Способы представления налоговой отчетности

1315
По результатам деятельности налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты), а также бухгалтерскую отчетность в установленном порядке в налоговые органы по месту учета. Существует несколько способов сдачи отчетности, которые имеют свои преимущества и недостатки. Проанализируем, какой из способов более подходит той или иной организации

Обязанность представлять налоговую отчетность за налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) закреплена согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ. Так, налоговую декларацию (расчет) необходимо подавать в налоговый орган по установленной форме вместе с документами, указанными в Налоговом кодексе, на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Налогоплательщики не представляют налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым они освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 80 НК РФ)

Бухгалтерскую отчетность организации сдают в налоговые органы по установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия налогового органа организация направляет бухгалтерскую отчетность в электронном виде (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 6 ст. 13 и п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ).

В Налоговом кодексе предусмотрены следующие способы представления налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган:

  • лично, то есть через законного представителя;
  • через уполномоченного представителя;
  • в виде почтового отправления с описью вложения;
  • по телекоммуникационным каналам связи.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, и налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, обязаны представлять налоговую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Представление отчетности законным или уполномоченным представителем

Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями организации признаются лица, которые уполномочены представлять юридическое лицо на основании закона или учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). По закону таким представителем является руководитель фирмы (ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Уполномоченный представитель — это физическое или юридическое лицо, которое представляет интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов (п. 1 ст. 29 НК РФ). Представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством.

Уполномоченными представителями налогоплательщика не могут быть должностные лица налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, органов государственных внебюджетных фондов, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ)

Кроме руководителя представлять в налоговые органы налоговую отчетность (декларации, расчеты) от имени организации может любое лицо (например, бухгалтер) на основании доверенности.

Таким образом, наличие у уполномоченного представителя налогоплательщика доверенности на участие в налоговых правоотношениях, в том числе на представление отчетности, является обязательным1.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица представляет его интересы на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к таковой (п. 3 ст. 29 НК РФ)

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного уполномоченного учредительными документами лица и заверяется печатью организации. В доверенности обязательно указывается дата ее выдачи, иначе она будет считаться недействительной. Срок действия документа не может превышать трех лет. Если срок действия в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года (ст. 185 ГК РФ). Пример доверенности организации на представление отчетности в налоговые органы см. на рис. 1.

Датой подачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Пример 1

Бухгалтер является наемным работником индивидуального предпринимателя. При представлении налоговой отчетности за предпринимателя у бухгалтера в налоговой инспекции потребовали нотариально удостоверенную доверенность, а его полномочия по сдаче отчетности были оформлены доверенностью по типовой форме № М-22 с печатью и подписью индивидуального предпринимателя.

Представитель (бухгалтер), уполномоченный налогоплательщиком — физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) на сдачу налоговой отчетности, должен действовать на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 185 ГК РФ приведен перечень доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным. К указанным доверенностям не относится доверенность по форме № М-2, выданная налогоплательщиком — физическим лицом своему уполномоченному представителю (физическому лицу) для передачи налоговой отчетности в налоговый орган.

Следовательно, налоговая отчетность у бухгалтера индивидуального предпринимателя не может быть принята, поскольку полномочия бухгалтера должны быть подтверждены доверенностью, заверенной нотариально.

Представление отчетности с использованием услуг почты

Деятельность почтовой связи в РФ регламентируется Федеральным законом от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон № 176-ФЗ), а также Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» и другими нормативными правовыми актами РФ. Согласно статье 3 Закона № 176-ФЗ почтовая связь в РФ осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления и юридическим лицам. При этом организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования (ст. 18 Закона № 176-ФЗ).

Рисунок 1.Образец доверенности на сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности

Способы представления налоговой отчетности

Операторы почтовой связи оказывают услуги почтовой связи на основании лицензий, которые получают в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ. Такая лицензия является разрешением на осуществление операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений.

При оказании услуг негосударственным учреждением почтовой связи целесообразно получить у него копию соответствующей лицензии

Следовательно, при отправлении налоговой отчетности по почте налогоплательщик вправе воспользоваться услугами любой организации почтовой связи, имеющей лицензию, независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности.

Бывает, налогоплательщик направил отчетность в налоговые органы, указав неполный адрес (например, нет почтового индекса или указан, но не верно). В подобной ситуации считается ли обязанность налогоплательщика по представлению налоговой отчетности исполненной?

Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи3 у каждого почтового отделения есть свой почтовый индекс. Причем, если отправитель не указал почтовый индекс или указал его с ошибкой, но почтовый адрес места назначения корреспонденции правильный, это позволяет идентифицировать конечное направление почтового отправления.

Таким образом, обязанность налогоплательщика по представлению налоговой отчетности считается исполненной. Однако на практике не исключены случаи, когда указанная доставка отчетности в налоговые органы не будет своевременной.

При представлении налоговой отчетности почтовым отправлением необходимо наличие описи вложений. Такое требование содержится в статье 80 НК РФ.

Почтовые отправления в зависимости от способа обработки подразделяются (п. 12 Правил оказания услуг почтовой связи):

  • на простые — принимаются от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляются (вручаются) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении;
  • регистрируемые (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) — принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.

Регистрируемые почтовые отправления пересылаются с описью вложения, с уведомлением о вручении или наложенным платежом. Отправляя отчетность по почте, целесообразно воспользоваться регистрируемым почтовым отправлением, поскольку только такие отправления содержат опись вложения. При приеме почтового отправления сотрудник почты расписывается в описи вложения и проставляет на ней оттиск календарного штемпеля, а также выдает отправителю квитанцию. Поскольку унифицированной формы описи вложения законодательством не предусмотрено, можно воспользоваться формой, которую предоставит отделение почтовой связи, или составить свою.

Обычно сотрудники почтовых отделений в случаях отправления организацией единовременно более 10 заказных/ценных писем требуют представить на почту список (реестр) отправлений. Его можно оформить и при сдаче меньшего количества писем и даже единственного письма. Сотрудники почты ставят на списке штамп. Отметим, что данный документ не может заменить квитанцию об оплате услуг связи, но может помочь при возникновении разногласий, если адрес на почтовой квитанции написан неразборчиво. Приводим образцы оформленных описи вложения (рис. 2) и списка отправлений (рис. 3).

Рисунок 2. Образец описи вложения

Способы представления налоговой отчетности

Рисунок 3. Список (реестр) отправлений

Способы представления налоговой отчетности

При отправлении налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (п. 4 ст. 80 НК РФ). Согласно статье 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок представления декларации соблюден.

В то же время возможна ситуация, когда заказное письмо сдано налогоплательщиком в почтовое отделение в один день (оплачены услуги связи), а обработано оно (поставлен штамп на конверте) в другой день. Позиция налоговых органов по данному вопросу изложена в письме МНС России от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@. В нем указано, что датой представления отчетности с описью вложения в целях применения статьи 80 НК РФ считается дата, указанная в штампе «Почта России».

Арбитражная практика по данному вопросу складывается неоднозначно. Иногда суды принимают сторону налогоплательщика, считая датой отправки письма день сдачи почтового отправления оператору почтовой связи.

На основании постановлений некоторых арбитражных судов документами, подтверждающими своевременность сдачи отчетности при задержке ее отправления по вине оператора связи, могут быть4:

  • квитанция о приеме заказных писем и справка отдела почтамта филиала ФГУП «Почта России»;
  • оттиск календарного штемпеля, проставленного на почтовом реестре;
  • справка начальника отделения связи почтамта, список заказных писем областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ).

Пример 2

ЗАО «Трио», применяющее упрощенную систему налогообложения, направило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, исчисляемому при применении УСН, за 2008 год в виде почтового отправления с описью вложения. Отчетность с описью вложения сдана 30 марта 2009 года негосударственной службе доставки корреспонденции, услуги оплачены, есть квитанция. При этом в налоговый орган декларация была доставлена 1 апреля 2009 года, то есть после срока, установленного для сдачи декларации (31 марта).

Поскольку у негосударственной службы доставки корреспонденции нет лицензии на оказание услуг почтовой связи, то штемпель данной организации не подтверждает отправку почтового отправления. Поэтому налоговый орган привлек ЗАО «Трио» к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 119 НК РФ).

Представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи

В настоящее время во многих странах налогоплательщики переходят на представление налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Как уже отмечалось, на основании статьи 80 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, а также налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, обязаны представить налоговую декларацию (расчет) по установленным форматам в электронном виде. Это относится и к вновь созданным организациям (в том числе при реорганизации), если численность работников превышает указанный предел. Налогоплательщики, не попавшие в категорию обязанных, при наличии технической возможности также могут представить отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Отчетность подается в налоговый орган по месту учета по установленной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом налогоплательщик вправе представить в электронном виде и документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету).

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20 января текущего года или не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания (реорганизации) организации по установленной форме, которая утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@

В соответствии со статьей 80 НК РФ при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем представления считается дата ее отправки. Порядок подачи налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). На сегодняшний день указанный порядок не принят, поэтому до его утверждения действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи5. Кроме того, при представлении отчетности в электронном виде следует руководствоваться такими документами, как:

  • приказ МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@, утвердивший Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Методические рекомендации);
  • приказ МНС России от 04.02.2004 № БГ-3-06/76, утвердивший Регламент принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности;
  • Административный регламент ФНС России, утвержденный приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н;
  • Временный регламент ФНС России, утвержденный приказом ФНС России от 06.02.2008 № ММ-3-6/50@;
  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Форматы налоговых деклараций (расчетов), представляемых в электронном виде, утверждаются ФНС России и публикуются в интернете на официальном сайте www.nalog.ru.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию по телекоммуникационным каналам связи через специализированного оператора связи. Организация — специализированный оператор связи оказывает услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС (разд. 1 Методических рекомендаций).

Информацию о местных специализированных операторах можно узнать в налоговом органе по месту учета, на сайтах региональных управлений ФНС России или в СМИ

Оператор связи предоставляет налогоплательщику программное обеспечение и электронно-цифровую подпись (ЭЦП), которая равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. ЭЦП защищает электронный документ от подделки, позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и устанавливать отсутствие искажения информации в электронном документе.

После формирования1 файла отчетности, подписания ее ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщик отправляет информацию в зашифрованном виде в налоговый орган. Согласно пункту 6.9 Методических рекомендаций оператор фиксирует дату отправки налогоплательщиком налоговой (бухгалтерской) отчетности в электронном виде как дату ее представления и формирует подтверждение оператора с указанием даты и времени отправки электронного документа.

Согласно пункту 6.10 Методических рекомендаций налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП оператора

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) после отправки отчетности по ТКС налогоплательщик получает следующие документы:

  • квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, форма которой утверждена приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@ (приложение № 1);
  • протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
  • подтверждение оператора.

Обратите внимание: если в протоколе есть информация о непрохождении налоговой отчетностью входного контроля, налогоплательщик исправляет ошибки, указанные в протоколе, а затем повторяет всю процедуру сдачи форм отчетности, по которым зафиксированы ошибки (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).

Общую схему приема налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи см. на рис. 4 .

Рисунок 4. Схема приема налоговой декларации (расчета), представленной по ТКС

Способы представления налоговой отчетности

Пример 3

ООО «Полянка» сдает налоговую отчетность в электронном виде. Представление бухгалтерской отчетности и формы 4-ФСС РФ по ТКС вызывает у организации определенные трудности. Обязательно ли представлять указанные документы в электронном виде?

Поскольку форма 4-ФСС РФ не является налоговой декларацией и (или) расчетом, то в электронном виде она не представляется, соответственно ее следует сдавать на бумажном носителе. Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме ФНС России от 12.03.2007 № 05-3-07/46.

Кроме того, требование о сдаче отчетности в электронном виде не распространяется и на бухгалтерскую отчетность. В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям в установленной форме на бумажных носителях и только при наличии технических возможностей может представляться организацией в электронном виде. Аналогичная позиция приведена в письме Минфина России от 15.01.2008 № 03-02-07/1-11.

Преимущества сдачи отчетности в электронном виде

Преимущества представления бухгалтерской и налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи очевидны:

  • не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях;
  • нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность практически в любое время суток отправляется из офиса налогоплательщика (экономия рабочего времени);
  • отчетность формируется в стандартном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности, что позволяет избежать ошибок. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы;
  • оперативно обновляются форматы представления отчетности. При изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде;
  • возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней (распечатки по налогам) путем получения информационной выписки, которая передается по ТКС налоговой инспекцией в зашифрованном виде. Также налогоплательщик может в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку в инспекции, таким образом, не нужно ждать актов сверки;
  • получение оперативной информации по электронной почте об изменении налогового законодательства, бюджетных счетов, нормативных актов и т. п.;
  • защита налоговой и бухгалтерской отчетности, представляемой в электронном виде по ТКС, от просмотра и корректировки;
  • повышение оперативности обработки информации, исключение технических ошибок. Отчетность, направленная в налоговую инспекцию, проходит входной контроль, и соответствующие показатели разносятся по лицевым счетам.

Пример 4

По причине сбоя в работе интернет-провайдера ООО «Сигма» не может представить в установленный срок налоговую отчетность по ТКС. Вправе ли организация представить отчетность на дискете или ином носителе (CD-диске, флэш-карте)?

Представление налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде осуществляется в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом налогоплательщик направляет отчетность по ТКС посредством специализированного оператора связи. Таким образом, представление декларации в электронном виде не может производиться налогоплательщиком такими способами, как сдача ее на магнитном носителе в налоговый орган лично или через представителя и направление магнитного носителя в виде почтового отправления с описью вложения.

Недостатки представления отчетности в электронном виде

К недостаткам представления отчетности по каналам ТКС следует отнести:

  • определенные материальные затраты (необходимость иметь компьютер, подключенный к интернету, и соответствующее программное обеспечение);
  • проблемы с отправкой электронной отчетности, так как налогоплательщик может быть ограничен в доступе к интернету по причине сбоев в работе интернет-провайдера и спецоператора;
  • данные налоговой отчетности, поданной налогоплательщиком, из-за сбоев программного обеспечения могут отличаться от сведений, поступивших в налоговый орган. Кроме того, электронная отчетность может не дойти до налогового органа;
  • необходимость в некоторых случаях дублирования отчетности на бумажном носителе со штампом налогового органа. Например, для получения кредита в банке налогоплательщик должен заверить экземпляр отчетности на бумажном носителе в налоговом органе. Поскольку банк не может проверить юридическую силу документа, представленного в электронном виде, он требует отчетность на бумаге со штампом налогового органа.


Отчетность в электронном виде, заверенная ЭЦП, имеет равную юридическую силу с бумажным вариантом

Обратите внимание

Основания непринятия отчетности налоговым органом
Согласно норме, закрепленной в пунктах 133 и 136 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н, при сдаче отчетности в налоговые органы ее могут не принять, если:

  • отсутствует документ, подтверждающий личность налогоплательщика, личность и полномочия уполномоченного представителя (паспорт, доверенность), когда отчетность представляется на бумажном носителе лично или через представителя;
  • налоговая декларация (расчет) представлена не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке;
  • в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, отсутствует подпись уполномоченного лица, который подтверждает достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и (или) нет печати;
  • отчетность представлена в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета);
  • в налоговой декларации (расчете) отсутствуют реквизиты наименования организации-налогоплательщика, ИНН, подписи уполномоченных лиц, вид документа (первичный, корректирующий), наименование налогового органа.

Кроме того, причиной непринятия декларации (расчета), представленной в электронном виде по ТКС, может быть отсутствие электронно-цифровой подписи или ее несоответствие подписи руководителя, уполномоченного представителя налогоплательщика.

При наличии указанных оснований должностное лицо налогового органа информирует налогоплательщика (его представителя) о непринятии отчетности в устной форме с указанием причины, если декларация представлялась лично (через уполномоченного представителя), либо сообщает об отказе уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) заказным письмом (п. 134 Административного регламента).

Если отчетность сдавалась в электронном виде, то должностное лицо налогового органа направляет уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@ (приложение № 2)

Пример 5

ООО «Телекснет» осуществляет торговую деятельность через обособленные подразделения, расположенные в разных регионах РФ. Среднесписочная численность работников каждого подразделения не превышает 20 человек, а численность работников головной организации составляет 150 человек. Организация представляет налоговые декларации по отдельным видам налогов по месту осуществления деятельности филиалов. Обязана ли организация представлять налоговую отчетность своих филиалов только в электронном виде?

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). В состав ООО «Телекснет» входят обособленные подразделения, расположенные в разных регионах РФ, а среднесписочная численность работников в целом по организации (независимо от фактической численности работников обособленных подразделений) за 2008 год превышает 100 человек.

Следовательно, организация обязана в 2009 году представлять в налоговые органы по месту учета декларации (расчеты) в электронном виде.


Ответственность за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций

В соответствии со статьей 119 НК РФ за непредставление в налоговый орган деклараций в установленный срок предусмотрен штраф. Размер штрафа зависит от суммы налога, заявленной в декларации к уплате. При нарушении срока представления декларации налогоплательщик не освобождается от ответственности по статье 119 НК РФ, даже если налог уплачен своевременно.

На основании пункта 3 статьи 76 НК РФ при нарушении установленного срока подачи налоговой декларации на десять дней налоговые органы вправе приостановить операции по счетам налогоплательщика

Согласно статье 15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за пропуск срока представления налоговой декларации. Так, с должностных лиц, обязанных сдать налоговую отчетность, взимается штраф от 300 до 500 руб.

Если налогоплательщик в течение более двух месяцев не представлял налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, налоговые органы вправе определить суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем. Это осуществляется на основании имеющейся информации о налогоплательщике, данных об иных аналогичных налогоплательщиках (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Пример 6

ЗАО «ТехникаМ» осуществляет деятельность по упрощенной системе налогообложения. Декларацию по налогу в связи с применением УСН за 2008 год организация представила в налоговый орган 22 мая 2009 года. Срок представления отчетности в соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ установлен до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С учетом положений статьи 6.1 НК РФ срок подачи декларации пропущен на один полный (апрель) и один неполный (май) месяц. В соответствии с декларацией уплате в бюджет подлежит сумма налога в размере 31 000 руб.

На основании пункта 1 статьи 119 НК РФ штраф с ЗАО «ТехникаМ» составит 5% суммы налога, подлежащей уплате, за каждый полный и неполный месяц. Таким образом, сумма штрафных санкций равна 3100 руб. (31 000 руб. ? 5% ? 2 мес).

В случае представления декларации по старой (недействующей) форме налоговый орган предъявляет налогоплательщику требование о представлении налоговых деклараций по соответствующим формам и может привлечь его к ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. При этом взимается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (декларацию). Основанием является статья 126 Налогового кодекса.

По мнению Минфина России, при нарушении налогоплательщиком установленного способа представления отчетности (если отчетность представлена на бумажном носителе вместо передачи по ТКС) считается, что обязанность по представлению данной отчетности в установленный срок не исполнена7.

В то же время Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.02.2009 № 11500/08 занял противоположную позицию. Суд указал, что, если налогоплательщик подал декларацию на бумажном носителе, хотя был обязан представить ее в электронном виде, в этом случае его нельзя привлечь к ответственности за несвоевременное представление отчетности на основании статьи 119 НК РФ.

Пример 7

В связи с расследованием уголовного дела у ЗАО «Дельта» органами внутренних дел были изъяты все отчетные документы и компьютерная техника, содержащая налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде. По этой причине у компании нет возможности своевременно представить налоговую и бухгалтерскую отчетность. Применяются ли санкции за несвоевременное представление отчетности в подобной ситуации?

Согласно статье 109 НК РФ лицо не привлекается к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствует событие налогового правонарушения;
  • отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения;
  • налоговое правонарушение совершено физическим лицом, не достигшим 16-летнего возраста;
  • истек срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии со статьей 111 НК РФ, признаются:

  • совершение налогового правонарушения вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • совершение налогового правонарушения налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами.

При наличии указанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, изъятие органами внутренних дел финансовых документов и иных носителей информации, содержащих финансовую отчетность, не является обстоятельством, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения

1: По данному вопросу см. письма Минфина России от 25.04.2008 № 03-02-08/9 и ФНС России от 15.02.2007 № 18-0-09/0070.


2: Типовая межотраслевая форма доверенности на получение материальных ценностей (форма № М-2) утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а.


3: Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221.


4: См. постановления ФАС ВосточноСибирского округа от 28.08.2006 № А19-5810/06-33-Ф02-4448/06-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.08.2005 № Ф04-5028/2005(13671-А27-33) и ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2005 № А28-25566/2004-1009/19


5: Порядок утвержден приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.


6: Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 01.08.2008 № 03-02-07/1-331.


7: Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 24.12.2007 № 03-01-13/9-269.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 33.33%
  • Нет 66.67%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль