Ю.К. Волков: «Новые формы деклараций будут менее объемными»

1 октября 2003 318

Юрий Константинович, в последнее время налоговые органы прикладывают огромные усилия, чтобы избавить себя и налогоплательщиков от бумажной работы и перейти на отчетность в электронном виде. Есть уже какие-либо результаты и чего можно ожидать в ближайшем будущем?

Наладить прием отчетности в электронном виде -- одна из главных задач министерства. Недавнее наше исследование показало, что в целом по стране отчетность в электронном виде сдают 15 процентов налогоплательщиков. Правда, большая часть отчетности поступает на дискетах. Налогоплательщиков, сдающих отчетность по электронным каналам связи, пока немного, но их число постоянно растет. Например, в Москве их уже более 50001.

Основная наша задача сегодня - заинтересовать налогоплательщика сдавать отчетность в электронном виде. О чем идет речь? При наличии канала связи с налогоплательщиком мы сможем оперативно уведомлять его о состоянии расчетов с бюджетом, проводить сверки и т. д. Налогоплательщик, в свою очередь, сможет быстрее получить, например, справку об отсутствии задолженности, необходимую для привлечения кредита, оформления лицензии. Замечу, что мы уже разработали программу, которая позволяла бы формировать справку в электронном виде. Получая данные от налогоплательщиков, сформированные в популярных бухгалтерских программах, инспекции cмогут оперативно проводить автоматизированную сверку, формировать справку и отсылать ее налогоплательщику.

Какими программами составления и представления электронной отчетности могут воспользоваться налогоплательщики сейчас?

Они могут выбрать бесплатную программу МНС России «Налогоплательщик ЮЛ» или платные разработки таких фирм, как «1С», «Такском» и др. Программа МНС России разработана нашим дочерним предприятием -- Региональным вычислительным центром Чувашской республики. Эта программа -- попросту говоря, «набивалка». Она ориентирована на широкий круг пользователей. Большинство из 15 процентов налогоплательщиков, о которых я сказал в начале нашей беседы, пользуются именно ею. Следует также отметить разработанные ГНИВЦ программные средства для заполнения форм № 2-НДФЛ «Справка о доходах», № 3-НДФЛ «Декларация физического лица», № 4-НДФЛ, а также для заполнения декларации о доходах государственных служащих.

Еще один программный комплекс, о котором хотелось бы упомянуть, -- разработка московской фирмы «Такском». Особенность этой программы в том, что она может взаимодействовать с программой «Инспектор», которая сейчас внедряется во всех налоговых инспекциях и служит для связи инспекций с внешними организациями. Благодаря этому налогоплательщик может отправлять отчетность в инспекцию напрямую.

А как обстоит дело с упрощением форм налоговых деклараций?

Работа близится к завершению. Уже в сентябре департаменты министерства представят новые формы деклараций по своим налогам2.

По сравнению с нынешними формами, новые будут менее объемными. Кроме того, все налогоплательщики будут поделены на три категории. У каждой из них будет свой порядок заполнения деклараций.

Первая категория -- это, условно говоря, 20 процентов крупнейших предприятий, которые дают 80 процентов всех налоговых поступлений. Они обязаны заполнять декларации полностью.

Вторая категория -- так называемые основные налогоплательщики -- должны заполнять основную часть деклараций и, возможно, от заполнения некоторых приложений будут освобождены.

Для остальных организаций планируется определить минимальный набор данных, которые необходимо указывать в декларациях.

Делить налогоплательщиков на категории предстоит налоговым органам. Налогоплательщик, зная, к какой категории он относится, соответственно заполняет декларацию.

Потребность в таком подходе вызвана проблемами, с которыми сталкиваются инспекции. Сегодня непозволительно много времени уходит на то, чтобы ввести полученную информацию в информационную систему и обработать. В результате на собственно контрольную работу остается слишком мало времени.

Кроме того, бланки налоговой декларации будут унифицированы в соответствии с вышедшим недавно приказом министерства. Необходимость унификации продиктована созданием центров обработки данных.

Кстати, не так давно наши корреспонденты побывали в одном из таких центров -- в Волгограде3. Так, как там, будет в будущем выглядеть работа с отчетностью повсеместно?

Думаю, да. Основная задача ЦОДов -- обеспечить ввод информации с использованием промышленной технологии обработки бумажных документов. Кроме того, ввод должен обеспечивать стопроцентную достоверность и полноту данных. Поэтому фактически технология ввода информации о декларациях налогоплательщика построена на двойном вводе.

Во-первых, применяются сканеры. Это значит, что налоговая декларация преобразуется в электронный образ -- картинку. Данные декларации вводятся не с бумаги, а с электронного образа. Как показывает практика, это позволяет увеличить скорость ввода в пять раз.

Чтобы вовсе исключить ручной труд по «вбиванию» данных в компьютер, мы дополнительно можем подключить технологию распознавания. Те есть можно будет использовать программу, считывающую данные с отсканированного образа декларации. Это еще больше сократит время ввода данных.

Таким образом, с одного документа информацию снимают два оператора. Данные сравниваются, и если они совпали, мы гарантируем стопроцентную достоверность. Одного оператора можно заменить программой, распознающей текст. Это позволит увеличить производительность второго ввода на порядок. Но проблема в том, что все существующие системы распознавания дают 20 процентов ошибок. Поэтому только 20 процентов деклараций попадут на ручной повторный ввод.

Сколько центров обработки данных уже работают и сколько еще планируется создать?

Сейчас полноценно работают центры в Волгограде и Москве. Например, все платежные документы, которые рассылаются москвичам, печатаются с помощью технологий, отработанных в столичном центре. Технологии печати массовой корреспонденции, например тех же уведомлений об уплате транспортного налога, других имущественных налогов, мы запустили в Санкт-Петербурге. Еще два центра -- в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге -- на стадии становления: ремонтируются здания, закупается оборудование и т. д.

О создании центров в других регионах пока говорить рано. Слишком много проблем. Во-первых, очень разнится законодательство регионов. Во-вторых, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград -- это, так сказать, компактные образования. Доставить информацию от налогоплательщика в инспекцию, а затем в управление можно в кратчайшие сроки. А взять, например, Красноярский край. Расстояния огромные, а коммуникации не всегда налажены.

Кроме того, надо помнить, что организация ЦОДа требует финансирования. Пока оно выделено только на создание тех пяти центров, о которых я уже упомянул.

Юрий Константинович, несколько слов о налоговых проверках. Сейчас много говорят о том, что при отборе налогоплательщиков для выездных проверок данных одной лишь налоговой отчетности недостаточно. Необходима еще информация из внешних источников. Налаживается ли обмен данными с другими госорганами?

Сейчас вырабатывается порядок взаимодействия с Государственным таможенным комитетом, паспортно-визовой службой МВД России, Федеральной пограничной службой, Минюстом России, Минтопэнерго России, Минприроды России и Пенсионным фондом. Определенные успехи уже есть. Заключены, например, соглашения об обмене информацией с таможней и пограничниками.

Однако проблем хватает. Скажем, информация для камеральной проверки нужна на местном уровне -- в инспекции. Но структура других государственных органов не всегда совпадает со структурой МНС России. Возникает вопрос, куда какую информацию передавать. К примеру, когда мы искали способы передачи данных о платежных поручениях на уплату налогов из отделений казначейства в инспекции, столкнулись с тем, что на одно отделение казначейства приходится несколько инспекций. То есть перед казначейством вставала проблема, в какую из них и какие данные отправлять. Пришлось подняться на ступень выше -- на уровень субъекта федерации, получать данные на этом уровне.

Кроме того, еще одна проблема -- получение информации из внешних источников. Она связана с тем, что уровень автоматизации МНС России на порядок выше, чем большинства других госорганов.

Спасибо вам за интересную беседу, и позвольте задать последний вопрос -- об электронных счетах-фактурах, которые, как предполагается, налогоплательщики должны будут представлять в инспекции в будущем. Какова здесь роль ГНИВЦ?

ГНИВЦ уже разработал опытный образец программного обеспечения, которое позволяло бы обрабатывать информацию из счетов-фактур. Сейчас разработанная система работает в испытательном режиме -- в части контроля по экспортным операциям. Пока мы просто принимаем счета-фактуры в бумажном виде, вводим их в базу и проверяем на соответствие друг другу. Благо объемы небольшие. Однако обрабатывать таким образом информацию по всей стране невозможно.

Впрочем, главная проблема в том, что за налогоплательщиками законодательно не закреплена обязанность представлять счета-фактуры в электронном виде. После того, как это будет установлено, запуск системы контроля -- вопрос времени и средств, необходимых для развития системы телекоммуникаций налоговых органов.

Беседу вели Наталья Попова и Ислам Рамазанов

1: Вдвое больше, нежели в начале года. - Примеч. ред.

2: Интервью состоялось в начале сентября. - Примеч. ред.

3: Подробнее об этом читайте в статье «Как обработать декларацию за пять минут» // РНК, 2003, № 18. - Примеч. ред.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 39.22%
  • к юбилеям и праздникам 33.33%
  • за результаты работы 60.29%
  • некурящим и неболеющим 4.9%
  • за переход из других компаний 1.96%
  • бонусы руководителям 18.14%
  • другое 19.12%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль