Плата за негативное воздействие на окружающую среду

38799
Плату за негативное воздействие на окружающую среду - обязательный платеж для организаций, деятельность которых отрицательно сказывается на экологической обстановке. Как рассчитать размер платы, и кто ее должен уплачивать?

Важное в этой статье:

  • что такое плата за негативное воздействие на окружающую среду
  • норматив платы за негативное воздействие
  • кто платит плату за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: что это 

За негативное воздействие на окружающую среду вносится плата. Это предусмотрено в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ). Плата за негативное воздействие на окружающую среду не является налоговым платежом, поэтому положения Налогового кодекса на нее не распространяются.

Порядок исчисления и взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации. Базовым нормативным правовым документом по этому вопросу является Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок). Он утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632.

Нормативы платы утверждены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 (далее — постановление № 344).


А вы знаете, как организовать работу, чтобы спорные моменты не привели к налоговым последствиям? Очень просто. Все секреты успешной работы находятся в журнале «Российский налоговый курьер». До конца выгодной акции осталось всего несколько дней!


Плата за негативное воздействие на окружающую среду виды платежей

Объектом платы за негативное воздействие на окружающую среду являются некоторые виды негативного воздействия на окружающую среду. Они перечислены в пункте 2 статьи 16 Закона № 7-ФЗ. Причем данный перечень не является закрытым.

Однако нормативы платы установлены только в отношении отдельных видов воздействия. Это:

  • выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов производства и потребления.

Фактически объект взимания платы появляется только при тех видах воздействия на окружающую среду, в отношении которых установлены ставки, хотя формально список таких видов гораздо шире.

Кто платит плату за негативное воздействие на окружающую среду

Вносить плату должны предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, которые осуществляют любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и в процессе деятельности которых имеют место какие-либо из указанных видов вредного воздействия на окружающую среду (п. 1 Порядка).

Таким образом, обязанность вносить плату может появиться у любой организации, например, из-за использования транспорта. Ведь транспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

Нормативы налога за негативное воздействие на окружающую среду 

Нормативы платы за выбросы передвижными источниками установлены в зависимости от видов топлива (приложение № 1 к постановлению № 344). Поэтому обязанность платить за негативное воздействие на окружающую среду возникает, если используются транспортные средства (иные передвижные источники), которые работают:

  • на неэтилированном бензине;
  • дизельном топливе;
  • керосине;
  • сжатом природном газе;
  • сжиженном газе.

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками приведены в приложении № 1 к постановлению № 344. Если организация осуществляет выбросы загрязняющих веществ, которые перечислены в указанном приложении, у нее появляется обязанность по внесению платы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее — каталог). Если организация в процессе деятельности производит какие-либо отходы, указанные в каталоге, она должна вносить плату за их размещение.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления установлены по видам класса опасности отходов. Последняя цифра 11-значного кода, который присвоен каждому виду отходов, означает класс их опасности:

1 - I класс опасности (чрезвычайно опасные); 2 - II класс опасности (высокоопасные); 3 - III класс опасности (умеренно опасные); 4 - IV класс опасности (малоопасные); 5 - V класс опасности (практически неопасные).

Ставки платы согласно постановлению № 344 установлены — в рублях за единицу измерения загрязняющего вещества. Причем эти ставки могут быть базовыми или дифференцированными.

Предусмотрено два вида базовых ставок (базовых нормативов) платы:

  • за вредное воздействие в пределах установленных допустимых нормативов выбросов;
  • за вредное воздействие в пределах установленных лимитов выбросов.

Базовые нормативы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности для окружающей природы и здоровья населения. Можно продемонстрировать это на примере тех же выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками. Для них установлены нормативы платы по видам топлива (табл. 1).

Таблица 1. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками

Вид топлива

Единица измерения

Нормативы платы за 1 ед. измерения, руб.

Бензин неэтилированный Тонна 1,3
Дизельное топливо Тонна 2,5
Керосин Тонна 2,5
Сжатый природный газ Тыс. куб. метров 0,7
Сжиженный газ Тонна 0,9

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие такие экологические факторы, как природно-климатические особенности территорий и значимость природных и социально-культурных объектов. Эти коэффициенты указаны в приложении № 2 к постановлению № 344.

Например, в Центральном округе действует коэффициент 1,9 для атмосферного воздуха и коэффициент 1,6 для почвы (при определении платы за размещение отходов производства и потребления). Кроме того, если выброс загрязняющих веществ осуществляется в атмосферный воздух городов, дополнительно к коэффициенту 1,9 применяется коэффициент 1,2.

К нормативам платы, установленным в 2003 году, применяются коэффициенты: 2,45 – в 2015 году, 2,56 – в 2016 году и 2,67 – в 2017 году. К нормативам платы, установленным в 2005 году, применяются коэффициенты: 1,98 – в 2015 году, 2,07 – в 2016 году и 2,16 – в 2017 году.

Базовые ставки платы умножаются на установленные коэффициенты и таким образом получаются дифференцированные ставки.

Сроки перечисления платы установлены ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557).

Нормативы и лимиты негативного воздействия на окружающую среду

Для расчета платы исходными данными служат предельно допустимые нормативы и лимиты негативного воздействия на окружающую среду.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду устанавливают субъекты хозяйственной и иной деятельности. При этом указанные субъекты руководствуются нормативами допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативами качества окружающей среды, а также технологическими нормативами.

Лимиты на выбросы и сбросы могут устанавливаться, только если невозможно соблюсти нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ. Это допускается лишь при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Выбросы и сбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, которые выдают указанные органы исполнительной власти. Нормативы платы за размещение отходов установлены за превышение лимита на размещение.

Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Общий для всех видов негативного воздействия порядок разработки и утверждения нормативов установлен постановлением Правительства РФ от 03.08.92 № 545. Кроме того, для каждого отдельного вида воздействия на окружающую среду имеется свой порядок разработки и утверждения нормативов (табл. 2).

Таблица 2. Нормативы и лимиты негативного воздействия на окружающую среду

Вид воздействия

Документы, утверждающие

порядок разработки и утверждения нормативов методики расчета нормативов, которые могут использовать плательщики
Выбросы в атмосферный воздух Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 Приказы Госкомэкологии России от 14.04.97 № 158, от 12.11.97 № 497
Выбросы (сбросы) в водные объекты Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 208 и от 23.07.2007 № 469 Письмо МПР России от 09.03.99 № НМ-61/1119 и Госкомэкологии России от 05.03.99 № 02-19/24-64
Размещение отходов Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 и от 05.08.2014 № 349

Будущие плательщики должны самостоятельно рассчитать проекты нормативов вредного воздействия на окружающую среду по каждому конкретному источнику.

В отношении вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности расчеты делаются на основе проектной документации. По действующим объектам хозяйственной и иной деятельности расчеты производятся исходя из данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ.

Затем расчеты представляются на утверждение в специальные ведомства, которые по результатам согласования утверждают нормативы (лимиты) и выдают разрешения на определенный вид вредного воздействия в утвержденных пределах. Образец  расчета мы привели в конце статьи.

Порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Правила расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду содержатся в пунктах 3—5 Порядка. Прежде всего определяется ставка — базовая или дифференцированная. Последняя рассчитывается в том случае, если для конкретного природного или социально-культурного объекта установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы и значимость данного объекта.

Как уже отмечалось, в 2015 году к ставке (базовой или дифференцированной) применяется еще и коэффициент 2,45 или 1,98.

Если размеры выбросов (сбросов) загрязняющих веществ или объемы размещаемых отходов не превышают установленные для плательщика предельно допустимые нормативы, то плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается таким образом. Сначала ставка платы умножается на величину соответствующего вида загрязнения, а затем полученные показатели суммируются по всем видам загрязнений.

Пример  расчета платы за негативное воздействие

ООО «Альфа» получило разрешение на выброс в атмосферу следующих загрязняющих веществ:

  • бензина;
  • керосина;
  • сажи.

Фактический размер выбросов этих веществ за I квартал 2015 года не превысил установленных нормативов. Для расчета платы за выбросы в атмосферу в регионе, в котором ведет деятельность ООО «Альфа», установлен коэффициент, учитывающий экологические факторы, — 1,9.

Базовые ставки платы по всем загрязняющим веществам, на выброс которых получило разрешение ООО «Альфа» (за исключением сажи), установлены в 2003 году. Поэтому к ним применяется коэффициент 2,45. Базовые ставки для выбросов сажи установлены в 2005 году, а значит, к ним применяется коэффициент 1,98.

Используя данные о фактических выбросах, произведенных ООО «Альфа» за квартал, нормативы платы и указанные коэффициенты, рассчитаем плату за выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников этой организации за I квартал 2015 года (табл. 3).

Сначала определим дифференцированную ставку. Для этого базовую ставку (графа 3) умножаем на соответствующие коэффициенты (графа 4). Результат записываем в графу 5.

Затем фактическое количество выброса конкретного вещества (графа 2) умножаем на соответствующую дифференцированную ставку (графа 5). Получаем сумму платы за выброс в атмосферный воздух конкретного вещества. Вносим эти данные в графу 6.

Таблица 3. Расчет платы за выбросы в атмосферный воздух в пределах нормативов

Загрязняющие вещества

Фактический выброс за квартал, т

Базовая ставка платы, руб.

Учитываемые коэффициенты

Дифференцированная ставка (гр. 3 х гр. 4)

Сумма платы (гр. 2 х гр. 5), руб.

1 2 3 4 2 6
Бензин 0,0161 1,20 1,9x2,45 5,586 0,09
Керосин 0,0024 2,50 1,9x2,45 11,638 0,03
Сажа 0,0030 80,00 1,9x1,98 300,960 0,90
Итого 1,02

Полученные результаты по выбросам всех веществ суммируем. В результате получаем общую сумму платы, которую до 20 апреля ООО «Альфа» обязано уплатить за выбросы в атмосферу стационарными источниками по итогам I квартала 2015 года. Эта сумма равна 1 руб. 2 коп.

Налоговый учет платы за загрязнение

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам, уменьшающим налогооблагаемые доходы, отнесены только платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Плата за вредное воздействие в пределах установленных лимитов, но превышающее предельно допустимые нормативы, а также плата за сверхлимитные выбросы в целях налогообложения прибыли не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Данную позицию Минфин России разъясняет в письме от 01.12.2005 № 03-03-04/403.

Если выбросы (сбросы) загрязняющих веществ превышают нормативы, но находятся в пределах установленных лимитов, плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается следующим образом. Сначала разница между лимитными и предельно допустимыми нормативами выбросов (по видам загрязнений) умножается на соответствующую ставку платы. Затем полученные показатели суммируются по всем видам загрязнений.

Пример. Методика расчета платы за негативное воздействие

ООО «Омега» получило разрешение на сброс в водные источники нефтепродуктов и взвешенных веществ с предельно допустимыми нормативами сброса в квартал соответственно 0, 0001 и 0,250 т. Однако фактически в I квартале 2015 года сброс по нефтепродуктам составил 0,0041 т, а по взвешенным веществам — 0,263 т. Это находится в пределах установленных для ООО «Омега» лимитов, но превышает предельно допустимые нормативы (ПДН).

Рассчитаем размер сбросов нефтепродуктов, превышающий ПДН:

0,0041 т – 0,0001 т = 0,004 т.

Размер сбросов взвешенных веществ, превышающий ПДН:

0,263 т – 0,250 т = 0,013 т.

Допустим, что для бассейна реки, в которую ООО «Омега» сбрасывает загрязняющие вещества, установлен коэффициент 1,2.

Для расчета суммы платы за сбросы загрязняющих веществ сначала определим дифференцированные ставки для нефтепродуктов и взвешенных веществ.

Норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием дополнительного коэффициента. Он рассчитывается как «величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде этого водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ» (см. примечание к Нормативам платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, утвержденным постановлением № 344).

Предположим, концентрация природных взвешенных веществ в реке, в которую осуществляет сбросы ООО «Омега», составляет 11 мг/л. А допустимое увеличение содержания взвешенных веществ при их сбросе к фону реки — 1,2 мг/л.

Дополнительный коэффициент для взвешенных веществ Квз для ООО «Омега» рассчитывается так:

Квз = 1 : (11 + 1,2).

В рассматриваемом примере Квз равен 0,08.

Кроме того, в 2016 году в отношении платы за сбросы нефтепродуктов и взвешенных веществ действует коэффициент 2,45.

С учетом базовых нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные источники, установленных в постановлении № 344, и указанных выше нормативов рассчитаем дифференцированные ставки (табл. 4).

Таблица 4. Определение дифференцированных ставок для расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные источники

Вид загрязняющего вещества

Ставка платы за сбросы в пределах ПДН, руб.

Ставка платы за сбросы, превышающие ПДН, руб.

Учитываемые коэффициенты

Дифференцированная ставка за сбросы в пределах ПДН (гр. 2 х гр. 4)

Дифференцированная ставка за сбросы, превышающие ПДН (гр. 3 х гр. 4)

1 2 3 4 5 6
Нефтепродукты 5510 27 550 1,2x2,45 16199,40 80997,00
Взвешенные вещества 366 1830 1,2x2,45x 0,08 86,08 430,42

Плата за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Омега» за сбросы загрязняющих веществ в реку в пределах нормативов рассчитывается с учетом фактических сбросов в пределах нормативов и с использованием дифференцированной ставки для сбросов в пределах норм (графа 5). Расчет производится аналогично тому, как показано в примере 1.

Чтобы рассчитать сумму платы ООО «Омега» за сбросы в реку загрязняющих веществ с превышением нормативов по итогам I квартала 2015 года, надо использовать размеры превышения нормативов сбросов (в пределах лимитов) и дифференцированные ставки за сбросы сверх нормативов (из графы 6 табл. 4). Этот расчет см. в табл. 5.

Таблица 5. Расчет платы за сбросы в реку, превышающие установленные нормативы, но в пределах установленных лимитов

Вид загрязняющего вещества

Размер выбросов в части превышения ПДН

Дифференцированная ставка за сбросы, превышающие ПДН (из гр. 6 табл. 4)

Сумма платы за сбросы, превышающие ПДН (гр. 2 х гр. 3), руб.

Нефтепродукты 0,004 80997,00 323,99
Взвешенные вещества 0,013 430,42 5,60
Итого 329,59

Размеры выбросов, превышающих установленные нормативы (но в пределах лимитов), умножаем на соответствующую дифференцированную ставку. Полученные результаты суммируем. Таким образом, искомая величина составит 329 руб. 59 коп.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяется так. Сначала величина превышения фактической массы выбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами умножается на соответствующую ставку платы за загрязнение в пределах установленных лимитов. Затем полученные показатели суммируются по видам загрязнений и умножаются на пятикратный повышающий коэффициент.

Пример. Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду

ООО «Гамма» получило разрешения на размещение отходов в виде мусора бытовых помещений, строительного мусора и стеклянного боя. Фактическое количество размещенных отходов в I квартале 2015 года по всем названным позициям превысило установленные лимиты. Кроме того, в этот период у ООО «Гамма» образовались также отходы полиэтилена (в виде пленки и поврежденной полиэтиленовой тары), на размещение которых разрешения нет.

Следовательно, расчет платы ООО «Гамма» за размещение отходов сверх установленных лимитов делается по отходам полиэтилена — за все количество фактически размещенных отходов, а по остальным видам отходов — за количество их превышения над установленными лимитами. В пределах лимитов плата за размещение отходов рассчитывается аналогично расчету в примере 1 (см. табл. 3).

Нормативы платы согласно приложению № 1 к постановлению № 344 зависят от класса опасности отходов. Класс опасности конкретного вида отходов определяется по его коду в каталоге, утвержденном приказом МПР России от 02.12.2002 № 786.

К нормативам платы за размещение отходов IV класса опасности (мусор бытовых помещений и строительный мусор) в 2015 году применяется коэффициент 2,45, а к нормативам платы за размещение отходов V класса опасности (стеклянный бой и отходы полиэтилена) — коэффициент 1,98.

В регионе, где ООО «Гамма» размещает отходы, действует коэффициент 1,6.

Используя указанные выше данные, определим сумму платы, которую ООО «Гамма» обязано перечислить по итогам I квартала 2015 года (табл. 6).

Таблица 6. Расчет платы за размещение отходов сверх установленных лимитов

Вид отходов

Количество отходов, превышающих лимит размещения, т

Норматив платы за размещение в пределах лимитов, руб.

Учитываемые коэффициенты

Дифференцированная ставка (гр. 3 х гр. 4)

Сумма платы (гр. 2 х гр. 5), руб.

1 2 3 4 5 6
Мусор бытовых помещений 0,100 248,4 1,6 х 2,45 973,73 97,37
Мусор строительный 0,600 248,4 1,6 х 2,45 973,73 584,24
Стеклянный бой не загрязненный 0,002 8 1,6 х 2,45 31,36 0,06
Отходы полиэтилена 0,070 8 1,6 х 1,98 25,34 1,77
Сумма 683,44
Повышающий коэффициент за размещение сверх лимита 5
Итого 683,44 х 5 = 3417,20

Дифференцированная ставка рассчитывается так: соответствующий норматив платы (графа 3) умножается на учитываемые коэффициенты (графа 4). Затем количество отходов, размещенное сверх установленных лимитов по каждому виду загрязняющих веществ (графа 2), умножается на соответствующую дифференцированную ставку (графа 5). Полученные суммы (графа 6) складываются и умножаются на повышающий коэффициент 5.

Таким образом, за размещение отходов сверх установленных лимитов ООО «Гамма» по итогам I квартала 2015 года должно заплатить 3417 руб. 20 коп.

Плата за негативное воздействие при отсутствии разрешения

Бывает, что у природопользователя нет оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ, размещение отходов. Тогда вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В таких случаях плата за негативное воздействие на окружающую среду определяется как за сверхлимитное загрязнение. Основание — пункт 6 Порядка.

Ответственность за неуплату платы за негативное воздействие

В связи с признанием платы фискальным сбором неналогового характера практика начисления на суммы платы пеней и штрафов в соответствии с Налоговым кодексом в настоящее время признается судами незаконной.

Однако это не означает, что можно безнаказанно не платить за загрязнения.

По статье 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду должностным лицам грозит штраф от 3000 до 6000 руб., а организации — от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. 

Образец расчета платы за негативное воздействие.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль