• Главная страница
  • » Новости
  • » М.П. Мокрецов: «Исполнение налоговых обязательств должно быть максимально упрощено для налогоплательщика»

М.П. Мокрецов: «Исполнение налоговых обязательств должно быть максимально упрощено для налогоплательщика»

1 апреля 2008 308

— Михаил Павлович, на что ориентируется ФНС России, планируя свою деятельность?

— В недавних выступлениях президент В.В. Путин назвал основные направления стратегического развития страны на долгосрочную перспективу. Федеральная налоговая служба в рамках выполнения своей основной функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах должна обеспечить решение поставленных задач.

— Результат работы налоговой службы выражается в абсолютных цифрах. Какова статистика прошлого года?

— За 2007 год в бюджетную систему Российской Федерации поступило 8,6 трлн. руб. администрируемых службой доходов. Это на 28% больше, чем в 2006 году. Без учета платежей по долгам банкрота ЮКОСа поступления возросли более чем на 1,3 трлн. руб., или на 20%.

Темпы роста поступлений в 2007 году значительно превысили уровень инфляции и темпы развития экономики.

— Какие налоги обеспечили такой прирост?

— На 80% — налог на прибыль, НДС, НДФЛ и ЕСН.

— Судя по всему, решающую роль играет налог на прибыль. Какова динамика его поступлений?

— Показатель поступления налога на прибыль (без учета платежей по долгам ЮКОСа) в 2007 году — 1,9 трлн. руб. Но темп роста поступлений этого налога замедлился и составил 112%.

— С чем это связано?

— Со значительным объемом платежей по налогу в 2006 году в результате финансовых операций налогоплательщиков (продажи ценных бумаг и иных финансовых операций), а также роста мировых цен на нефть.

— Что происходит с налогом на добавленную стоимость?

— В 2007 году этого налога поступило в полтора раза больше, чем в 2006-м. Без учета поступлений по долгам ЮКОСа рост составил 124%. В то же время налог теряет свои позиции в доходах федерального бюджета, его удельный вес снизился с 38% в 2004 году до 33% в 2007-м. В условиях развивающейся экономики начисления и вычеты по НДС должны расти пропорционально, а поступления налога динамично увеличиваться. Однако с 2004 года темпы роста вычетов опережают темпы роста начислений.

— И нужно было среагировать...

— Безусловно. Оценив риск для доходов бюджета как высокий, при отсутствии законодательно установленных инструментов контроля служба применила известные в мировой практике технологии управления рисками. Налогоплательщикам объявили границу, за которой начинается жесткий контроль правомерности применения вычетов. Границей риска для НДС стал удельный вес вычетов — 89%. Именно этими мерами удалось удержать удельный вес вычетов в сопоставимых условиях на уровне 88%.

— Отдельный вопрос — возмещение НДС.

— В обществе сложилось устойчивое, но ошибочное мнение, что в большинстве случаев налоговые органы не возмещают НДС годами. Исключение — налогоплательщики, которые, пройдя все стадии арбитражного рассмотрения исков к налоговым органам, получают возмещение НДС на основании положительных решений судов. Но вот что показывают цифры. За 2007 год налогоплательщики заявили к возмещению НДС в размере 1,192 трлн. руб. Отказано в возмещении 119 млрд. руб. Это лишь 10% от общей суммы, заявленной к возмещению. А по решению арбитражных судов в 2007 году возмещено 45 млрд. руб., то есть всего 6% от общего объема возмещения.

— Процедура вынесения решения по возмещению НДС нередко затягивается.

— По инициативе бизнеса в первую часть Налогового кодекса внесены изменения, и с 1 января 2007 года процедура возмещения налога предусматривает ряд действий. Налоговый орган оформляет и вручает акт проверки налогоплательщику, получает от него подписанный акт, рассматривает разногласия и выносит решение.

У каждого действия законодательно установленные сроки исполнения. В результате срок возмещения увеличился с 3 до 6 месяцев. Суммы, заявленные к возврату из бюджета в 1-м полугодии 2007 года, возвращались во второй половине года. По состоянию на 1 января 2008 года переходящий остаток сумм НДС, заявленных к возмещению в 2007 году и подлежащих возмещению в 2008-м, около 360 млрд. руб.

С 2008 года для всех плательщиков НДС установлен единый налоговый период — квартал. Следовательно, в апреле налог поступит по декларациям за I квартал 2008 года, в июле и октябре — по декларациям за II и III кварталы 2008 года. Платежи по НДС за IV квартал 2008 года ожидаются в январе 2009-го. Для возмещения это не имеет значения.

В 2008 году налоговые органы возмещают НДС ежемесячно. Так, в феврале ожидалось, что величина поступления НДС составит минус 80 млрд. руб. Фактическое значение показателя — минус 40 млрд. Это свидетельствует о том, что ряд компаний уплачивают НДС авансом.

— То есть многим удобнее перечислять НДС ежемесячно, чем аккумулировать средства в течение квартала для разового платежа.

— Да, и мы не против ежемесячной уплаты НДС. Налоговые органы должны учитывать подобные поступления и своевременно отражать их в лицевых счетах налогоплательщиков. Нет препятствий и для ежемесячного возмещения, поскольку возврат НДС производится с единого казначейского счета.

— Что вы можете сказать о динамике так называемых зарплатных налогов — НДФЛ, ЕСН, взносов в Пенсионный фонд?

— В 2007 году их показатели увеличились: НДФЛ — на 36%, ЕСН и страховых взносов в ПФР — на 28%. Достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями. Такие комиссии действуют в налоговых органах и при администрациях субъектов РФ.

Итоги таковы. На начало 2008 года свыше 290 тыс. налогоплательщиков, или 78% от числа заслушанных на комиссиях, увеличили зарплату до среднего уровня по виду экономической деятельности и выше. Удельный вес убыточных организаций среди плательщиков налога на прибыль снизился с 21% в 2006 году до 17% за девять месяцев 2007-го.

В конечном счете показателем легализации теневых операций налогоплательщика становится рост доходов бюджетов, прежде всего территориальных, и государственных внебюджетных фондов. Значит, растут их расходные возможности, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.

— Как увеличились доходы государственных внебюджетных фондов в 2007 году?

— В эти фонды поступило 1,3 трлн. руб., что на 26% больше аналогичного показателя за 2006 год. Показатели, установленные в соответствии с уточненными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов, также значительно превышены: по Пенсионному фонду на 3% (дополнительно поступило 30 млрд. руб.), по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования более чем на 4% (дополнительно поступило 3 млрд. руб.).

— Какие еще меры, на ваш взгляд, нужно предпринять для того, чтобы обеспечить социальные гарантии граждан?

— Использовать положительный международный опыт — установить минимальный размер почасовой заработной платы, который должен обеспечить достойный уровень и качество жизни работающих граждан. Аналогичные системы оплаты труда применяются в Нидерландах, Франции, Японии, США.

— Одно из важных направлений работы службы — урегулирование задолженности.

— В последние годы объем задолженности снижается и в абсолютном выражении, и в относительном. Совокупная задолженность сократилась с 2,5 трлн. руб. в 2004 году до 1,5 трлн. руб. в 2007-м. По сравнению с 2004 годом отношение совокупной задолженности к ВВП уменьшилась с 14,4 до 4,4% в 2007 году, что соответствует показателям развитых стран. В то же время объем задолженности пока высок.

Налоговые органы применяют меры, предусмотренные действующим законодательством по урегулированию задолженности: направляют налогоплательщикам требования, выставляют инкассовые поручения, инициируют процедуры банкротства.

Например, в 2007 году погашено 1,4 трлн. руб. Одновременно шел процесс образования новой задолженности, величина которой за год составила 990 млрд. руб. В итоге накопительный результат: совокупная задолженность за год снизилась на 500 млрд. руб. Но совершенно очевидно, что контроль в этом направлении необходимо усилить. Мы должны добиться большей эффективности в работе с задолженностью.

— Огромное внимание ФНС России уделяет практике досудебного урегулирования налоговых споров. Почему эта работа так важна?

— На определенном этапе постоянно возрастающее количество налоговых споров достигло критического предела и перегрузило судебную систему. В такой ситуации крайне важно уделять особое внимание качеству принимаемых решений о привлечении к ответственности за налоговые нарушения и досудебному урегулированию споров.

В службе сформированы подразделения налогового аудита, которые ведут работу по рассмотрению возражений по актам и жалоб на решения налогового органа, а также жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов. Созданы своего рода ОТК, которые осуществляют контроль качества, направленный на соблюдение норм законодательства всеми участниками налоговых правоотношений.

— Поясните, пожалуйста.

— Если в 2006 году общее количество налоговых споров увеличилось на 36%, то в 2007 году только на 16%.

Показательна статистика, которую приводит Высший арбитражный суд. В 2007 году число дел, связанных с применением налогового законодательства, уменьшилось в 4 раза — с 202 тыс. до 45 тыс. Если говорить о рассмотрении налоговых споров, нагрузка на суды практически не увеличилась. По сравнению с показателем 2006 года рост составил лишь 1%. Что касается объема работы налоговых органов по досудебному урегулированию споров, за 2007 год он возрос на 43%.

— Как оценивается работа налоговых органов в этом направлении?

— Правительство утвердило критерий оценки — показатель, характеризующий соотношение числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренным в досудебном порядке, к числу заявлений, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами. На 2007 год его плановое значение — 67%. В целом по службе данный критерий выполнен. Запланированного значения не удалось достичь только в Северо-Западном федеральном округе.

— Влияет ли работа подразделений досудебного урегулирования на работу других подразделений службы?

— Нельзя снизить количество налоговых споров, не повысив при этом качество работы по контролю и надзору. Необходимо исключить факты предъявления необоснованных налоговых претензий и ненадлежащей работы должностных лиц налоговых органов. Всякое проявление необъективности, некачественное исследование доказательств по делу, неустановление фактических обстоятельств ведет к неурегулированию налогового спора и к законному желанию заявителя обжаловать наши действия или решения. Ненадлежащая работа одних сотрудников создает необоснованный объем работы другим. А это отвлечение сил и средств. Бракодел должен нести ответственность за свою некачественную работу.

Подразделения налогового аудита, исправляя ошибки, отвечают на вопросы, где, кто и почему допускает эти ошибки. А руководитель инспекции, территориального управления службы обязан устранить условия, их порождающие.

— Михаил Павлович, в своем выступлении на расширенной коллегии вы затронули вопрос толкования налогового законодательства.

— К сожалению, все еще актуальный вопрос. Часто причиной разногласий с налогоплательщиками является неоднозначная трактовка законодательства о налогах и сборах, которое противоречиво и сложно в применении. Налоговая служба выступает за упрощение как налогового законодательства в целом, так и правил и процедур его исполнения в частности. Исчисление и исполнение налоговых обязательств должны быть максимально упрощены для налогоплательщика.

Беседовали Татьяна Пономарева и Наталья Попова

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 50%
  • Нет 50%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль