Добровольная ликвидация предприятия: процедура снятия с учета

8894
В статье подробно рассказывается о последовательности прохождения организацией всех стадий процедуры ликвидации. Особое внимание уделено оформлению документов и соблюдению требований, предъявляемых налоговым, гражданским и административным законодательством к этому процессу.

Чаще всего предприятия ликвидируются из-за того, что отсутствуют перспективы их дальнейшего развития. Например, деятельность фирмы является убыточной. Однако в силу тех или иных обстоятельств учредители могут принять решение о ликвидации и вполне успешного с коммерческой точки зрения предприятия. В приведенных примерах речь идет о добровольной ликвидации, которая проводится по решению учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица.

Процедура ликвидации фирмы может быть начата и по решению суда. В числе причин в данном случае можно назвать ведение деятельности, запрещенной законом, или неустранимые нарушения закона, допущенные при создании фирмы. Эти и другие основания для ликвидации юридического лица предусмотрены в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса.

Кроме того, российское законодательство содержит значительное количество более конкретных указаний на обстоятельства, которые являются основаниями для ликвидации организаций по решению суда.

Однако мы рассмотрим процедуру снятия организации с учета, когда решение о ликвидации приняли ее учредители (участники).

Принято решение о ликвидации

Ликвидация фирмы — это не одномоментный акт, а специальная достаточно длительная процедура.

Вносить записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) уполномочены территориальные органы ФНС России. Соответствующие функции по госрегистрации юридических лиц при их создании, реорганизации или ликвидации ФНС России начала осуществлять с 1 июля 2002 года.

Как уже отмечалось, отправной точкой для начала процедуры добровольной ликвидации фирмы является соответствующее решение ее учредителей (участников).

В акционерных обществах такое решение принимает общее собрание акционеров. Причем большинством в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций, участвовавших в этом собрании. Это следует из пункта 4 статьи 49 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ).

Начать процедуру ликвидации общества с ограниченной ответственностью можно, только если решение об этом принято на общем собрании всеми участниками единогласно. На это указывает пункт 8 статьи 37 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Приняв решение о ликвидации юридического лица, надо в письменной форме сообщить об этом в уполномоченный государственный орган (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Указанное требование Гражданского кодекса конкретизировано в статье 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). В ней сказано, что в трехдневный срок в налоговую инспекцию должно быть направлено специальное уведомление. Причем вместе с этим документом в инспекцию нужно представить решение учредителей о ликвидации юридического лица.

Уведомление о принятии решения о ликвидации организации (форма № Р15001) утверждено постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. Порядок его заполнения содержится в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя (приказ ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@).

На основании представленного уведомления налоговый орган вносит соответствующие записи в ЕГРЮЛ. Лицу, выступающему заявителем, выдаются (направляются по почте) документы, подтверждающие факт внесения записи.

Обратите внимание: трехдневный срок для представления документов исчисляется с того дня, когда было принято решение о ликвидации юридического лица. При этом в расчет принимаются календарные, а не рабочие дни.

За нарушение установленного срока к должностному лицу организации будет применено административное наказание — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 50 МРОТ. Основание — пункт 3 статьи 14.25 КоАП РФ.

После внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация:

  • изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица;
  • юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое юридическое лицо;
  • юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.

Создаем ликвидационную комиссию

Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора).

Кстати

Исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа
В июле прошлого года в Законе № 129-ФЗ появилась новая статья 21.1. В ней установлен порядок исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Речь идет о юридическом лице, которое фактически прекратило деятельность. Кроме того, была расширена сфера действия статьи 22 данного закона.

Теперь налоговый орган имеет право начать процедуру исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, которое в течение последних 12 месяцев до принятия указанного решения соответствовало сразу двум критериям. Во-первых, если оно не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, а во-вторых, не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Подчеркнем, что гражданское законодательство выделяет два самостоятельных этапа процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. На первом этапе организация признается фактически прекратившей деятельность. На втором — вносится запись о ее исключении из ЕГРЮЛ.

В свою очередь порядок признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность предусматривает:

  • принятие налоговой инспекцией решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;
  • опубликование такого сообщения в «Вестнике государственной регистрации».

В сообщении указывается срок, в который организация, ее кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением предприятия из ЕГРЮЛ, могут подать заявления о несогласии с предстоящим исключением. Заявления надо направить в адрес налогового органа не позднее чем через три месяца с даты опубликования решения об исключении. Если в течение этого срока заявления не поступят, организация исключается из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи.

Правоспособность юридического лица прекращается с момента внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. Ведь именно тогда организация прекращает свое существование как субъект гражданского оборота.

Исключение недействующей организации из ЕГРЮЛ может быть обжаловано в арбитражном суде ее кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с данным обстоятельством. Это возможно в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Об этом говорится в пункте 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ.

Отдельными нормативными актами установлены особые требования к формированию таких комиссий. В частности, если участником ликвидируемого юридического лица является государство или муниципальное образование, то в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или органа местного самоуправления. Такая норма зафиксирована в пункте 4 статьи 21 Закона № 208-ФЗ.

О формировании ликвидационной комиссии или назначении ликвидатора следует сообщить территориальному налоговому органу, направив уведомление о назначении ликвидационной комиссии (форма № Р15002)1.

Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия должна разместить в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и сроке заявления требований его кредиторами.

Следует отметить, что обязательной является публикация только в журнале «Вестник государственной регистрации», издаваемом ФНС России. Однако организация имеет право дополнительно разместить сообщения и в любом другом издании.

Чтобы подать объявление о ликвидации юридического лица в журнал «Вестник государственной регистрации», необходимо представить:

  • бланк-заявку в двух экземплярах;
  • сопроводительное письмо с указанием реквизитов организации-заявителя в двух экземплярах;
  • копию решения о ликвидации организации.

Образец бланка-заявки содержится в приложении № 2 к Методическим рекомендациям по вопросам публикации сведений о государственной регистрации в журнале «Вестник государственной регистрации», направленным письмом ФНС России от 13.07.2005 № ЧД-6-09/570@. Сопроводительное письмо составляется в произвольной форме или по образцу, предоставляемому редакцией этого журнала.

Оплатить публикацию сообщения можно по безналичному расчету либо через кассу банка. При этом подготовить квитанцию на оплату организация может самостоятельно, заполнив реквизиты электронной формы на сайте http://www.vestnik-gosreg.ru. Там же указано время приема сообщений для публикации.

Оригинал квитанции представляется в редакцию журнала вместе с комплектом основных документов. Если документы подает руководитель или ликвидатор организации, то в комплект надо обязательно включить копию приказа (протокола или решения) о назначении этого лица на должность.

Комплект документов может подать и иное лицо, полномочия которого подтверждены доверенностью.

Рассмотрим на примере порядок заполнения перечисленных выше документов.

Пример 1

Единственный учредитель ООО «Бета» (ИНН 7722512345, КПП 772201001) Ю.А. Иванов 5 июля 2006 года принял решение о ликвидации фирмы. Ликвидатором был назначен С.В. Петров, которому было поручено выполнять все необходимые действия, связанные с ликвидацией ООО «Бета».

6 июля в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации» был представлен комплект документов, включающий два экземпляра бланка-заявки, два экземпляра сопроводительного письма и копию решения о ликвидации ООО «Бета» (заполненные образцы документов см. в приложении 1 к статье).

В тот же день С.В. Петров уведомил Межрайонную инспекцию ФНС России № 46 по г. Москве о принятии решения о ликвидации ООО «Бета» и назначении ликвидатора (уведомления см. .в приложении 2 к статье).

Основной задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица. Ведь с момента назначения к комиссии переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой организации. Кроме того, она также выступает от имени данной организации в суде.

Заметим, что юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, не утрачивает своей правоспособности. Поэтому для завершения текущих дел и расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия имеет право совершать от его имени новые сделки.

Деятельность ликвидационной комиссии направлена на то, чтобы принять меры к выявлению должников фирмы и установить точный состав кредиторов. Последних комиссия письменно уведомляет о ликвидации организации. Все это составляет часть процесса инвентаризации активов и пассивов юридического лица на момент его ликвидации.

Инвентаризация имущества и обязательств

Инвентаризация активов и пассивов баланса проводится в период, официально заявленный фирмой в «Вестнике государственной регистрации» для рассмотрения требований кредиторов. В этот промежуток времени ликвидационная комиссия рассчитывается со своими контрагентами, оценивает и реализует имущество фирмы, взыскивает дебиторскую задолженность, списывает безнадежные долги, завершает арбитражные дела, в которых фирма участвовала в качестве истца или ответчика.

Целью данного процесса является не только получение информации о состоянии дел на момент прекращения деятельности фирмы, но и «консолидация» активов для их последующей продажи.

Результаты инвентаризации оформляются в соответствии с унифицированными формами, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

Промежуточный ликвидационный баланс

Этот документ ликвидационная комиссия составляет на основе данных, полученных в ходе инвентаризации имущества и обязательств. Показатели промежуточного ликвидационного баланса (форма № 1) формируются после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Напомним, что данный срок не может составлять менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Причем он исчисляется с даты публикации в журнале «Вестник государственной регистрации», а не с даты принятия решения о ликвидации.

На сегодня порядок составления промежуточного ликвидационного баланса положениями нормативно-правовых актов напрямую не установлен. Поэтому комиссии следует руководствоваться стандартными требованиями ПБУ 4/99.

Помимо этого необходимо учитывать, что согласно части 2 статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс должен содержать информацию:

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • перечне предъявленных кредиторами требований;
  • результатах рассмотрения этих требований.

На практике структура формы № 1 не позволяет учесть эти требования. Поэтому необходимые сведения надо указать в приложениях, которые сдаются в налоговую инспекцию вместе с промежуточным балансом.

Как правило, к моменту составления промежуточного баланса большая часть имущества организации уже реализована. Поэтому показателями такого документа станут данные о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами и о текущих остатках наименее ликвидных активов.

Подготовленный промежуточный баланс утверждают учредители, которые приняли решение о ликвидации фирмы. В налоговую инспекцию этот документ сдается вместе с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (форма № Р15003). Форма уведомления содержится в приложении № 10 к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439.

Обратите внимание

Как снять фирму с учета в органах государственных внебюджетных фондов
Все действия по внесению в ЕГРЮЛ записей о ликвидации фирмы осуществляет территориальный орган ФНС России. Поэтому уведомить внебюджетные фонды (ФСС России, ФОМС, ПФР) о начале ликвидации обязана налоговая инспекция, в которую ранее был представлен пакет документов, необходимых для такой процедуры. Учтите, что территориальные органы ФСС России и ПФР имеют право назначить проверку ликвидируемого предприятия. Причем вне зависимости от факта проведения проверки налоговой инспекцией.

Во внебюджетных фондах организация снимается с учета в связи с ее ликвидацией также на основании сведений, которые представила налоговая инспекция, ответственная за исключение предприятия из ЕГРЮЛ.

Внеся соответствующую запись в ЕГРЮЛ, территориальный налоговый орган выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи.

Поясним на примере, как составляется промежуточный баланс.

Пример 2

Воспользуемся условиями предыдущего примера. Напомним, что ликвидатор установил двухмесячный срок для предъявления требований кредиторами ООО «Бета». Предположим, сообщение об этом было опубликовано 11 июля 2006 года. А значит, указанный срок истекает 11 сентября 2006 года. На эту дату ликвидатор составил промежуточный ликвидационный баланс.

В качестве основы для формирования его показателей был использован бухгалтерский баланс за полугодие 2006 года (см. табл. 1). Как видно из этого баланса, на 30 июня 2006 года у ООО «Бета» не было задолженности ни перед персоналом по оплате труда, ни перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В июле и августе 2006 года ООО «Бета» смогло истребовать с контрагентов всю сумму дебиторской задолженности в размере 20 000 руб. Деньги поступили на расчетный счет ООО «Бета», и в бухгалтерском учете была сделана такая проводка:

дебет 51 кредит 62, 76
— 20 000 руб. — на расчетный счет поступили денежные средства от дебиторов.

Предположим, других хозяйственных операций за этот период у ООО «Бета» не было. Поэтому в активе промежуточного ликвидационного баланса будут числиться остатки средств только по строкам «Запасы» и «Денежные средства». Пассив по сравнению с предыдущей формой отчетности не изменится.

Заполненный промежуточный ликвидационный баланс см. в табл. 2.

Рассчитываемся с дебиторами и кредиторами

Подготовив промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия сможет сопоставить находящиеся в распоряжении фирмы денежные средства и другие ликвидные активы с имеющейся кредиторской задолженностью.

Очередность удовлетворения требований кредиторов определена статьей 64 ГК РФ. В ней предусмотрено пять очередей.

Установленный в этой статье порядок означает, что требования каждой очереди удовлетворяются только после полного погашения задолженности перед кредиторами предыдущей очереди. Если средств недостаточно, они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.

Кстати

Порядок налогообложения стоимости распределенного имущества
Как сказано в пункте 5 статьи 39 НК РФ, передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества (его правопреемнику) при распределении имущества в случае ликвидации данного общества не признается реализацией товаров (работ, услуг). Если же стоимость передаваемого имущества превышает первоначальный взнос, передача имущества в сумме превышения признается реализацией и облагается НДС.

У ликвидируемой фирмы при передаче имущества участнику не возникает расходов в целях исчисления налога на прибыль. Стоимость передаваемого имущества не учитывается в составе затрат (п. 1 ст. 270 НК РФ).

У участника ликвидируемого предприятия не подлежит налогообложению только доход в виде имущества, полученного в пределах вклада (взноса). Это подтверждено подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в случае превышения выплат, получаемых участником при ликвидации организации, над его взносом в уставный капитал зависит от квалификации таких выплат.

Суммы, полученные участником сверх взноса в уставный капитал, в целях главы 25 НК РФ не рассматриваются как дивиденды. Поэтому участник самостоятельно включает их в состав внереализационных доходов и облагает по ставке 24%. Это подтверждается и позицией Минфина России, изложенной в письме от 17.03.2006 № 03-03-04/2/81.

Итак, в первую очередь удовлетворяются требования тех граждан, перед которыми организация несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью.

Расчеты по оплате труда и выходным пособиям, а также выплата вознаграждений по авторским договорам отнесены гражданским законодательством ко второй очереди.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой фирмы.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды погашается в четвертую очередь.

Все остальные кредиторы относятся к последней, пятой очереди.

Остановимся подробнее на порядке завершения расчетов с кредиторами второй и четвертой очередей.

Рассчитываемся с сотрудниками фирмы

При ликвидации организации увольнение работников следует оформлять со ссылкой на пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса. Уволить работника по данному основанию можно даже в период отпуска или болезни. Допускается даже увольнение работниц во время беременности.

Как сказано в статье 180 ТК РФ, предупредить работников о предстоящем увольнении руководство обязано не менее чем за два месяца. Причем персонально и под расписку.

Согласно абзацу 1 статьи 178 ТК РФ при расторжении трудового договора увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Кроме того, в период трудоустройства (но не свыше двух месяцев со дня увольнения) организация ежемесячно выплачивает сотруднику среднюю зарплату. Выплаты производятся за вычетом выходного пособия.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным сотрудником и в течение третьего месяца со дня увольнения. Выплатить его работодатель обязан на основании справки из службы занятости, если сотрудник обратился туда в двухнедельный срок после увольнения и не был трудоустроен. На это указано в абзаце 2 статьи 178 ТК РФ.

На основании письменного согласия работника его можно уволить и без предупреждения. Тогда работодателю кроме указанных выше выплат придется заплатить еще и дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.

Сотрудники, увольняемые в связи с ликвидацией предприятия, помимо зарплаты имеют право на компенсации за неиспользованный отпуск.

При расчете налогов с начисленных при увольнении сумм надо иметь в виду, что на предусмотренные трудовым законодательством выплаты, включая компенсацию за неиспользованный отпуск, не начисляются ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд. Основание — подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не нужно удерживать с этих сумм и НДФЛ. Но эта норма не распространяется на компенсации за неиспользованный отпуск. Данные выплаты облагаются НДФЛ в общем порядке.

Для целей исчисления налога на прибыль выплаты работникам, увольняемым в связи с ликвидацией фирмы, признаются в составе расходов на оплату труда. Это зафиксировано в пункте 9 статьи 255 НК РФ.

И наконец, ликвидируемая организация должна урегулировать все расчеты и сдать необходимую отчетность в налоговую инспекцию и внебюджетные фонды. При этом нормативными документами факт завершения отношений с внебюджетными фондами не назван в качестве одного из условий для выдачи свидетельства о регистрации ликвидации юридического лица. Поэтому наличие индивидуальных сведений о страховых взносах в фонды за последний незавершенный год полностью зависит от добросовестности фирмы.

Рассчитываемся с бюджетом

До внесения записи об исключении организации из ЕГРЮЛ фирма исполняет обязанности налогоплательщика в общем порядке. В первую очередь это касается требований о представлении налоговых деклараций и уплате налогов по операциям, совершаемым ликвидационной комиссией для завершения деятельности компании. Сдавать декларации надо даже в тех случаях, когда в период ликвидации у фирмы не возникает налоговой базы. В такой ситуации представляются «нулевые» декларации. Иначе фирма будет привлечена к налоговой ответственности, а ее должностные лица — к административной.

Помимо текущих налоговых обязательств, возникающих при ликвидации предприятия, налоговая инспекция обязана проверить соблюдение им налогового законодательства за последние налоговые периоды. Для этого проводится выездная налоговая проверка.

Общее правило статьи 87 НК РФ запрещает налоговым органам проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный период. Однако ликвидация налогоплательщика является как раз одним из предусмотренных исключений. Аналогичное положение содержится и в статье 89 Налогового кодекса.

Учитывая, что выездная налоговая проверка охватывает не только последние три отчетных года, но и год, в котором происходит ликвидация фирмы, фактически проверяются не три, а почти четыре года. Но это не противоречит части первой Налогового кодекса.

Процедура уведомления налогоплательщика о начале выездной проверки, ее проведении и оформлении полученных инспекторами результатов не отличается от стандартного порядка, прописанного в части первой Налогового кодекса.

Между тем отметим один важный момент. Исходя из положений статей 63 и 64 ГК РФ, можно сделать такой вывод: выездная налоговая проверка должна быть проведена до истечения срока, установленного ликвидируемой организацией для заявления требований кредиторами.

Однако на практике бывает, что налоговые органы не укладываются в указанный срок и заканчивают проверку на любой стадии ликвидации. Законодательство о налогах и сборах это допускает, поскольку в нем отсутствуют четкие нормы, обязывающие налоговую инспекцию проводить выездную проверку до утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При ликвидации предприятия налоговая инспекция обязана провести сверку расчетов с бюджетом. Причем инициируется она именно налоговым органом. Это установлено регламентом организации работы с налогоплательщиками, утвержденным приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@.

По результатам сверки сотрудник отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов организации по форме № 23-а (краткая).

Порядок уплаты налоговых платежей ликвидируемой организацией установлен статьей 49 НК РФ.

Обратите внимание: запись о ликвидации юридического лица вносится в ЕГРЮЛ только после полного погашения задолженности по уплате налогов и сборов. Это касается не только основного долга, но и пеней, штрафов. В случае недостатка денежных средств у ликвидируемого предприятия оставшуюся задолженность по уплате налогов и сборов должны погасить его учредители (участники).

При наличии в карточке расчетов с бюджетами задолженности предприятия перед бюджетом налоговая инспекция принимает меры принудительного взыскания задолженности в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ. Налоговая инспекция может реализовать данную процедуру и до того, как будет утвержден промежуточный ликвидационный баланс. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 25.11.2005 № 03-02-07/1-314.

Однако у предприятия может числиться не только задолженность, но и переплата в бюджет. Нередки ситуации, когда по одним налогам у организации образовалась переплата, а по другим — недоимка. Налоговая инспекция осуществляет зачет имеющейся переплаты в счет погашения задолженности.

Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или взысканных налогов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально между налогами, по которым числится задолженность. Зачет возможен, даже если задолженность и переплата возникли по налогам, уплачиваемым в разные бюджеты. Основание — абзац 2 пункта 4 статьи 49 НК РФ.

Суммы переплаты, которые остались после взаимозачета, подлежат возврату организации на основании ее письменного заявления.

Следует учитывать, что обязанность по уплате налогов и сборов прекращается только после ликвидации фирмы. Об этом говорится в подпункте 4 пункта 3 статьи 44 НК РФ.

Рассмотрим на примере порядок завершения расчетов с дебиторами и кредиторами.

Пример 3

Воспользуемся условиями примера 2. Из промежуточного ликвидационного баланса (см. табл. 2) видим, что имеющихся у ООО «Бета» денежных средств (50 000 руб.) недостаточно, чтобы удовлетворить требования всех кредиторов (85 000 руб.).

В такой ситуации ликвидатор обязан выставить имущество предприятия на публичные торги. Предположим, что на публичные торги были выставлены все принадлежащие ООО «Бета» материальные ценности. Выручка от их продажи составила 82 600 руб. (в том числе НДС 12 600 руб.), а расходы на проведение торгов — 10 000 руб.

В учете ООО «Бета» бухгалтер сделал такие проводки:

дебет 76 кредит 91-1
— 82 600 руб. — отражена выручка от продажи материалов;

дебет 91-2 кредит 68-2
— 12 600 руб. — начислен ндс с выручки от продажи;

дебет 91-2 кредит 10
— 60 000 руб. — списана стоимость материалов;

дебет 91-2 кредит 76
— 10 000 руб. — отражены расходы на проведение торгов;

дебет 51 кредит 76
— 72 600 руб. (82 600 руб. – 10 000 руб.) — на расчетный счет поступили денежные средства от продажи материалов за вычетом расходов на проведение торгов.

В налоговом учете по данной сделке будет отражена нулевая налоговая база. Поэтому по налогу на прибыль ООО «Бета» должно лишь сдать декларацию в установленный срок.

Обязательства перед бюджетом у ООО «Бета» возникают только в части уплаты НДС (других операций, приводящих к возникновению налоговых обязательств, у фирмы не было). По окончании налогового периода ООО «Бета» должно перечислить сумму налога в бюджет и представить декларацию по НДС:

дебет 68-2 кредит 51
— 12 600 руб. — уплачен ндс в бюджет.

После продажи материалов средств, имеющихся у ООО «Бета», достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов. В учете организации перечисление денег кредиторам отражается так:

дебет 60 (76) кредит 51
— 85 000 руб. — погашена кредиторская задолженность.

Таблица 1. Бухгалтерский баланс ООО «Бета» по состоянию на 30 июня 2006 года
Актив Пассив
Наименование статей Сумма (руб.) Наименование статей Сумма (руб.)
Запасы 60 000 Уставный капитал 40 000
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 20 000 Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет (15 000)
Денежные средства 30 000 Кредиторская задолженность 85 000
Баланс 110 000 Баланс 110 000
Таблица 2. Промежуточный ликвидационный баланс ООО «Бета» по состоянию на 11 сентября 2006 года
Актив Пассив
Наименование статей Сумма (руб.) Наименование статей Сумма (руб.)
Запасы 60 000 Уставный капитал 40 000
Денежные средства 50 000 Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет (15 000)
Кредиторская задолженность 85 000
Баланс 110 000 Баланс 110 000
Таблица 3. Ликвидационный баланс ООО «Бета»
Актив Пассив
Наименование статей Сумма (руб.) Наименование статей Сумма (руб.)
Денежные средства 25 000 Уставный капитал 40 000
Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет (15 000)
Баланс 25 000 Баланс 25 000

Заключительный этап ликвидации

После завершения налоговой проверки, расчетов с дебиторами и кредиторами, увольнения сотрудников наступает завершающий этап ликвидации. По его итогам организация производит расчеты с учредителями.

Согласно статье 63 ГК РФ вначале составляется ликвидационный баланс и только после этого производятся расчеты с учредителями. Следовательно, по составленному комиссией ликвидационному балансу можно судить о структуре имущества, которое должно перейти к учредителям (участникам), обладающим правами требования по отношению к ликвидируемому юридическому лицу.

Окончательный ликвидационный баланс можно составлять лишь после того, как завершены все фактические расчеты организации с кредиторами и сделаны необходимые уточнения в учете.

Помимо ликвидационного баланса для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации фирмы в территориальный налоговый орган следует представить:

  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица, составленное по форме № Р16001 (приложение № 5 к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439);
  • номер журнала «Вестник государственной регистрации» или копию бланка-заявки с отметкой представительства журнала о приеме сообщения при наличии этой публикации в одном из номеров журнала.

Подпись руководителя ликвидационной комиссии или ликвидатора в заявлении удостоверяется нотариально. Это единственный документ, который в процессе ликвидации юридического лица требует нотариального удостоверения.

На основании представленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Не позднее одного рабочего дня с момента госрегистрации заявителю выдается (направляется) документ, подтверждающий факт внесения записи.

К моменту внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ его имущество, отраженное в окончательном ликвидационном балансе, должно быть распределено между всеми участниками. Причем пропорционально доле каждого из них в уставном капитале. Иная методика распределения должна быть предусмотрена уставом организации или решением общего собрания участников.

В бухгалтерском учете распределение имущества отражается следующими записями:

дебет 80 кредит 75-2
— имущество распределено между участниками организации. предварительно остатки по счетам прибылей и убытков должны быть перенесены на счет 80;

дебет 75-2 кредит 51 (50)
— выплачены денежные средства участникам;

дебет 75-2 кредит 01 (10, 41)
— передано имущество участникам.

После списания активов и расчетов с участниками сальдо по всем балансовым счетам организации должно стать нулевым.

Таким образом, ликвидация представляет собой абсолютное прекращение деятельности. Оно влечет одновременное закрытие всех статей актива и пассива баланса методом двойной записи с использованием тех счетов бухгалтерского учета, которые соответствуют статьям ликвидационного баланса.

Пример 4

Воспользуемся условиями примера 3. Теперь составим для ООО «Бета» ликвидационный баланс (см. табл. 3). В нем должен быть отражен факт завершения расчетов с кредиторами и продажи имущества организации.

В активе ликвидационного баланса будет числиться остаток по строке «Денежные средства», а в пассиве — по строкам «Уставный капитал» и «Непокрытый убыток отчетного года и прошлых лет».

Закрывается ликвидационный баланс так.

Сначала нужно погасить непокрытый убыток:

дебет 80 кредит 84
— 15 000 руб. — непокрытый убыток погашен за счет уставного капитала организации.

После этого составляется акт о распределении между учредителями оставшегося имущества в сумме 25 000 руб. В нашем случае на основании этого акта бухгалтер сделает в учете проводку:

дебет 80 кредит 75
— 25 000 руб. — отражена задолженность перед учредителями ликвидируемого предприятия;

дебет 75 кредит 50 (51)
— 25 000 руб. — погашена задолженность перед учредителями.

1: Форма уведомления содержится в приложении № 9 к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 № 439.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 42.11%
  • Нет 57.89%
результаты

Рассылка



© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль