Нужна ли России налоговая амнистия?

905
В последнее время в правительстве активно обсуждается вопрос о проведении налоговой амнистии. При подготовке соответствующего законопроекта власти планируют использовать международный опыт. Между тем именно международный опыт показывает, что амнистия не всегда приводит к желаемым результатам.

Налоговая амнистия России «жизненно необходима». Так считает Юрий Жданов - один из заместителей министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа. Сам Греф заявил, что правительство в настоящее время изучает опыт других стран по проведению налоговых амнистий.

По словам Жданова, первый вариант законопроекта об амнистии может быть представлен уже к лету. Сначала механизм возврата вывезенного капитала нужно разработать для крупного бизнеса. Затем практику налоговой амнистии можно применить к среднему и малому бизнесу. За основу проекта амнистии правительство планирует взять бельгийский закон «О единовременной освобождающей декларации» от 31 декабря 2003 года как «самый совершенный на сегодняшний день».

«Самый совершенный» закон

По этому закону бельгийцы смогут легализовать свои доходы в течение 2004 года. Причем сделать это разрешили только физическим лицам. До 31 декабря 2004 года включительно они должны подать единовременную освобождающую декларацию в отношении сумм, капиталов и движимого имущества, размещенных до 1 июня 2003 года на счетах зарубежных банков и на биржах.

Амнистия не распространяется, во-первых, на суммы, капиталы и движимое имущество, которые имеют сомнительный характер либо источником которых были операции по отмыванию денег. Во-вторых, под амнистию не попадут те налогоплательщики, которые на момент подачи освобождающей декларации были письменно предупреждены о возбуждении процедуры расследования со стороны налоговой службы Бельгии. В-третьих, нельзя легализовать некоторые другие суммы, налогообложение которых предусмотрено ранее принятыми специальными нормативными актами.

Граждане могут либо просто подать декларацию и тем самым заявить о наличии денежных средств, либо инвестировать их в экономику ЕС не менее чем на три года. В первом случае они уплачивают однократный налог в размере 9%, во втором - налог снижается до 6%. Если же налогоплательщик нарушит трехлетний срок инвестирования, ему придется заплатить дополнительный налог в размере 6% с задекларированных средств.

Уплатив налог, граждане получают так называемую аттестацию. Она подтверждает, что доходы легализованы. Закон гарантирует, что информация о доходах, представленная в декларации, не может быть использована для проведения налогового расследования.

Однозначно утверждать, что бельгийская амнистия достигнет своих целей, нельзя. Правительство и банки Люксембурга, где в основном и хранятся бельгийские капиталы, укрытые от налогообложения, потребовали не увязывать амнистию с реальным возвратом денежных средств, хранящихся за рубежом, на счета в бельгийских банках. По их мнению, это противоречило бы принципу ЕС о свободе передвижения капиталов.

И все же у Бельгии есть шанс вернуть деньги в страну. С 2005 года, когда в ЕС начнет действовать Директива об инвестициях, налоговые органы каждой страны ЕС будут знать, сколько денег их сограждане заработали в других странах Европы. Для недобросовестных налогоплательщиков это реальная угроза. По бельгийскому закону граждане, которые не задекларировали нелегальные доходы в 2004 году, должны будут заплатить в бюджет страны суммы, равные размеру нелегализованных средств. По сравнению с этим условия амнистии действительно мягкие.

Но пока Россия не входит в ЕС. Поэтому нельзя сказать, что опыт Бельгии (даже будь он успешным), без сомнения, применим у нас. Разумнее было бы обратиться к опыту стран с похожими условиями экономического развития. За примерами недалеко ходить: в 2001 году налоговую амнистию проводили в Казахстане.

Опыт ближайших соседей

Амнистия коснулась граждан Казахстана, которые зачислили деньги, ранее выведенные из легального экономического оборота, на специальные банковские счета. Деньги можно было вкладывать наличными, а также переводить их с персональных счетов в иностранных банках. Никаких налогов с легализуемых сумм платить не требовалось. Период легализации продлился 30 дней.

Гражданам, которые решили заявить о своих накоплениях, предоставлялись определенные гарантии. В частности, информация о количестве денег на спецсчетах не подлежала разглашению, а наличие такого счета само по себе не могло служить основанием для привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, казахские налоговики, чтобы подтвердить серьезность своих намерений - не преследовать налогоплательщиков, - организовали беспрецедентную акцию. Они уничтожили декларации о доходах и имуществе физических лиц за период с 1995-го по 2000 год.

В то же время закон не распространялся на «случаи легализации денег, полученных в результате коррупционных правонарушений, преступлений против личности, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, интересов государственной службы, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, а также денег, принадлежащих другим лицам или полученных в качестве кредитов». В результате в экономику страны за 30 дней вернулось около 480,2 млн. долларов.

Амнистия для слонов

Полезен для нас опыт налоговой амнистии в Индии. Как и в России, там идет либерализация экономики, имеются серьезные проблемы с бюрократией и коррупцией, отсутствует традиция уплаты налогов, огромны масштабы теневой экономики.

Индийская налоговая амнистия 1997 года считается удачной. В ней приняли участие 466 тыс. налогоплательщиков. Сумма легализованных доходов составила 8,2 млрд. долларов. Один житель Дели даже задекларировал слона, которого скрывал от налоговых органов годами.

Ставка налога для декларируемых средств составила 30%. Декларируя имущество, приобретенное много лет назад, граждане должны были заплатить налог только с его первоначальной стоимости.

Было разрешено декларировать объекты недвижимости (не более одного) и акции зарубежных компаний. Причем владельцу предоставлялся иммунитет от преследования (как и в России, инвестиции в зарубежные активы без соответствующего разрешения являются в Индии нарушением закона).

Единственное, что существенно снизило эффективность амнистии, - это угрозы налоговых органов Индии, прозвучавшие во время проведения амнистии, начать расследования по некоторым декларациям, вызвавшим у них сомнения. В результате граждане практически не декларировали своих зарубежных активов. И хотя в дальнейшем суд запретил подобные расследования, потенциальных декларантов поубавилось.

Стоит ли игра свеч?

Ясно, что результаты и казахской, и индийской амнистии могли быть более внушительными. Так, в Казахстане этому помешала размытость формулировок, из-за которой государство могло запретить легализацию любых денег, если их происхождение вызывало хоть малейшие сомнения. Как следствие - только немногим более 10% заявленных сумм пришло из-за рубежа. Что же касается Индии, государство должно было дать более серьезные гарантии ненаказуемости и сохранения конфиденциальности информации.

Говоря об условиях, при которых возможна амнистия в России, министр финансов РФ Алексей Кудрин заметил, что «граждане должны доверять правоохранительной системе, должны верить, что это не станет причиной дальнейших преследований».

Кроме того, как показывает мировой опыт, амнистия не достигает желаемых результатов, если отсутствует угроза ужесточения наказания за неуплату налогов в дальнейшем. Возникает вопрос: сможет ли наше государство быть до конца последовательным в своих действиях?

Герман Греф, рассказывая об амнистиях в других странах, отметил, что «существующий международный опыт не показывает радикальных положительных результатов». Действительно, в мировой практике нет примеров, когда с помощью амнистии удавалось вернуть в страну значительные средства. Такие амнистии проводились в 80-х годах во Франции и в Аргентине. По общему мнению, они потерпели провал. Наиболее удачной в этом смысле считается итальянская амнистия 2002 года. Правительство Италии пообещало не интересоваться происхождением денег и потребовало заплатить всего лишь 2,5% от возвращенной суммы. Но даже при таких условиях в Италию вернулось только около 30 млрд. евро.

В МНС России к идее налоговой амнистии относятся сдержанно. «Все зависит от целей и формы ее проведения», - так считают в налоговом ведомстве.

Не стоит забывать и об этической стороне проблемы. Ведь амнистия не только освобождает от ответственности нарушителей налогового законодательства, но и ставит их в привилегированное положение по сравнению с законопослушными гражданами, которые добросовестно уплатили все налоги. Разрешая легализовать доходы, государство сигнализирует, что неуплата налогов может быть прощена. Фактически при этом поощряются нарушители и наказываются законопослушные налогоплательщики.

Кстати

Мысли об амнистии

1993 год, 27 октября. Президент РФ Борис Ельцин издает Указ № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году». На проведение амнистии отводится чуть больше месяца - к 30 ноября 1993 года она должна завершиться. Указ устанавливает, что предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, объявившие о своих неуплаченных налогах и внесшие их в бюджет, освобождаются от каких-либо санкций, предусмотренных налоговым законодательством. По оценке властей, амнистия не приносит ожидаемых результатов.

1995 год. Миннауки предлагает принять закон «О налоговой амнистии», в соответствии с которым средства, вкладываемые в развитие новых технологий, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не подлежат декларированию в течение нескольких лет. Предложения отправляют на доработку в Минэкономики. Из Минэкономики документ так и не выходит.

1997 год, осень. Выступая на заседании Совета Федерации, Президент РФ Борис Ельцин предлагает экономическую амнистию для граждан, имеющих за рубежом крупные вклады. «Может, потребовать от них чтобы, они отдали государству 10-15%», - заявляет он.

Госналогслужба России оперативно готовит законопроект «О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году». Согласно законопроекту граждане, подавшие декларацию о ранее не декларировавшихся доходах, должны уплатить специальный сбор за их легализацию в размере 10% от общей суммы. При этом к налогоплательщику, уплатившему сбор, не применяются меры ответственности, установленные законодательством. Но законопроект так и не обсуждается в правительстве.

1998 год, лето. Правительство Сергея Кириенко готовит так называемый второй пакет антикризисных законопроектов. В него должен войти и законопроект о легализации капиталов. Но после кризиса 1998 года российские власти отказываются от этой идеи.

Исследования ряда амнистий, проведенных в различных штатах Америки, показали, что в долгосрочной перспективе амнистия уменьшает добросовестность плательщиков и, как следствие, снижает сборы. Именно по этой причине в 1997 году в США отказались от идеи проведения налоговой амнистии на территории всей страны.

Однако задача возвращения капитала из-за рубежа остается, и ее нужно решать. Амнистия может дать ощутимый результат, если в стране будут созданы условия для успешной работы капиталов, то есть благоприятный инвестиционный климат. А для этого должна быть не только снижена налоговая нагрузка, но и усовершенствована налоговая система. Хотя в этом случае и без амнистии вывезенные капиталы польются в Россию рекой.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 39.22%
  • к юбилеям и праздникам 33.33%
  • за результаты работы 60.29%
  • некурящим и неболеющим 4.9%
  • за переход из других компаний 1.96%
  • бонусы руководителям 18.14%
  • другое 19.12%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль