• Главная страница
  • » Новости
  • » Трунин Илья Вячеславович : «Для сокращения бюджетного дефицита необходимо повышать налоги в отдельных отраслях»

Трунин Илья Вячеславович : «Для сокращения бюджетного дефицита необходимо повышать налоги в отдельных отраслях»

1 октября 2010 440

Илья Вячеславович, расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых налоговых законопроектах, которые правительство планирует внести на рассмотрение в Госдуму осенью?

Думаю, что осенняя сессия будет традиционно напряженной. Уже третий год подряд, начиная c 2008 года, когда мы впервые принимали налоговый и бюджетный законодательные пакеты осенью, проекты федеральных законов, составляющих основу бюджета на следующий год, рассматриваются не в весеннюю, а в осеннюю сессию.

Что касается пакета налоговых инициатив правительства, формирующих основу доходов бюджетной системы на ближайшие три года, то, как и многим странам после принятия ряда антикризисных мер бюджетной политики, которые привели к росту бюджетного дефицита, нам необходимо стремиться к бюджетной консолидации, то есть сокращению превышения расходов над доходами. При этом в ходе процедур бюджетного планирования мы даже не говорили о возврате к профициту бюджета, оставаясь в рамках активных дискуссий о том, каким образом удержаться в пределах параметров дефицита, определенных президентом в бюджетном послании. По результатам этих дискуссий был избран путь, предусматривающий как увеличение налогов, так и сокращение бюджетных расходов.

Вместе c тем налоговые инициативы правительства не сводятся исключительно к повышению налоговых ставок. Чтобы стимулировать внедрение инноваций в экономике, мы разработали и предложили целый ряд налоговых льгот и прочих нововведений, призванных уменьшить налоговое бремя в отдельных отраслях и для некоторых налогоплательщиков. Эти льготы концептуально одобрены правительством (в том числе как часть основных направлений налоговой политики на ближайшие три года), реализованы Министерством финансов РФ в виде конкретных законопроектов и в ближайшее время будут внесены в Государственную Думу.

Ставки каких налогов повысятся?

Прежде всего мы планируем повысить ставки налогов, которые индексируются традиционно из года в год. Речь идет об акцизах. При этом ставки акцизов по отдельным товарам будут увеличиваться различными темпами по сравнению как со ставками предыдущих лет, так и со ставками, уже установленными Налоговым кодексом. В первую очередь опережающими прогнозируемую инфляцию темпами продолжат увеличиваться ставки акцизов на табачную продукцию — их темпы индексации во много раз превышают планируемые темпы инфляции. Также темпами, превышающими инфляцию, будут расти ставки акцизов на алкогольную продукцию. Помимо этого, будет введена новая система исчисления и уплаты акцизов в отношении алкогольной продукции, основанная на переходе к авансовой уплате акциза при приобретении спирта.

Акцизы на пиво были серьезно увеличены уже начиная c текущего года, поэтому существенного рывка в этом направлении уже не предполагается, тем более что по предварительным итогам прошедших восьми месяцев 2010 года доходы от акцизов на пиво продемонстрировали взрывной рост по сравнению c прошлым годом, оказав существенную поддержку региональным бюджетам, в которые они поступают.

Самым серьезным будет увеличение ставок акцизов на моторное топливо. Увеличивать акцизы на все виды подакцизного моторного топлива и моторные масла предполагается в течение трех лет на 1 руб. в расчете на 1 л, причем добавляется этот рубль уже к величине, проиндексированной на уровень прогнозируемой инфляции. Это очень ответственное решение федеральных властей, поскольку оно было принято в связи c необходимостью увеличения расходов на строительство и содержание автомобильных дорог. Очевидно, что данное решение окажет влияние на цены на топливо, то есть скажется на семейном бюджете почти всех налогоплательщиков, а не только автомобилистов.

Таким образом, ответственным ведомствам необходимо будет повысить эффективность расходов на дорожное строительство, чтобы избиратели не воспринимали наш шаг как еще один способ пополнить бюджет за счет простых граждан.

Помимо увеличения акцизов, была одобрена идея об индексации специфических ставок налога на добычу полезных ископаемых. Это рост ставки НДПИ на газ более чем на 60% c 2011 года c последующим ежегодным увеличением на темпы прогнозируемой инфляции, а также увеличение ставки НДПИ на нефть c 2012 года. Мне кажется, что подобные решения абсолютно оправданны со всех точек зрения — в течение продолжительного времени, когда росли цены на внешнем и внутреннем рынках, ставка налогообложения добычи газа сохранялась неизменной. При этом в отношении добываемой нефти последние несколько лет мы дифференцировали уровень налогообложения как в зависимости от региона добычи, так и в зависимости от характеристик месторождений, а также сохраняли ставку на уровне 419 руб. за 1 т, не учитывая инфляцию как внутри страны, так и за рубежом. Следовательно, снижение уровня налоговой нагрузки для отдельных месторождений, издержки на которых выше средних, будет уравновешено повышением ставки для прочих месторождений, что позволит избежать серьезных бюджетных потерь.

Трунин Илья Вячеславович : «Для сокращения бюджетного дефицита необходимо повышать налоги в отдельных отраслях»

«Я думаю, расширять перечень подакцизных товаров нет необходимости. Скорее нужно повышать доходы бюджета от уже взимающихся акцизов»

В то же время в два раза снизятся средние ставки транспортного налога, установленные Налоговым кодексом. Причем законодательство будет предусматривать возможность их обнуления для автомобилей c мощностью двигателя до 150 л. с. включительно. И, как я уже говорил, мы будем рекомендовать региональным властям принять такие решения по обнулению ставки. Хочу подчеркнуть — транспортный налог не отменяется. Нашей задачей был поиск дополнительных ресурсов для финансирования дорожного строительства, а не замена акцизами транспортного налога — одного из немногих региональных налогов, существование которого является важным элементом фискальной автономии региональных властей. Поэтому снижение транспортного налога — это временная мера, направленная на компенсацию хотя бы части негативных последствий, связанных c чрезвычайно резким ростом ставок акцизов на моторное топливо.

Каждая из перечисленных инициатив — отдельная тема, достойная обсуждения. Полагаю, в правительстве и Думе еще будут достаточно активные дискуссии по этим вопросам.

Не планируется ли расширение списка подакцизных товаров, например, за счет товаров роскоши (с такой инициативой выступало Минэкономразвития)?

Структура акцизов у нас в основном сбалансирована. Российский перечень подакцизных товаров во многом соответствует перечням подакцизных товаров, которые используются во многих странах. Можно придумать экзотические акцизы. Но нужно ли это без ясного понимания того, как подобные налоги можно администрировать? Если говорить об акцизах на предметы роскоши, то для обсуждения вопроса сначала надо определить, что такое предметы роскоши и каким образом c них можно взимать акцизы. Например, если мы говорим о драгоценных металлах, ювелирных изделиях и т. п., то установить специфические ставки на такие товары невозможно (очень велик диапазон их стоимости). А при исчислении акциза по адвалорной ставке будет высок риск уклонения от налогообложения, что не позволяет говорить всерьез о доходном потенциале такого налога. Полагаю, расширять перечень подакцизных товаров нет необходимости. Скорее нужно повышать собираемость уже имеющихся.

Министерство финансов настаивает на одномоментном, а не постепенном увеличении акцизов. С чем это связано?

Наоборот. Мы выступаем за то, чтобы повышение акцизов, да и любых иных налоговых ставок было постепенным, а самое главное — предсказуемым даже в случае серьезного повышения. Однако нередко получается, что в течение долгих лет акцизы по тем или иным причинам не повышаются. И если в дальнейшем мы изберем путь их постепенного увеличения в соответствии c инфляцией, то их величина так никогда и не выйдет на приемлемый уровень. Поэтому, чтобы задать правильный тренд, нужно сделать первый шаг. Примером является прошлогоднее решение по акцизам на пиво. Или решение этого года по НДПИ на газ. Конечно, было бы целесообразно начать это повышение три-четыре года назад и не в три раза, а на 30—50% каждый год.

Мы не отказываемся от повышения акцизов на крепкую алкогольную продукцию. И не только в целях повышения доходов в бюджет, но и потому, что сейчас сравнительная стоимость единицы чистого алкоголя в крепких алкогольных напитках и в слабых алкогольных напитках существенно отличается не в пользу слабого алкоголя, что неправильно. Более того, по отношению к средним доходам населения крепкая алкогольная продукция стоит сравнительно дешево. Однако пока правительство не приняло данного решения. И связано это c очень высокой долей на рынке продукции, выпущенной без уплаты акциза. К сожалению, нынешняя система администрирования имеет недостатки, позволяющие легально уклоняться от уплаты акцизов. Кроме того, существует проблема потребления суррогатов и производства алкоголя в домашних условиях.

Таким образом, было решено сначала создать условия для легализации рынка, а затем постепенно переходить к повышению ставок. Меры по легализации рынка включают установление минимальных цен на крепкую алкогольную продукцию и ряд других шагов, в том числе переход к новой системе уплаты акциза в отношении крепкого алкоголя c закреплением момента уплаты акциза при отгрузке спирта.

Какие законопроекты, содержащие налоговые льготы, правительство предложит рассмотреть парламентариям осенью?

Есть ряд инициатив, которые, я надеюсь, будут реализованы в осеннюю сессию. Во-первых, законопроект, связанный c изменением подходов к налогообложению в сфере инновационной деятельности (касается расходов на НИОКР). Он содержит много различных уточнений — как учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на НИОКР, как пользоваться коэффициентом 1,5, который был введен ранее. Предлагается предоставить возможность создания резерва предстоящих расходов на НИОКР, освободить от обложения налогом на имущество энергоэффективное оборудование. Предусмотрены и иные льготы, например освобождение от налогообложения реализованного прироста капитальной стоимости акций, не обращающихся на организованном рынке, в случае владения такими акциями в течение срока, превышающего пять лет. Полагаем, подобные меры создадут стимулы для долгосрочных инвестиций в венчурные проекты.

Во-вторых, уже рассматривающиеся в Думе законопроекты о поддержке некоммерческих организаций и благотворительной деятельности, которыми уточняются имеющиеся и вводятся новые льготы для некоммерческих и благотворительных организаций, о порядке списания расходов на приобретение нематериальных активов.

В-третьих, законопроект о предоставлении беспрецедентных по масштабу налоговых льгот участникам проекта «Сколково».

Известно, что именно пятилетний срок владения акциями в качестве условия для применения льготы вызвал критику экспертов. Они посчитали его необоснованно большим...

В правительстве на этот счет были дискуссии. По мнению экономического ведомства, именно такое условие будет способствовать не спекулятивной торговле ценными бумагами, а вложению средств на длительный срок в венчурные проекты.

Из других наших инициатив — скоро будет вынесен на публичное обсуждение законопроект, связанный c освобождением от уплаты налога на прибыль доходов от деятельности в сфере образования и здравоохранения. Первоначально предполагалось освобождение от уплаты налога не только некоммерческих, но и коммерческих организаций, однако сейчас мы предпочитаем говорить об освобождении деятельности, так как, например, лицензию на образовательную деятельность коммерческая организация получить вообще не может.

На самом деле это довольно старая идея. Мы предлагали решить вопросы налогообложения некоммерческих организаций таким образом еще три года назад, установив нулевую ставку налога на прибыль для тех НКО, которые осуществляют деятельность в социально значимых областях и не распределяют прибыль между собственниками. То есть вся прибыль таких некоммерческих организаций должна направляться на цели осуществления уставной деятельности. Если для государства важно, чтобы указанная деятельность осуществлялась в больших масштабах, то оно вправе освободить эти средства от налогообложения. Однако необходимо определить ряд условий, чтобы под прикрытием данных организаций учредители не получали доход от той или иной коммерческой деятельности, не облагаемый налогом. В разных странах используются разные механизмы, в том числе связанные c определением критериев незаинтересованности руководства в коммерческой деятельности юридического лица. Мы стараемся их применить c учетом сложившегося опыта для российского налогового законодательства, и надеюсь, у нас получится достаточно эффективная система.

Вы не могли бы уточнить, какое количество организаций подпадет под льготу?

Я думаю, все, кто действительно занимается деятельностью в области образования и здравоохранения и основную часть доходов получает именно от этой деятельности. Это одно из самых серьезных ограничений — доходы от такой деятельности должны составлять преимущественную часть доходов.

Речь идет о 75—80% или больше?

Данный вопрос обсуждается, но я думаю, что и больше. При этом мы говорим о доходах не только собственно от образовательных и (или) медицинских услуг. Для образовательных организаций, равно как и для медицинских, в этот норматив могут включаться, например, и доходы от научных исследований, выполняемых по заказу, от предоставления услуг общежитий. Больше проблем c медициной, поскольку услуги медицинского и немедицинского характера очень сильно пересекаются, и зачастую фитнес-клуб, будучи некоммерческой организацией, может претендовать на статус медицинского учреждения. И сразу возникает большой вопрос: а нужно ли предоставлять такую льготу фитнес-клубу?

Какие другие изменения по налогу на прибыль ждут налогоплательщиков?

Серьезных изменений по налогу на прибыль мы не планируем, поскольку достаточно объемный законопроект был принят в июле и уже вступил в силу. В нем содержатся нормы, повышающие стоимость амортизируемого имущества, увеличивающие пределы перехода на кассовый метод, и др.

Как мы рассчитываем, в осеннюю сессию в Думе все-таки должны быть до конца рассмотрены инициативы правительства по трансфертному ценообразованию и консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль.

Какие поправки Минфин России внесет ко второму чтению законопроекта о трансфертном ценообразовании? Депутаты предлагают значительно сузить сферу его действия...

Да, дискуссия в этом направлении ведется давно, и, возможно, в некоторых случаях действительно излишне расширен круг взаимозависимых лиц. В общем, мы не возражаем против изменения отдельных положений законопроекта. Это касается и критериев взаимозависимости лиц, состава контролируемых сделок, возможности контроля за ценами в контролируемых сделках, совершаемых внутри России, процедур обоснования применяемого метода ценообразования и его документирования, уточнения описания применяемых методов ценообразования и используемой информации, прочих процедурных вопросов. Поскольку контроль трансфертного ценообразования — один из самых сложных видов налогового контроля, будет установлен переходный период продолжительностью несколько лет, в течение которого не будут взиматься штрафы при доначислении налога по данному основанию. Отдельная проблема, которую мы в настоящее время решаем совместно c депутатами и экспертами, — описание правил трансфертного ценообразования для финансовых услуг, соглашения о распределении расходов. Думаю, в итоге законопроект будет достаточно серьезно отличаться от принятого в первом чтении.

 

 

Справка

Илья Вячеславович Трунин окончил Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «мировая экономика». Кандидат экономических наук. С октября 1995 года по апрель 1999-го являлся младшим научным сотрудником, научным сотрудником Института экономических проблем переходного периода. С апреля 1999 года по декабрь 2006-го — научный сотрудник, заведующий лабораторией Института экономики переходного периода. С декабря 2006 года и по настоящее время возглавляет Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации

 

 

Кого можно было бы исключить из списка взаимозависимых лиц — дочерние компании, плательщиков ЕНВД?..

Это может обсуждаться. С чем мы принципиально не согласны — c предложением исключить из перечня контролируемых сделки, объектом которых являются работы и услуги, поскольку именно c услугами связано основное количество злоупотреблений. С точки зрения минимизации налогов ценами на услуги манипулировать гораздо проще, чем ценами на товары.

Что даст налогоплательщикам этот закон?

Самое важное нововведение — в общем случае мы предлагаем признать контролируемыми сделки между взаимозависимыми лицами. Сейчас согласно статье 40 Налогового кодекса цена сделки может быть пересмотрена во всех случаях, когда она отклоняется от рыночной на 20%.

Предлагается делать это только в случаях, когда стороны сделки зависят друг от друга или характер отношений между ними дает основания полагать, что эти отношения влияют на ценообразование в сделке. То есть когда подобные отношения позволяют установить цену произвольную, в том смысле, что единственной целью такого ценообразования является минимизация налогообложения. Итак, устанавливая достаточно сложный критерий, мы резко сужаем сферу такого контроля, а значит, и риски для налогоплательщиков.

Кроме того, законопроект подробно регламентирует содержание методов определения рыночной цены, причем одинаковых как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков, а также процедуры применения этих методов и документального обоснования как применяемого метода, так и рассчитанной цены. Законопроект предоставляет возможность заранее обезопасить себя от претензий налоговиков, заключив предварительное соглашение о ценообразовании, которое по согласованию c налоговыми органами устанавливает принцип расчета рыночной цены по сделкам. Наконец, законопроект исключает из числа контролируемых сделки, совершенные участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Ожидается, что Госдума примет оба законопроекта до конца года...

Нам бы очень этого хотелось. Потому что если они не заработают c начала следующего года, то мы рискуем потерять еще один год для внедрения новой системы, при том что нынешняя система, применяемая для контроля за трансфертным ценообразованием, во многом устарела. Ее сложно использовать налоговым органам, поскольку имеющейся законодательной базы недостаточно для успешного оспаривания дел в судах. И она неудобна для налогоплательщиков, над которыми висит дамоклов меч оспаривания цены по сделке в судебном порядке. Сама возможность предъявления необоснованных претензий для налогоплательщиков чревата потенциальными затратами, и мы должны сделать так, чтобы минимизировать такие необоснованные претензии.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 50%
  • Нет 50%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль