Первую часть Налогового кодекса перепишут к новому году

506
Дискуссия, развернувшаяся на сентябрьских парламентских слушаниях в Госдуме, лишний раз доказала важность предстоящих поправок в Налоговый кодекс. Что предлагает изменить в первой части Кодекса правительство, а на чем будут настаивать депутаты? Принятие каких поправок уже очевидно, а за какие положения в стенах Госдумы может развернуться настоящая борьба? Некоторые положения Налогового кодекса, которые могут измениться, приведены в таблице на с. 61. — Примеч. ред.

Что предлагает правительственный законопроект

В правительственном законопроекте, который депутаты обсудят в первом чтении 23 сентября, предусмотрено существенное изменение правил проведения налоговых проверок. По словам замминистра финансов РФ С.Д. Шаталова, который представил этот документ на парламентских слушаниях, изменениям подвергнутся все виды проверок — и камеральные, и выездные.

Как изменятся камеральные проверки

Первоочередная задача, которая стояла перед разработчиками закона, — это определиться с тем, что же представляет собой камеральная налоговая проверка. «Мы сошлись во мнении, что при камеральной проверке нужно использовать такие аналитические элементы, которые позволили бы налоговым органам проверить, насколько данные, представленные налогоплательщиком, соответствуют данным, представленным в предыдущих налоговых периодах, и есть ли дополнительные основания для проведения выездной налоговой проверки», — подчеркнул С.Д. Шаталов.

Очевидно, что для такой работы налоговым органам потребуются дополнительные документы. По словам замминистра, в задачу разработчиков законопроекта входило определить закрытый перечень таких документов. В результате было выделено три массива данных, которые в различных ситуациях должен представлять тот или иной налогоплательщик.

Первый массив — это декларации и расчеты, которые необходимо представлять регулярно. Второй массив — документы, которые должен представить налогоплательщик, претендующий на льготы или вычеты. Перечень таких документов будет устанавливаться приказами Минфина России, и именно этими приказами будут руководствоваться налоговые органы при проведении камеральных налоговых проверок.

Третий массив документов предназначен для плательщиков ресурсных налогов. «У нас сотни видов полезных ископаемых, и попытаться описать документы, которые подтверждают правильность исчисления и уплаты ресурсных налогов, не представляется возможным, — заметил замминистра. — Число налогоплательщиков, работающих в этой сфере, не столь велико, и для большинства из них перечень будет закрытым».

В своем выступлении С.Д. Шаталов отметил, что в процедурном плане законопроект приравнивает камеральную проверку к выездной. Это означает, что инспектор, который обнаружит в ходе камеральной проверки налоговое правонарушение, должен составить акт. Налогоплательщик в установленный срок сможет представить по акту возражения, и налоговый орган обязан рассмотреть и обсудить их с налогоплательщиком или с его представителем. По результатам такого рассмотрения инспектор сможет выставить (или, наоборот, не выставит) налогоплательщику требование об уплате налога, которое будет иметь тот же правовой статус, что и требование при выездной налоговой проверке.

С.Д. Шаталов также сообщил, что законопроект увеличивает с пяти до десяти дней срок представления налогоплательщиком дополнительных документов для камеральной проверки.

Как изменятся выездные проверки

Ряд важных изменений предлагается внести и в правила проведения выездных налоговых проверок. Так, в течение года может быть проведено не более двух выездных налоговых проверок. При этом срок их проведения в зависимости от наличия у налогоплательщика обособленных подразделений будет ограничен двумя или тремя месяцами. А время фактического нахождения представителей налогового органа на территории налогоплательщика учитываться не будет.

Безусловно, что в некоторых случаях налоговые органы не смогут уложиться в два-три месяца. Ведь зачастую при проверках необходимы экспертизы, встречные проверки, сведения из зарубежных источников. Согласно законопроекту в подобных ситуациях налоговой службе предоставляется возможность последовательно продлевать срок проведения проверки. По словам С.Д. Шаталова, продолжительность налоговой проверки даже при самых сложных экспертизах и общении с налоговыми органами многих государств не превысит 14—15 месяцев. А для налогоплательщиков законопроект предусматривает увеличение сроков представления документов, возражений и других процессуальных действий.

В соответствии с законопроектом повторные выездные налоговые проверки будут проводиться лишь в двух случаях: во-первых, при реорганизации или ликвидации юридического лица, а во-вторых, в рамках контроля над деятельностью нижестоящего налогового органа, если есть обоснованные подозрения, что он действовал с явными нарушениями.

Повторные проверки крупнейших налогоплательщиков, состоящих на учете в межрегиональных налоговых инспекциях, будут проводиться по решению руководителя ФНС России и с санкции Минфина России.

Другие важные изменения

Помимо положений о налоговых проверках правительственный законопроект вносит целый ряд изменений, улучшающих положение налогоплательщиков. Так, снимаются ограничения по отсрочкам по уплате налогов в течение календарного года. Теперь они предоставляются на срок до одного года, а решением правительства этот срок может быть увеличен до трех лет. Устанавливается единый перечень оснований для списания безнадежной налоговой задолженности без передачи этого полномочия правительству. Кроме того, предусматривается упрощенный порядок сдачи налоговой отчетности для налогоплательщиков, не ведущих активной хозяйственной деятельности, и уточняется понятие индивидуального предпринимателя, а также налогового резидента РФ для физических лиц. Чтобы налогоплательщикам было проще исполнять свои обязательства, вводится положение, согласно которому уплачивать налоги можно будет на почте, в местной администрации или в кассе налогового органа.

С.Д. Шаталов отметил, что меры по улучшению налогового администрирования не исчерпываются законом, представленным на рассмотрение Госдумы. Уже принято решение по дополнительному финансированию ФНС России и об увеличении численности ее сотрудников. В налоговых органах создадут специальные аудиторские подразделения, которые займутся рассмотрением возражений налогоплательщиков по актам выездных или камеральных проверок. В этих подразделениях будут собраны лучшие кадры, которые смогут независимо оценить степень обоснованности возражений налогоплательщика. В обязанности создаваемых подразделений войдет также проведение повторных проверок.

Что предлагает альтернативный законопроект

По словам председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Ю.В. Васильева, в думском портфеле уже несколько лет находятся два законопроекта о совершенствовании налогового администрирования, внесенных по инициативе парламентариев. Один из этих документов, который находится на рассмотрении в Госдуме с 2002 года, также стал предметом обсуждения на парламентских слушаниях 8 сентября.

Альтернативный законопроект представил заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам С.И. Штогрин. В концепцию законопроекта входит уточнение понятий законодательства о налогах и сборах и сферы его применения, а также устранение дефектов в формулировках общей части Налогового кодекса. Расскажем об этом законопроекте подробнее.

Документ предлагает четко разграничить компетенцию федеральных региональных и местных властей по установлению, изменению и отмене налогов. Так, депутаты считают, что норме статьи 3 Налогового кодекса, согласно которой налог не считается установленным, если не определен хотя бы один из его элементов, необходимо дать более точную формулировку. Следует отметить, что в действующей редакции Налогового кодекса эта норма сформулирована таким образом, что в случае ее неисполнения никаких негативных последствий у налогоплательщика не возникает.

В Налоговый кодекс предполагается внести уточнение о том, что инструкции, приказы и иные документы, издаваемые налоговыми и другими органами, не носят обязательного характера для налогоплательщиков. Такое дополнение, по мнению разработчиков законопроекта, усилит характер Налогового кодекса как закона прямого действия. Депутаты предлагают уточнить понятие налога. Так, под налогом следует понимать только те обязательные платежи, которые не связаны с нарушением налогового законодательства.

Таблица. Нормы налогового кодекса, которые могут измениться (выборочно)
Норма Налогового кодекса Что предусматривает действующая редакция Что предусматривает законопроект
правительственный альтернативный
Подпункт 4 пункта 1 статьи 21
«Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)»
Налогоплательщик имеет право получить отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит Исключается норма, предусматривающая право налогоплательщика на налоговый кредит Налогоплательщики вправе ходатайствовать о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита
Статья 25
«Сборщики налогов и (или) сборов»
В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, средства в уплату налогов и сборов могут принимать сборщики налогов. Их права и обязанности определяются федеральными законами, законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления Устанавливаются права и обязанности сборщиков налогов и сборов, а также их ответственность за неисполнение обязанностей Эта статья исключается
Статья 59
«Списание безнадежных долгов по налогам и сборам»
Безнадежные долги по федеральным налогам и сборам списываются в порядке, установленном Правительством РФ Устанавливается перечень оснований для признания задолженности безнадежной. Принимать решения о признании задолженности безнадежной смогут налоговые и таможенные органы. Порядок принятия таких решений устанавливается Минфином России Действующая редакция статьи 59 не меняется. Предлагается внести новую статью 59.1 «Реструктуризация задолженности налогоплательщиков». Под реструктуризацией понимается замена обязанности налогоплательщика по уплате налогов и пеней на неналоговые долговые обязательства с возможностью частичного списания задолженности. Условия и порядок реструктуризации определяются бюджетным законодательством РФ
Пункт 3 статьи 72
«Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов»
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (залог имущества, поручительство, пеня) применяются в отношении налогов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды. При этом фонды пользуются правами и обязанностями налоговых органов Предлагается исключить этот пункт Предлагается исключить положение о том, что при обеспечении исполнения обязанности по уплате налогов внебюджетные фонды пользуются обязанностями налоговых органов
Статья 112
«Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения»
В статье установлен перечень таких обстоятельств В перечень включается дополнительное смягчающее обстоятельство: тяжелое материальное положение физического лица, совершившего правонарушение Исключаются обстоятельства, отягчающие ответственность налогоплательщика

Что предлагает налогоплательщикам ФНС России

Забота государства о нуждах налогоплательщиков не ограничивается предложениями Минфина России, сформулированными в правительственном законопроекте. Вот что сообщил еще один участник парламентских слушаний заместитель руководителя ФНС России С.Н. Шульгин: «Мы создаем службу “одного окна” в налоговых органах, куда бы налогоплательщик мог обратиться по всем вопросам, связанным с его взаимоотношениями с налоговыми органами».

По словам С.Н. Шульгина, в налоговых органах созданы специальные подразделения — отделы по работе с налогоплательщиками. При этом работники, которые проводят контрольные мероприятия, будут максимально отдалены от налогоплательщиков. Заместитель руководителя ФНС России также сообщил, что в половине налоговых инспекций уже созданы специальные залы, в которых налогоплательщики могут сдать свои декларации инкогнито. В них есть стенды и компьютеры, с помощью которых можно получить справочную информацию.

Кроме того, приказом ФНС России от 02.09.2005 № САЭ-3-25/422 утвержден единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, в котором прописаны сроки прохождения всех возможных процедур и оказания услуг налогоплательщикам налоговыми органами, указаны формы их предоставления, перечислены законодательные и нормативные акты, которые предусматривают оказание подобных услуг.

С.Н. Шульгин обратил внимание на то, что налоговые органы обрабатывают колоссальный объем информации. Так, в 2004 году было проведено более 37 миллионов камеральных налоговых проверок. Причем в ходе каждой десятой проверки потребовалось углубленное изучение представленных деклараций и расчетов, а также получение дополнительных сведений от налогоплательщиков. Главная проблема заключается в том, что основной объем сведений поступает на бумажных носителях. В тех инспекциях, где информация представляется в электронном виде, работа с налогоплательщиками строится на более высоком уровне.

Особое внимание авторы законопроекта уделили налоговым проверкам. Согласно законопроекту налоговые органы обязаны представлять налогоплательщикам не только акт налоговой проверки, но и документы, составленные в рамках ее проведения. Как считают депутаты, это поможет налогоплательщику досконально разобраться в сути предъявляемых претензий. Кроме того, налоговый инспектор будет составлять акт не только по результатам выездной налоговой проверки, но и по результатам камеральной проверки. В данном вопросе авторы обоих законопроектов — и правительственного, и альтернативного, едины.

Что же касается сроков проведения выездной налоговой проверки, то депутаты предложили свой вариант. По их мнению, из Налогового кодекса следует исключить положение, согласно которому срок проведения проверки определяется исходя из времени фактического нахождения представителей налогового органа на территории налогоплательщика. По словам С.И. Штогрина, права налоговых органов при этом не будут ущемлены, так как при необходимости проведения экспертизы или получения дополнительных документов налоговый орган вправе приостановить проверку. Кроме того, депутаты предлагают ввести положение, которое разрешало бы доступ должностных лиц налогового органа на территорию налогоплательщика только в рамках выездной налоговой проверки.

С.И. Штогрин отметил, что зачастую налогоплательщики в декларациях допускают ошибки, которые не приводят к занижению налогооблагаемой базы, и в настоящее время такие ошибки могут повлечь налоговые санкции. Для таких ситуаций законопроект предусматривает механизм исправления отчетности без применения каких-либо санкций.

Согласно альтернативному законопроекту решение налогового органа о взыскании денежных средств приостанавливается, если налогоплательщик обжалует это решение в суде. При этом ходатайства налогоплательщика перед судом для принятия обеспечительных мер не требуется. В результате, как считают авторы проекта, арбитражные суды будут существенно разгружены, а налогоплательщикам — при положительном решении суда — не потребуется решать вопрос о возврате излишне взысканных сумм.

В завершение своего выступления С.И. Штогрин предложил принять в осеннюю сессию Госдумы новую редакцию главы 14 «Налоговый контроль» Налогового кодекса, чтобы и налогоплательщики, и налоговые органы получили к новому году целостный документ, регламентирующий порядок их действий в рамках налогового контроля.

Итак, мы познакомили вас с основными предложениями, которые высказали участники парламентских слушаний. По многим вопросам, например по срокам проведения выездных налоговых проверок, авторы правительственного и альтернативного законопроектов придерживаются разных позиций. Именно эти вопросы скорее всего и станут предметом оживленных дискуссий при обсуждении законопроекта в рамках первого чтения.

Возможно, что кому-то из наших читателей захочется высказать свое отношение к предлагаемым изменениям в первую часть Налогового кодекса — милости просим в «Налоговый клуб»! О том, как сложится дальнейшая судьба поправок, читайте в ближайших номерах.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 25%
  • Нет 75%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль