Результат проверки — качество нашей работы

591
Необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

Образное выражение видного политического деятеля XVIII века Б. Франклина «платить налоги и умереть должен каждый» не утратило актуальности и по сей день.

Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.

Однако эффективность налогового контроля не означает его тотальности. Ведь чем большее число налогоплательщиков проверяется, тем сильнее распыляются силы контролеров и тем более поверхностны такие проверки.

Главным стратегическим направлением в контрольной работе налоговых органов региона определено усиление роли и значимости камеральных налоговых проверок. При этом проведение углубленного камерального анализа налоговых деклараций и иной информации о деятельности налогоплательщиков, в том числе полученной из внешних источников, является приоритетным. Уже сейчас мы достигли того, что 42% всех дополнительно начисленных платежей дают нам именно камеральные проверки. Причем каждая шестая из них является углубленной. Перед инспекциями Омской области на этот год поставлена задача достичь по результатам камеральных проверок не менее 50% всех доначислений, не снижая при этом эффективности выездных проверок.

Единое информационное пространство

За последний год мы в два раза увеличили объем доначислений по камеральным проверкам и не намерены останавливаться на достигнутом результате. Еще в 1996 году в Омской области был создан единый информационно-аналитический центр налоговых органов региона. Мы постарались объединить все имеющиеся у нас информационные ресурсы в единое информационное пространство. Логическим следствием сформированного подхода стало использование централизованных баз данных налоговых органов и баз данных внешних источников. В региональных базах данных содержатся сведения о 70 тыс. юридических и 1 млн. физических лиц. Организационная структура центра в силу объективных обстоятельств и времени претерпевала изменения, но суть выбранного направления остается неизменной. Здесь силами специалистов Управления на постоянной основе осуществляется анализ сводной налоговой отчетности, деклараций и информации из внешних источников, которых на сегодняшний день 29.

Источниками информации об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности служат сведения, поступающие из Управления юстиции, банков, таможни, лицензионной палаты, транспортной инспекции, Центра стандартизации и метрологии, инспекции пробирного надзора, органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также от пограничников. Учитывая несомненную ценность сведений из внешних источников, мы продолжаем расширять объемы нашего информационного взаимодействия. Так, за последний год добавились электронные книги покупок (продаж) и показатели объемов потребления энергетических и водных ресурсов основных и крупнейших налогоплательщиков, данные о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), поступающие из органов статистики.

Сегодня перед нами стоит задача добиться максимальной эффективности от использования накопленной информации при проведении проверок налогоплательщиков. Это нужно прежде всего для того, чтобы налоговый инспектор не тратил время на поиск и обработку информации, полученной из внутренних и внешних источников, а также на ее сопоставление с показателями налоговых деклараций.

Технологии контроля

Сейчас уже немыслимы камеральные проверки налоговых деклараций без использования современных информационных технологий. Мощный импульс развитию этого направления придало внедрение в нашу работу новой компьютерной техники, программного обеспечения, средств телекоммуникаций. В текущем году мы перешли на эксплуатацию программно-информационного комплекса «Система ЭОД — местный уровень». Он позволит нам полностью автоматизировать процедуры проведения камерального контроля и в том числе анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщиков. В результате качественно меняется характер труда налоговых инспекторов. Их труд интеллектуализируется, освобождается от рутинных монотонных операций, становится содержательнее и интереснее.

Помимо своего основного назначения как средства контроля правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, камеральная проверка это еще и способ целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Главное требование, которое предъявляется к инспекциям, — это осуществление выездного контроля только после того, как будут исчерпаны все возможности камеральной проверки. Ведь на основании заключения по результатам предпроверочного анализа появляется уверенность в том, что у налогоплательщика в ходе выездной проверки будут найдены существенные налоговые нарушения.

Управлением накоплен большой опыт проведения целенаправленного отбора объектов на выездные проверки с повышенной степенью обнаружения налоговых нарушений. Особенно эффективно проведение такого отбора на региональном уровне, куда стекается вся информация о хозяйствующих субъектах области. Начиная с 1999 года ежеквартально мы направляем в инспекции рекомендательные списки налогоплательщиков — физических и юридических лиц, полученные в результате специального отбора. Он осуществляется по разработанным для этих целей критериям. В настоящее время используется 45 критериев для отбора юридических лиц и 25 — для физических лиц. Критерии представляют собой набор аналитических процедур и контрольных соотношений. По результатам их отработки формируются списки налогоплательщиков, у которых высока вероятность обнаружения в ходе проведения налоговых проверок нарушений налогового и валютного законодательства. Существенное место в критериях занимает увязка основных финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков с данными, полученными из внешних источников. По результатам проведенных проверок производится оценка эффективности критериев, их доработка с учетом изменений действующего законодательства и рекомендаций инспекций.

Окончательный отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок осуществляют налоговые инспекции. При этом они используют полученные от нас рекомендации. В инспекциях производится оценка потенциально возможных сумм доначислений по конкретным налогоплательщикам и по видам налогов, а также учитываются результаты камерального анализа, конкретные особенности деятельности налогоплательщиков в отраслевом и территориальном разрезах, показатели средней сложившейся нагрузки на одного налогового инспектора за последние 1—2 года.

Комплексный подход к решению задачи отбора объектов для проведения выездных проверок позволил нам достичь устойчивого роста эффективности выездного налогового контроля. По итогам 2002 года удельный вес результативных выездных проверок организаций составил 78% от общего числа проверок, проведенных инспекциями области, в 2003 году — 83%, а за I квартал текущего года эффективность налоговых проверок равна 96%.

Таким образом, организация мероприятий налогового контроля основана на сборе максимально полной информации, умении проработать и проанализировать ее, выбрать тех налогоплательщиков, которые вызывают наибольшие сомнения в их добросовестности, и провести их квалифицированную проверку.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 62.5%
  • Нет 37.5%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль