Администрирование ЕСН: налоговый контроль будет усилен

488
Единый социальный налог — один из основных источников финансирования социальных программ, в том числе приоритетного национального проекта «Здоровье», который лично контролирует Президент РФ. Важность проекта не вызывает сомнений. О том, какое участие в его реализации примет ФНС России, какую разъяснительную и контрольную работу будет проводить с плательщиками ЕСН и страховых взносов в ПФР, читайте в статье. Разработкой приоритетных национальных проектов занимается специальный совет при Президенте РФ. Деятельность совета регламентирована Указом Президента РФ от 21.10.2005 № 1226. Состав межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Здоровье» утвержден распоряжением Президента РФ от 24.01.2006 № 24-рп.

Задачи по администрированию единого социального налога, которые ФНС России предстоит решить в 2006 году, во многом обусловлены итогами минувшего года. И хотя в целом эти итоги положительны, отдельные моменты вызывают вполне обоснованное беспокойство и у ФНС России, и у других заинтересованных ведомств.

Так, несмотря на существенную либерализацию порядка взимания ЕСН, российские работодатели не спешат выводить зарплату из «тени». Это значит, что федеральный бюджет и внебюджетные фонды не досчитываются той суммы отчислений с фонда оплаты труда, которую могли бы получать с реальных выплат в пользу работников. Поэтому вначале поговорим об итогах ушедшего года.

Итоги 2005 года

В прошлом году поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, превысили показатель, установленный Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» (100,5%).

В целом темп поступлений ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2005 году составил 98% к аналогичному показателю 2004 года, что объясняется снижением с 1 января 2005 года максимальной ставки налога на 9,6 пункта. При этом в части Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступления возросли почти в 5 раз, учитывая рост ставки с 1 января 2005 года в 4 раза. На темп поступлений оказали влияние как рост фонда оплаты труда, так и усиление налогового администрирования. Фактический темп поступления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование превышает расчетный, который учитывает рост фонда оплаты труда и изменение ставок.

Почему мы придаем столь большое значение поступлениям ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование? Недопоступление этих платежей приводит к недофинансированию медицинских и социальных программ, нарастанию задолженности по заработной плате медицинским работникам, сокращению объемов бесплатной медицинской помощи, не позволяет увеличивать пенсии, пособия.

Работа по администрированию ЕСН ведется налоговыми органами в тесном взаимодействии с государственными внебюджетными фондами: Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, с которыми заключены соглашения по информационному взаимодействию. Информация, получаемая от государственных внебюджетных фондов, помогает нам в нашей контрольной работе. Имеются в виду решения ФСС России о непринятии к зачету расходов на цели государственного социального страхования, расчетные ведомости фонда, сведения персонифицированного учета и т. д.

Налоговые органы добились снижения недоимки по ЕСН за 2005 год в целом по России на 15%. Снижение недоимки наблюдается по всем федеральным округам и большинству управлений ФНС России.

Результативность контрольной работы налоговых органов по единому социальному налогу за 2005 год возросла по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 9,3%, в том числе по выездным налоговым проверкам на 24,2%. Соответственно на 64,3% повысилась и результативность на одну выездную налоговую проверку.

 

 

Кстати

Перераспределение ставок ЕСН
С 1 января 2006 года перераспределены ставки налога между Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. По налогу, зачисляемому в ФСС России, базовая ставка налога снижена на 0,3 пункта и составляет 2,9%, а по налогу, зачисляемому в ФФОМС, увеличена на те же 0,3 пункта и равна 1,1%.

Территориальным налоговым органам поручено усилить разъяснительную работу с налогоплательщиками в этом направлении. При проведении контрольной работы мы будем обращать внимание на правомерность применения ставок как с 1 января 2005-го, так и с 1 января 2006 года.

 

 

Задачи на 2006 год

В 2006 году ФНС России предстоит решить несколько задач, направленных на усиление налогового администрирования ЕСН. Обозначим наиболее важные из них.

  1. Не допустить рост недоимки и принять все меры, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения.
  2. Повысить результативность и эффективность контрольной работы.

Внимание налоговых органов будет сосредоточено на выявлении и пресечении схем минимизации налога.

По данным Росстата, около 40 процентов от декларируемых доходов граждан составляет скрытая оплата труда. А ведь это налоговая база по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Заработную плату необходимо выводить из «тени» и повышать до уровня прожиточного минимума.

Для решения этой проблемы регионами задействован административный ресурс.

Созданные межведомственные комиссии (координационные советы, рабочие группы) при администрациях большинства субъектов Российской Федерации расширили свой состав и функции для решения таких вопросов, как вывод заработной платы из «тени» и повышение ее до уровня прожиточного минимума, установленного в регионе. Ранее (в конце 90-х и начале 2000 года) такие комиссии занимались преимущественно вопросами ликвидации задолженности по заработной плате и контролем за соблюдением трудового законодательства.

Более того, в некоторых субъектах Российской Федерации специально для указанных целей в конце 2005-го — начале 2006 года при администрациях (в том числе при главах), а также в муниципальных образованиях были созданы новые комиссии (рабочие группы).

Помимо представителей администраций региона (города, района) к работе комиссий привлечены правоохранительные, налоговые органы, органы прокуратуры, миграционной службы, региональные отделения внебюджетных фондов, инспекции по труду, а также профсоюзы.

На комиссии приглашаются работодатели, выплачивающие заработную плату своим работникам ниже прожиточного минимума или даже ниже минимального размера оплаты труда.

Надо сказать, результаты работы обнадеживают. Во многих областях России наметилась тенденция к увеличению количества перерегистрированных трудовых договоров работодателей с наемными работниками на предмет увеличения размера оплаты труда.

Некоторые работодатели приходят на комиссию, уже имея при себе приказ о повышении зарплаты.

Приведу пример. В Нижегородской области на 11,2 тысячи снизилось число работодателей, которые выплачивали заработную плату ниже 1000 рублей. А число работодателей, выплачивавших зарплату ниже прожиточного минимума, снизилось на 6,5 тысячи.

Еще один пример. В Волгоградской области число работодателей, которые начисляли работникам зарплату ниже минимального размера оплаты труда2, уменьшилось более чем на 700. А тех, кто выплачивал зарплату ниже прожиточного минимума, — почти на 1,4 тысячи.

Налоговые органы выявляют и пресекают в ходе контрольной работы различные схемы ухода от налогообложения, в том числе доказывают и так называемую конвертную схему (выплаты заработной платы без отражения в учете).

Во многих инспекциях проводится мониторинг жалоб граждан (установлены ящики для письменных жалоб), действуют горячие телефонные линии.

Так, за 2005 год налоговые органы Пермского края выявили 84 случая выплаты заработной платы в конвертах. Указанную схему ухода от налогообложения применяли 58 индивидуальных предпринимателей и 26 организаций. Данные налогоплательщики скрыли от налогообложения выплаты в пользу физических лиц на общую сумму 13 миллионов рублей.

Это означает, что с «теневой» зарплатой можно и нужно бороться. В результате у государства появится больше средств для решения социальных задач и реализации национальных проектов.

Работодатели должны понимать свою социальную ответственность за сокрытие оплаты труда, занижение ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а работники, получающие зарплату в конвертах, должны осознавать, что в будущем их ждет старость без пенсии.

2: С 1 января 2005 года МРОТ составлял 720 руб., с 1 сентября 2005 года по 1 мая 2006 года — 800 руб., а с 1 мая 2006 года — 1100 руб. (Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ). — Примеч. ред.

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 42.11%
  • Нет 57.89%
результаты

Рассылка



© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль