Как вернуть сумму излишне уплаченного налога

4878
Нередко налогоплательщики допускают ошибки при определении налоговой базы и в результате переплачивают налог в бюджет. Иногда в платежке указывают неправильный КБК, и налоговый платеж зачисляется не в тот бюджет. В статье разъясняется, в каком порядке и в какие сроки можно вернуть излишне уплаченный налог сегодня и как изменятся эти правила с 1 января 2007 года.

Общий порядок зачета или возврата излишне уплаченных налогов и сборов регулируется положениями статьи 78 Налогового кодекса. Сегодня эти положения применяются при зачете или возврате любых налогов (в том числе поступающих в государственные внебюджетные фонды), а также при зачете или возврате сборов и пеней.

Исключение составляют налоги, которые взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Это НДС и акцизы. Их возврат осуществляется таможенными органами в порядке, установленном в статьях 355 и 356 Таможенного кодекса.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 137-ФЗ с 1 января 2007 года статья 78 Налогового кодекса будет действовать в новой редакции. С будущего года действие этой статьи распространится также на зачет или возврат излишне уплаченных авансовых платежей и штрафов. Напомним, что действующая в настоящее время редакция Налогового кодекса не содержит порядка зачета или возврата указанных сумм.

Кроме того, во второй части Налогового кодекса есть специальные положения, имеющие отношение к зачету или возврату конкретных налогов в определенных случаях. А именно:

  • о возмещении НДС, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, которые признаются объектом налогообложения (ст. 176);
  • возмещении акциза (ст. 203);
  • возврате иностранным организациям ранее удержанного налога на прибыль по доходам, в отношении которых международными договорами Российской Федерации предусмотрен особый режим налогообложения (п. 2 ст. 312);
  • зачете или возврате сбора за пользование объектами животного мира по соответствующим лицензиям, которые не были реализованы (п. 1 ст. 333.7);
  • возврате или зачете государственной пошлины (ст. 333.40).

Основания и условия возврата налога

Факт излишней уплаты может обнаружить как сама организация, так и налоговый орган. В последнем случае налоговый орган обязан сообщить об этом организации не позднее одного месяца (а с 1 января 2007 года — в течение 10 дней) со дня обнаружения такого факта.

Для возврата суммы переплаты по налогу организация должна подать письменное заявление в налоговую инспекцию по месту учета. Причем налог можно вернуть, если отсутствует недоимка по уплате налогов и сборов или задолженность по пеням, начисленным в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Предположим, что у организации есть недоимка и (или) задолженность. В такой ситуации сначала производится зачет суммы излишне уплаченного налога в счет недоимки и (или) задолженности. Только после этого организации возвращается та часть суммы излишне уплаченного налога, которая остается после зачета.

Обратите внимание: наличие у налогоплательщика задолженности перед бюджетом другого уровня не препятствует возврату излишне уплаченной суммы налога. Например, в том случае, если переплата поступила в федеральный бюджет и при этом есть недоимка в местный бюджет.

Таким образом, организациям, которые имеют переплату и задолженность в один бюджет, следует подавать заявление о зачете переплаты в счет данных недоимок и задолженностей и о возврате сумм, оставшихся после зачета.

Налоговая инспекция может принять решение о зачете и без заявления налогоплательщика, если у последнего имеется недоимка по другим налогам. Это предусмотрено в пункте 5 статьи 78 НК РФ1.

Пример 1

У ООО «Восход» имеется задолженность по пеням, начисленным за нарушение сроков уплаты налога на прибыль. Пени начислены в федеральный бюджет. Сумма задолженности — 1800 руб.

ООО «Восход» ошибочно переплатило в федеральный бюджет налог на прибыль в сумме 3000 руб. и намерено вернуть переплату.

Возврат возможен лишь после зачета переплаты в счет задолженности по пеням. Поэтому ООО «Восход» подало заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций в счет имеющейся у него задолженности по пеням, а также о возврате суммы, оставшейся после зачета.

Из 3000 руб. переплаты 1800 руб. будет направлено на погашение задолженности по пеням, а 1200 руб. (3000 руб. – 1800 руб.) возвращено ООО «Восход».

С 1 января 2007 года право на возврат налога будет обусловлено также отсутствием у налогоплательщика задолженности по штрафам, подлежащим взысканию в бюджет в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Возврат будет осуществляться только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по налогам и (или) задолженности по пеням и штрафам. Напомним, действующая редакция Налогового кодекса не предусматривает возможности зачета излишне уплаченных сумм налога, сбора, а также пеней в счет погашения задолженности по штрафу, и наоборот.

Когда проводится сверка (выверка) расчетов по налогам

После подачи заявления о возврате налога (а иногда перед этим) налоговая инспекция и организация могут провести совместную выверку (сверку) уплаты налогов. Исходя из смысла положений статьи 78 НК РФ, это требуется не всегда.

Во-первых, сверка может проводиться, если есть основания предполагать возможную излишнюю уплату налога. То есть если нет уверенности в том, что переплата действительно была. Такая сверка возможна до подачи организацией заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога.

Во-вторых, сверка нужна, если сумма, заявленная организацией к возврату, не соответствует сведениям, которыми располагает налоговая инспекция.

В-третьих, сверка необходима, если есть расхождения между данными налоговой инспекции и организации о сумме задолженности перед бюджетом.

Справка

О возврате страховых взносов в ПФР
Положения статей 78 и 79 НК РФ не могут применяться при зачете и возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Дело в том, что эти взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Кодекса, и не являются составной частью ЕСН. Кроме того, действующим законодательством не определен ни орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, ни порядок его проведения.

Как видим, правовые основания для проведения возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отсутствуют.

Заметим, что органы ПФР вправе осуществить возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц такие платежи уплачены (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Телеграмма в номер

Т.Н. Хомчик, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции Министерства юстиции РФ, государственный советник юстиции 2-го класса

Уважаемые коллеги!

Налоговая служба России еще очень молода — ей всего 15 лет. Однако за этот небольшой срок она стала надежной опорой финансовой системе государства. Для экономического и социального развития, укрепления гражданского общества и повышения благосостояния россиян требуется стабильность правового пространства. Не случайно приоритетным направлением деятельности ФНС России является проверка исполнения налогового законодательства.

Желаю налоговикам профессионального роста, крепкого здоровья и благополучия!

Сегодня сверка проводится лишь по предложению налогового органа. Причем это его право, а не обязанность. Аналогичной позиции придерживается Минфин России (письмо от 23.03.2005 № 03-02-07/1-67). А новая редакция статьи 78 НК РФ с 2007 года закрепляет право налогоплательщика предложить налоговому органу провести совместную сверку. И налоговые органы в таком случае будут обязаны ее провести. Основанием служит подпункт 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ.

Для проведения сверки организация представляет:

  • платежные документы об уплате налога;
  • налоговые декларации, в том числе уточненные;
  • другие документы, которые подтверждают излишнюю уплату налога, а также суммы задолженности в бюджет (если последние являются предметом выверки).

Результаты сверки оформляются актом, который подписывают налоговая инспекция и организация. В настоящее время применяются формы актов сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам, которые утверждены приказом ФНС России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@. Это формы № 23 (полная) и 23-а (краткая).

Срок проведения сверки и оформления акта по ее результатам не может быть более 10 рабочих дней. Правда, это в том случае, если нет расхождений между данными учета налоговой инспекции и организации. Если же такие расхождения выявлены, то указанный срок не должен превышать 15 рабочих дней. Так установлено в пункте 3.1.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@.

Заявление о возврате излишне уплаченного налога

Как уже отмечалось, для возврата излишне уплаченной суммы налога организация подает письменное заявление в налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма заявления — произвольная. Если у инспекции нет информации о переплате налога, то налогоплательщику в заявлении следует обосновать и доказать факт излишней уплаты, а также приложить подтверждающие документы. Заметим, что Налоговый кодекс не содержит таких требований, но сделать это необходимо в интересах самого налогоплательщика. Ведь таким образом он облегчит задачу налоговой инспекции и тем самым сократит время, которое потребуется для работы с заявлением, а также для сверки расчетов.

При заполнении платежного поручения на возврат налога из бюджета налоговой инспекции необходимы следующие данные:

  • наименование банка получателя (то есть организации, которой возвращается сумма переплаты);
  • номер счета получателя;
  • БИК банка получателя;
  • номер корреспондентского счета или субсчета банка получателя.

На это указано в совместном письме Минфина России № 02-14-10а/2275 и Федерального казначейства № 42-7.1-01/5.2-207 от 28.07.2005. Поэтому налогоплательщику в заявлении нужно указать перечисленные выше сведения.

Если у организации имеется задолженность перед тем бюджетом, куда был излишне уплачен налог, то заявление оформляется как просьба о зачете переплаты в счет задолженности и возврате оставшейся суммы.

Предположим, сумма, которая заявлена организацией к возврату (зачету), не соответствует данным учета налогового органа. В такой ситуации он вернет организации копию представленного заявления без исполнения. К копии налоговый орган приложит сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами исходя из своих данных, а также предложение провести выверку расчетов. После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности организации надо подать новое заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей.

Как сказано в статье 78 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. А если организация этот срок пропустила? Тогда она имеет право обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы. Срок подачи искового заявления — три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога. Это предусмотрено в пункте 1 статьи 200 ГК РФ.

Например, причиной переплаты является ошибка в исчислении налоговой базы за налоговый период трехлетней давности. Поскольку три года со дня уплаты налога истекли, то обращаться в налоговую инспекцию бессмысленно. Но заявление в суд можно подать в течение трех лет со дня обнаружения ошибки.

Порядок возврата налога

По результатам рассмотрения заявления налогоплательщика и сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась) налоговая инспекция должна принять решение о возврате излишне уплаченной суммы налога.

В новой редакции Налогового кодекса установлено, что с 1 января 2007 года решение о возврате налоговый орган принимает в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговой инспекцией и этим налогоплательщиком акта совместной сверки по уплаченным налогам (если такая сверка проводилась). Сообщить налогоплательщику о принятом решении необходимо в течение пяти дней со дня его принятия. То же относится и к решению об отказе в возврате переплаты по налогу.

После принятия решения налоговый орган составляет поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога. Данное поручение направляется в территориальный орган Федерального казначейства,

который осуществляет возврат, то есть перечисление на расчетный счет организации.

Возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации. Причем в действующей редакции Налогового кодекса разъяснено, как определяется сумма возвращаемого налога, если она была уплачена в иностранной валюте. Сумма налога в валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на день, когда произошла переплата налога. Новая редакция Кодекса никаких правил на этот счет не содержит. Ведь согласно пункту 5 статьи 45 НК РФ с 2007 года обязанность по уплате налога будет исполняться только в рублях.

Обратите внимание

Возврат налога при ликвидации фирмы
Организации, которая ликвидируется, излишне уплаченные налоги или сборы, пени и штрафы возвращаются в порядке и сроки, установленные в статье 78 НК РФ. Причем возврат возможен лишь непосредственно самому юридическому лицу по его заявлению (п. 4 ст. 49 НК РФ).

Если организация уже ликвидирована, то учредителям указанные суммы не возвращаются, поскольку это не предусмотрено ни в Налоговом, ни в Гражданском кодексе. Ведь ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Основание — пункт 1 статьи 61 ГК РФ.

Таким образом, если организация ликвидируется по решению учредителей, то последние, устанавливая срок ликвидации (п. 2 ст. 62 ГК РФ), должны учитывать время, которое потребуется для возврата из бюджета сумм излишне уплаченных налогов. Напомним, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а само оно прекратившим существование только после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ. Такая норма зафиксирована в пункте 8 статьи 63

ГК РФ. Поэтому излишне уплаченные суммы могут быть возвращены до этой даты.

Если на момент принятия решения о ликвидации организации заявление о возврате налогов не принято, то подать его имеет право ликвидационная комиссия. Ведь именно к ней переходят полномочия по управлению делами организации. Основанием является пункт 3 статьи 62 ГК РФ.

Сказанное не относится к реорганизации юридических лиц (ст. 57 ГК РФ). Сумма излишне уплаченных реорганизуемой организацией налогов (пеней, штрафов) подлежит возврату ее правопреемнику не позднее одного месяца со дня подачи им соответствующего заявления. Об этом говорится в статье 50 НК РФ.

Срок возврата налога

Сегодня сумма излишне уплаченного налога возвращается налогоплательщику в течение одного месяца со дня подачи им заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом. Так сказано в статье 78 НК РФ.

В новой редакции статьи 78 этот срок исчисляется со дня получения налоговым органом такого заявления. Поэтому с 1 января 2007 года организациям будет нецелесообразно отправлять заявления по почте.

Однако данный срок применяется в тех случаях, когда факт излишней уплаты налогов и их размер были установлены налоговым органом на момент подачи заявления. А если это было выявлено в ходе камеральной налоговой проверки? Тогда указанный срок начинает исчисляться не ранее чем с момента ее завершения или с момента, когда она должна была быть завершена согласно правилам статьи 88 НК РФ. На это указал Президиум ВАС РФ в пункте 11 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (см. информационное письмо от 22.12.2005 № 98).

Пример 2

Предположим, 26 февраля 2007 года ЗАО «Весна» представит налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2006 год. Сумма авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода, превысит исчисленную сумму налога, указанную в декларации. Поэтому одновременно с декларацией ЗАО «Весна» подаст заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога. Месячный срок для возврата налога будет исчисляться не с даты подачи заявления, а с того дня, когда завершится камеральная проверка налоговой декларации. Согласно статье 88 НК РФ ее срок составляет три месяца с даты представления декларации и прилагаемых к ней документов.

Допустим, в ходе налоговой проверки не выявлены ошибки в декларации, а также несоответствия между содержащимися в ней сведениями и данными, имеющимися у налоговой инспекции. Тогда срок для возврата налога ЗАО «Весна» начнет исчисляться с того дня, когда истекут три месяца (срок проведения камеральной проверки) после 26 февраля 2007 года: 26 февраля 2007 года + 3 мес. + 1 мес.

Таким образом, в соответствии с правилами исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах (ст. 6.1 НК РФ в новой редакции), излишне уплаченная сумма налога должна быть возвращена ЗАО «Весна» не позднее 29 июня 2007 года.

Когда пени платит государство

На сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты за каждый день просрочки. Их размер равен ставке рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата. Основанием служит статья 78 НК РФ.

С 1 января 2007 года будут действовать новые правила исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах (ст. 6.1 НК РФ в новой редакции). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях. Однако проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, будут рассчитываться за каждый календарный день просрочки.

В настоящее время порядок выплаты налогоплательщику суммы начисленных процентов в законодательстве не закреплен. А в новой редакции Налогового кодекса установлено, что с 2007 года указанные проценты начисляются налоговым органом. Причем налогоплательщику для этого не нужно подавать дополнительное заявление. Перечисление суммы процентов осуществляет территориальный орган Федерального казначейства на основании поручения налогового органа.

Возврат налога, уплаченного налоговым агентом

Как известно, в некоторых случаях налоги удерживают и перечисляют в бюджет налоговые агенты. Что делать, если налоговый агент ошибся и переплатил налог за налогоплательщика?

В статье 78 Налогового кодекса сказано, что установленные в ней правила распространяются и на налоговых агентов. А значит, они так же, как и налогоплательщики, имеют право потребовать возврата из бюджета излишне уплаченных сумм налога. Это возможно в двух случаях:

  • в отношении сумм, которые налоговый агент ошибочно перечислил в бюджет из своих собственных средств. Например, если он перечислил большую сумму налога, чем удержал (должен был удержать) с доходов налогоплательщика;
  • в отношении сумм, которые налоговый агент излишне удержал с налогоплательщика и в соответствии с Налоговым кодексом обязан их ему вернуть (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).

Возврат налогоплательщику сумм излишне удержанного налога осуществляется налоговым агентом, только если это прямо предусмотрено в Налоговом кодексе. Так, суммы НДФЛ, излишне удержанные налоговым агентом, последний возвращает налогоплательщику по его заявлению. Это предусмотрено статьей 231 НК РФ. На основании полученного заявления налоговый агент обращается в налоговую инспекцию по месту своего учета с заявлением о возврате ему излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц.

Кстати

Возврат излишне взысканного налога
Налог, сбор и пени (а с 1 января 2007 года — и штраф), излишне взысканные с налогоплательщика по решению налоговой инспекции, возвращаются в том же порядке, что и суммы, излишне уплаченные самим налогоплательщиком.

Однако назовем некоторые особенности, которые установлены в статье 79 НК РФ. Так, заявление о возврате излишне взысканной суммы налогоплательщик обязан подать в налоговую инспекцию в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно об этом факте. Указанная сумма всегда должна возвращаться с процентами. Они начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефининсирования Центрального банка Российской Федерации.

Сегодня срок возврата таких сумм составляет один месяц со дня вынесения налоговой инспекцией решения о возврате или со дня вынесения решения судом (если налогоплательщик обращался в суд). Налоговая инспекция принимает решение в течение двух недель со дня регистрации заявления налогоплательщика.

С 1 января 2007 года возврат излишне взысканных сумм с начисленными процентами будет производиться в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика. Об этом говорится в пункте 5 статьи 79 НК РФ.

Возможность возврата налоговыми агентами излишне удержанных сумм налога на прибыль и налога на добавленную стоимость главами 21 и 25 НК РФ не предусмотрена. Поэтому организации, с которых налоговый агент удержал эти суммы, должны подавать заявления о возврате в налоговую инспекцию по месту своего учета. Исключение — налог с доходов иностранных организаций, который удержал налоговый агент в Российской Федерации. Если в отношении этих доходов международным договором Российской Федерации предусмотрен особый режим налогообложения, то заявление о возврате излишне удержанных сумм налога иностранная организация подает в налоговый орган по месту постановки на учет ее налогового агента. Об этом говорится в статье 312 Налогового кодекса.

1: Порядок зачета излишне уплаченных налогов будет подробно рассмотрен в одном из ближайших номеров журнала. — Примеч. ред.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 40.09%
  • к юбилеям и праздникам 34.43%
  • за результаты работы 59.91%
  • некурящим и неболеющим 5.66%
  • за переход из других компаний 1.89%
  • бонусы руководителям 17.92%
  • другое 18.4%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль