Об уплате водного налога за водопользователя без лицензии

8 апреля 2013 2747

Вправе ли уплатить водный налог за организацию, без лицензии на право пользования водными недрами добывающую воду из водного объекта, другая организация, которая, имея такую лицензию, эту воду потребляет? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Екатерина Измайлова и Елена Королева.

Организация-поставщик непосредственно осуществляет пользование водными объектами (забор и отпуск холодной очищенной воды) с применением сооружений, технических средств (устройств), но пока без лицензии на право пользования водными недрами.У организации-потребителя, которая передала организации-поставщику осуществление деятельности по забору и отпуску холодной воды, лицензия имеется, в связи с чем она предлагает уплатить за организацию-поставщика водный налог. Имеет ли правоорганизация-потребитель уплатить за организацию-поставщика водный налог?

С 1 января 2007 года вступил в силу Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74−ФЗ (далее — ВК РФ). Он предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

То есть водный налог уплачивают те организации, которые непосредственно пользуются водными объектами и осуществляют специальное или особое водопользование.

В п. 2 ст. 333.8 НК РФ уточняется, что организации и физические лица, которые используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после введения в действие ВК РФ (то есть после 1 января 2007 года), водный налог не уплачивают.

В отношении применения этой нормы в письме Минфина России от 12.10.2007 N 03−06−03−02/14 разъяснено, что эти положения относятся к пользованию поверхностными водными объектами (смотрите также письмо Минфина России от 23.03.2011 N 03−06−05−03/1).

Что касается пользования подземными водными объектами, то после вступления в силу ВК РФ нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании части 3 ст. 9 ВК РФ право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395−1 «О недрах» и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314−1, определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Таким образом, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с главой 25.2 «Водный налог» НК РФ на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных как до 1 января 2007 года, так и после этого срока.

Одним из видов пользования водными объектами (водопользования), признаваемым объектом обложения водным налогом, является забор воды из водных объектов (пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ).

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

Сумма водного налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки по итогам каждого налогового периода (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации организация-поставщик непосредственно осуществляет пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств (устройств), при этом не имеет лицензию на право пользования водными недрами.

По нашему мнению, исходя из приведенных норм НК РФ следует, что для признания лица плательщиком водного налога и для возникновения у него соответствующего объекта налогообложения необходимо, чтобы указанное лицо непосредственно осуществляло водопользование посредством забора воды из водного объекта.

Минфин России в письме от 20.12.2005 N 03−07−03−02/64 также указал, что плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств (специальное водопользование) на основании лицензии на водопользование.

Вместе с тем в случае осуществления организациями специального и (или) особого водопользования, требующего лицензирования, без соответствующей лицензии водный налог уплачивается по ставкам, установленным НК РФ для данного вида водопользования.

При отсутствии у налогоплательщика установленных квартальных и годовых (лицензия) лимитов водопользования применяются ставки водного налога, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ (смотрите, например, письмо Минфина России от 14.06.2006 N 03−07−03−02/24).

Наличие у лица лицензии на водопользование, на наш взгляд, свидетельствует лишь о возможности лица осуществлять забор воды из водного объекта, но не подтверждает факт такого забора.

Подтверждают данную позицию и материалы арбитражной практики.

Так, например, в постановлении ФАС Уральского округа от 11.02.2008 N Ф09−323/08−СЗ по аналогичной с рассматриваемой ситуации суд пришел к выводу о том, что наличие у предприятия лицензии на право пользования недрами, а также владение в 2005 г. на праве собственности техническими сооружениями для забора подземных вод не свидетельствуют о возникновении у налогоплательщика обязанностей плательщика водного налога при отсутствии деятельности по забору воды (дополнительно смотрите постановления ФАС Уральского округа от 27.11.2006 N Ф09−10432/06−С7, ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2007 N А66−1504/2007).

Таким образом, организация-потребитель не имеет право оплатить за организацию-поставщика водный налог, так как забор воды из водного объекта непосредственно осуществляет организация-поставщик. Отсюда следует, что плательщиком водного налога являетсяорганизация-поставщик.

Кроме того, следует принять во внимание, что за безлицензионное водопользование организации могут привлекаться к административной ответственности на основании ст. 7.6 КоАП РФ, в соответствии с которой самовольное занятие водного объекта или его части либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 61.11%
  • Нет 38.89%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль