• Главная страница
  • » Новости
  • » А.Ю. Перепелкин: «Налоговая политика — один из оперативных инструментов государства для регулирования экономики»

А.Ю. Перепелкин: «Налоговая политика — один из оперативных инструментов государства для регулирования экономики»

15 октября 2006 248

— Алексей Юрьевич, сейчас идет осенняя сессия Госдумы, в рамках которой будут рассматриваться несколько налоговых законов. Однако основной блок поправок в Налоговый кодекс и смежные отрасли законодательства принят в весеннюю сессию. Почему, на ваш взгляд, принимается столько изменений в Кодекс и какие из новых законов вы считаете самыми важными?

— Действительно, если судить по количеству поправок, законодательство о налогах и сборах — самая динамичная отрасль права. Прежде всего это обусловлено тем, что налоговая политика — один из оперативных инструментов государства для регулирования экономики. Основные направления реформирования, как правило, обозначаются в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, в бюджетных посланиях.

Что касается того, какие налоговые законы, принятые в весеннюю сессию, наиболее важныѕ Да, пожалуй, все! Другое дело, что эти законы различаются по объему принятых поправок, сферам регулирования и кругу лиц, которые подпадают под их действие. Есть законы, которые призваны реализовать стратегические приоритеты государства.

— Назовите их, пожалуйста.

— Я имею в виду налоговые законы, действие которых направлено на развитие инновационных технологий в бизнесе, рациональное и эффективное природопользование. Так, Федеральный закон от 27.07.2006 № 144-ФЗ создает благоприятные условия налогообложения для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Федеральный закон от 27.07.2006 № 151-ФЗ призван стимулировать как разработку новых месторождений полезных ископаемых, так и участков, которые в значительной степени выработаны1. А Федеральный закон от 03.06.2006 № 75-ФЗ вносит в Налоговый кодекс и Закон об иностранных инвестициях в РФ изменения, актуальные для тех компаний, которые ведут бизнес в сфере туризма. Для них законом предусмотрен новый вид особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Если ранжировать законы по масштабности поправок и числу налогоплательщиков, попадающих в сферу регулирования законодательного акта, то один из самых значимых, конечно, Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ о совершенствовании налогового администрирования. Он вносит такие серьезные поправки в первую часть Кодекса, что можно смело говорить о ее новой редакции.

— Какие изменения в первой части Кодекса вы считаете наиболее значимыми?

— Прежде всего изменения в статьях Кодекса, регулирующих контрольную работу налоговых органов, порядок рассмотрения споров и применение взысканий.

— Начнем с контрольной работы

— Статьи, регламентирующие контрольную работу налоговых органов, претерпели наибольшие изменения. Так, из статьи 87 Кодекса с 2007 года исчезнет понятие встречной проверки как вспомогательной формы налогового контроля. Однако сам инструмент истребования информации о деятельности проверяемого лица по цепочке у иных лиц сохранится. Он будет регламентирован новой статьей 93.1 Кодекса.

Поправки в статью 88 НК РФ повлияли на правила проведения камеральной налоговой проверки. В частности, с 2007 года в ходе такой проверки налоговые органы не смогут требовать у налогоплательщика документы и пояснения, за исключением четырех видов документов.

— Каких именно? Поясните, пожалуйста.

— Это документы, которые в соответствии с нормами части второй Налогового кодекса должны прилагаться к декларации; документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы; документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС; документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

— Изменится ли порядок проведения выездной налоговой проверки?

— Согласно новой редакции статьи 89 выездная налоговая проверка будет проводиться не более двух раз в год в отношении одного налогоплательщика и только один раз по одному налогу за один и тот же период. Причем в новой редакции части первой Кодекса установлено всего три основания для проведения повторной выездной налоговой проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период. Первое основание: проведение проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего. Второе: налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию, в которой заявлена меньшая сумма налога, чем в первичной декларации. В данном случае проверяется только период, за который представлена уточненная декларация. И третье основание: компании предстоит ликвидация или реорганизация.

Решение о проведении в отношении конкретного налогоплательщика более двух проверок в одном календарном году вправе принять лишь руководитель ФНС России. Вряд ли нужно объяснять, что речь может идти только об исключительных случаях.

— С 2007 года изменятся процедуры приостановления налоговой проверки, а также продления ее сроков. Многие налогоплательщики опасаются, что налоговые проверки будут продляться бесконечно

— Опасения совершенно беспочвенны. Достаточно сравнить действующую и новую редакции 89-й статьи Налогового кодекса. В новой редакции сроки выездной налоговой проверки регламентированы намного жестче, чем в действующей редакции. Итак, основной срок проверки — два месяца независимо от фактического нахождения на территории налогоплательщика. Сроки проведения проверки могут быть продлены до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести. Основания и порядок продления сроков устанавливает ФНС России. Служба готовит соответствующий документ, но можно уже сейчас сказать, что данный порядок не будет предусматривать возможность массовой практики продления проверок с двух до четырех или шести месяцев.

Проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев, но только по закрытому перечню оснований. Важнейшее из них — истребование у иных лиц информации о деятельности проверяемого лица (то, что сейчас называется встречной проверкой).

— Меняется и процедура рассмотрения материалов налоговой проверки…

— Скажем так: с 2007 года она становится унифицированной и для камеральной, и для выездной налоговой проверки.

После вручения акта проверки у налогоплательщика будет 15 рабочих дней на представление возражений по акту. По окончании указанного срока налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика и вынести решение.

Замечу, что 10-дневный срок может быть продлен на месяц, в течение которого инспекция проведет дополнительные мероприятия налогового контроля.

Налогоплательщик может присутствовать на рассмотрении материалов налоговой проверки и

давать пояснения. Если такую возможность ему не предоставят, это обстоятельство будет являться безусловным основанием для отмены решения налогового органа судом или вышестоящим налоговым органом.

Таким образом, право налогоплательщика участвовать в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки законодательно защищено.

— В соответствии с новой редакцией статьи 93 Кодекса налоговым органам запрещено повторно требовать документы при проведении выездной налоговой проверки. Но только с 2010 года. С чем связана столь существенная отсрочка?

— Такой запас времени законодатель предусмотрел для того, чтобы налоговые органы подготовили систему архивного хранения документов налоговых проверок. И начинать реализовывать эту задачу нужно уже сейчас. Три года не такой большой срок, если в конкретном регионе предстоит осуществить проектирование, строительство и оборудование архивных хранилищ. И к тому же надо учитывать инерционность процессов бюджетного финансирования.

— Перейдем к новому порядку рассмотрения споров. С 1 января 2009 года вводится обязательная процедура внесудебного рассмотрения споров с налогоплательщиком. Иными словами, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик обязан будет обжаловать решение налогового органа в вышестоящей налоговой инстанции. Как будет осуществляться процедура обжалования до 2009 года?

— В 2007—2008 годах у налогоплательщика, который не согласен, например, с решением налоговой инспекции, будет право выбора: обжаловать такое решение в вышестоящем налоговом органе или пойти в суд.

Нововведения в этой области таковы. Решение налогового органа по итогам проверки вступает в силу через 10 дней с момента вручения лицу, в отношении которого решение вынесено. Если не вступившее в законную силу решение обжаловано в вышестоящий налоговый орган, вступление в силу приостанавливается на период рассмотрения жалобы.

Очевидно, что участники схем уклонения от уплаты налогов захотят воспользоваться отсрочками для вывода средств. Чтобы избежать этого, законодатель предусмотрел обеспечительные меры, которые налоговый орган вправе применять с даты вынесения решения по итогам проверки. Это запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества и приостановление операций по счетам. Налогоплательщик сможет обратиться в налоговый орган с предложением заменить обеспечительные меры поручительством, залогом ценных бумаг или банковской гарантией.

Что касается самих процедур рассмотрения жалоб, то уточнен лишь срок их рассмотрения. Он составляет месяц. Чтобы истребовать материалы у нижестоящих налоговых органов, срок может быть продлен еще на три недели.

— Алексей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о новшествах в порядке применения взысканий.

— Нововведений несколько. Налоговая инспекция будет выставлять требование об уплате налога в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (а не со дня, когда наступил срок уплаты налога).

Далее. Установлены пресекательные сроки на совершение мер по взысканию. Так, решение о взыскании за счет средств в банках должно быть принято в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования. Поручение банку на списание средств со счета будет направляться в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании. Обратиться за взысканием в суд налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования. Взыскание за счет имущества должника возможно в течение года со дня истечения срока исполнения требования.

— А если налоговые органы пропустят эти сроки?

— Очень важный момент. Если указанные сроки пропущены, осуществить взыскание невозможно. Об этом нужно помнить руководителям тех инспекций, в которых эффективно проводятся контрольные мероприятия, но работа по взысканию задолженности осуществляется неактивно.

Кроме того, уточнены отдельные процедуры обеспечительных мер, в частности процедура приостановления операций по счетам. Так, приостановление операций по счетам будет проводиться только в пределах суммы, подлежащей взысканию. Четко прописаны все процедуры направления в банк решения о приостановлении операций с указанием даты и времени вручения. Установлена обязанность банка сообщать об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика на момент приостановления операций.

Кроме того, налоговые органы получили право взыскивать с банков в судебном порядке ущерб государству, принесенный неисполнением решения о приостановлении операций по счетам.

— Закон № 137-ФЗ внес и другие принципиальные изменения в Налоговый кодекс, которые также будут действовать в 2007 году. В частности, те, которые связаны с исполнением обязанности по уплате налога

— Законодатель уточнил нормы статьи 45 Кодекса, согласно которым надлежащим исполнением обязательств налогоплательщика будет считаться перечисление средств в бюджет только на соответствующий счет Федерального казначейства. Зеркально эта норма трансформировалась в обязанность налоговых органов информировать налогоплательщика (при постановке на налоговый учет) о реквизитах счетов, на которые зачисляются налоги, и о последующих изменениях этих реквизитов.

К числу принципиальных изменений, которые будут действовать уже в 2007 году, я бы отнес и новый порядок представления отчетности, затрагивающий интересы различных категорий налогоплательщиков. Для организаций со среднесписочной численностью работающих 250 человек вводится обязанность сдавать отчетность только в электронном виде2. Уточнен порядок представления налоговой отчетности крупнейшими налогоплательщиками: они будут сдавать налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Кроме того, плательщики НДС не будут представлять отдельную декларацию по ставке 0%. Эта поправка, напомню, принята Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ.

— Вы уже упомянули о необходимости создавать архивные хранилища. Какие еще задачи по совершенствованию налогового администрирования предстоит решить ФНС России?

— Нужно подготовить документы, направленные на реализацию Закона № 137-ФЗ. Для этого ФНС России приказом от 18.08.2006 № ММ-3-01/538@ утвердила соответствующий план, который предусматривает подготовку примерно 50 документов разного уровня.

— Что это за документы и кто их должен принять?

— Документы разные — от приказов ФНС России до проектов постановлений Правительства РФ. Безусловно, работа над этими документами до конца года будет проходить в режиме цейтнота, так как кроме подготовки соответствующих проектов потребуется их межведомственное согласование. А большинство принятых документов к тому же нужно будет регистрировать в Минюсте России.

Необходимо также провести ряд организационных мероприятий. Здесь основная нагрузка ложится на территориальные органы Федеральной налоговой службы. Нужно организовать семинары, на которых рядовые сотрудники инспекций смогут детально изучать новые положения Налогового кодекса. Не менее важно выработать план реализации организационных мероприятий по перераспределению функций между подразделениями камерального контроля, выездного контроля и аналитическими подразделениями инспекций.

Вообще поправки в первую часть Кодекса затрагивают деятельность практически всех подразделений налогового органа, в том числе и тех, которые осуществляют госрегистрацию и постановку налогоплательщиков на учет, работают с задолженностью, ведут делопроизводство.

— Судя по вашим словам, налоговым органам на местах предстоит очень серьезная работа. Вы будете им помогать?

— Обязательно. ФНС России уже готовит свои рекомендации. В ближайшее время они будут направлены в территориальные управления Службы.

— А тем временем депутаты уже трудятся над новыми поправками в Налоговый кодекс. Если можно, несколько слов о ближайшей перспективе в части изменения законодательства.

— Поскольку речь идет о законопроектах, которые могут существенно трансформироваться в процессе обсуждения в Госдуме, я буду краток.

В числе наиболее востребованных — поправки, связанные с усилением контроля за трансфертным ценообразованием, администрированием НДС; поправки, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности, поправки в главу об акцизах и, конечно, изменения в законодательство о государственной регистрации.

— В заключение ваши пожелания читателям.

— Читателям-налогоплательщикам желаю активно развивать свой бизнес, платить налоги в срок и в полном объеме, а также… с пониманием относиться к деятельности налоговых инспекторов.

Что касается читателей из числа сотрудников налоговых органов, мое пожелание таково: обращайте внимание на приоритеты государства, которые обозначаются в посланиях президента и программных документах правительства.

Один из важнейших приоритетов — развитие экономики, создание благоприятных условий для бизнеса, для инвестиций. Для нас это работа с налогоплательщиками, их информирование, а также активное развитие таких перспективных направлений налогового администрирования, как налоговый аудит и досудебное рассмотрение споров.

И всем удачи, счастья, профессионального роста, здоровья и благополучия!

— Благодарю вас за интересный разговор и добрые пожелания в адрес читателей.

Беседовала Татьяна Пономарева

1: См. новую редакцию статьи 342 НК РФ. — Примеч. ред.

2: С 2008 года эта обязанность будет распространена и на тех налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность составляет 100 человек.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль