Как российским товаропроизводителям подтвердить правомерность исчисления НДС по ставке 10%

453
У налогоплательщиков, реализующих отдельные продовольственные товары на территории РФ, нередко возникают вопросы о возможности применения ставки НДС в размере 10%. Многие из них не всегда знают, как обосновать правомерность исчисления налога по данной пониженной ставке. Разобраться поможет статья

Возможность применения 10-процентной ставки налога на добавленную стоимость обусловлена стремлением государства стимулировать реализацию социально значимых товаров и по сути является налоговой льготой. В настоящее время исчисление НДС по такой пониженной ставке при реализации определенных видов товарной продукции компаниями-изготовителями, организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю этими товарами, вызывает некоторые сложности.

Отметим, что от 10-процентной ставки НДС налогоплательщики не вправе отказаться. Более того, взимание налога в размере 10% осуществляется на всех этапах реализации товара: от производителей — оптовым покупателям, затем от оптовиков — предприятиям розничной торговли. И все продавцы на каждом этапе реализации должны обосновать правомерность применения данной ставки налога.

Товары, при продаже которых применяется ставка НДС в размере 10%, поименованы в пункте 2 статьи 164 НК РФ. В подпункте 1 данного пункта указаны продовольственные товары, в подпункте 2 — товары для детей, в подпункте 3 — периодические печатные издания и книжная продукция, а в подпункте 4 — лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Продовольственные товары

Продовольственные товары — продукты питания и товары, из которых изготавливаются продукты питания, то есть это наиболее социально значимые товары.

Налоговым законодательством предусмотрены следующие продовольственные товары, при реализации которых применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость:

скот и птица в живом весе; мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий — сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с, копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы — балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея, свинины и говядины запеченных, а также консервов — ветчины, бекона, карбонада и языка заливного); молоко и молокопродукты (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда); яйца и яйцепродукты; масла растительные; маргарин; сахар, включая сахар-сырец; соль; зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы; маслосемена и продукты их переработки (шроты, жмыхи); хлеб и хлебобулочные изделия (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия); крупа; мука; макаронные изделия; рыба живая (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира); море- и рыбопродукты, в том числе рыба охлажденная, мороженая и других видов обработки, сельдь, консервы и пресервы (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб, белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб — белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди, семги, спинки и теши нельмы х/к, кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола, спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к, спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к, пресервов филе — ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного, мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых, лангустов); продукты детского и диабетического питания; овощи (включая картофель);

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ установлено, что коды видов перечисленной выше продукции определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В данной статье рассмотрены только правила применения налоговой ставки 10% в отношении видов продукции, содержащихся в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП).

Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при реализации (далее — Перечень), утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908.

Порядок применения Перечня

В примечании к Перечню указано, что принадлежность российских продовольственных товаров к поименованным в Перечне подтверждается соответствием кодов, приведенных в Перечне, кодам, указанным в национальном стандарте (ГОСТе), отраслевом стандарте, техническом условии.

Следовательно, правомерность применения всеми налогоплательщиками пониженной ставки налога на добавленную стоимость при реализации продовольственных товаров подтверждается наличием национального стандарта или отраслевого стандарта либо технического условия с указанием присвоенного в установленном порядке кода, соответствующего коду, приведенному в Перечне. Это касается и производителей, реализующих товары оптовикам, и оптовиков, реализующих товары предприятиям розничной торговли.

В то же время многие налогоплательщики в целях подтверждения применения пониженной ставки НДС используют сертификат соответствия с указанием в нем кода, аналогичного коду Общероссийского классификатора продукции. В данном случае необходимо учитывать следующее. Согласно Федеральному закону от 07.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификат соответствия — это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Таким образом, для подтверждения правомерности (неправомерности) применения пониженной ставки НДС ссылаться на код, присвоенный в установленном порядке определенному товару и указанный не в национальном или отраслевом стандарте либо техническом условии, а в сертификате соответствия, неправильно, так как сертификат соответствия удостоверяет, а не подтверждает правомерность присвоения товару соответствующего кода ОКП.

Общероссийский классификатор продукции (ОК 005—93)

Справка

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» определение по классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством РФ (ранее этот порядок регламентировался постановлением Правительства РФ от 01.11.99 № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации»).

Причем указанным выше постановлением установлено, что федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку, ведение и применение Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93), является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Вместе с тем на основании постановления Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» данное ведомство (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая растениеводство, пищевую и перерабатывающую промышленность, а также регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Таким образом, именно указанные органы государственной власти (Ростехрегулирование и Минсельхоз России) вправе подтверждать либо опровергать правильность присвоенных кодов конкретному виду продукции.

В ОКП классификация осуществляется по производственному признаку однородной продукции. На первой ступени классификации указаны классы продукции (XX 0000), на второй — подклассы (XX Х000), на третьей — группы (XX ХХ00), на четвертой — подгруппы (XX ХХХ0) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ)

Как использовать Перечень при подтверждении права на применение ставки НДС в размере 10%

Поясним на примере конкретных ситуаций, как на практике налогоплательщикам следует использовать Перечень при определении возможности применять пониженную ставку НДС.

Ситуация 1. Налогоплательщик (изготовитель) реализует на территории Российской Федерации свежую петрушку. Согласно техническому условию данной продукции присвоен код ОКП 97 3224. В Перечне поименована подгруппа ОКП 97 3220 «Корнеплоды овощные (97 3221—97 3229)». Данная подгруппа включает код 97 3224 «Петрушка».

Следовательно, названный налогоплательщик вправе при реализации петрушки на территории РФ применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10%.

Ситуация 2. Налогоплательщик (изготовитель) реализует на территории РФ какао со сгущенным молоком и сахаром. Указанной продукции в соответствии с техническим условием присвоен код ОКП 92 2712. Учитывая, что данный код в Перечне не поименован, налогоплательщик не имеет права применять пониженную ставку НДС при реализации какао со сгущенным молоком и сахаром. Значит, при продаже данной продукции он должен исчислять налог на добавленную стоимость по ставке 18%.

Ситуация 3. Налогоплательщик (изготовитель) реализует на территории Российской Федерации очищенную, замороженную, вареную или нарезанную морковь (картофель). В Перечне продукты переработки овощей не указаны. Таким образом, при реализации на территории РФ очищенной, замороженной, вареной или нарезанной моркови (картофеля), являющейся продукцией переработки овощей, налогоплательщику следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 18%.

Ситуация 4. Предприятие общественного питания реализует на территории РФ блюдо «Шашлычок из курицы». Согласно технологии приготовления этого блюда используется полуфабрикат из мяса кур замороженных (код по ОКП 92 1472), который нанизывается на шпажку, обжаривается в масле растительном, покрывается соусом, затем добавляются ингредиенты, соль и перец. Однако предприятие общественного питания (при наличии соответствующей технической документации) не реализует товарную продукцию, а только оказывает услуги по приготовлению блюд, которые не поименованы в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса.

При отнесении деятельности указанных предприятий к предприятиям общественного питания следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004—93), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17 (ч. III «Виды продукции и услуг»), согласно которому к общественному питанию относятся услуги, обозначенные кодами 5520100—5520310.

Таким образом, предприятия общественного питания, не реализующие непосредственно товары, производимые согласно необходимой технической документации, в которой указаны коды ОКП, соответствующие кодам ОКП, перечисленным в Перечне, а только осуществляющие операции по оказанию услуг по приготовлению блюд из товаров, поименованных в Перечне, должны применять налоговую ставку НДС в размере 18%.

Проблемы, возникающие при применении Перечня

Российский продовольственный рынок постоянно пополняется новыми видами продукции, наименование которых отсутствует в Перечне. Например, это такие виды продукции, как пицца, сухарики из смеси различных видов муки и т. д. Как определить, можно при реализации подобных товаров использовать налоговую ставку 10% или нет? В данной ситуации налогоплательщику целесообразно обратиться к указанному выше уполномоченному органу государственной власти за получением соответствующего заключения.

Пример 1

ООО «Сигма», являющееся налогоплательщиком НДС, реализует на территории РФ хрустящие сухарики из смеси пшеничной и кукурузной муки. Допустим, в техническом условии данной продукции присвоен код ОКП 91 1850. По мнению уполномоченного органа государственной власти, хрустящие сухарики из смеси пшеничной и кукурузной муки могут быть отнесены к группе 91 1800 «Изделия сухарные (сухари, гренки, хрустящие хлебцы)» ОКП, указанной в Перечне. В свою очередь данная группа включает код подгруппы 91 1850 «Изделия сухарные из смеси сортов ржаной и пшеничной муки».

Таким образом, налогоплательщик вправе при реализации на территории РФ хрустящих сухариков из смеси пшеничной и кукурузной муки применять ставку НДС в размере 10%.

Возникают проблемы с применением кода ОКП и соответственно с использованием пониженной ставки НДС, если при внесении изменений в ГОСТы уполномоченными органами государственной власти в Общероссийский классификатор продукции (ОК 005—93) соответствующие поправки своевременно не вносятся. То есть не вносятся измененные наименования товара, а также не указывается дата, с которой необходимо учитывать соответствующие изменения наименования товара, кода ОКП и ставки НДС. С целью разрешения данной проблемы продавцам необходимо получить заключение указанного выше уполномоченного органа государственной власти.

Пример 2

В соответствии с приказом Ростехрегулирования от 04.05.2006 № 86-ст в ГОСТ Р 51551—2000 внесено изменение № 2, которым наименование «белково-витаминно-минеральные добавки» (БВМД) заменено на «белково-витаминно-минеральные концентраты» (БВМК) и наименование «амидо-витаминно-минеральные добавки» (АВМД) на «амидо-витаминно-минеральные концентраты» (АВМК) и коды ОКП. Так, код 97 5949 «Корма прочие» изменен на код 92 9630 «Концентрат кормовой», который согласно Общероссийскому классификатору продукции содержит только одно наименование концентрата кормового — «концентрат амидо-витаминный для жвачных животных» (код 92 9631).

Налогоплательщики реализуют на территории России БВМК с кодом ОКП 92 9630. Вправе ли они использовать ставку НДС в размере 10%?

По мнению уполномоченного органа государственной власти, ГОСТ Р 51848—2001 «Продукция комбикормовая. Термины и определения» устанавливает термины и определения понятий в отношении комбикормовой продукции. Термины, установленные настоящим стандартом, применяются во всех видах документации и литературы по комбикормовой продукции. Изменение № 1 к ГОСТ Р 51848—2001, утвержденное приказом Ростехрегулирования от 25.10.2005 № 257-ст, введено в действие с 1 марта 2006 года (с правом досрочного введения) и содержит термин «кормовой концентрат» и его определение. В связи с этим к ГОСТ Р 51551—2000 и было принято указанное выше изменение № 2 с датой введения в действие с 1 октября 2006 года, предусматривающее отнесение белково-витаминно-минеральных концентратов и амидо-витаминно-ми-неральных концентратов к группе кормовых концентратов и присвоение им кода ОКП 92 9630 «Концентрат кормовой». Таким образом, начиная с 1 октября 2006 года реализация всеми налогоплательщиками на территории РФ белково-витаминно-минеральных концентратов, относящихся к коду ОКП 92 9630, облагается НДС по ставке 10%.

Обратите внимание: правильность применения налоговой ставки в размере 10% влияет не только на суммы налога, исчисленные к уплате в бюджет, но и на налоговые вычеты. Так, правильное определение размера налоговой ставки позволит покупателям своевременно применять налоговый вычет в размере суммы налога, предъявленной продавцами продовольственных товаров.

Если продавец продовольственных товаров неправильно применил размер налоговой ставки и неправильно заполнил счет-фактуру, то до момента получения исправленного счета-фактуры покупатель не сможет воспользоваться налоговым вычетом. Конечно же, данный вопрос волнует налогоплательщиков, приобретающих продовольственные товары в целях их дальнейшей реализации или реализации продуктов их переработки.

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 62.96%
  • Нет 37.04%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль