А.Э. Сердюков: «Мы будем использовать все законные средства контроля и надзора в области налогов и сборов»

282
Наши родители почти ничего не слышали о налогах. Наши дети становятся налогоплательщиками буквально с рождения. Налоги как основа государственности сегодня ни у кого не вызывают негативной реакции. А за нововведениями в налоговой сфере пристально следят владельцы бизнеса, рядовые сотрудники компаний, студенты, школьники и даже пенсионеры. Потому что все мы — участники налоговых правоотношений. О том, как они будут развиваться, в интервью нашему журналу рассказывает руководитель ФНС России Анатолий Эдуардович СЕРДЮКОВ.

— Анатолий Эдуардович, мы беседуем с вами в преддверии двух праздников, которые будут отмечаться 21 ноября. Это День работника налоговых органов Российской Федерации и 15-летие налоговой службы России. Разрешите поздравить вас и ваших коллег с профессиональным праздником и юбилеем Службы!

— Спасибо. Я тоже хотел бы поздравить коллег, которые во всех регионах России выполняют свой профессиональный долг и трудятся на благо государства. Отдельные поздравления ветеранам — тем, кто создавал налоговую службу в начале девяностых, 15 лет назад.

— Какие итоги вы считаете самыми важными за 15 лет?

— Дело в том, что законодательство о налогах и сборах появилось и стало активно развиваться как самостоятельная отрасль российского законодательства в последнее десятилетие прошлого века. Соответственно потребовалось создание в Российской Федерации системы налоговых органов. Эти масштабные преобразования в налоговой сфере были связаны с развитием экономики. Необходимо было создать законодательство о налогах и сборах, выстроить налоговую систему России и сформировать структуру налоговой службы.

Большое внимание уделялось совершенствованию налогового администрирования. Работа велась по двум основным направлениям: принимались меры по пресечению налоговых правонарушений и меры по обеспечению прав налогоплательщиков и созданию для них максимально комфортных условий, способствующих осуществлению хозяйственной деятельности и уплате налогов и сборов.

Чтобы судить о результатах, надо взглянуть на цифры. В настоящее время действуют 14 налогов и сборов. Для сравнения: в начале девяностых годов насчитывалось более 50 разновидностей налоговых платежей.

Налоговая нагрузка сократилась до 27,4% (с 33,6%). Снижены налоговые ставки по налогу на прибыль (с 35 до 24%), по налогу на добавленную стоимость (с 20 до 18%), по единому социальному налогу (с 36,5 до 26%). По налогу на доходы физических лиц введена единая ставка 13%.

Перечисленные новшества вкупе с другими преобразованиями позволили не только снизить налоговую нагрузку на экономику, но и сделать российскую налоговую систему более прозрачной. А это в свою очередь способствовало как развитию бизнеса, так и стабилизации социально-экономической ситуации в нашей стране.

— Так уж сложилось, что успешную работу налоговиков в первую очередь оценивают по количественным показателям. Можно ли подытожить цифры налоговых поступлений за 9 месяцев 2006 года?

— Да, эти итоги были подведены в октябре. За девять месяцев 2006 года в бюджетную систему поступило 4,9 трлн. руб. администрируемых ФНС России доходов, что составляет 125% от аналогичного показателя за прошлый год.

Если говорить о нашем вкладе в бюджетную систему Российской Федерации, то это 64% от всех доходов. Такова значимость нашей работы.

Показатели федерального бюджета страны по доходам, администрируемым ФНС России, за девять месяцев 2006 года выполнены. Уверен, что эти показатели за 2006 год, как и за последние годы, Служба выполнит.

Однако, по мнению наших специалистов, даже такие хорошие цифры не соответствуют реальному положению в экономике. При ее нынешних темпах роста налоговые поступления должны быть существенно выше.

— В чем причина того, что казна недополучает доходы?

— Причины известны. Это использование различных схем минимизации налогов и декларирование минимально возможных прибылей, предельно низкой рентабельности. Не секрет, что реализуются подобные схемы, как правило, с участием фирм-однодневок. Добавьте к этому зарплаты в конвертах.

— Какие методы противодействия есть в арсенале налоговой службы?

— В нашем арсенале — все меры, предусмотренные налоговым законодательством. Кроме того, мы активно используем информацию, поступающую из других министерств и ведомств, а также от наших коллег за рубежом. Применяем и методы убеждения, ведем разъяснительную работу.

В качестве примера приведу положительный опыт борьбы с «серыми» зарплатами. С началом работы по легализации «теневых» зарплат мы отмечаем опережающий рост поступлений налога на доходы физлиц и единого социального налога.

— Как изменится ситуация после вступления в силу поправок, принятых в первую часть Налогового кодекса Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ?

— Поправки предусматривают довольно масштабные изменения. Об этом говорилось не раз, в том числе и на страницах вашего журнала. Отмечу лишь, что ситуация меняется не в сторону увеличения полномочий налоговых органов, а в сторону их уменьшения. Не берусь пока давать оценку предстоящим изменениям, но очевидно, что в новых условиях и работать придется по-новому.

— Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.

— Как вы знаете, меняется процедура проведения налоговых проверок. По сути, камеральная проверка в существующем сегодня формате, как основа налогового контроля, будет ликвидирована. И главный вопрос: как более эффективно применять имеющиеся в нашем распоряжении инструменты налогового администрирования? Ведь серьезные изменения в законодательстве требуют, чтобы мы работали с той же эффективностью, на том же уровне и в новых условиях.

— Как это отразится на контрольной работе?

— В контрольной работе — три составляющих. Это серьезный и постоянный мониторинг экономических и налоговых показателей налогоплательщика, качественный предпроверочный анализ и непосредственно контрольная работа.

Очевидно, упор должен быть сделан на аналитические инструменты. По-новому предстоит организовать информационный обмен и истребование информации о проверяемом налогоплательщике у третьих лиц. Благо, такие информационные ресурсы и полномочия у нас есть.

В последние годы Служба значительно нарастила информационную базу (я имею в виду базу экономических и иных статистических показателей). Только так можно поддерживать эффективный уровень налогового администрирования и экономическую безопасность государства в части обеспечения стабильности его доходных источников.

Кроме того, мы работаем над перераспределением трудовых ресурсов таким образом, чтобы использовать их с максимальной эффективностью. Нам нужно тщательно строить графики выездных налоговых проверок, чтобы реализовать принципиально новый подход к их планированию.

— Не могли бы вы остановиться на этом вопросе подробнее? В чем заключается новый подход и как изменится система планирования проверок?

— Новый подход предполагает соблюдение определенных принципов реагирования на возможные правонарушения путем анализа всей имеющейся информации о конкретном налогоплательщике. Хочу особо отметить серьезную аналитическую составляющую, поскольку именно на основе анализа будет определяться круг налогоплательщиков, подлежащих выездному контролю в первоочередном порядке. То есть речь идет о вдумчивом подходе к выбору объектов проверки.

Подразумевается также, что решения о проведении проверок будут приниматься централизованно, а действия проверяющих — скоординированы в управлениях и инспекциях различных субъектов РФ.

Назову ключевые принципы планирования. Это своевременное реагирование на признаки возможного совершения налоговых правонарушений, обоснованность выбора объектов проверки, а также режим наибольшего благоприятствования для тех налогоплательщиков, которые в полном объеме исполняют налоговые обязательства.

— Иными словами, если предприятие является дисциплинированным налогоплательщиком и не имеет признаков нарушений, его главбух может спать спокойно?

— Можно и так сказать. Эта предельно простая формулировка в принципе отражает одну из целей, которые мы ставим перед собой. Среди них — повышение эффективности налогового администрирования и налогового контроля, а также формирование единой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования налоговых проверок. Проще говоря, при такой системе налогоплательщик, оценивая свою экономическую деятельность, сможет с высокой степенью вероятности определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. Зная ответ, он примет соответствующее решение, например уточнит свои налоговые обязательства.

— Настоящий стратегический план, да и только...

— Согласен. Это целый комплекс мер, направленный на эффективное использование тех инструментов, которыми мы будем располагать с первого января — после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс. Хочу еще раз подчеркнуть: мы не собираемся идти в наступление на законопослушных налогоплательщиков, которые ведут бизнес прозрачно. Речь идет о проверках лиц, которые нарушают закон и обманывают государство, а в конечном счете — и нас с вами. Ведь бюджет недополучает средства, необходимые для реализации социальных, образовательных, медицинских программ и национальных проектов. По отношению к тем, кто преступает закон, мы будем использовать все законные средства контроля и надзора в области налогов и сборов. Ведь это основная функция Службы.

— Тактика налоговых проверок тоже изменится?

— Безусловно. Но не буду раньше времени раскрывать вам все секреты. Отмечу лишь, что мы разрабатываем новый регламент (в отличие от действующих методических указаний), который обозначит основные направления работы налогового инспектора и детализирует его действия вплоть до проведения выездной налоговой проверки. Этот документ поможет проверяющему принимать квалифицированные и обоснованные решения.

Мы хотим, чтобы инспекторы не слепо следовали инструкциям, а оценивали ситуацию комплексно, проявляли творческий подход. То есть были готовы самостоятельно принимать такие решения, основанные на действующем законодательстве Российской Федерации, которые были бы однозначно поняты и налогоплательщиком, и органами государственной власти, и всем обществом. Поэтому особое внимание Служба будет уделять процедурам досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками. Мы называем это налоговым аудитом. Тем более что новые подразделения налогового аудита уже включились в работу и показали первые положительные результаты в области досудебного урегулирования налоговых споров.

— Какие это результаты? Стало меньше жалоб и заявлений от налогоплательщиков?

— Напротив, жалоб поступает много, и это мы считаем также хорошим знаком.

— Почему?

— Статистика — я имею в виду рост количества заявлений от налогоплательщиков в налоговые органы — подтверждает очевидный факт: налогоплательщики поверили в то, что налоговые органы способны самостоятельно устранить внутриведомственные ошибки. И доверие, как нам кажется, день ото дня растет. Все это — еще один кирпичик в совершенствовании работы с налогоплательщиками, повышении ее качества.

Наряду с повышением качества обслуживания налогоплательщиков мы намерены внедрять новые технологии, предусматривающие упрощение процедуры уплаты налогов физическими лицами.

Комплекс этих мер в конечном итоге будет способствовать тому, что между налоговыми инспекторами и налогоплательщиками установятся доброжелательные и партнерские отношения.

— А если говорить о налоговой политике в целом, то как, по вашему мнению, она будет изменяться впоследствии?

— Дальнейшие направления налоговой политики определены в Послании Президента Федеральному Собранию, в Бюджетном Послании Президента, в программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

— Анатолий Эдуардович, спасибо за интересную беседу. Еще раз поздравляем вас и ваших коллег с двойным праздником и желаем удачи во всем!

— Спасибо. Присоединяюсь к вашим поздравлениям. Наряду с пожеланиями успехов я хотел бы поблагодарить коллег за то, что они с честью выполняют свой профессиональный долг, достойно защищают экономические интересы России.

Отдельное спасибо коллективу журнала «Российский налоговый курьер» за объективное освещение деятельности Службы, за актуальные публикации и внимание к нашим проблемам. С праздником, с юбилеем, дорогие друзья!

В адрес Федеральной налоговой службы поступило много теплых поздравлений с праздником — и от других ведомств, и от отдельных налогоплательщиков.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить коллег из других министерств и служб за сотрудничество, а налогоплательщиков поздравляю с нашим общим праздником. Ведь мы все живем в одной стране и заинтересованы в процветании России.

Беседовали Татьяна Пономарева и Наталья Попова

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 55.56%
  • Нет 44.44%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль