Т.А. Карасева: «Усиление налогового администрирования начнется с НДС-счетов»

15 ноября 2003 383

Татьяна Анатольевна, сейчас все только и говорят, что о системе НДС-счетов, которая должна заработать в следующем году. Всех без исключения интересует, как будет работать эта система. Скажите, пожалуйста, ее введение планируется для всех организаций одновременно или поэтапно?

Прежде всего мне хотелось бы напомнить, что 1 июля 2004 года - это предварительный срок введения системы НДС-счетов. На заседании Правительства в начале октября было решено выделить срок на доработку этой системы: подготовить законопроект, предусматривающий изменения в 21-ю главу Налогового кодекса, сделать экономические расчеты - каким образом данное нововведение может повлиять на все отрасли экономики. Расчеты и предложения должны быть окончательно сформулированы к 1 декабря.

Далее. Поэтапного введения системы НДС-счетов не предусмотрено. Она будет введена одновременно для всех налогоплательщиков. Хочу обратить ваше внимание на то, что переход на НДС-счета будет обязательным только для тех лиц, которых законодательство относит к плательщикам НДС. Вместе с тем многие организации, не являющиеся налогоплательщиками НДС, будут вынуждены это сделать. Дело в том, что если налогоплательщик не будет иметь НДС-счета, это автоматически будет означать, что его контрагент не сможет принимать НДС к вычету. Следовательно, контрагенту будет выгоднее иметь дело с теми предприятиями, у которых НДС-счет есть.

Иными словами, чтобы у покупателя была возможность засчитывать налог - открывай НДС-счет.

Совершенно верно.

А как будет решена проблема с малыми предприятиями? В недавнем интервью нашему журналу первый заместитель Министра финансов РФ Сергей Дмитриевич Шаталов отметил, что, возможно, для малого предпринимательства будет предусмотрена минимальная величина, начиная с которой можно будет открыть НДС-счет.

Пока об этом нам ничего не известно. Но, на наш взгляд, вряд ли здесь следует говорить о минимальной сумме оборота. Ведь все будет решать право на вычет, и соответственно устанавливать такую минимальную сумму оборота нет никакого смысла.

Что же касается наших предложений по малому бизнесу, могу сообщить, что сейчас активно идет работа по введению системы электронных счетов-фактур. И минимальный порог был бы целесообразнее как раз в этой системе.

Поясню. Предположительно система приема и обработки электронных счетов-фактур может быть запущена к середине 2005 года. Система позволит налоговым органам существенно улучшить контроль начисления налоговой базы по НДС.

Сейчас в экономике ежегодно выписывается около 13 миллиардов счетов-фактур. Все эти 13 миллиардов сделок предполагается контролировать посредством получения информации в электронном виде. Но это огромные массивы для обработки информации. Есть предложения снизить эту нагрузку введением минимального барьера, при котором достаточно выписать счет-фактуру в бумажном виде.

Вполне возможно, что не стоит контролировать мелкие расчеты до 10 тысяч рублей. Но пока это предложение только обсуждается. В тех проектах о введении электронных счетов-фактур, которые уже подготовлены министерством, таких изъятий нет, и речь идет обо всех сделках.

Если мы правильно вас поняли, НДС-счета будут работать только одновременно с электронными счетами-фактурами?

Не совсем так. Технически система НДС-счетов может работать и без введения электронных счетов-фактур. Это две независимые друг от друга системы. Как я уже говорила, электронные счета-фактуры планируется ввести спустя год после введения НДС-счетов. То есть с 1 июля 2005 года. Однако если в отношении НДС-счетов мы могли воспользоваться опытом других стран, в отношении счетов-фактур, в том виде, в каком планируем их создать, опыт отсутствует. Здесь мы, без сомнения, первопроходцы.

Кроме того, вы прекрасно знаете, что масштабы уклонения от уплаты НДС огромны. Поэтому НДС был поставлен во главу угла, равно как и вопрос по кардинальному изменению его администрирования.

Будут ли введены дополнительные контрольные мероприятия для банков по проверке движения денег на НДС-счете?

Согласно тому законопроекту, который сейчас подготовлен, дополнительного контроля как кредитных организаций, так и налогоплательщиков не будет. Вся процедура налогового контроля будет проводиться в соответствии с действующими нормами части первой Налогового кодекса.

Но есть другая проблема. Безусловно, на банковскую сферу ложится значительный объем работы. Ведь предполагаемый порядок работы НДС-счетов предусматривает, что каждый налогоплательщик, имеющий различные банковские счета, откроет хотя бы один НДС-счет. Банк с этим счетом будет работать так же, как и со всеми другими счетами.

Сейчас мы активно обсуждаем с Центробанком вопрос правового урегулирования операций по НДС-счетам. Мы, в частности, предлагаем деньги c НДС-счета списывать в первую очередь в счет погашения недоимки по НДС, затем для погашения всех обязательств по другим налогам и только после этого для погашения всех других обязательств организации. Остаток же будет поступать на расчетный счет.

Это несколько отличается от процедуры, которая сейчас предусмотрена для списания денежных средств с банковских счетов в Гражданском кодексе и в некоторых других законах. Поэтому мы подготовили предложения о внесении изменений в законодательство. В то же время перед банками стоит задача организовать действенный контроль за функционированием НДС-счетов. Ведь вполне вероятно, что налогоплательщики будут пытаться минимизировать сумму, находящуюся на этом счете.

Татьяна Анатольевна, а как будет разрешена ситуация, когда налогоплательщику, не получившему еще НДС от своего покупателя, нужно будет перечислить налог поставщику или в бюджет? Ему придется пополнять недостающую сумму со своего расчетного счета?

Совершенно верно. В таких случаях пополнение НДС-счета будет происходить с расчетного счета налогоплательщика. Таким образом, теоретически существует проблема переполнения системы НДС-счетов. Правительство дало нам срок, чтобы найти решение. Это вполне возможно.

Например, можно рассмотреть опыт Болгарии. В той ситуации, которую вы описали, налогоплательщик сначала уплатит налог, пополнив НДС-счет средствами со своего расчетного счета. Далее по заявлению он может вернуть излишне уплаченные деньги на НДС-счет.

Вполне вероятно, что до 1 декабря 2003 года появятся иные способы. Что будет принято в результате, сейчас сказать не могу.

В продолжение разговора об НДС-счетах нам бы хотелось узнать о тех послаблениях для налогоплательщиков, которые предусматриваются в связи с введением таких счетов. К примеру, на пресс-конференции, прошедшей в МНС России в октябре, вы, в частности, сказали, что порядок возмещения НДС при экспорте будет уведомительным. Что это значит?

Мы планируем с 1 января 2005 года, оценив первые результаты работы НДС-счетов, осуществить приятные для налогоплательщиков нововведения. Прежде всего, решить проблему с возмещением НДС по экспорту, с вычетами по капитальным вложениям в капстроительство и освободить от налогообложения авансы по экспорту. Кстати, методологически введение НДС-счетов позволяет освободить любые авансы от НДС. Но расчеты, как и сколько получит бюджет от этой системы, не готовы полностью. Поэтому мы не вправе рисковать поступлениями в бюджет и пока ограничимся этими осторожными предложениями.

Что касается НДС при экспорте, напомню, что сейчас порядок разрешительный. То есть экспортер заполняет отдельную декларацию, представляет заявление на вычет или возврат в налоговую инспекцию, инспекция проверяет эти документы и пакет первичных документов по каждой экспортной сделке. Безусловно, процедура столь сложна, что министерство было вынуждено определить институт традиционных экспортеров, которым, например, можно сдавать только реестры счетов-фактур.

Заявительный же порядок подразумевает, что экспортер получает вычет так же, как предприятия, работающие внутри страны. Заполняется одна декларация и по внутренним оборотам, и по экспорту.

В остальном перечень документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки, останется прежним. Но эти документы не нужно будет представлять в налоговую инспекцию. Они будут оставаться у налогоплательщика. Их нужно будет представить, если инспекция захочет удостовериться, что экспортер правильно указал в декларации сумму вычета. Иными словами, документы нужно хранить только для того, чтобы у налоговых органов была возможность последующего контроля сделки.

Думается, что это предложение налогоплательщики воспримут с радостью. Но не кажется ли вам, что есть другая сторона медали, называемая лжеэкспортом. Для нечистых на руку граждан это может открыть неограниченные возможности для незаконного возврата налога. Ведь не секрет, что благодаря «дырам» в Налоговом кодексе организации, например, экспортируют почтой якобы дорогостоящие чертежи высокотехнологичного оборудования и т. п.

Конечно, мы думаем и об этом. Но дело в том, что во всех подобных схемах лжеэкспорта нужно контролировать и начисление, и вычет налога. А решить эту проблему можно только в комплексе. Чтобы контролировать эти операции, необходимо проверять начисление налога перепродавцами в цепочке. И эту цепочку можно быстро проверить только с введением электронных счетов-фактур.

Ну что ж, нам остается поблагодарить вас за интересную беседу и задать последний вопрос. Насколько, на ваш взгляд, готовы налоговые органы принять и работать с системой электронных счетов-фактур?

Хороший вопрос. К сожалению, очень много технических проблем. Введение высокотехнологичной системы контроля требует дооборудования налоговых инспекций. Мы обратились в Правительство с просьбой предусмотреть финансирование прежде всего электронной системы счетов-фактур в рамках федеральной целевой программы (ФЦП-2). Надеемся, средства будут выделены.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 55.56%
  • Нет 44.44%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль