Регистрация юридического лица и получение сведений из ЕГРЮЛ

627
Сведения из ЕГРЮЛ Администрация муниципального образования обратилась в региональный регистрирующий (налоговый) орган с запросом о бесплатном предоставлении из ЕГРЮЛ...

Сведения из ЕГРЮЛ

Администрация муниципального образования обратилась в региональный регистрирующий (налоговый) орган с запросом о бесплатном предоставлении из ЕГРЮЛ сведений по конкретным юридическим лицам. Причем эта информация запрашивалась в виде выписок, а также копий документов, содержащихся в регистрационных делах. Регистрирующий орган отказал в предоставлении запрашиваемых сведений, сославшись на отсутствие правовых оснований. Правомерны ли действия регистрирующего (налогового) органа?

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде:

  • выписки из соответствующего государственного реестра;
  • копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре;
  • справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются Правительством РФ.

Регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ (п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

Постановлением от 19.06.2002 № 438 Правительство РФ утвердило Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (далее — Правила). Пунктом 22 Правил установлено, что выписка из государственного реестра, копии документов, содержащихся в регистрационном деле, или справка об отсутствии запрашиваемой информации предоставляются бесплатно по запросу следующим лицам:

  • государственным органам;
  • органам государственных внебюджетных фондов;
  • органам местного самоуправления;
  • правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, а также иным лицам, определенным федеральными законами.

В настоящее время законодательными и нормативными правовыми актами Правительства РФ случаи и порядок, при которых регистрирующие (налоговые) органы вправе предоставлять на безвозмездной основе органам местного самоуправления сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не установлены.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ необходимые для формирования местных бюджетов сведения предоставляются территориальными налоговыми органами в порядке, определенном Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 № 410. Этим документом предоставление органам местного самоуправления сведений, содержащихся в государственных реестрах, также не установлено.

Таким образом, правовых оснований для бесплатного получения органами местного самоуправления сведений из ЕГРЮЛ в виде выписок и копий документов, содержащихся в регистрационных делах юридических лиц, действующим законодательством не предусмотрено.

Однако сведения о юридических лицах, содержащиеся в ЕГРЮЛ, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и в сроки, которые установлены Федеральной налоговой службой. Подобная информация в электронном виде предоставляется органам местного самоуправления бесплатно на основании пункта 24 Правил. Возможность бесплатного получения указанной информации в электронном виде органы местного самоуправления получили с выходом постановления Правительства РФ от 13.12.2005 № 760.

Приказом ФНС России от 21.10.2004 № САЭ-3-09/7@ утвержден Порядок предоставления в электронном виде сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Для получения соответствующих сведений в электронном виде администрация муниципального образования может подать в региональный (регистрирующий) налоговый орган — УФНС по субъекту Российской Федерации заявку по форме, предусмотренной указанным Порядком. Помимо заявки должны быть представлены электронные носители для получения необходимой информации. При невыполнении этих условий регистрирующий (налоговый) орган имеет право отказать в предоставлении сведений из ЕГРЮЛ в электронном виде.

Регистрация юридического лица

Организация осуществляет деятельность в области регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывает представительские услуги. Представители организации часто выступают как уполномоченные лица и действуют по доверенности. Однако налоговые органы выносят решение об отказе в государственной регистрации в случае подписания соответствующего заявления указанными представителями, которые действуют по доверенности. Кроме того, с недавнего времени налоговые органы отказываются выдать уполномоченному лицу расписку в получении документов, а также свидетельство о государственной регистрации, требуя личного присутствия заявителя. Правомерно ли это?

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются, в частности, Законом № 129-ФЗ.

В редакции этого закона, действовавшей до 1 января 2004 года, уполномоченным лицом (заявителем) при государственной регистрации юридического лица могло выступать и иное лицо. Разумеется, если это лицо действовало на основании доверенности. Но Федеральный закон от 23.06.2003 № 76-ФЗ, который вступил в силу с 2004 года, внес изменения в порядок регистрации юридических лиц. В результате из Закона № 129-ФЗ было исключено положение, которое позволяло иному лицу, действовавшему на основании доверенности, быть заявителем.

На основании статьи 9 Закона № 129-ФЗ в действующей редакции к заявителям при государственной регистрации юридического лица могут относиться:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Теперь обратимся к гражданскому законодательству. Согласно статье 182 ГК РФ юридическое лицо может осуществлять сделки через представителя, действующего по доверенности. Не допускается совершение действий через представителя, если по своему характеру они могут быть совершены только лично (п. 4 ст. 182 ГК РФ).

Таким образом, правовые особенности применения соответствующих норм Гражданского кодекса и Закона № 129-ФЗ (ст. 9) не вступают в противоречие. Общий порядок, установленный гражданским законодательством, применяется с учетом ограничений, которые предусмотрены специальным законодательным актом в области государственной регистрации юридических лиц.

Законом № 129-ФЗ установлен также порядок представления в регистрирующий (налоговый) орган и выдачи им документов. Документы для государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган непосредственно или направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Следовательно, представить документы для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может любое физическое лицо (в том числе курьер, третье лицо) независимо от того, является оно заявителем или нет.

На основании пункта 3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ если документы в регистрирующий орган представил непосредственно заявитель, то только ему регистрирующий орган должен выдать расписку в их получении. В расписке приводится перечень документов и указывается дата их получения. Расписка должна быть выдана в тот день, когда регистрирующий орган получил документы.

При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте или через курьера, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При непосредственном представлении документов для государственной регистрации иными лицами (курьерами) регистрирующий (налоговый) орган принимает документы. Расписка в получении документов высылается заявителю по указанному им почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Согласно пункту 3 статьи 11 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрация изменений в ЕГРЮЛ

В организации был назначен новый руководитель. В связи с государственной регистрацией изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, организация направила в налоговую инспекцию необходимые документы заказным письмом. Инспекция отказала в регистрации, указав на то, что документы следовало отправлять ценным письмом. Организация потребовала возврата документов для отправки их заново. Однако налоговая инспекция не вернула документы, ссылаясь на отсутствие порядка их возврата. При этом она сообщила, что организация должна оформить и направить документы вновь. Правомерны ли в данной ситуации действия налоговой инспекции?

Процедура представления документов в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ изменений регулируется Законом № 129-ФЗ.

Согласно статье 9 Закона № 129-ФЗ организация обязана представить соответствующие документы в регистрирующий орган или направить их почтовым отправлением (с объявленной ценностью почтового отправления и описью вложения).

При получении документации регистрирующие (налоговые) органы обращают внимание на наличие описи вложения. Этот фактор является существенным и может повлечь отказ в регистрации. На практике при отправке документов заказным письмом это условие соблюсти часто не удается. Выполнить его возможно только при отправке документов ценным письмом.

Отказ в государственной регистрации регламентирован положениями статьи 23 Закона № 129-ФЗ. Согласно части первой пункта 1 данной статьи такой отказ допускается в случае непредставления документов, необходимых для госрегистрации юридического лица.

Кроме того, пунктом 2 той же статьи установлены еще два основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Это:

  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
  • представление документов для госрегистрации изменений в период, когда юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Таким образом, в рассматриваемом случае налоговый (регистрирующий) орган вынес решение об отказе в государственной регистрации юридического лица по причине непредставления необходимых для государственной регистрации документов (по форме № 50001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439). Одновременно налоговый орган не может вернуть заявителю документы, на основании которых было вынесено данное решение.

Следовательно, организации нужно направить в регистрирующий (налоговый) орган необходимые документы в установленном законом порядке. Однако решение об отказе в государственной регистрации юридического лица из-за непредставления необходимых документов заявитель вправе обжаловать в суде.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 66.67%
  • Нет 33.33%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль