напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный логин или пароль
Введите пароль
а еще...

Результаты работы по легализации налоговой базы

15 ноября 2007 165  

Обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды, — основная задача налоговых органов.

Главными источниками доходов региональных бюджетов являются два налога: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Они обеспечивают более 75% поступлений. Кроме того, эти два налога вкупе с единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование обеспечивают более 55% доходов бюджетной системы Российской Федерации.

В зоне риска — 400 тыс. налогоплательщиков

Поступления НДФЛ и ЕСН напрямую зависят от доходов населения. Поэтому крайне важно вести контроль за достоверностью налоговой базы с фонда оплаты труда.

По данным Росстата, доля скрытой оплаты труда на протяжении последних нескольких лет имела тенденцию к росту. Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, в том числе снижение с 1 января 2005 года налоговой ставки ЕСН с 35,6 до 26%, не привело к существенному расширению налоговой базы и уменьшению доли скрытой оплаты труда в 2005 году. Если в 2004 году доля скрытой оплаты труда составляла 25,4%, то в 2005 году она возросла до 26,9%.

Отсутствие эффекта от снижения налоговой ставки, а также динамика роста доли скрытой оплаты труда подтверждаются данными о налоговой базе по ЕСН. Налоговая база в сопоставимых условиях, приведенных к 2003 году, оставалась в 2003—2005 годах примерно на одном уровне.

Данные обстоятельства потребовали новых методов работы, которые позволили в 2006 году снизить долю скрытой оплаты труда. ФНС России инициировала создание комиссий по легализации теневой заработной платы как в налоговых органах, так и при администрациях субъектов РФ.

Важный акцент: задача комиссии — не повышение заработной платы, а обеспечение достоверности налоговой базы. Наша работа с налогоплательщиками в рамках комиссий построена на изучении и анализе их финансово-хозяйственной деятельности и определении круга плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Обязательно учитываются объективные условия деятельности конкретных организаций, не позволяющие работодателям выплачивать более высокую заработную плату (бюджетные, сельскохозяйственные, сезонные организации).

В 2007 году в зоне риска оказалось более 400 тыс. налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, или 17% от числа представляющих отчетность.

Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, — оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства (рис. 1).

За 9 месяцев текущего года из 400 тыс. организаций, находящихся в зоне риска, рассмотрено на комиссиях в налоговых органах свыше 325 тыс. Более 62% налогоплательщиков за этот период увеличили налоговую базу за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли (рис. 2).

В результате проведенной работы увеличились темпы роста фонда заработной платы. Например, в 2003—2006 годах темп роста оставался на уровне 124—125%. На 2007 год рост фонда заработной платы прогнозировался на уровне 120%. Однако уже за 7 месяцев текущего года, по данным Росстата, он составил 128% (рис. 3).

Одновременно отмечается высокий рост поступлений НДФЛ и ЕСН. За 9 месяцев 2007 года темп роста поступлений по НДФЛ составил 135%, по ЕСН — 129% (рис. 4).

Ускорение темпа роста поступлений НДФЛ, ЕСН и темпов роста заработной платы во многом достигнуто в результате работы комиссий по легализации теневой зарплаты.

По нашей экспертной оценке, дополнительные поступления ЕСН и страховых взносов в ПФР в результате легализации налоговой базы за 9 месяцев текущего года составили 48 млрд. руб., или 18,3% от прироста поступлений (рис. 5). Такой эффект работы налоговых органов — результат качественного анализа и аргументированного диалога с налогоплательщиками.

Что касается НДФЛ, дополнительные поступления по этому налогу можно будет оценить по итогам 2007 года.

Важнейшим аспектом проводимой работы является обеспечение доходной части бюджетов государственных внебюджетных фондов. По оценкам ФНС России, поступления ЕСН в государственные внебюджетные фонды (в результате легализации налоговой базы) значительно превышают показатели, предусмотренные в федеральных законах о соответствующих бюджетах (рис. 6).

Легализация заработной платы оказывает существенное влияние и на легализацию трудовых отношений. Подтверждением тому служат данные о представлении налоговыми агентами справок о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ). Так, по итогам работы комиссии за 2006 год уже в этом году количество представленных сведений о доходах физических лиц увеличилось более чем на 6 млн. и составило 101 млн. сведений (рис. 7).

Легализация трудовых отношений — это прежде всего социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. То есть эффект работы налоговых органов — это еще и социальные гарантии государства.

Бизнес должен приносить прибыль

В 2007 году акцент в работе комиссий по легализации теневой заработной платы был сделан на легализацию налоговой базы плательщика в целом, включая контроль за деятельностью убыточных организаций. По данным ФНС России, 20% организаций в 1-м полугодии 2007 года работали с убытками. С учетом организаций, декларирующих нулевые результаты финансово-хозяйственной деятельности, это 42%. Иначе говоря, около половины организаций в России не платят налог на прибыль, что в экономических интересах страны недопустимо.

Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, — оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства (рис. 8). То есть те же отрасли, в которых высока доля скрытой оплаты труда.

Понятно, что при открытии бизнеса возможны убытки. Однако в соответствии с гражданским законодательством целью деятельности коммерческих организаций является получение прибыли — не просто дохода, а прироста имущества в результате деятельности. Убыток в финансовой отчетности в течение нескольких налоговых периодов — это наиболее вероятный признак неполного отражения в отчетности результатов хозяйственной деятельности. Поэтому работа налоговых органов в первую очередь проводится с теми организациями, которые заявляют убытки более двух лет и у которых имеются значительные отклонения в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Для приглашения на заседания комиссий был определен круг из 112,4 тыс. организаций, что составляет 45% от общего числа убыточных компаний за 2006 год. За 9 месяцев 2007 года рассмотрена деятельность 75 тыс. организаций, или 67% от числа тех, кто относится к категории риска.

Итоги работы комиссий таковы: 24 тыс. организаций, или 1/3 компаний, представили уточненные налоговые декларации, уменьшив убытки на 29 млрд. руб. и заявив дополнительно прибыль на 2 млрд. руб. Причем уменьшение убытков сегодня — это прибыль будущих налоговых периодов (рис. 9).

На комиссиях проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций из зоны риска, изучаются их товарные, финансовые потоки. Кроме того, анализируется информация, поступающая из различных ведомств. В результате налоговым органам предоставляется возможность с высокой долей вероятности определить налоговые риски и круг налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

За 9 месяцев 2007 года комиссиями было рекомендовано к назначению более 7 тыс. выездных налоговых проверок убыточных организаций. Итогом завершенных выездных проверок стало уменьшение убытков на 7 млрд. руб., а также отражение налоговой базы по прибыли в сумме более 4 млрд. руб. Общие доначисления по налогам составили 5 млрд. руб.

Обратите внимание: речь идет о результатах проверок организаций, отобранных по рекомендациям комиссий. Всего по результатам контрольной работы за 9 месяцев текущего года сумма убытка, уменьшенного в целях налогообложения, составила 61 млрд. руб., а доначисления по налогу на прибыль — 95,9 млрд. руб. Как следствие — рост налоговой базы и увеличение поступлений в бюджеты.

Налоговая база по налогу на прибыль в 1-м полугодии 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года возросла в полтора раза и составила 4,3 трлн. руб. (рис. 10).

Новый подход к налоговым проверкам

В последние годы ФНС России изменила подход к организации и планированию выездных налоговых проверок. Акцент сделан на глубоком предпроверочном анализе. И как следствие — отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска. Результатом такого подхода явился неуклонный рост эффективности налоговых проверок, то есть суммы доначисленных платежей, в том числе в расчете на одну проверку.

Так, в 2007 году количество выездных проверок сократилось более чем на треть, однако суммы доначислений на одну проверку организаций увеличились в два раза — с двух до четырех миллионов рублей.

Безусловно, основная функция Федеральной налоговой службы — контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Но на сегодняшний день наиболее актуально решать эту задачу не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика.

Декларируя процесс планирования выездных налоговых проверок как открытый процесс, публикуя критерии риска, по которым проводится отбор налогоплательщиков к проверке, ФНС России озвучила некие правила игры, соблюдая которые плательщик получает зону налоговой стабильности. Многие налогоплательщики поняли и приняли эти правила.

За 9 месяцев текущего года сумма самостоятельно уточненных налоговых обязательств увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 5 раз и составила 61,8 млрд. руб., или 17% от общих результатов контрольной работы (рис. 11).

Добровольное декларирование дополнительных налоговых обязательств — не только дополнительные поступления в бюджет.

Для Федеральной налоговой службы особенно важно, что эти средства поступают своевременно и для их администрирования сотрудникам налоговых органов не нужно тратить время и силы на судебные разбирательства.

Можно и нужно приветствовать инициативы налогоплательщиков, которые добровольно уточняют налоговые обязательства к доплате как в рамках камеральных, так и в рамках выездных налоговых проверок.

Взаимодействие с другими контролирующими органами

В работе по легализации налоговой базы очень важно, насколько эффективно комиссии взаимодействуют с администрациями субъектов РФ, инспекциями по труду, миграционной службой и государственными внебюджетными фондами.

Сегодня можно констатировать, что в работе комиссий всех регионов активное участие принимают представители государственных внебюджетных фондов, инспекций по труду, правоохранительных органов. Большинство руководителей регионов поддержали инициативу ФНС России в совместных усилиях по легализации налоговой базы. По инициативе налоговой службы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых актов, нацеленных на выработку мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов.

Так, правительства Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Краснодарского края и других регионов приняли постановления о работе с убыточными организациями. Во многих регионах законодательно закреплена зависимость базовой доходности от размера выплачиваемой заработной платы для налогоплательщиков, уплачивающих ЕНВД.

Результаты работы комиссий по легализации налоговой базы учитываются при проведении конкурсов и тендеров на размещение заказов, предоставлении в аренду земельных участков и муниципального имущества, выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.




Подпишитесь на популярные статьи

Статьи журнала «Российский налоговый курьер», которые пригодятся вам в работе. Образцы заполнения отчетности, комментарии экспертов, обзоры документов.

Новости по теме
Рассылка

Вас заинтересует