Порядок применения ККМ при расчетах за нефтепродукты

5878
Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации согласно законодательству производятся всеми предприятиями, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Эта норма относится и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговые операции или оказывающим услуги. Контрольно-кассовые машины предназначены для контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования наличности. Их применение направлено на повышение собираемости налогов в бюджеты всех уровней. В статье рассмотрены некоторые особенности торговли нефтепродуктами и требования, предъявляемые к ККМ при расчете за нефтепродукты. Применение контрольно-кассовых машин установлено Законом Российской Федерации от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».

Порядок применения контрольно-кассовых машин (ККМ) организациями и индивидуальными предпринимателями изложен в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденном постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30.07.93 № 745 (далее — Положение по применению ККМ)2.

Организации и индивидуальные предприниматели должны применять только исправные ККМ, допущенные к использованию на территории Российской Федерации и внесенные в Государственный реестр ККМ (пп. «б» п. 7 Положения по применению ККМ).

Включение модели ККМ в Государственный реестр ККМ проводится на основании протокольного решения Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ (далее — ГМЭК по ККМ), образованной согласно постановлению Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 09.09.93 № 903. Вопрос о включении модели ККМ в Государственный реестр ККМ рассматривается на заседании ГМЭК по ККМ при наличии положительного экспертного заключения и сертификата соответствия, выданного уполномоченным органом Госстандарта России. Для контрольно-кассовых машин, включаемых в Государственный реестр ККМ до 1 января 2008 года, также необходимо положительное заключение Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) независимо от сферы применения ККМ. Для учета денежных расчетов на предприятиях Минэнерго России модели проходят отраслевую экспертизу.

При исключении модели из Государственного реестра ККМ устанавливается срок ее возможной эксплуатации, но не менее срока ускоренной амортизации, который может быть установлен только решением Правительства РФ. При этом, как правило, последующая перерегистрация ККМ не допускается.

Вопросы приобретения и обеспечения работоспособности ККМ рассмотрены в Положении о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденном решением ГМЭК по ККМ от 06.03.95 № 2/18-95 (с последующими изменениями и дополнениями).

Дополнительные требования, предъявляемые к ККМ при расчете за нефтепродукты

К моменту принятия Закона Российской Федерации от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее — Закон о применении контрольно-кассовых машин) лишь незначительная часть АЗС использовала ККМ, причем предназначенные для розничной торговли3. По результатам анализа технологии реализации населению нефасованных нефтепродуктов решением ГМЭК по ККМ в Классификаторе ККМ был выделен отдельный класс контрольно-кассовых машин, сориентированный на использование на АЗС с учетом особенностей реализации нефтепродуктов с применением топливораздаточных и маслораздаточных колонок (далее — ТРК и МРК)4.

В технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам для осуществления денежных расчетов за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами (далее — Технические требования к ККМ для сферы торговли нефтепродуктами)5 были включены дополнительные требования, а именно:

  • введение в состав реквизитов чека, печатаемого ККМ, номера ТРК (МРК, наливного устройства);
  • возможность подключения выносного индикатора покупателя с возможностью чтения в любое время суток и при любом освещении (по требованию потребителя ККМ);
  • возможность подключения контроллера управления ТРК (МРК), PIN-клавиатуры, информационно-измерительной системы в резервуарах АЗС. Это обязательное требование для всех моделей ККМ, разрешенных к применению в сфере торговли нефтепродуктами. Контрольно-кассовые машины должны применяться на АЗС только в комплекте с контроллерами, с которыми они были включены в протокол ГМЭК по ККМ.

Кроме того, установлен порядок работы при продаже нефтепродуктов, обеспечивающий ввод с ККМ информации о марке нефтепродукта, дозе отпуска и номере ТРК; оформление чека; денежный расчет с покупателем и выдачу чека; выдачу управляющей команды отпуска нефтепродуктов.

В соответствии с п. 10 Технических требований к электронным ККМ для сферы торговли нефтепродуктами управление процессом отпуска товаров с ТРК и регистрация результатов отпуска должны производиться контрольно-кассовой машиной через контроллер управления ТРК или компьютерно-кассовой системой через контроллер управления ТРК. Следовательно, Кроме того, управление процессом отпуска нефтепродуктов должно совмещаться с блокировкой отпуска нефтепродуктов до оформления чека контрольно-кассовой машиной6.

По команде контрольно-кассовой машины через контроллер управления сигнал поступает в ТРК для выдачи заданной с клавиатуры ККМ дозы бензина, дизтоплива и т. п. Клавиатура контроллеров может обеспечивать только аварийную остановку ТРК и выполнение «привязки» канала управления ТРК к контрольно-кассовой машине. Отпуск нефтепродуктов по другой технологии повлечет за собой невыполнение указанных выше требований.

При применении фискального регистратора, не имеющего своей клавиатуры, задание дозы отпуска и управление процессом отпуска осуществляется с клавиатуры персонального компьютера компьютерно-кассовой системы комплекса. При этом с клавиатуры ККМ задается номер ТРК, марка и количество отпускаемого нефтепродукта в денежном или объемном выражении, вид платежа.

Реализация управления процессом отпуска и возможность отображения хода отпуска обеспечивается как за счет соединения с ККМ или введенных в ее состав контроллеров управления импульсными ТРК, так и за счет применения стандартных РС-совместимых каналов связи ККМ (или персонального компьютера, входящего в состав компьютерно-кассовой системы для интерфейсных ТРК).

Чтобы исключить возможность нарушения оператором структуры компьютерно-кассовой системы управления АЗС, кабель, обеспечивающий информационный обмен между контрольно-кассовой машиной и системой управления отпуском нефтепродуктов, должен быть опломбирован на случай его несанкционированного отсоединения, а лучше заблокирован электронными ключами7.

Аналогичные требования должны быть распространены и на защиту каналов связи персонального компьютера, входящего в состав компьютерно-кассовой системы, с контроллером управления ТРК и фискальным регистратором.

При проверке АЗС налоговые органы должны обратить внимание на следующие обстоятельства: многие модели контроллеров управления ТРК, разрешенные к применению совместно с моделями ККМ, включенными в Государственный реестр ККМ, являются модернизацией аналогичных по внешнему виду и близких по программно-аппаратной реализации пультов управления ТРК, выпускаемых ранее. Внешнее отличие состоит только в наличии у контроллера управления ТРК разъема для связи с ККМ или персональным компьютером. Недобросовестные операторы АЗС могут использовать возможность нерегистрируемого налоговым органом перевода контроллера управления ТРК, соединенного с ККМ, в режим дистанционного пульта управления ТРК, искажая тем самым информацию о реализации топлива в денежном и материальном выражении. Режим работы контроллера управления не может быть оперативно проверен контролирующими налоговыми органами в силу определенных причин, как-то:

  • режим функционирования контроллера изменяется за счет замены его ПЗУ или перестановки перемычки, находящейся под неопломбированным кожухом контроллера управления;
  • в отличие от ККМ поштучный учет контроллеров управления у пользователей и регистрация их в налоговых органах не проводится, что позволяет применять резервные контроллеры, в том числе и с измененным режимом функционирования. На АЗС разъем связи ККМ с контроллером управления ТРК также не пломбируется;
  • ряд моделей применяемых ТРК допускает корректировку значений счетчика общего итога результатов отпуска нефтепродукта. Необходимо также отметить, что даже центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин (ЦТО), обслуживающие импортные ТРК с собственной клавиатурой управления (зачастую устаревших моделей), не имеют исходных текстов программного обеспечения. Следовательно, они не могут оказать помощь налоговым органам в регистрации злоупотреблений, связанных с нерегистрируемым ККМ отпуском топлива.

В соответствии с Положением по применению ККМ (в редакции постановления Правительства РФ от 07.08.98 № 904) на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:

  • наименование и ИНН организации-налогоплательщика;
  • заводской номер ККМ;
  • порядковый номер чека;
  • дата и время покупки (оказания услуги);
  • стоимость покупки (услуги);
  • признак работы ККМ в фискальном режиме.

Наличная и безналичная формы оплаты за нефтепродукты

Предоставление услуг, продажа сопутствующих товаров, отпуск и заправка нефтепродуктами на АЗС осуществляются по наличному и безналичному расчету. Безналичная форма оплаты может быть прямой и косвенной.

Прямая безналичная оплата — это форма оплаты магнитными и чиповыми карточками, с помощью которых денежные суммы переводятся с карты покупателя на счет АЗС.

Косвенная безналичная оплата — это форма оплаты магнитными и чиповыми карточками, талонами, списками и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов.

В практике торговли нефтепродуктами используется два вида пластиковых карточек — имеющих учет литража отпуска нефтепродуктов и имеющих учет денег, расходуемых по мере получения нефтепродуктов.

На большинстве АЗС процесс получения нефтепродукта, сопутствующих товаров и услуг при прямой безналичной оплате представляет собой совокупность этапов:

  • проверка наличия на карточке покупателя денежных средств, достаточных для оплаты заказываемого у кассира-оператора количества нефтепродукта, товаров или услуг АЗС;
  • при наличии достаточных денежных средств отпуск покупателю нефтепродукта, сопутствующих товаров, услуг. Платежная карточка на время отпуска нефтепродукта, оказания услуг остается у кассира-оператора АЗС;
  • по результатам отпуска при использовании ККМ перевод денежных средств с карточки покупателя на счет АЗС и оформление кассовых чеков продажи. Один чек с фискальным логотипом ККМ передается покупателю, второй чек после его подписи владельцем карточки остается на АЗС для подтверждения согласия владельца карточки с суммой перечисления.

При косвенной безналичной оплате за нефтепродукты величина дозы отпуска устанавливается кассиром-оператором на основании заявки получателя нефтепродукта до начала отпуска. Получатель нефтепродукта обязан выбрать заданную им дозу полностью независимо от фактически свободной емкости бака автомобиля. В противном случае канал управления ТРК будет заблокирован, а топливораздаточная колонка выведена из сети.

Следует отметить, что в соответствии с Законом о применении контрольно-кассовых машин денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг производятся всеми организациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением ККМ. При этом в законе используется термин «денежные расчеты» без уточнения формы оплаты — наличной или безналичной. В связи с этим, по нашему мнению, при отпуске товаров (оказании услуг) на АЗС как за наличный расчет, так и по пластиковым картам, талонам и другим документам безналичных расчетов, должен оформляться чек ККМ независимо от того, кто является плательщиком товаров (услуг) АЗС — физическое или юридическое лицо. Ведь нефтепродукт на АЗС фактически всегда получает физическое лицо — водитель, которому юридическое лицо предоставило право на получение нефтепродукта. Возникает вопрос: нужно ли в данном случае на ККМ формировать отчетные документы по видам платежных документов?

Действующими в настоящее время Техническими требованиями к электронным контрольно-кассовым машинам для сферы торговли нефтепродуктами не предусмотрено формирование отчетных документов контрольно-кассовыми машинами по видам платежных документов. От Минэнерго России также не поступали официальные требования по обеспечению ККМ минимально необходимым числом счетчиков по видам платежных документов. Вследствие этого экспертные организации не вправе требовать от разработчиков ККМ установки на контрольно-кассовых машинах дополнительных счетчиков, формирующих платежные документы по видам.

Необходимо отметить, что Закон о применении контрольно-кассовых машин не распространяется на осуществление расчетов между юридическими лицами. Если АЗС специализируется на отпуске нефтепродуктов только по талонам (или другим безналичным видам расчетов между юридическими лицами) или осуществляет заправку автомобилей прикрепленных к ней предприятий, в применении контрольно-кассовых машин нет необходимости8.

Однако в этом случае расчеты с физическими лицами за наличный расчет при отпуске нефтепродуктов и газового топлива недопустимы.

Если на одной и той же АЗС наряду с использованием талонов (или других видов безналичных расчетов) ведутся расчеты и за наличные денежные средства, отпуск нефтепродуктов без применения ККМ недопустим. Отпуская нефтепродукты населению и за наличные денежные средства, и за талоны, АЗС работают в обоих случаях на одном и том же оборудовании и по единой технологии, то есть оператор должен дать команду с клавиатуры ККМ о начале и величине отпуска независимо от вида оплаты.

Возврат денежных средств по неиспользованным чекам на АЗС

Порядок возврата кассиром денежных средств покупателю по неиспользованным чекам АЗС предусмотрен разделом IV Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 № 104 (далее — Типовые правила).

Кассир-операционист может выдавать деньги за недополученную дозу нефтепродукта по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) АЗС или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе (п. 4.2 Типовых правил).

Следует напомнить, что чеки ККМ на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту).

Возврат денежных средств по неиспользованным чекам оформляется актом формы № КМ-3 в соответствии с Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденным постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.

С помощью ККМ возможно оформить и возврат денежных средств покупателю в случае отпуска неполной дозы нефтепродуктов по талонам.

Как правило, на АЗС применяется один из вариантов регистрации возврата денежных средств с использованием ККМ:

  1. Покупатель предъявляет кассиру неиспользованный чек на оплаченную дозу нефтепродукта. На ККМ оформляется чек возврата на всю денежную сумму неиспользованного чека. Одновременно оформляется новый чек на фактически отпущенное количество нефтепродукта. Последние две операции фиксируются в отделе ККМ, запрограммированном для регистрации возвратов (для исключения повторного отпуска нефтепродукта с ТРК). Покупателю передается чек на фактически отпущенное количество нефтепродукта и деньги за недополученную дозу нефтепродукта, а неиспользованный чек и чек возврата актируются по окончании смены. Обратите внимание, что эти чеки должны иметь одинаковые номера.
    Очевидным недостатком этого варианта является внесение в фискальную память данных двух чеков — неиспользованного и на фактически отпущенное количество нефтепродукта, что в среднем приводит почти к 10-процентному отличию величин реальной выручки АЗС и выручки по данным фискальной памяти.
  2. Кассир оформляет чек возврата на стоимость недополученной дозы нефтепродукта, который по окончании смены актируется. При возврате денежных средств покупателю за недополученный нефтепродукт в чеке продажи указывается фактически уплаченная покупателем денежная сумма за отпущенный нефтепродукт с подписью кассира и печатью АЗС.

В этом случае в фискальной памяти ККМ регистрируется только первичный платеж при заказе дозы нефтепродукта, поэтому превышение выручки по данным фискальной памяти cоставляет не более 1—1,5% от фактической выручки АЗС.

Перспективные направления реализации нефтепродуктов через АЗС

На практике процесс реализации нефтепродукта на АЗС предусматривает два режима денежных расчетов: предоплату и оплату после реализации нефтепродукта. Учитывая, что значительная часть АЗС не имеет необходимых эффективных средств защиты, которые исключали бы выезд автотранспорта с территории АЗС без оплаты полученного нефтепродукта, сопутствующего товара или оказанной услуги, режим предоплаты является определяющим.

Однако большинство моделей ККМ, включенных в Государственный реестр ККМ для сферы торговли нефтепродуктами, обеспечивает управление отпуском нефтепродукта на заданную сумму оплаты или до полного наполнения бака транспортного средства. В этом случае на некоторых АЗС для гарантии получения оплаты предусмотрен денежный залог. Отпуск топлива прекращается оператором АЗС, когда стоимость отпущенного нефтепродукта достигла величины денежного залога, внесенного покупателем. Кассовый чек в этом случае оформляется по результатам фактического отпуска.

Значительные затруднения в ведении денежного и материального учета вызывают возвраты денежных средств за недополученную дозу нефтепродукта из-за превышения заказанной и оплаченной дозы отпуска нефтепродукта над свободной емкостью бензобака автомобиля (и других емкостей, используемых водителем для приема топлива). Это обусловлено следующими факторами:

  • отпуск нефтепродукта начинается только после оформления чека продажи и записи в оперативную (а при закрытии смены — в фискальную) память ККМ стоимости нефтепродукта;
  • содержимое оперативной и фискальной памяти ККМ не может быть изменено в соответствии с фактически отпущенной дозой нефтепродукта;
  • погашение чека ККМ в течение смены практически исключается. Теоретически возможен вариант, когда водитель, недополучивший дозу, договаривается с водителем следующего заправляемого автомобиля и осуществляет слив недополученной дозы в бак его автомобиля (с последующим расчетом между водителями);
  • канал управления ТРК остается заблокированным и его разблокировка (без оформления операции возврата денежных средств) может быть выполнена за счет отпуска нефтепродукта в бак следующего заправляемого автомобиля при условии, что заправочный кран ТРК не размещен в гнезде ТРК, если недополученная водителем доза нефтепродукта окажется больше, чем единица измерения счетного устройства.

Необходимо отметить, что возложение многих контрольных функций управления на ККМ не исключает возможные злоупотребления персонала АЗС, приводящие к обману покупателя нефтепродукта. Это обусловлено недостаточной эффективностью чека ККМ как средства защиты потребителя. Так, в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации АЗС основным режимом продажи нефтепродукта на АЗС через ТРК является отпуск нефтепродукта непосредственно в бак автомобиля. Наличие в баке автомобиля ранее заправленного бензина ставит под сомнение право на претензию водителя к качеству и объему отпущенного нефтепродукта. Если срок реализации мелкооптовой поставки бензина на АЗС фактически не превышает нескольких часов, эффективный контроль качества нефтепродукта по обращениям покупателей невозможен. Требует уточнения порядок учета отпуска нефтепродуктов в мерники при передаче смены, текущих и контрольных проверках.

Остается нерешенным и ряд других вопросов, в частности вопрос о применении ККМ при продаже нефасованных масел через МРК. В отдельных регионах России запрещена продажа нефтепродуктов из бензовозов. Это открывает перспективу дальнейшей работы ГМЭК по ККМ в данном направлении.

На основании действующих Типовых правил в настоящее время подготовлен и принят за основу проект ГМЭК по ККМ изменений и дополнений к Техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам для сферы торговли нефтепродуктами и фискальной памяти к ним. Механизм введения в действие указанных изменений и дополнений не определен, поэтому изменения № 1-2000 к Техническим требованиям носят рекомендательный характер9.

В настоящее время Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам наряду с моделью ККМ АМС-100 с программным обеспечением «ПРО версия 1.6» и контроллером блока управления газонаполнительных колонок комплекса «Дебют» в Государственный реестр ККМ для торговли газовым топливом при заправке баллонов включено несколько других моделей ККМ.

Для контроля за соблюдением расчетов за реализуемые нефтепродукты на АЗС налоговыми органами создаются постоянно действующие налоговые посты у налогоплательщиков, имеющих свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

2: Последние изменения и дополнения в Положение по применению ККМ внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 917.

 

3: Решением ГМЭК по ККМ в Классификаторе ККМ был выделен отдельный класс контрольно-кассовых машин, сориентированный на использование на АЗС с учетом особенностей реализации нефтепродуктов с применением топливораздаточных и маслораздаточных колонок

 

4: Топливораздаточные колонки предназначены для измерения и выдачи топлива при заправке транспортных средств и в тару потребителя. Маслораздаточные колонки предназначены для измерения и выдачи масел в тару потребителя.

 

5: Технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осуществления денежных расчетов за нефтепродукты и оказание услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами утверждены решением ГМЭК по ККМ от 10.11.94 № 14 (с последующими изменениями и дополнениями).

 

6: Необходимо совмещение контрольно-кассовой машины с управляющим комплексом отпуска нефтепродуктов.

 

7: Кабель, обеспечивающий информационный обмен между контрольно-кассовой машиной и системой управления отпуском нефтепродуктов, должен быть опломбирован на случай его несанкционированного отсоединения, а лучше заблокирован электронными ключами.

 

8: Если АЗС специализируется на отпуске нефтепродуктов только по талонам (или другим безналичным видам расчетов между юридическими лицами) или осуществляет заправку автомобилей прикрепленных к ней предприятий, в применении контрольно-кассовых машин нет необходимости.

 

9: В настоящее время подготовлен и принят за основу проект ГМЭК по ККМ изменений и дополнений к Техническим требованиям к электронным контрольно-кассовым машинам для сферы торговли нефтепродуктами и фискальной памяти к ним.

Материалы по теме регистрация ККТ вы можете найти в статье: Как регистрировать кассовые аппараты и ККТ в составе платежных терминалов с учетом последних поправок.

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 42.11%
  • Нет 57.89%
результаты

Рассылка



© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль