Н.В. Синикова: «Сегодня можно говорить о новой идеологии и концепции выездных налоговых проверок»

646
За 1-е полугодие 2006 года столичное налоговое управление мобилизовало в бюджетную систему 503,7 млрд. руб., что почти в 1,5 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Как удалось достичь столь высоких показателей? Какие методы контрольной работы применяют в столице? Об этом рассказывает руководитель Управления ФНС России по г. Москве Надежда Валентиновна СИНИКОВА.

— Надежда Валентиновна, с чем связаны столь высокие темпы роста налоговых поступлений, которые обеспечивает столичное управление?

— Я считаю, что на темпы роста повлияло несколько факторов. И прежде всего высокий уровень развития экономики Москвы. Так, в январе — мае индекс производства в столице составил 121,4% к аналогичному периоду прошлого года. Если говорить о росте поступлений отдельных налогов, нужно принимать во внимание и другой фактор. Например, рост поступлений налога на прибыль во многом связан с ростом доходности банковского сектора столицы, а также с разовыми платежами при реализации ценных бумаг. А это ни много ни мало 8,8 млрд. руб.

Ну и, наконец, еще один фактор — повышение уровня контрольной работы налоговой службы Москвы.

— Давайте поговорим об администрировании основных налогов. Начнем с НДС. Какова статистика поступлений данного налога?

— Наше управление обеспечивает 60,7% поступлений НДС в федеральный бюджет. Индикативные показатели по мобилизации налога, установленные на 1-е полугодие, выполнены на 104,2%. В абсолютных цифрах это 132,5 млрд. руб., что на 43,8% больше, чем в 1-м полугодии прошлого года.

— С какими проблемами сегодня сталкиваются налоговые органы при администрировании НДС? И как решаются эти проблемы?

— Одна из главных проблем — неправомерное возмещение НДС. Наша задача — полностью исключить такие факты.

— Это касается только экспортеров?

— Нет, не только экспортеров. Мы сталкиваемся и со случаями неправомерного возмещения НДС по операциям, совершаемым на внутреннем рынке.

Если же говорить об экспортерах, то мы администрируем 4,5 тыс. таких налогоплательщиков. По состоянию на 1 июня 2006 года общая сумма НДС, которую налогоплательщики предъявили к возмещению, составила 27,8 млрд. руб. Это на 14% больше аналогичного показателя 2005 года.

Налоговые органы Москвы рассмотрели заявлений на сумму 18,2 млрд. руб. Только 60% этой суммы подтверждено налоговыми органами.

— Какова основная причина отказов?

— Налогоплательщики необоснованно заявляют НДС к вычету или не подтверждают документально право на вычет.

Замечу, что названные мною показатели свидетельствуют о масштабности и трудоемкости той работы, которая связана с рассмотрением документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.

Нередко нам приходится проводить углубленные проверки поставщиков по цепочке, пока мы не выявим производителя экспортируемого товара. Мы также тщательно изучаем схемы движения товарно-денежных потоков. Обработать вручную такой объем поступающей информации нереально. Поэтому при проведении мероприятий налогового контроля мы используем информационно-поисковую систему «Схемы ухода от налогообложения», а также программно-информационный комплекс «НДС».

— Контролируете ли вы работу инспекций?

— Безусловно. В управлении уже два года работают комиссии по рассмотрению вопросов полноты и качества проведения инспекциями мероприятий налогового контроля. В текущем году состоялось около 80 заседаний комиссии, рассмотрено 949 налоговых деклараций на общую сумму около 22 млрд. руб.

— Изменились ли методы налогового контроля в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ?

— Да, вступление этого закона в силу изменило формы и методы контроля за обоснованностью возмещения НДС. В настоящее время у нас нет возможности подтвердить достоверность сведений, указанных налогоплательщиками в счетах-фактурах, через кредитные учреждения.

Наше управление располагает достаточными административно-организационными ресурсами и информационно-аналитическими инструментами для проверки обоснованности возмещения НДС. Один из них — встречные проверки1 контрагентов налогоплательщика. В 2006 году отделы встречных проверок созданы во всех инспекциях Москвы.

В контрольной работе мы используем комплексную систему сведений о налогоплательщиках (КСНП). С помощью такой базы данных нам удается предотвращать реализацию криминальных схем, связанных с незаконным возмещением и зачетом в бюджет неуплаченного НДС.

— Если можно, расскажите подробнее…

— Этот информационный ресурс дает возможность проанализировать деятельность контрагентов проверяемого налогоплательщика и по прямым и косвенным признакам определить его добросовестность. Так, с помощью КСНП мы устанавливаем факт регистрации партнеров налогоплательщика, соответствие реквизитов (ИНН, фамилии руководителей организации) и, как следствие, обоснованность подписания ими финансовых документов, счетов-фактур. Анализируем состояние лицевого счета организации. Проверяем, например, сдает ли она вовремя и в полном объеме налоговую отчетность.

Хочу отметить, что управление в конце прошлого года провело инвентаризацию всей представленной налоговой отчетности. Данные по всем строкам деклараций, полученных от налогоплательщиков, внесены в информационный ресурс «АИС-Налог». Текущую налоговую отчетность инспекции вводят своевременно.

Иными словами, мы поддерживаем базу данных КСНП в актуальном состоянии. Кроме того, мы используем базу данных по утерянным паспортам, что позволяет уже на начальном этапе проверочной работы выявлять недобросовестных налогоплательщиков.

— Перейдем к налогу на прибыль организаций. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с администрированием этого налога.

— За 1-е полугодие установленные бюджетные назначения по налогу на прибыль организаций значительно перевыполнены: в федеральный бюджет — на 26,2%, в бюджет города — на 38,3%. Темп роста поступлений налога в консолидированный бюджет составил относительно 1-го полугодия 2005 года 182%.

Установленные бюджетные назначения поступления налога на прибыль в федеральный бюджет за полугодие перевыполнены на 10,8 млрд. руб., обеспечен темп роста к аналогичному периоду прошлого года — 195,4%.

Как я уже говорила, на рост поступлений этого налога помимо макроэкономических факторов повлияло усиление налогового контроля. Так, в результате контрольных мероприятий только за 1-е полугодие 2006 года доначислено 10,4 млрд. руб.

— На что вы ориентируете инспекторов при проведении проверок?

— Если говорить о камеральных проверках, то начиная с 2006 года мы ориентируем инспекторов на уменьшение объемов запрашиваемых документов. Мы считаем, что объекты для камеральной проверки нужно выявлять на основе экономического анализа бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль.

Например, с помощью АИС «Налог-2-Москва» были проанализированы показатели налоговых деклараций по налогу на прибыль и бухгалтерской отчетности за 2005 год налогоплательщиков, состоящих на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 48. В результате были установлены факты, свидетельствующие о неправильном заполнении деклараций по налогу на прибыль и о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Как показывает практика контрольной работы, схемы минимизации налога на прибыль связаны с необоснованным учетом документально не подтвержденных расходов. Так, зачастую мы устанавливаем факты совершения налогоплательщиками сделок по фиктивным документам.

— Как выявляются такие факты?

— Мы проводим встречные проверки организаций — контрагентов налогоплательщика, в частности поставщиков приобретаемого имущества, подрядчиков и исполнителей работ, услуг, а также опросы руководителей и учредителей этих организаций.

Кроме того, мы проводим осмотры мест, где организации ведут деятельность. Анализируем информацию из внешних источников.

Все это позволяет установить факты и обстоятельства, свидетельствующие о том, что представленные документы не подтверждают реальных сделок и финансово-хозяйственных операций.

— Такими грубыми способами минимизации налогов пользуются фирмы-однодневки?!

— К сожалению, к подобным методам нередко прибегают и организации с хорошей деловой репутацией, в том числе и крупнейшие налогоплательщики.

— Московский регион от большинства регионов России отличает высокая средняя заработная плата — около 17 тыс. руб. Соответственно столица обеспечивает поступление значительных сумм ЕСН, страховых взносов во внебюджетные фонды и НДФЛ. Однако именно ваше управление стало одним из инициаторов активной борьбы с «теневой» зарплатой…

— За год — с 1 июня 2005 года по 1 июня 2006 года — удельный вес управления в поступлении ЕСН в федеральный бюджет возрос на 2,5 процентных пункта и составил 18,4%, в государственные внебюджетные фонды — 17,1%. Но эти показатели могут быть выше, если вывести зарплату из «тени». Поэтому проверки налогоплательщиков с признаками ухода от налогообложения путем выплаты «серой» заработной платы — одно из приоритетных направлений нашей работы.

В апреле 2006 года в управлении создана комиссия, в рамках которой в территориальных инспекциях функционируют 42 рабочие группы. Они взаимодействуют с налогоплательщиками, выплачивающими зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в Москве. Таких организаций насчитывается около 60 тысяч. Мы их распределили на четыре группы в зависимости от средней суммы выплат на одного сотрудника.

— Как вы воздействуете на таких налогоплательщиков?

— Мы проводим углубленный анализ их деятельности, а затем приглашаем их на заседания рабочих групп Комиссии при Управлении ФНС России по г. Москве или на заседания созданных рабочих групп при каждой инспекции.

Всего с апреля 2006 года проведено 536 заседаний рабочих групп и 10 заседаний комиссии, заслушаны представители почти 11 тыс. организаций. Из них примерно 9,5 тыс. согласились с доводами комиссии и рабочих групп и приняли меры для повышения заработной платы. Причем почти каждая вторая фирма сделала это самостоятельно, не дожидаясь рассмотрения материалов налоговыми органами.

— И насколько может увеличиться «белая» зарплата москвичей?

— Организации, которые имели в 2005 году низкий уровень оплаты труда, предполагают в 2006 году повысить заработную плату в среднем в 2,4 раза. Этот показатель рассчитан по 5,5 тыс. налогоплательщикам, которые представили в инспекции письменные подтверждения об увеличении оплаты труда сотрудников.

— А как вы работаете с теми, кто не согласился с доводами комиссии?

— Эти организации мы включили в планы комплексных выездных налоговых проверок на III квартал 2006 года. Кстати, работа налоговых органов по легализации заработной платы положительно сказывается и на администрировании другого «зарплатного» налога — НДФЛ. Его поступления в консолидированный бюджет Москвы возросли за 1-е полугодие на 44,7%.

— Надежда Валентиновна, расскажите, пожалуйста, как меняются подходы к проведению выездных налоговых проверок.

— Сегодня можно говорить о новой идеологии и концепции выездных налоговых проверок. Эта концепция реализована в Регламенте планирования и подготовки выездных проверок, который утвержден в 2006 году. Документ предусматривает использование всего комплекса процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщике, и позволяет усилить контроль уже на стадии формирования плана проверок. При этом основной акцент сделан на информационно-аналитическое обеспечение и тщательный предпроверочный анализ.

Так, мы очень внимательно подходим к выбору объекта проверки, выявляя с помощью программных средств наиболее вероятные «зоны риска». Я имею в виду случаи нарушения налогового законодательства. Во время проверок мы также активно используем специальный программный комплекс. Он позволяет в режиме реального времени контролировать ход проверки и одновременно отслеживать поступления в бюджет доначисленных сумм.

Еще один важный момент: мы уходим от практики проведения проверок по отдельным налогам. Комплексные проверки, когда в поле зрения проверяющих попадают все налоги сразу, гораздо эффективнее.

И, пожалуй, самое главное. Мы установили приоритет качества контрольной работы над количественными показателями.

— Тем не менее можно ли оценить эффективность новых методов на цифрах?

— Конечно. Выбранные нами методы контрольной работы дают весьма ощутимые результаты. Так, за 6 месяцев 2006 года налоговые органы столицы дополнительно начислили 35,9 млрд. руб. платежей, что на 9 млрд. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти 42% доначислений, или 15 млрд. руб., обеспечили выездные налоговые проверки.

— Мы уже касались темы борьбы с фирмами-однодневками. Расскажите о ее основных методах.

— Одной из важных задач организации контрольной работы является работа по пресечению и профилактике деятельности фирм-однодневок в соответствии с Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок. Для более эффективного решения этой проблемы на региональном уровне формируется Единая база организаций с признаками фирм-однодневок. В перспективе такая база должна быть создана и на федеральном уровне. Это позволит обеспечить комплексный и системный подход к работе с данной категорией налогоплательщиков на всей территории России.

— Какая роль в этой работе отводится правоохранительным органам?

— Достаточно высокая результативность мероприятий, проводимых совместно с правоохранительными органами, предопределила необходимость дальнейшего расширения форм и методов этого взаимодействия. В июне 2006 года создана рабочая группа из представителей УФНС России по г. Москве и ГУВД Москвы. В рамках ее деятельности уточнен порядок взаимодействия налоговых инспекций и отделов управления по налоговым преступлениям ГУВД. В частности, мы подготовили план совместных мероприятий.

В ходе его осуществления были проверены 20 фирм-однодневок. Они, как вы понимаете, являются лишь инструментом реализации схем. Объектами совместных проверок стали также девять организаций — фактических исполнителей упомянутых схем.

Дальнейшая работа в данном направлении позволит исключить из экономической деятельности значительное число создаваемых фирм-однодневок, а также разработать механизм эффективного противодействия злоупотреблениям недобросовестных юридических лиц при госрегистрации.

— Вы оценивали, как много создается фирм-однодневок?

— В Москве в 2006 году 40% всех зарегистрированных юридических лиц имеют признаки фирм-однодневок. Сведения о таких фирмах мы направляем в налоговые инспекции и банки для проведения мероприятий, предусмотренных Регламентом действий налоговых органов г. Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок.

— Как часто фирмам с признаками однодневок отказывают в госрегистрации?

— Решения об отказе в госрегистрации выносятся практически по каждой третьей фирме с признаками однодневки.

Кстати, в ходе контрольных мероприятий нам удалось выявить большое число подставных лиц, задействованных при создании фирм-однодневок. В настоящее время мы привлекаем этих лиц к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ.

— Я знаю, что ваше управление активно участвует в законотворческой деятельности и предлагает способы решения существующих проблем. Расскажите, пожалуйста, о некоторых таких предложениях.

— В 2006 году налоговые органы Москвы принимали активное участие в подготовке поправок в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Специалисты управления неоднократно участвовали в совещаниях по данной тематике, проводимых ФНС России, а также Минэкономразвития России.

Не вдаваясь в детали, скажу только, что все предложения, выдвинутые налоговыми органами г. Москвы по внесению изменений в Закон № 129-ФЗ, направлены на недопущение при государственной регистрации случаев недружественного поглощения организаций и борьбу с фирмами-однодневками.

— Спасибо за интересную беседу.

Беседовала Татьяна Пономарева

1: Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 137-ФЗ с 1 января 2007 года из Налогового кодекса исключается понятие «встречная проверка». Одновременно в первую часть Кодекса вводится новая статья 93.1. Она дает налоговым органам право истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у его контрагентов и иных лиц при налоговой проверке, при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также вне рамок проведения налоговых проверок. — Примеч. ред.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 40%
  • к юбилеям и праздникам 35.56%
  • за результаты работы 60%
  • некурящим и неболеющим 4.44%
  • за переход из других компаний 2.22%
  • бонусы руководителям 17.78%
  • другое 20%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль