«Есть люди, которым в условиях полного отсутствия ограничений очень удобно объявить себя налоговым консультантом»

321
Первый проект закона «О налоговом консультировании» появился еще в конце 90-х годов прошлого века. Инициатором нового законопроекта стала Палата налоговых консультантов. В этом году она отмечает свое пятилетие. О новшествах, которые привнесет закон в российскую налоговую систему, и перспективах налоговой реформы рассуждает президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Георгиевич ЧЕРНИК.

— На последнем заседании палаты вы говорили о повышении ответственности налоговых консультантов. Дмитрий Георгиевич, будут ли предусмотрены соответствующие положения в законопроекте?

— Безусловно. Консультант, действия которого противоречат законодательным требованиям, обязан нести ответственность не только имущественную, но моральную и даже уголовную. Причем размер имущественной ответственности может определяться сторонами договора.

— Речь также шла о том, что налогоплательщик, использующий письменные разъяснения консультанта, освобождается от налоговой ответственности.

— Да, мы планируем такое положение. Но вряд ли оно будет внесено в первоначальный законопроект. Мы решили создать законопроект максимально гладкий и обтекаемый, чтобы он прошел все стадии обсуждения. Вносить правки и углублять содержание закона будем потом. Сегодня у нас много противников. Есть люди, которым в условиях полного отсутствия ограничений очень удобно объявить себя налоговым консультантом и при этом ни за что не отвечать и ни перед кем не отчитываться.

— Перейдем к налоговой реформе. Какие результаты принес минувший год?

— По-моему, ничего существенного не произошло. Воспринимать всерьез Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ с его многочисленными поправками рано, поскольку практически ни один важный вопрос с налоговым администрированием не решен.

— Наверное, практика все-таки покажет, насколько эффективны новые нормы...

— Конечно. Но если говорить о практике, то она, как правило, подтверждает самые пессимистические прогнозы. Возьмем, к примеру, НДС. Если раньше мы только предполагали негативные последствия перехода на исчисление налоговой базы по НДС по отгрузке, то сегодня можем говорить об этом уверенно. Во-первых, значительно вырос объем возмещения налога из бюджета. А во-вторых, поставщики стали гораздо чаще требовать от покупателей 100-процентную предоплату работ и услуг. А это крайне вредно для экономики.

Кроме того, снижение ставки НДС отложено, хотя налогоплательщики ждут этого снижения уже несколько лет. В то же время варианты снижения ставки до 16 или даже до 13% с одновременной ликвидацией льготной ставки, которые предлагает правительство, на мой взгляд, неприемлемы для налогоплательщиков. Если мы ликвидируем льготную ставку НДС, это сразу скажется на социально незащищенных слоях населения и приведет к росту инфляции. А остановить ее очень трудно.

— Вы полагаете, что если отменить ставку 10%, то товары, облагаемые по этой ставке, подорожают?

— Я не полагаю, а абсолютно в этом уверен. Наша история — многократное подтверждение тому. И цены вырастут не на 6%, а намного больше.

— Начальник Экспертного управления администрации президента А.В. Дворкович заявил, что весной в правительство будет внесен законопроект о замене НДС налогом с продаж, который более удобен для администрирования...

— Да, я в курсе этого проекта. Можно согласиться с тем, что налог с продаж удобнее, чем налог на добавленную стоимость. Однако введению нового налога должна предшествовать дополнительная подготовка.

Но самое главное вот что. Сегодня во всем мире применяют НДС. И если окажется, что мы идем вразрез с мировым сообществом, нам не миновать проблем во внешней торговле. То есть прежде чем переходить к какому-либо серьезному обсуждению вопроса о налоге с продаж, мы должны с научных позиций оценить последствия.

— Каких поправок следует ожидать по налогу на прибыль?

— Я считаю, что проблема налога на прибыль серьезнее, чем проблема НДС. Есть ряд обстоятельств, которые затуманивают взгляд наших законодателей и представителей экономических министерств. В свое время мы говорили, что отмена инвестиционной льготы по налогу на прибыль привела к сокращению капитальных вложений организаций. Сегодня ситуация иная: в отсутствие инвестиционной льготы инвестиции растут.

Конечно, динамика общего объема инвестиций свидетельствует о том, что они постоянно растут. Однако анализ их структуры показывает, что в 2001 году удельный вес собственных инвестиций составлял 49,4%. А в 2002 году, когда вступила в силу 25-я глава Налогового кодекса, этот показатель снизился до 45%. В 2005 году собственные инвестиции так и не достигли уровня 2001 года. А ведь 4,5 процентного пункта в масштабе нашей страны — огромные деньги. Вот что означает отмена инвестиционной льготы. Кроме того, рост инвестиций достигается главным образом за счет вложений в добывающие, а не в обрабатывающие отрасли промышленности.

Недавно в Торгово-промышленной палате состоялось заседание рабочей группы по налоговой реформе. И уже специалисты Минфина и Минэкономразвития говорили, что поправки, внесенные в 25-ю главу Налогового кодекса, реально не заменили инвестиционную льготу. Таким образом, наши экономические ведомства начинают осознавать, что в 2002 году была допущена серьезная ошибка и ее надо исправлять.

— Означает ли это, что в 2007 году названные вами ведомства подготовят законопроект с поправками, направленными на создание льгот по налогу на прибыль?

— Вряд ли. Есть еще одна проблема. Она связана с отменой льгот по налогу на прибыль. На недавнем совещании в правительстве Москвы была названа следующая цифра: после 2002 года в Москве потеряли работу почти 250 000 ограниченно трудоспособных лиц — инвалидов, поскольку организации, использовавшие их труд, утратили право на налоговую льготу.

— Может быть, это были фиктивные сотрудники, которых организации использовали в так называемых схемах?

— Не думаю. В Москве был целый ряд предприятий, где инвалиды составляли абсолютное большинство. Эти предприятия, лишившись льгот, начали перепрофилироваться. Возможно, цифра преувеличена, но ясно одно: возникла социальная проблема, связанная с отменой льготы по налогу на прибыль для организаций, применяющих труд инвалидов. Отмена льготы серьезно ударила по реальному сектору экономики. Поэтому нужно возвращаться к обсуждению данного вопроса.

— Поговорим о налоге на доходы физических лиц. Сейчас из уст некоторых членов правительства и депутатов Госдумы звучат предложения о переходе к прогрессивной шкале НДФЛ. Считаете ли вы этот шаг оправданным?

— Полагаю, что сегодня переход к прогрессивному налогу в первую очередь поставит под удар средний класс, являющийся основным налогоплательщиком. Поэтому во имя стабильности еще не созданного у нас среднего класса я бы повременил с введением прогрессивной шкалы налогообложения.

В дальнейшем для введения прогрессивной шкалы НДФЛ необходимо выполнить целый ряд условий, в частности повысить общее благосостояние в стране, создать высокий необлагаемый минимум. Нужно также понять, кто социально незащищенный, кто средний класс, а кто богатые люди.

Зарплата 15 000 руб. сейчас считается показателем среднего класса. Опасаюсь, что наши законодатели готовы обложить такой средний класс прогрессивным налогом, как это было до вступления в силу главы 23 Налогового кодекса.

— Какие поправки, на ваш взгляд, необходимо внести в главу 23 Кодекса?

— Во-первых, предоставить гражданам право выбирать, какой налог платить — семейный или индивидуальный. Нужно также расширить вычеты на детей, образование и здравоохранение, поскольку все это постепенно становится платным, и максимально упростить порядок получения налоговых вычетов. Кроме того, необходимо ввести контроль за крупными расходами граждан.

— Действующая система исчисления ЕСН не покрывает расходы Пенсионного фонда. Как можно решить эту проблему?

— Я считаю, что у нас абсолютно непоследовательная политика в отношении единого социального налога. Как известно, снижение ЕСН в 2001 году привело к росту поступлений, не говоря уже о других позитивных моментах. Но вместо того, чтобы идти по пути последовательного снижения ЕСН и демонстрировать работодателям определенную государственную политику, мы заморозили ставку на несколько лет. А в 2005 году произошло резкое снижение. И сразу начались разговоры, что денег на выплату пенсий не хватает, что возможно банкротство фонда... А руководство Пенсионного фонда заявляет о необходимости повысить пенсионный возраст на пять лет. Как должен вести себя в этой ситуации работодатель? Он станет ждать дальнейших действий со стороны государства.

— Получается, что надо было последовательно снижать ставку ЕСН...

— Совершенно верно. В результате в 2006 году мы имели бы практически ту же ставку, что действует сейчас. А уровень доверия работодателей, которые, осознав курс государства, вывели бы зарплату из тени, был бы значительно выше. Но при отсутствии внятной и регулярной государственной политики трудно рассчитывать на адекватный ответ работодателя.

— C 2006 года действует новый порядок исчисления акцизов на алкоголь: их уплачивает производитель. Как вы думаете, это правильно?

— Наши законодатели и правительство наконец услышали то, о чем мы говорили на протяжении нескольких лет. Ведь как только акцизы с производителей ушли в торговлю, сразу начался недобор акцизов, усложнилось налоговое администрирование. Кроме того, акцизы — фискальный налог и не должны быть средством регулирования межбюджетных отношений. А если уж регулировать межбюджетные отношения, то не в ущерб собираемости налогов.

— Если можно, несколько слов о малом бизнесе. В одном из интервью нашему журналу С.Д. Шаталов сказал, что нужно постепенно отходить от практики специальных налоговых режимов для малых фирм, поскольку они зачастую используются в схемах налоговой минимизации...

— В какой-то степени он прав. Конечно, злоупотребления в этой сфере есть. Отказавшись от специальных налоговых режимов, можно было бы уменьшить злоупотребления. Но это в далекой перспективе, ведь сейчас малому бизнесу очень трудно. И в этом вина отнюдь не налоговых режимов. Малый бизнес убивает дорогая аренда, высокие тарифы ЖКХ, поглощение более крупными фирмами. Нужны адекватные меры по защите малых фирм. Отменить можно все спецрежимы, а ситуация не изменится.

— Вернемся к законопроекту о налоговом консультировании. На какой стадии обсуждения он находится?

— Мы собрали предложения членов палаты. В 2007 году законопроект можно будет вынести на широкое обсуждение.

— Через какое ведомство Палата налоговых консультантов планирует продвигать законопроект?

— Основным ведомством должен стать Минфин России. Именно в нем мы видим главного союзника.

— Спасибо за интересную беседу.

Беседовали Михаил Лозовский и Наталья Попова

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 40.31%
  • к юбилеям и праздникам 34.55%
  • за результаты работы 59.16%
  • некурящим и неболеющим 4.71%
  • за переход из других компаний 2.09%
  • бонусы руководителям 19.37%
  • другое 18.85%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль