владеет не менее чем 50-процентной долей в уставном капитале организации, их выплачивающей ( подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ );

— возможность не включать в налоговую базу доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав, которые были переданы хозяйственному обществу в целях увеличения чистых активов ( подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ );

— применение льготных ставок по налогу на прибыль организациями, которые являются сельхозтоваропроизводителями, но не перешли на уплату ЕСХН ( ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.01 № 110-ФЗ ).

Требование инспекторов можно оспорить, ведь преимущества по налогу на прибыль могут применять все налогоплательщики, а не отдельные их категории. Ни одно из перечисленных выше преимуществ нельзя признать налоговой льготой. Ведь указанными возможностями может воспользоваться любой налогоплательщик. А льготами по налогам и сборам считаются лишь те преференции, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков (см. врезку ниже).

Таким образом, предъявление налоговиками в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль требования о представлении документов, подтверждающих право на использование указанных выше преимуществ, является незаконным. Это подтверждают и суды (постановления ФАС Московского от 11.04.12 № А40-97560/11-20-408 и Уральского от 06.05.08 № Ф09-3057/08-С3 округов).

Значит, подобное требование можно не выполнять и документы не представлять ( подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ ). Однако, прежде чем принять такое решение, следует оценить возможные последствия. Нередко бывает проще документы все-таки представить и не идти на конфликт с инспекторами. Тем более что за непредставление налоговикам затребованных ими документов с организации могут взыскать штраф из расчета 200 руб. за каждый непредставленный документ ( п. 1 ст. 126 НК РФ ).

Конкретное преимущество по тому или иному налогу считается налоговой льготой только в том случае, когда налогоплательщику предоставлено право отказаться от его использования

Хотя, если затребован очень большой объем документов и изготовление копий с них может затруднить или даже парализовать работу бухгалтерии либо других подразделений организации, можно направить в инспекцию письмо, в котором указать на незаконность предъявленного требования и привести соответствующие доводы. Такое письмо нужно передать в инспекцию не позднее чем в пятидневный срок со дня получения требования ( п. 5 ст. 93.1 НК РФ ).

Справка

Что такое «категория налогоплательщиков»?

К сожалению, определения этому термину в Налоговом кодексе не дано. В качестве отдельной категории в нем выделены лишь крупнейшие налогоплательщики ( п. 1 ст. 83 НК РФ ).

Минфин России пояснил, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков (письма от 02.02.12 № 03-05-04-02/10 , от 31.01.12 № 03-05-06-01/03 , от 29.03.10 № 03-11-06/2/44 , от 02.06.09 № 03-11-11/96 и от 27.02.09 № 03-11-11/29 ). К ним, в частности, можно отнести:

— виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.);

— размеры организаций (микро-, малые или средние предприятия);

—  место расположения компании (например, в городах с численностью населения более 1 млн. чел., на удаленных, малозаселенных территориях либо в районах, являющихся депрессивными в экономическом развитии);

—  состав потенциальных потребителей, для которых выполняются работы или услуги (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.)

Пониженная ставка по налогу на прибыль в региональный бюджет не является льготой

Региональные власти вправе понизить для отдельных категорий налогоплательщиков ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, с 18% максимум до 13,5% ( п. 1 ст. 284 НК РФ ). Казалось бы, понижение ставки налога распространяется на определенные категории налогоплательщиков, то есть в этой части соответствует определению налоговой льготы ( п. 1 ст. 56 НК РФ ).

Тем не менее Минфин России разъяснил, что установленные законами субъектов РФ пониженные ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в региональные бюджеты, не являются налоговыми льготами (письма от 05.08.11 № 03-03-06/1/455 и от 23.11.09 № 03-02-07/1-520 ). Ведь налог на прибыль — это федеральный налог ( п. 5 ст. 13 НК РФ ). Льготы по таким налогам вводятся и отменяются только Налоговым кодексом, а их в главе 25 НК РФ не предусмотрено ( п. 3 ст. 56 НК РФ ).

Значит, в рамках камеральной проверки декларации по этому налогу налоговики не вправе запрашивать документы, подтверждающие право компании на применение пониженной ставки по налогу, зачисляемому в бюджет субъекта РФ.

Налоговики ошибочно признают льготой по НДС использование нулевой ставки по этому налогу

Наряду со ставками НДС 10 и 18% в отношении некоторых видов товаров, работ или услуг предусмотрено применение ставки налога в размере 0%, например при реализации товаров на экспорт или оказании услуг по международной перевозке товаров ( п. 1 ст. 164 НК РФ ).

Некоторые суды считают, что применение ставки НДС в размере 0% при реализации товаров на экспорт по своей правовой природе является разновидностью налоговой льготы Нулевую ставку НДС нельзя приравнять к налоговой льготе. Ведь то или иное налоговое преимущество считается льготой, только если налогоплательщик вправе отказаться от его использования ( п. 2 ст. 56 НК РФ ). В случае с нулевой ставкой НДС такого права у него нет. Налогоплательщики обязаны применять именно ту ставку, которая установлена статьей 164 НК РФ, хотя бы и в размере 0%.

Вместе с тем есть примеры судебных решений, в которых арбитражные суды отмечали, что применение ставки НДС в размере 0% при реализации товаров на экспорт по своей правовой природе является разновидностью налоговой льготы (постановления ФАС Западно-Сибирского от 08.06.12 № А67-2792/2011 и Северо-Западного от 12.09.07 № А56-45481/2006 округов).

Освобождение от уплаты НДС по статье 149 НК РФ считается льготой, но не всегда

Положениями статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от НДС определенных видов сделок и операций по реализации отдельных видов товаров, работ или услуг. Причем в этой статье приведено три перечня операций, не облагаемых НДС.

Нормы, которые обязывают продавца не начислять НДС, вряд ли можно признать льготой. В отношении операций, перечисленных в пунктах 1 и 2 статьи 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС носит обязательный характер. Это означает, что налогоплательщики, которые реализуют товары, выполняют работы или оказывают услуги, перечисленные в этих пунктах, не имеют права отказаться от освобождения от уплаты налога. То есть они не могут начислять НДС по таким операциям по обычным ставкам и предъявлять налог своим покупателям и заказчикам. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 02.06.09 № 03-07-07/48 и от 10.10.08 № 03-07-07/104 и ФНС России от 15.07.09 № 3-1-10/501@ .

По аналогии с использованием нулевой ставки НДС освобождение от налога, предоставленное в соответствии с пунктом 1 или 2 статьи 149 НК РФ, нельзя считать налоговой льготой. Ведь налогоплательщик не может выбирать, применять ему такое освобождение или отказаться от него ( п. 2 ст. 56 НК РФ ).

Суды также подтверждают, что освобождение от НДС по указанным основаниям не является налоговой льготой (постановления ФАС Западно-Сибирского от 07.11.11 № А03-13580/2010 и Волго-Вятского от 30.06.10 № А79-8805/2009 округов). Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при этом сослался на то, что от обложения НДС согласно пункту 1 или 2 статьи 149 НК РФ освобождается не налогоплательщик, а операции по реализации товаров, работ, услуг.

Исходя из определения налоговой льготы, освобождение от уплаты НДС на основании пункта 3 статьи 149 НК РФ признается льготой, а освобождение от НДС согласно пунктам 1 и 2 этой же статьи — нет Наряду с приведенной позицией судов есть несколько судебных решений, в которых суды пришли к противоположному выводу. Они посчитали, что освобождение от уплаты НДС на основании пункта 1 или 2 статьи 149 НК РФ также является налоговой льготой. Поэтому суды признали законными действия налоговиков по истребованию в рамках камеральной проверки декларации по НДС документов, подтверждающих право организации на применение этих льгот (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 20.10.11 № А33-2290/2011 и Волго-Вятского от 01.08.08 № А82-9454/2007-27 округов).

Если освобождение от НДС является правом налогоплательщика, то оно считается налоговой льготой. Операции, указанные в пункте 3 статьи 149 НК РФ, также не подлежат обложению НДС. Принципиальное отличие состоит в том, что налогоплательщик вправе отказаться от освобождения этих операций от обложения НДС насовсем или на какое-то время ( п. 5 ст. 149 НК РФ ).

Поскольку налогоплательщику предоставлен такой выбор, освобождение от налога на основании пункта 3 статьи 149 НК РФ считается налоговой льготой. Значит, в рамках камеральной проверки декларации по НДС инспекторы вправе запрашивать у организации или предпринимателя документы, подтверждающие их право на освобождение от уплаты налога по этому основанию.

Аналогичной точки зрения придерживаются и Минфин России ( письмо от 10.10.08 № 03-07-07/103 ), и налоговики в некоторых регионах (письма УФНС России по г. Москве от 23.12.08 № 19-11/119609 и от 21.11.08 № 19-11/108743 ), и арбитражные суды ( постановление ФАС Уральского округа от 05.07.12 № Ф09-5197/12 )

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль