Расчет и уплата НДС: вопросы с издательского семинара

953
Редакция журнала «Российский налоговый курьер» провела очередной семинар для читателей, на котором были рассмотрены актуальные проблемы, связанные с применением норм главы 21 НК РФ. На вопросы участников отвечала Надежда Степановна ЧАМКИНА, начальник Управления администрирования косвенных налогов ФНС России.

Камеральная проверка

Организация к 20 июля сдала в налоговую инспекцию декларацию по НДС за июнь 2007 года. В разделе 1 декларации была заявлена сумма налога к возмещению из бюджета. В августе организация по требованию налоговой инспекции представляла счета-фактуры и другие документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов. В сентябре организация сдала уточненную декларацию по НДС за июнь (с уменьшением итоговой суммы возмещения налога). С какого месяца — июля, августа или сентября — исчисляется срок проведения камеральной проверки налоговой декларации за июнь? В каком месяце организация должна получить решение о результатах камеральной проверки декларации?

Согласно пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса сумма налоговых вычетов по НДС, превышающая сумму начислений по налогу согласно данным представленной налоговой декларации, подлежит возмещению (возврату, зачету) налогоплательщику из бюджета. Но сначала налоговый орган обязан провести камеральную проверку налоговой декларации, чтобы подтвердить обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня подачи налоговой декларации и документов, которые в соответствии с налоговым законодательством должны к ней прилагаться. Основание — пункт 2 статьи 88 НК РФ.

Если в ходе камеральной проверки не выявлено никаких нарушений действующего законодательства, то в течение семи дней по окончании проверки налоговый орган выносит решение о возмещении сумм НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ). Принятое решение о возмещении сумм налога сообщается налогоплательщику в течение пяти дней с момента принятия такого решения. Это предусмотрено в пункте 9 статьи 176 Налогового кодекса.

Таким образом, максимальный срок от момента начала камеральной проверки налоговой декларации, в которой не выявлено ошибок, до момента вынесения решения о возмещении налога на добавленную стоимость составляет три месяца и семь дней.

При проведении камеральной проверки могут быть выявлены ошибки, противоречия в данных декларации либо несоответствие сведений декларации информации, имеющейся у налоговых органов. В подобном случае налогоплательщику выставляется требование представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию. Это определено в пункте 3 статьи 88 НК РФ. Кроме того, налоговые органы имеют право истребовать документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов по НДС, как предписано в пункте 8 статьи 88 Кодекса. Документы, истребованные в ходе налоговой проверки, нужно представить в течение десяти дней со дня вручения требования. Так установлено в пункте 3 статьи 93 НК РФ.

При обнаружении нарушений налогового законодательства в ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган должен составить акт налоговой проверки на основании пункта 3 статьи 176 НК РФ. Срок составления акта — десять дней после окончания камеральной проверки. Таково требование пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ в течение 15 дней с момента получения акта проверяемый налогоплательщик имеет право представить свои возражения. В течение десяти дней со дня истечения указанного срока руководитель налогового органа (его заместитель) должен рассмотреть акт камеральной налоговой проверки, письменные возражения налогоплательщика и другие документы, связанные с данной проверкой, в ходе которой были выявлены нарушения, и принять решение о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Об этом говорится в пунктах 1 и 7 статьи 101 НК РФ. Одновременно выносится решение о полном или частичном возмещении суммы налога либо решение об отказе в возмещении НДС (п. 3 ст. 176 НК РФ). В соответствии с пунктом 9 статьи 176 НК РФ решение об отказе в возмещении налога доводится до сведения налогоплательщика в письменном виде в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

При необходимости налоговые органы могут принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование дополнительных документов, допрос свидетелей, экспертиза и т. д.). В пункте 6 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что срок для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не может превышать одного месяца.

Значит, максимальный срок получения решения по результатам камеральной проверки декларации, в которой налогоплательщик заявил сумму НДС к возмещению, может достигать и шести месяцев.

Если в ходе камеральной проверки или после ее завершения организация представляет в налоговый орган уточненную декларацию по НДС, то по уточненной декларации заново начинается камеральная проверка. Срок проверки исчисляется с даты представления уточненной декларации и прилагаемых к ней документов.

Организация сдала в налоговую инспекцию декларацию по НДС за июль 2007 года, где указана сумма налога к возмещению, а за август — декларацию с суммой НДС к уплате в бюджет. Нужно ли организации уплачивать НДС в бюджет за август 2007 года и ждать решения о возмещении налога за июль? Может быть, достаточно сразу написать заявление в налоговую инспекцию с просьбой произвести зачет налога к возмещению за июль в счет уплаты НДС за август?

В пункте 6 статьи 176 НК РФ определено, что суммы налога, подлежащие возмещению налогоплательщику на основании решения налогового органа, при наличии письменного заявления налогоплательщика могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по НДС или другим федеральным налогам. Согласно пункту 7 этой же статьи Кодекса решение о зачете сумм НДС принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

В соответствии с письмом Минфина России от 06.10.2006 № 03-04-/205 для налогоплательщика не установлено жестких сроков для представления заявления о зачете в налоговые органы. До вынесения такого решения налогоплательщик не имеет права претендовать на зачет сумм НДС, заявленных к возмещению. Следовательно, в данной ситуации организация должна перечислить в бюджет сумму НДС, отраженную к уплате в налоговой декларации за август. Право на возмещение и зачет сумм налога, заявленных к возмещению в июльской декларации, появится у организации позже — после окончания камеральной проверки этой налоговой декларации и вынесения соответствующего решения.

Организация подала в налоговую инспекцию декларацию по НДС за март 2007 года с суммой налога к возмещению. В ответ на письмо с просьбой зачесть сумму возмещения НДС в счет будущих платежей организация получила отказ, мотивированный тем, что зачет производится только на основании камеральной проверки. Прошло уже более пяти месяцев с момента подачи налоговой декларации, но решения по итогам камеральной проверки организация так и не получила. Хотя по лицевому счету этого налогоплательщика указанная сумма проведена. Можно ли считать, что сумму НДС к возмещению у организации приняли?

В пункте 9 статьи 176 НК РФ сказано, что налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично) или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Если налоговая инспекция не соблюдает сроки, предусмотренные Налоговым кодексом для вынесения решения по итогам камеральной проверки, она тем самым нарушает требования налогового законодательства. Налогоплательщик имеет право в установленном порядке обжаловать действия либо бездействие должностных лиц налоговых органов. Это установлено в подпункте 12 пункта 1 статьи 21 и статье 137 НК РФ. Порядок обжалования регламентируется статьями 138 и 139 Кодекса.

В данной ситуации сумма НДС, начисленная к возмещению за март 2007 года, проведена у налогоплательщика в лицевом счете. Это свидетельствует о том, что налоговая инспекция вынесла положительное решение по итогам камеральной проверки. Можно порекомендовать этой организации письменно обратиться в налоговую инспекцию с просьбой предоставить решение по итогам камеральной проверки. Не исключено, что данное решение было выслано организации и затерялось при отправке.

Организации нужно получить данное решение на руки и на его основании написать заявление о зачете суммы НДС, подлежащей возмещению, в счет будущих платежей.

НДС переходного периода

До 2006 года организация исчисляла НДС методом «по оплате». На конец 2007 года у нее остаются суммы НДС по старым неоплаченным отгрузкам, не перечисленные в бюджет. Кроме того, на счете 19 у этой организации числятся суммы «входного» налога по неоплаченным ценностям, приобретенным до 2006 года. Когда — в декабре 2007 года или в январе 2008-го — организация должна отразить эти суммы в декларации по НДС? В каких строках декларации отражаются суммы НДС переходного периода?

Порядок завершения переходного периода по НДС для налогоплательщиков, которые до 2006 года определяли момент возникновения налоговой базы как день оплаты, установлен в пунктах 7 и 9 статьи 2 Федерального закона от 22.06.2005 № 119-ФЗ (далее — Закон № 119-ФЗ). Если у таких налогоплательщиков на 1 января 2008 года останется непогашенная дебиторская задолженность, ее нужно включить в налоговую базу в первом налоговом периоде 2008 года. Соответственно в бюджет нужно уплатить все суммы НДС, начисленные по неоплаченным отгрузкам, осуществленным до 2006 года.

Аналогичным образом следует поступить с суммами НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным и принятым к учету до 2006 года, но не оплаченным до 1 января 2008 года. Эти суммы «входного» НДС принимаются к налоговому вычету в первом налоговом периоде 2008 года.

Таким образом, у налогоплательщиков, которые раньше исчисляли налоговую базу на день оплаты, в начале 2008 года возникает обязанность рассчитаться с бюджетом по суммам НДС, относящимся к периоду до 2006 года. При этом в первой налоговой декларации по НДС, которую они будут заполнять в 2008 году, нужно отразить начисление НДС к уплате в бюджет по непогашенным суммам дебиторской задолженности и налоговые вычеты по неоплаченным суммам кредиторской задолженности, возникшим в учете до 2006 года.

В пункте 25 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 136н, указано, что налоговая база, определяемая с учетом особенностей статьи 2 Закона № 119-ФЗ, и соответствующая сумма НДС отражаются в строках 010—060 раздела 3 декларации. При этом сумму НДС по неоплаченной дебиторской задолженности, которая возникла до 2006 года, дополнительно указывать по строке 070 раздела 3 не надо.

Что касается сумм «входного» НДС, относящихся к переходному периоду у налогоплательщиков, которые до 2006 года определяли налоговую базу как день оплаты, эти суммы налоговых вычетов НДС необходимо отразить в строке 220 раздела 3 декларации по НДС за первый налоговый период 2008 года.

До 2006 года организация исчисляла НДС «по оплате». В бухгалтерском учете организации числятся суммы НДС, предъявленные поставщиками по материальным ценностям, приобретенным до 2006 года, по которым счета-фактуры отсутствуют либо оформлены с ошибками. Имеет ли право организация принять эти суммы НДС к вычету в начале 2008 года?

Налоговые вычеты сумм НДС переходного периода (относящихся к ценностям, приобретенным и принятым к учету до 2006 года) у налогоплательщиков производятся при условии обязательного соблюдения норм главы 21 НК РФ. Такие требования перечислены в пункте 2 статьи 169, пунктах 1 и 2 статьи 171 и пункте 1 статьи 172 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 2 Закона № 119-ФЗ налогоплательщики должны были провести инвентаризацию и определить суммы дебиторской задолженности, не погашенной к 1 января 2006 года, а также суммы кредиторской задолженности, не оплаченной к этой дате. Что касается кредиторской задолженности, то нужно было выделить только те суммы долгов, в составе которых числились суммы НДС, подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 НК РФ.

Формы справок о дебиторской и кредиторской задолженности содержатся в письме ФНС России от 27.01.2006 № ММ-6-03/85@ (с учетом тех изменений, которые приведены в письме ФНС России от 31.01.2006 № ММ-6-03/@).

Следовательно, суммы кредиторской задолженности, по которой счета-фактуры отсутствуют или заполнены с нарушением требований главы 21 НК РФ, не должны быть отражены в справке о кредиторской задолженности. Поэтому по таким суммам налогоплательщик не может произвести налоговый вычет даже по истечении переходного периода, то есть в начале 2008 года.

Если после января 2008 года у налогоплательщика появятся надлежаще заполненные счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретенным до 2006 года, он имеет право применить по ним налоговый вычет (при соблюдении всех требований главы 21 НК РФ).

Организация в конце 2004 года начала строительство здания подрядным способом. Объект будет достроен в 2008 году. В бухгалтерском учете организации на счете 19 числятся суммы НДС, предъявленные подрядчиками по СМР, выполненным до 2005 года. Задолженность перед подрядчиками погашена. Кроме того, у организации в учете числятся суммы НДС по данному зданию, предъявленные другой подрядной организацией в 2005 году, задолженность перед которой не погашена. Организация не может погасить эту кредиторскую задолженность, поскольку данный подрядчик уже ликвидирован как юридическое лицо. Может ли организация принять указанные суммы «входного» НДС, предъявленные указанным подрядчиком, к вычету в январе 2008 года при завершении переходного периода?

Порядок принятия к вычету сумм НДС по подрядным работам, относящимся к не завершенным строительством объектам, которые начали строиться до 2006 года, изложен в статье 3 Закона № 119-ФЗ. Правила статьи 2 Закона № 119-ФЗ на строительно-монтажные работы не распространяются. Ведь, как уже отмечалось, вопросы, связанные с исчислением НДС, предъявленного подрядными организациями по СМР, выполненным до 1 января 2006 года, регулируются статьей 3 указанного закона в особом порядке.

Значит, те налогоплательщики, у которых на начало 2008 года в учете числятся суммы НДС, относящиеся к старым объектам капитального строительства, не имеют права в начале 2008 года единовременно принять эти суммы налога к вычету.

Если у организации на начало 2008 года в учете числятся суммы НДС, предъявленные подрядчиками до 2005 года при осуществлении строительства подрядным способом, то нужно опираться на нормы пункта 1 статьи 3 Закона № 119-ФЗ. В нем говорится, что эти суммы НДС можно принять к вычету только по мере постановки на учет объекта завершенного капитального строительства. Налоговый вычет можно произвести при условии, что указанные суммы НДС уплачены подрядчикам, а построенный объект будет в дальнейшем использован для осуществления облагаемых операций.

Что касается сумм НДС, предъявленных в 2005 году подрядчиками, то в пункте 2 статьи 3 Закона № 119-ФЗ установлен особый порядок для осуществления их налогового вычета. Если эти суммы НДС были уплачены подрядной организации, налогоплательщик имел право принять их к вычету равными долями по налоговым периодам в течение 2006 года. Поскольку в данной ситуации налогоплательщик, осуществляющий подрядное строительство, не оплатил подрядчику задолженность, которая возникла в 2005 году, у него в 2006 году не было права применить налоговые вычеты в указанном порядке.

Следовательно, возможность принять к вычету данные суммы НДС может появиться только при условии оплаты работ, выполненных подрядчиком, принятия объекта на учет в составе основных средств и использования его для осуществления налогооблагаемых операций.

В рассматриваемой ситуации организация-подрядчик уже ликвидирована. Поэтому у налогоплательщика, осуществляющего капитальное строительство, никогда не появится права принять к вычету неоплаченные суммы НДС, относящиеся к услугам данного подрядчика.

Организация при разборке оборудования получает металлолом (лом черных металлов), который впоследствии реализуется. В 2007 году организация написала заявление в налоговую инспекцию об отказе применять нормы подпункта 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ об освобождении от НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов. С 2008 года эта норма Кодекса отменяется. Должна ли организация уведомить налоговую инспекцию об отмене предыдущего заявления?

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.05.2007 № 85-ФЗ с 1 января 2008 года утрачивает силу норма подпункта 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ о том, что операции по реализации лома и отходов черных металлов не подлежат налогообложению (освобождаются от НДС). Это означает, что со следующего года такая реализация на территории РФ будет облагаться НДС в общеустановленном порядке по ставке 18 или 0%.

Если налогоплательщик до 2008 года подавал в налоговые органы заявление об отказе от освобождения операций, указанных в подпункте 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ, от налогообложения НДС, он должен был исчислять НДС при реализации металлолома. Со следующего года в связи с внесением изменений в пункт 3 статьи 149 НК РФ все налогоплательщики будут начислять НДС на стоимость реализуемого лома черных металлов независимо от того, подавали они раньше заявление об отказе от указанной нормы Налогового кодекса или нет. Сообщать в налоговые органы об отмене прежних заявлений об отказе от применения норм подпункта 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ, налогоплательщикам не нужно.

У организации в ходе производства образуются отходы цветных металлов. Этот металлолом реализуется на сторону. Данная реализация облагается НДС, поскольку организация в 2006 году написала в налоговую инспекцию заявление об отказе применять нормы подпункта 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ по освобождению от НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Может ли эта организация продолжать пользоваться отказом в 2008 году и начислять НДС при реализации отходов цветных металлов?

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.05.2007 № 85-ФЗ с 1 января 2008 года отменяется действие нормы подпункта 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ об освобождении от налогообложения реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Но одновременно с этим данная статья вводит в пункт 2 статьи 149 НК РФ новый подпункт 25, согласно которому не подлежит налогообложению реализация на территории РФ лома и отходов цветных металлов.

Таким образом, полная отмена нормы по освобождению от НДС касается только операций по реализации лома и отходов черных металлов. Реализация цветных металлов по-прежнему освобождается от налогообложения НДС. В то же время следует обратить внимание на то, что норма, касающаяся реализации лома и отходов цветных металлов, с 2008 года перенесена из пункта 3 в пункт 2 статьи 149 НК РФ. Это означает, что освобождение от налогообложения НДС реализации лома и отходов цветных металлов станет обязательным. Ведь налогоплательщики имеют право отказаться от освобождения по налогообложению только тех операций, которые перечислены в пункте 3 данной статьи. Об этом говорится в пункте 5 статьи 149 НК РФ.

Все заявления, поданные налогоплательщиками в налоговые органы до 2008 года относительно отказа применять нормы подпункта 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ, утрачивают силу одновременно с отменой действия данного подпункта. Подать в налоговую инспекцию новое заявление об отказе от освобождения реализации лома и отходов цветных металлов налогоплательщики не вправе, поскольку эта норма со следующего года является обязательной для применения.

НДС при взаимозачетах

Организация в июне 2007 года приобрела товары. В том же месяце «входной» НДС был принят к вычету. В августе товары были реализованы, а в сентябре был проведен взаимозачет с покупателем. Обе организации сразу после проведения взаимозачета (в сентябре 2007 года) перечислили друг другу сумму НДС отдельными платежными поручениями. Нужно ли корректировать величину налогового вычета, произведенного в июне, и заново принимать НДС по товарам к вычету в сентябре?

В пункте 4 статьи 168 НК РФ сказано, что при проведении зачета взаимных требований сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю, уплачивается налогоплательщику на основании отдельного платежного поручения. В связи с этим в налоговом периоде, в котором осуществляется взаимозачет, покупателю товаров (работ, услуг) следует уплатить их поставщику соответствующую сумму налога отдельным платежным поручением. При этом в статьях 171 и 172 НК РФ особенностей применения налоговых вычетов при проведении взаимозачета не предусмотрено.

Согласно разъяснениям Минфина России, приведенным в письмах от 24.05.2007 № 03-07-11/139, от 19.07.2007 № 03-07-11/255, все зависит от того, выполнит ли покупатель в момент проведения взаимозачета требования пункта 4 статьи 168 НК РФ. Если покупатель перечислит поставщику сумму предъявленного НДС отдельным платежным поручением в том налоговом периоде, когда осуществляется взаимозачет, то перерасчет суммы налога, ранее принятого к вычету, производить не нужно. Если покупатель не выполнит требования названного пункта и не перечислит поставщику сумму НДС отдельным платежным поручением, то ранее произведенный налоговый вычет не будет считаться правомерным. Покупателю следует восстановить эту сумму НДС в том налоговом периоде, в котором был проведен взаимозачет.

ООО «Альфа» в декабре 2006 года оказало ООО «Гамма» услуги. Сумма «входного» НДС по приобретенным услугам была принята к вычету в том же месяце. Затем ООО «Гамма» в марте 2007 года отгрузило ООО «Альфа» продукцию. В апреле 2007 года был проведен взаимозачет. Должно ли ООО «Гамма» перечислять ООО «Альфа» отдельным платежным поручением сумму НДС по услугам, оказанным в декабре 2006 года?

Норма пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса о том, что при неденежных формах расчетов (в том числе взаимозачетах) покупатель перечисляет поставщику-налогоплательщику сумму «входного» НДС отдельным платежным поручением, введена с 1 января 2007 года. Она касается всех операций по зачету взаимных требований, проведенных после указанной даты. На это обращает внимание Минфин России в письме от 24.05.2007 № 03-07-11/139. В нем разъяснено, что законодательством не установлено никаких исключений из порядка применения указанной нормы пункта 4 статьи 168 НК РФ для случаев проведения взаимозачетов в 2007 году по хозяйственным операциям, фактически осуществленным в 2006 году.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации ООО «Гамма», осуществив в апреле 2007 года взаимозачет по задолженности, возникшей перед ООО «Альфа» в декабре 2006 года, должно перечислить ООО «Альфа» сумму «входного» НДС отдельным платежным поручением.

СО Спецрежима на общий

Со следующего года организация переходит с «упрощенки» на общий режим налогообложения. Находясь на УСН, она приобрела и оплатила товары. Но некоторые из них будут реализованы уже после перехода на общий режим налогообложения. Вправе ли организация принять к вычету суммы «входного» НДС, предъявленные поставщиками при приобретении этих товаров? Когда она может применить налоговый вычет — в январе 2008 года или только после реализации товаров?

С 2008 года в статью 346.25 НК РФ вводится новый пункт 6, в котором излагается порядок применения налоговых вычетов налогоплательщиками, которые переходят с упрощенной системы налогообложения на общий режим. Суммы «входного» НДС, предъявленные им при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения и не отнесенные в состав расходов, вычитаемых при применении упрощенной системы налогообложения, можно принять к вычету при переходе на общий режим налогообложения. Порядок применения налоговых вычетов определяется в соответствии с правилами главы 21 НК РФ. При этом в Налоговом кодексе не определен конкретный момент применения налоговых вычетов теми налогоплательщиками, которые переходят с УСН на общий режим.

По общему правилу, изложенному в пункте 1 статьи 172 Кодекса, налоговый вычет сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров, производится после принятия их на учет. Организация, перешедшая на общий режим налогообложения с «упрощенки», в момент приобретения товаров не являлась плательщиком НДС. Соответственно до перехода на общий режим налогообложения она не могла применять налоговые вычеты. Такое право у нее появится только после того, как она перейдет на общий режим налогообложения.

По моему мнению, именно в момент перехода (в данной ситуации — в январе 2008 года) организация сможет применить налоговые вычеты сумм НДС по тем товарам, которые были приобретены, но не реализованы в период применения упрощенной системы налогообложения. Но при этом должны быть соблюдены все обязательные требования для применения налоговых вычетов, которые перечислены в пункте 2 статьи 169, пунктах 1 и 2 статьи 171 и пункте 1 статьи 172 НК РФ.

Организация в II квартале 2007 года потеряла право на применение упрощенной системы налогообложения. Но бухгалтер обнаружил это только в конце III квартала. Все отгрузки в II—III кварталах организация осуществляла без НДС. За какие периоды ей нужно представлять в налоговую инспекцию уточненные декларации по НДС и уплачивать пени? Как исчислить НДС по состоявшимся отгрузкам — по ставке 18% сверх стоимости отгруженных товаров или по расчетной ставке (18/118) из стоимости отгрузок?

Случаи утраты права на применение упрощенной системы налогообложения регламентируются пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ. В нем записано, что налогоплательщик, у которого по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысили предельную сумму (20 млн. руб. с учетом соответствующей индексации) или в течение этого периода было допущено несоответствие обязательным требованиям, установленным для «упрощенцев», считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором произошло такое превышение (несоответствие).

Таким образом, бывший «упрощенец» обязан перейти на общий режим налогообложения не с того месяца, в котором обнаружено несоответствие требованиям главы 26.2 НК РФ, а с начала квартала, в котором несоответствие было допущено.

В пункте 4 статьи 346.13 НК РФ указывается, что при переходе на иной режим налогообложения бывший «упрощенец» исчисляет и уплачивает установленные законодательством налоги в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций. При этом налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на иной режим налогообложения.

Глава 21 НК РФ не содержит никаких специальных правил для вновь созданных организаций. Это означает, что такие налогоплательщики должны исчислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке.

В настоящее время согласно статье 163 Кодекса налоговый период по НДС установлен как календарный месяц. Для тех налогоплательщиков, у которых ежемесячная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога в течение квартала не превышает 2 млн. руб., налоговый период устанавливается как квартал.

В рассматриваемой ситуации организация, руководствуясь нормами статьи 163 НК РФ, должна определить длительность налогового периода по НДС. Исходя из этого решается вопрос, за какие налоговые периоды нужно представить декларации по НДС. Если в течение II и III кварталов 2007 года суммы ежемесячной выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышали 2 млн. руб., организация обязана сдать в налоговую инспекцию декларации за эти два квартала. Если ежемесячная сумма выручки в любом из месяцев этих кварталов превысила указанный предел, организации придется представить шесть деклараций по НДС — за каждый месяц II и III кварталов 2007 года. При этом пени за просрочку платежей по НДС уплачиваются начиная с налоговой отчетности за тот месяц, в котором у организации оказались нарушены обязательные требования к «упрощенцам», установленные в главе 26.2 НК РФ.

При определении ставки НДС нужно руководствоваться правилами статьи 164 НК РФ. Все случаи применения расчетной ставки НДС 18/118 или 10/110 перечислены в пункте 4 этой статьи. Рассматриваемая ситуация к ним не относится. Следовательно, при исчислении налога для составления деклараций по НДС за II и III кварталы 2007 года организация применяет налоговую ставку 18 или 10%.

Согласно пункту 1 статьи 166 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой базе процентная доля налоговой базы. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная без учета НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Это означает, что при расчете налога по отгрузкам, осуществленным в течение II и III кварталов 2007 года, организации нужно умножать налоговую ставку на стоимость отгруженных за это время товаров (работ, услуг). Исчисленную сумму налога организация либо предъявляет покупателям и производит с ними соответствующие перерасчеты, либо уплачивает в бюджет за счет собственных средств.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 40.31%
  • к юбилеям и праздникам 34.55%
  • за результаты работы 59.16%
  • некурящим и неболеющим 4.71%
  • за переход из других компаний 2.09%
  • бонусы руководителям 19.37%
  • другое 18.85%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль