Н. В. Синикова: «Сегодня наше управление обеспечивает почти пятую часть доходов федерального бюджета»

356
По традиции в начале года территориальные управления ФНС России подводят итоги минувшего года и разрабатывают приоритетные направления работы на будущее. О результатах деятельности столичного налогового управления, а также о задачах, которые предстоит решить в 2006 году, рассказывает руководитель Управления ФНС России по г. Москве Надежда Валентиновна СИНИКОВА.

— Надежда Валентиновна, на расширенном совещании, которое состоялось в середине февраля1, глава ФНС России Анатолий Эдуардович Сердюков одобрил работу управления в 2005 году. Безусловно, такая оценка базировалась на объективных количественных и качественных показателях. Давайте о них и поговорим.

— Прежде чем подводить итоги минувшего года, хочу сказать, что для всех работников управления очень важна положительная оценка, которую дал нашей работе руководитель Федеральной налоговой службы. Это стимул к дальнейшему улучшению показателей.

Теперь об итогах. В 2005 году наше управление обеспечило поступление в бюджет 637 миллиардов рублей налогов и сборов. Темпы роста поступления налогов в консолидированный бюджет составили 131 процент, во внебюджетные фонды — 134 процента.

— Многие эксперты прогнозировали снижение объема налоговых поступлений в 2004—2005 годах. В 2004 году на два пункта уменьшилась ставка НДС, в 2005 году была существенно снижена базовая ставка ЕСН, изменилась шкала регрессии…

— Вы правы. Объективные причины для возможного снижения налоговых поступлений были. Если говорить о ситуации в Москве, то к перечисленным вами причинам могу добавить еще одну: мы передали крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные инспекции при ФНС России.

Были и другие изменения налогового законодательства, которые в целом повлияли на уменьшение налоговой нагрузки. Тем не менее за два последних года управление обеспечило рост поступлений в бюджетную систему более чем в 1,5 раза, в федеральный бюджет без учета ЕСН — в 1,8 раза. Хочу также отметить увеличение удельного веса налоговых поступлений, обеспечиваемых налоговыми органами города Москвы, в доходах федерального бюджета в целом по России без учета НДПИ. На протяжении последних нескольких лет этот показатель постоянно растет. Если в 2003 году он составлял 15 процентов, в 2004 году — 17 процентов, то в 2005 году достиг почти 19 процентов. Иными словами, сегодня наше управление обеспечивает почти пятую часть доходов федерального бюджета. Это лишний раз подтверждает ту огромную ответственность, которая возложена на управление.

— А как обстоят дела с обеспечением доходной части городского бюджета?

— В 2005 году в городской бюджет поступило 300,6 миллиарда рублей налоговых платежей. Контрольные показатели выполнены на 122 процента, а темп роста к предыдущему году составил 130 процентов. Дополнительные доходы позволили Правительству Москвы решить ряд важных социальных задач.

— Надежда Валентиновна, каковы итоги минувшего года по сбору НДС и налога на прибыль, с какими проблемами приходится сталкиваться и как они решаются?

— Начну с налога на добавленную стоимость, поскольку это основной для федерального бюджета налог. Объем его поступлений по сравнению с 2004 годом увеличился в 1,5 раза. Главная проблема в администрировании этого налога — попытки некоторых налогоплательщиков необоснованно возместить его из бюджета.

Еще в апреле 2004 года мы разработали специальную систему контроля за обоснованностью возмещения НДС. В 2005 году именно эта система позволила обеспечить стопроцентное рассмотрение материалов, связанных с возмещением налога.

Приведу еще несколько цифр. Мероприятия, которые мы проводили совместно с инспекциями города, позволили в 2005 году снизить объем возмещения НДС по нулевой ставке к фактическому поступлению НДС в федеральный бюджет на 7 процентных пунктов. Для сравнения в целом по России этот показатель не только не уменьшился, но еще и увеличился на 1,3 процента.

Второй по значимости для консолидированного бюджета — налог на прибыль. Бюджетные назначения, установленные по нему на 2005 год, значительно перевыполнены: в федеральный бюджет — на 14 процентов, в бюджет города — на 47 процентов. При этом темп роста поступлений налога в консолидированный бюджет по сравнению с 2004 годом составил 149 процентов.

— Мы уже отмечали, что администрирование единого социального налога в 2005 году осуществлялось в условиях понижения ставок. Между тем вашему управлению удалось достичь высоких показателей и по этому налогу. За счет чего?

— Только за счет усиления контрольной работы, за счет повышения эффективности камеральных и выездных налоговых проверок.

Несмотря на то что в среднем ставки ЕСН снизились более чем на четверть, управление обеспечило пятипроцентный прирост поступления ЕСН. Аналогичный показатель достигнут и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Хотя в целом по России объем этих платежей сократился примерно на один процент.

Замечу, что усиление контрольной работы сказалось и на поступлении налога на доходы физических лиц. При росте средней заработной платы на 124 процента темпы роста поступления НДФЛ составили 134 процента. Если говорить об абсолютных цифрах, то в бюджет столицы поступило 138 миллиардов рублей НДФЛ, что на 35 миллиардов рублей больше, чем за 2004 год.

— Вы сказали, что на рост поступлений ЕСН и НДФЛ в 2005 году повлияло усиление контрольной работы. Каковы ее итоги?

— За 2005 год по результатам контрольной работы дополнительно начислено платежей на сумму 51 миллиард рублей, что на 7 миллиардов рублей больше, чем за 2004 год.

— Достаточно больной вопрос для многих регионов — фирмы-однодневки. Потери бюджета от их деятельности могут быть огромны. Как эту проблему решают в столичном управлении?

— Работу по пресечению деятельности фирм-однодневок мы ведем совместно с правоохранительными органами столицы.

На сегодняшний день разработан и утвержден Регламент действий налоговых органов Москвы по противодействию созданию и функционированию фирм-однодневок. В документе изложена последовательность проведения мероприятий в отношении таких фирм. В работе с фирмами-однодневками необходимо использовать комплексный подход, включающий в себя стадии регистрации предприятия и камерального и выездного контроля.

— Вернемся к проблемам администрирования законопослушных налогоплательщиков. Сегодня Федеральная налоговая служба пропагандирует электронные способы сдачи отчетности, в том числе по телекоммуникационным каналам связи. Много ли московских налогоплательщиков, которые используют каналы связи для сдачи отчетности? Какую работу в этом направлении проводите вы?

— Количество сданных деклараций по телекоммуникационным каналам связи в Москве около 23 тысяч. По сравнению с прошлым годом данный показатель возрос на 82 процента. Кроме того, на дискетах отчетность представили 173 тысячи налогоплательщиков. Но если учитывать число плательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Москвы, это небольшие цифры. Сегодня мы получаем огромное количество деклараций на бумажных носителях. Мы обязаны своевременно обработать их и выделить помещения для их хранения. Для этого нужны кадровые ресурсы и архивные помещения, а их у нас недостаточно.

Безусловно, мы работаем над изменением ситуации и постоянно взаимодействуем с московскими операторами связи. Задача, которую мы поставили перед московскими инспекциями на 2006 год, — активизировать работу по привлечению налогоплательщиков к сдаче отчетности в электронном виде.

— Какие еще приоритетные задачи управлению предстоит решать в 2006 году?

— В первую очередь необходимо сохранить существующие темпы поступления налогов. Одновременно нужно повысить эффективность контрольной работы, значительно улучшить ее качественные и количественные показатели и, конечно, сокращать налоговую задолженность.

Но основная задача — обеспечить поступление налогов в консолидированный бюджет и во внебюджетные фонды.

— Спасибо.

Беседовали Татьяна Пономарева и Наталья Попова

1: Подробнее об этом ст. РНК, 2006, № 6 — Примеч. ред.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 50%
  • Нет 50%
результаты

Рассылка



Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль