Переход на ЕСХН: рассчитываем налоговую нагрузку

3242
Новый вариант главы 26.1 Налогового кодекса РФ, действующий с 1 января 2004 года, законодатели задумывали как наиболее благоприятный налоговый режим для поддержки аграрного бизнеса. Однако любое изменение системы налогообложения — это весьма ответственное решение. Поэтому при переходе на уплату ЕСХН необходимо взвесить все «за» и «против» и, конечно же, рассчитать налоговую нагрузку.

По подсчетам специалистов Минсельхоза России, в хозяйствах, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога1, сумма налоговых платежей может сократиться примерно на одну треть2.

Однако единой методики для сравнения налоговой нагрузки при разных режимах налогообложения не существует. Так, при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН сельскохозяйственная организация может лишь приблизительно рассчитать экономический эффект (потенциальную экономию на налогах) от применения спецрежима. Для этого нужно воспользоваться следующей формулой:

Э = (НП + НДС + НИ + ЕСН) – ЕСХН,

где Э — экономия на налогах при переходе на уплату ЕСХН;

НП — сумма налога на прибыль организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

НДС — сумма налога на добавленную стоимость, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

НИ — сумма налога на имущество организаций, уплачиваемая в бюджет за налоговый период;

ЕСН — сумма единого социального налога, начисленная за налоговый период, за вычетом суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

ЕСХН — сумма единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемая в сопоставимых условиях.

Рассчитать примерный экономический эффект от применения ЕСХН может и индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Для этого в формуле нужно изменить два показателя: налог на прибыль заменить налогом на доходы физических лиц, а налог на имущество организаций — налогом на имущество физических лиц, уплачиваемым в отношении имущества, которое используется в коммерческой деятельности.

Обратите внимание

Не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства от производства, переработки и реализации собственной сельхозпродукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства (п. 14 ст. 217 и подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ соответственно). Поэтому для крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью менее 5 лет, в расчете налоговой экономии фактически будут участвовать только три показателя: сумма НДС, сумма налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого в коммерческой деятельности) и сумма ЕСХН.

Чтобы расчет был более точным, следует учитывать:

  • статус налогоплательщика (организация или предприниматель);
  • какой режим налогоплательщик применяет в данный момент (общий или упрощенную систему налогообложения);
  • хозяйство является планово-убыточным или рентабельным;
  • какими основными средствами (строениями, сельхозтехникой и т. п.) располагает налогоплательщик, какова степень их износа и планируется ли их обновление в ближайшей перспективе;
  • действуют ли в субъекте РФ региональные льготы по налогу на имущество;
  • насколько существенна доля заработной платы (и соответственно доля ЕСН) в расходах предприятия;
  • кто является потребителем производимой продукции — плательщики НДС или нет;
  • какова доля дохода от непрофильной деятельности.

Естественно, каждый налогоплательщик может принять во внимание и другие факторы, которые способны повлиять на принятие решения о переходе.

Общий режим налогообложения или ЕСХН?

Предприятия и предприниматели аграрного сектора экономики ведут деятельность в особых условиях. Государство предусмотрело для них ряд налоговых льгот и преференций (в частности, по налогу на прибыль и ЕСН). Но получить их могут только налогоплательщики, которые имеют статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Основные налоги

Налог на прибыль. Федеральным законом от 11.11.2003 № 147-ФЗ (далее — Закон № 147-ФЗ), которым введена новая редакция главы 26.1 НК РФ, внесены поправки и в Федеральный закон от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Этот закон дополнен статьей 2.1, в соответствии с которой для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, на ближайшие годы установлены льготные ставки налога на прибыль «по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции»:

  • в 2004—2005 годах — 0%3;
  • в 2006—2008 годах — 6%;
  • в 2009—2011 годах — 12%;
  • в 2012—2014 годах — 18%;
  • начиная с 2015 года — 24%.

По мнению налоговых органов, воспользоваться этой льготой могут только те сельскохозяйственные товаропроизводители, которые отвечают критериям, установленным в главе 26.1 НК РФ, а не Федеральным законом от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее — Закон № 193-ФЗ). Напомним, что согласно этому закону сельскохозяйственным товаропроизводителем является физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема продукции. А рыболовецкие артели (колхозы) получают статус сельскохозяйственного товаропроизводителя при условии, что производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов составляет у них более 70% общего объема производимой продукции. В главе 26.1 для всех хозяйств установлен другой критерий доли дохода — 70%, а рыболовецкие артели, осуществляющие исключительно вылов водных биоресурсов, не вправе перейти на уплату ЕСХН.

Логика рассуждения такова: в Законе № 147-ФЗ сказано, что пониженные ставки предусмотрены для «сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей». А сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются только те хозяйства, которые соответствуют критериям пункта 1 статьи 346.2 НК РФ. Следовательно, не вправе применять пониженные ставки налога на прибыль те хозяйства, статус которых не соответствует критериям главы 26.1 НК РФ (например, доля дохода ниже 70%), а также рыболовецкие артели.

При реализации иной продукции, а также выполнении работ, оказании услуг и реализации имущественных прав сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны исчислять налог на прибыль в полном объеме. Но поскольку большинство хозяйств являются убыточными и не платят налог на прибыль, переход на уплату ЕСХН в ближайшем будущем не сулит им выгод в виде экономии на налоге на прибыль. Не выгоден спецрежим и высокорентабельным предприятиям АПК, специализирующимся исключительно на производстве сельскохозяйственной продукции и ее последующей переработке: до 2006 года ставка налога на прибыль для них равна нулю, а ЕСХН придется платить однозначно.

Налог на добавленную стоимость. Реализация большинства продовольственных товаров (например, мяса, молока и зерна) облагается по ставке НДС 10%. В то же время сельхозпредприятия приобретают многие товары (сельхозтехнику, ГСМ и т. п.), которые облагаются по ставке 18%. Поэтому сумма вычетов по данному налогу у сельхозпредприятий, как правило, превышает сумму начислений. Получается, бюджет зачастую должен вернуть сельхозпредприятию часть «входного» НДС. У плательщиков ЕСХН обязанности по начислению и уплате НДС нет, но нет и права на вычет «входного» налога. Для некоторых сельхозпредприятий это может быть существенным минусом.

При переходе на уплату ЕСХН у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает и другая проблема: как строить ценовую политику? Потребителями сельхозпродукции могут быть как физические лица и предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, так и организации и предприниматели — плательщики этого налога. Плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС и не имеют права предъявлять налог покупателям. Поэтому покупатели, применяющие общий режим налогообложения, лишаются права на вычет «входного» НДС. Для многих покупателей это может быть невыгодно.

Чтобы продукция оставалась конкурентоспособной, предприятие АПК, безусловно, может снизить цену. Но чем компенсировать убытки? Этот вопрос для плательщиков ЕСХН остается открытым.

Единый социальный налог. В соответствии с пунктом 1 статьи 241 НК РФ в 2004 году сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают ЕСН по максимальной ставке 26,1%, а с 2005 года — по максимальной ставке 20%. При этом статус сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей уплаты ЕСН определяется в соответствии с Законом № 193-ФЗ. С учетом того, что максимальная ставка взносов на обязательное пенсионное страхование составляет для них 10,3%, фактическая ставка ЕСН в 2004 году не превышает 15,8%. В 2005 году максимальная ставка налога не превысит 20%, а фактическая — 9,7% (за вычетом суммы страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд по ставке 10,3%).

В аграрном секторе уровень зарплат традиционно невысок, и экономия на ЕСН при переходе на спецрежим может оказаться несущественной.

Налог на имущество организаций. Глава 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2004 года, не предусматривает федеральных льгот по налогу на имущество для организаций по производству, переработке и хранению сельхозпродукции. Однако такие льготы могут быть предусмотрены на региональном уровне. Поэтому решение вопроса об экономии на налоге на имущество зависит от конкретных норм соответствующих законов субъектов РФ.

Ведение бухгалтерского учета

Как известно, организации, применяющие общий режим налогообложения, ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. А предприниматели отражают показатели деятельности в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, утвержденной совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86/БГ-3-04/430.

При переходе на уплату ЕСХН организации не освобождаются от обязанности вести бухгалтерский учет в полном объеме, как это установлено, например, пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для предприятий, применяющих «упрощенку». Причем помимо общих требований, установленных этим законом и приказами Минфина России, организации обязаны соблюдать и отраслевые рекомендации по бухгалтерскому учету4.

Деятельность же индивидуальных предпринимателей при переходе на уплату ЕСХН существенно осложняется: они, так же как и организации, должны рассчитывать налоговую базу для исчисления ЕСХН на основании данных бухгалтерского учета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ), соблюдая при этом требования главы 26.1. То есть, по сути, у предпринимателей — плательщиков ЕСХН появляется обязанность вести бухгалтерский учет наравне с организациями5. Для многих предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств это обстоятельство может сыграть не последнюю роль при принятии решения о переходе на спецрежим.

Основные средства

Налогоплательщики, владеющие строениями, сооружениями, сельхозтехникой и иными основными средствами, должны учитывать следующее.

Во-первых, при переходе на уплату ЕСХН они вправе списать на расходы остаточную стоимость ранее приобретенных основных средств. Данные объекты списываются в течение одного — десяти лет в зависимости от срока их полезного использования (подп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ). Если основные средства сильно изношены и их остаточная стоимость невелика, то предполагаемая экономия на уплате ЕСХН будет незначительной.

Во-вторых, если налогоплательщики создавали основные средства хозяйственным способом (например, возводили сооружения) или привлекали для их сооружения подрядчиков, остаточная стоимость таких основных средств не уменьшит налоговую базу по ЕСХН. Если основные средства будут созданы хозспособом (или с помощью подрядчиков) в период применения спецрежима, расходы на сооружение этих объектов также не будут учитываться при исчислении налоговой базы по ЕСХН. Объясняется это тем, что согласно нормам подпункта 1 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ при исчислении налоговой базы по ЕСХН в расходы включаются затраты на приобретение основных средств.

В то же время переход на ЕСХН будет однозначно выгоден тем аграрным предприятиям, которые в ближайшей перспективе планируют приобретение дорогостоящих основных средств.

Структура доходов

Многие сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на уплату ЕСХН, определяют свой статус в соответствии со статьей 1 Закона № 193-ФЗ6. Положения главы 26.1 Налогового кодекса устанавливают более жесткие критерии для перехода на уплату ЕСХН и последующего применения спецрежима. Как уже говорилось, для всех налогоплательщиков планка дохода от реализации сельхозпродукции собственного производства поднята до 70% в общем объеме продаж (в Законе № 193-ФЗ такой критерий действует только в отношении рыболовецких артелей). При этом в расчет принимается лишь продукция собственного производства, в том числе прошедшая первичную переработку. Но критерии отнесения продукции к этой категории пока не установлены.

Налогоплательщик, который не сможет в течение налогового периода выполнить эти требования, обязан пересчитать налоговые обязательства исходя из правил общего режима налогообложения за весь период применения ЕСХН (п. 4 ст. 346. 3 НК РФ).

Таким образом, рекомендовать переход на уплату ЕСХН можно только налогоплательщикам, у которых доля дохода от реализации сельхозпродукции собственного производства, в том числе прошедшей первичную переработку, стабильно превышает критический 70-процентный уровень.

Расчет налоговой нагрузки

Сравним на примере конкретной организации налоговую нагрузку при применении ЕСХН и общего режима налогообложения в сопоставимых условиях 2004 года.

Допустим, ООО «Тверские просторы» зарегистрировано и ведет деятельность на территории Тверской области. Основной вид деятельности — производство сельхозпродукции и ее первичная переработка. Кроме того, организация выполняет ремонтно-строительные работы для других агропредприятий. Организация имеет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с главой 26.1 НК РФ.

Показатели деятельности организации в 2004 году представлены в таблице.

Таблица. Показатели деятельности ООО «Тверские просторы» за 2004 год
Показатели деятельности Сумма, руб. В том числе НДС, руб.
10% 18%
Выручка по реализации сельхозпродукции 660 000 60 000
по ремонтно-строительным работам 236 000 36 000
всего 896 000 60 000 36 000
Материальные расходы по ставке НДС 10% 121 000 11 000
по ставке НДС 18% 531 000 81 000
всего 652 000 11 000 81 000
Расходы на оплату труда 150 000

Расчет доли собственной сельхозпродукции

Доля доходов ООО «Тверские просторы» от реализации продукции, произведенной из собственной сельхозпродукции, равна 75% [(660 000 руб. – 60 000 руб.) : (896 000 руб. – 96 000 руб.) х 100%]. Этот показатель позволяет организации перейти на уплату ЕСХН. Доля дохода от выполнения ремонтно-строительных работ — 25% (100% – 75%).

Для упрощения расчета предположим, что все материальные затраты оплачены, приобретенные товары оприходованы, заработная плата выплачена и налоги перечислены в бюджет. Из расчета исключим суммы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Рассчитаем основные налоги.

Налоговая нагрузка при общем режиме налогообложения

Доход без учета НДС равен 800 000 руб. [(660 000 руб. – 60 000 руб.) + (236 000 руб. – 36 000 руб.)].

Материальные затраты за вычетом НДС — 560 000 руб. [(531 000 руб. – 81 000 руб.) + (121 000 руб. – 11 000 руб.)].

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, — 4000 руб. [(60 000 руб. + 36 000 руб.) – (11 000 руб. + 81 000 руб.)].

Налоги на фонд оплаты труда составят:

  • 39 150 руб. (150 000 руб. х 26,1%) — ЕСН начисленный;
  • 15 450 руб. (150 000 руб. х 10,3%) — взносы на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, сумма ЕСН, уплачиваемая в бюджет, составит 23 700 руб. (39 150 руб. – 15 450 руб.)

Общая сумма расходов — 749 150 руб., из них:

  • 560 000 руб. — материальные затраты;
  • 150 000 руб. — заработная плата;
  • 23 700 руб. — ЕСН;
  • 15 450 руб. — взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с пунктом 9 статьи 274 Налогового кодекса организация, получающая прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности, обязана вести раздельный учет затрат по такой деятельности. Поскольку разделить расходы в данном случае невозможно, организация распределяет их по видам деятельности пропорционально доле доходов от сельскохозяйственной деятельности в общем доходе организации по всем видам деятельности.

Расходы по реализации собственной сельхозпродукции равны 561 862 руб. (749 150 руб. х 75%).

Налоговая база по налогу на прибыль от реализации собственной сельхозпродукции — 38 138 руб. (600 000 руб. – 561 862 руб.).

Ставка налога на прибыль от реализации собственной сельхозпродукции в 2004 году составляет 0%, поэтому налог на прибыль равен 0 руб.

Расходы на выполнение ремонтно-строительных работ — 187 288 руб. (749 150 руб. х 25%).

Налоговая база по налогу на прибыль по ремоно-строительным работам сельхозтехники —12 712 руб. (200 000 руб. – 187 288 руб.).

Ставка налога на прибыль по иным (не сельскохозяйственным) видам деятельности составляет 24%, поэтому налог на прибыль равен 3051 руб. (12 712 руб. х 24%).

В соответствии с Законом Тверской области от 27.11.2003 № 85-30 «О налоге на имущество организаций» освобождаются от уплаты налога на имущество организации по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, к которым и относится ООО «Тверские просторы».

Налоговая нагрузка при применении ЕСХН

Сумма ЕСХН определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы по формуле:

ЕСХН = (Доходы – Расходы) х 6%.

Сумма доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав и внереализационных доходов определяется в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ, а сумма расходов — в соответствии с пунктом 2 статьи 346.5 НК РФ. Если организация не предполагает снижать цену при переходе на ЕСХН, доход от реализации, учитываемый при формировании налоговой базы по ЕСХН, равен 896 000 руб.

Затраты организации, учитываемые при формировании налоговой базы, составят 817 450 руб.:

  • 560 000 руб. — материальные затраты;
  • 92 000 руб. (81 000 руб. + 11 000 руб.) — НДС;
  • 150 000 руб. — заработная плата;
  • 15 450 руб. (150 000 руб. х 10,3%) — взносы на обязательное пенсионное страхование.

Налогооблагаемая база по ЕСХН равна 78 550 руб. (896 000 руб. – 817 450 руб.).

Таким образом, сумма ЕСХН, уплачиваемая в бюджет, составит 4713 руб. (78 550 руб. х 6%).

Подставим полученные значения в формулу, приведенную в начале статьи, и определим экономию на налогах при применении ЕСХН по сравнению с общим режимом налогообложения в 2004 году:

(3051 руб. + 4000 руб. + 0 руб. + 23 700 руб.) – 4713 руб. = 26 038 руб.

Чтобы рассчитать экономию на налогах в 2005 году, при прочих равных условиях в приведенной формуле нужно изменить два показателя — сумму начисленного ЕСН (за минусом пенсионных взносов) и сумму налога на прибыль. С учетом действующей в 2005 году максимальной ставки ЕСН 20% сумма начисленного налога составит 30 000 руб. (150 000 руб. х 20%), в том числе в федеральный бюджет, — 23 700 руб. (150 000 руб. х 15,8%). Вычет в размере начисленных и уплаченных пенсионных взносов составит 15 450 руб. (150 000 руб. х 10,3%). Сумма ЕСН, уплачиваемая в бюджет, будет равна 14 550 руб. (30 000 руб. – 15 450 руб.).

Общая сумма начисленного в 2005 году ЕСН по сравнению с 2004 годом уменьшится на 9150 руб. (39 150 руб. – 30 000 руб.). На эту величину уменьшатся и расходы, распределяемые между видами деятельности. Сумма расходов, приходящаяся на вид деятельности, облагаемый налогом на прибыль, уменьшится на 2287,5 руб. (9150 руб. х 25%). А сумма налога на прибыль увеличится на 549 руб. (2287,5 руб. х 24%) и составит 3600 руб. (3051 руб. + 549 руб.).

Экономия на налогах от применения ЕСХН по сравнению с общим режимом налогообложения в 2005 году составит:

(3600 руб. + 4000 руб. + 0 руб. + 14 550 руб.) – 4713 руб. = 17 437 руб.

Когда нужно подать заявление о переходе на уплату ЕСХН

Для вновь созданных организаций (вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) и для налогоплательщиков, которые уже состоят на учете в налоговых органах, порядок перехода на уплату ЕСХН различен. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН с момента постановки на учет в налоговой инспекции. Чтобы сразу стать плательщиком ЕСХН, они должны подать заявление о переходе на спецрежим одновременно с заявлением о госрегистрации.

Предприятия и индивидуальные предприниматели, уже осуществляющие деятельность в сфере агробизнеса, если они предполагают перейти с 2005 года на уплату ЕСХН, обязаны подать соответствующее заявление в период с 20 октября по 20 декабря 2004 года. Организации подают заявление в налоговую инспекцию по своему местонахождению, а индивидуальные предприниматели — по месту жительства. Налоговые органы рекомендуют использовать форму заявления, утвержденную приказом МНС России от 28.01.2004 № БГ-3-22/58 (в редакции приказа МНС России от 07.07.2004 № САЭ-3-22/415@).

1: По данным МНС России, сегодня единый сельскохозяйственный налог уплачивают 50,2 тыс. налогоплательщиков, среди них 18,4 тыс. организаций, 11,6 тыс. предпринимателей и 20,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.
2: Подробнее об этом см. на сайте www.mcx.ru.
3: Рыболовецкие артели (колхозы) освобождены от уплаты налога на прибыль до 1 января 2005 года (абз. 3 ст. 2 Федерального закона № 110-ФЗ).
4: С 1 января 2004 года действуют Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях. Документ утвержден приказом Минсельхоза России от 06.06.2003 № 792.
5: Подробнее об этом см. в статье «ЕСХН: особенности нового аграрного спецрежима» // РНК, 2004, № 12. — Примеч. ред.
6: Еще одно определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» приведено в Федеральном законе от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Оно применяется исключительно в целях реализации упомянутого закона.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль