Обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного имущества

136

Вопрос

Предприятие применяет УСНО (доходы-расходы) арендует муниципальное имущество и является налоговым агентом. Согласно договора аренды оплата аренды производится не позднее 10 числа по истечении каждого месяца. Сумма НДС по арендной плате исчисляется и уплачивается арендатором самостоятельно. Договор начал действовать с 17 сентября 2015 года, оплата аренды была произведена 9 октября 2015 года. Какой датой налоговому агенту заполнить с/ф.(30сентября 2015 или 9 октября 2015) и, в налоговой декларации за какой квартал отразить начисление НДС и сумму НДС с арендной платы. Какими бухгалтерскими проводками отразить все вышеперечисленные операции. 

Ответ

1) в данном случае арендодателем является казенное учреждение "Управление горхозяйством МО г. Киржач". Однако, казенное учреждение выступает от имени и по поручению муниципального образования, то есть само казенное учреждение правами юридического лица не наделено. Соответственно, арендатор как налоговый агент обязан начислить и уплатить сумму НДС в бюджет;

2) оформить счет-фактуру нужно не позднее чем через пять календарных дней со дня перечисления арендной платы. Счет-фактура составляется с пометкой «Аренда государственного (муниципального) имущества». Если счет-фактура выставлен в октябре, сумма НДС с арендной платы отражается по строкам 060 и 080 раздела 2 декларации по НДС за IV квартал.

Обоснование

1.Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального)имущества

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.*

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное)имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А,Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.

2.Из ситуации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как составить счет-фактуру налоговому агенту, если он арендует государственное (муниципальное) имущество

Составляйте счет-фактуру в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ. При этом учитывайте, что услуги по передаче в аренду некоторых объектов государственного (муниципального) имущества освобождены от НДС.

Так, если организация арендует природные объекты (например, земельные участки), то плата за аренду НДС не облагается (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). С 1 января 2014 года составлять счета-фактуры по таким операциям не нужно (п. 3 ст. 169 НК РФписьмо Минфина России от 19 марта 2014 г. № 03-07-09/11822).

Если же услуги по передаче государственного (муниципального) имущества в аренду облагаются НДС, организация обязана оформить счет-фактуру. Счет-фактуру составьте с пометкой «Аренда государственного (муниципального) имущества». Это нужно сделать не позднее чем через пять календарных дней со дня перечисления арендной платы (абз. 1 п. 3 ст. 168 НК РФ, письмо ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634). Счет-фактуру должны подписать уполномоченные лица арендатора (абз. 2 п. 3 ст. 168п. 6 ст. 169 НК РФ).*

В день составления счет-фактуру следует зарегистрировать в книге продаж (п. 15 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). В книге покупок этот счет-фактуру зарегистрируйте по мере возникновения права на налоговый вычет (п. 23 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Чтобы принять к вычету НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, нужен первичный учетный документ. Например, акт приема-передачи арендуемого имущества (письмо Минфина России от 4 апреля 2007 г. № 03-07-15/47, доведенное до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 28 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/360).

<...>

Пример применения вычета по НДС налоговым агентом, арендующим помещение, находящееся в государственной (муниципальной) собственности. Налоговый агент применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами

ООО «Альфа» применяет упрощенку. Организация арендует помещение, которое составляет имущество казны, у органа государственной власти, не являющегося казенным учреждением. Квартальная сумма арендной платы составляет 354 000 руб. (в т. ч. НДС – 54 000 руб.). По условиям договора «Альфа» вносит арендную плату в срок до 10-го числа первого месяца, следующего за кварталом пользования арендованным помещением.

9 июля «Альфа» платежным поручением № 59 перечислила департаменту арендную плату за II квартал в сумме 300 000 руб. (354 000 руб. – 54 000 руб.). В этот же день бухгалтер организации составил счет-фактуру с пометкой «Аренда государственного имущества» и указал в нем общую сумму НДС.

Сумма НДС с арендной платы в размере 54 000 руб. (18 000 руб. × 3 мес.) отражена по строкам 060 и 080 раздела 2 декларации по НДС за III квартал.

12 октября, 12 ноября и 17 декабря «Альфа» равными долями перечисляла в бюджет сумму НДС с арендной платы (по 18 000 руб. в месяц).

«Альфа» не может принять НДС к вычету, поэтому всю сумму арендной платы с учетом налога (354 000 руб.) бухгалтер включил в состав расходов (подп. 4 и 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В бухучете организации сделаны следующие записи.

30 июня:

Дебет 26 Кредит 76 субсчет «Расчеты по арендной плате»
– 300 000 руб. – отражена задолженность по арендной плате за II квартал (без НДС);

Дебет 19 Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС»
– 54 000 руб. – отражена задолженность по арендной плате за II квартал (в части НДС).

Дебет 26 Кредит 19
– 54 000 руб. – включена в расходы сумма НДС по арендной плате.

9 июля:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по арендной плате» Кредит 51
– 300 000 руб. – перечислена арендная плата за июнь;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 54 000 руб. – отражена задолженность перед бюджетом в части НДС, удержанного налоговым агентом при перечислении платы за аренду государственного имущества;

12 октября:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 18 000 руб. – перечислен в бюджет НДС (в составе общих платежей по НДС за III квартал), удержанный налоговым агентом с платы за аренду государственного имущества.

Аналогичные проводки бухгалтер сделал в ноябре и декабре.

При расчете единого налога сумму арендной платы с учетом НДС бухгалтер «Альфы» включил в состав расходов после фактической уплаты – в IV квартале.



Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие премии вы платите:

  • годовую 40.53%
  • к юбилеям и праздникам 34.74%
  • за результаты работы 58.95%
  • некурящим и неболеющим 4.74%
  • за переход из других компаний 2.11%
  • бонусы руководителям 19.47%
  • другое 18.95%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль