Как можно переоформить акции умерших акционеров

118

Вопрос

Подскажите, как поступить в следующей ситуации. Основной акционер АО (99,97% акций) хочет переоформить АО в ООО, но есть владельцы акций, которые уже умерли, а акции так на них и числяться, а два акционера вообще не известны. Как можно переоформить эти акции или вообще что с ними можно сделать.

Ответ

Решение о реорганизации АО (кроме случая реорганизации в некоммерческое партнерство) акционеры должны принять квалифицированным большинством голосов (т. е. большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций общества) (подп. 2 п. 1 ст. 48п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Поэтому акционер, обладающей 99 % акций вправе принять решение о реорганизации общества и без присутствия остальных владельцев 0,03 % акций. Но уведомление о проведении общего собрания нужно отправлять и им.

Однако, если общество планирует решить вопрос с отсутствующими акционерами, нужно учесть следующее. Просто присвоить акции себе общество не может – у них есть собственники, либо сами учредители, либо их наследники.

С учредителями нужно связаться по адресу, которым располагает общество, чтобы они либо уточнили сведения о себе и начали участвовать в общих собраниях, либо продали свои акции обществу, другим учредителям или третьим лицам). За их поиском общество может обратится в полицию, чтобы предпринять меры для розыска пропавших акционеров. Если эти меры не дадут результата, можно обратится в суд за признанием их пропавшими без вести. После этого их акции перейдут наследникам.

Если наследники в течении полугода со дня смерти акционера не обратились с требованием о вступлении в права наследования, акции умерших учредителей признаются выморочным имуществом (п. 1 ст. 1151 ГК РФ). И эти акции переходят в порядке наследования в собственность РФ (п. 2 ст. 1151 ГК РФ).

Органом, уполномоченным принять выморочное имущество, переходящее в собственность РФ, признается Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество). Это следует из п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (п. 1 ст. 1152 ГК РФ). Но государство обязано получить свидетельство о праве на наследство (ч. 1 ст. 1162 ГК РФ). Такое свидетельство может быть выдано только уполномоченному госоргану в порядке, предусмотренном законом (ст. 71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, должен быть определен федеральным законом (ч. 3 ст. 1151 ГК РФ). Но такой закон на сегодняшний день не принят. Поэтому до его принятия данный вопрос регулируется Постановлением Совмина СССР от 29.06.1984 № 683 «Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного,бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов». В соответствии с п. 3 этого Положения учет наследуемого государством имущества возложен на налоговые органы. Таким образом, по вопросу оформления выморочного имущества обществу нужно обратиться в налоговую инспекцию, в которой организация стоит на учете.

Вместе с тем в «Положении о Федеральной налоговой службе», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, не упомянуты полномочия налоговых органов по учету и оформлению выморочного имущества. Поэтому есть риск, что налоговый орган Вам откажет, ссылаясь на отсутствие полномочий. В этом случае обществу придется обратится в суд.

Обоснование

Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр»

Как провести преобразование АО

Как принимается решение о реорганизации АО в форме преобразования

Решение о реорганизации АО в форме преобразования принимается общим собранием акционеров (подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.

Решение о преобразовании принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.

Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению

«Реорганизация АО в форме преобразования должна быть осуществлена в течение трех месяцев со дня принятия решения о реорганизации; если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению».

Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации созданного юридического лица (абз. 4 п. 8 ст. 49 Закона об АО).

Решение о реорганизации АО в форме преобразования должно содержать (п. 3 ст. 20 Закона об АО):

  • наименование, сведения о местонахождении создаваемого юридического лица;
  • порядок и условия преобразования. Например, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в СМИ и т. д.;
  • порядок обмена акций;
  • указание об утверждении учредительного документа создаваемого юридического лица (учредительный документ прикладывается к решению);
  • список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица (если устав такого лица предусматривает их наличие и относит их избрание к компетенции высшего органа управления);
  • указание об исполнительном органе создаваемого юридического лица: сведения о единоличном исполнительном органе (генеральном директоре) и коллегиальном исполнительном органе (если его создание предусмотрено уставом).

Кто может быть участником ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества

Изначально только участники реорганизуемого акционерного общества.

Их акции будут обмениваться на доли в уставном капитале создаваемого ООО в соответствии с установленным порядком обмена. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого акционерного общества, то стать участником создаваемого ООО он не сможет (ст. 75 Закона об АО).

Третьи лица могут стать участниками создаваемого ООО лишь после егогосударственной регистрации (например, при последующем приобретении его долей). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя образовать ООО, сочетая два разных способа создания юридического лица – учреждение и реорганизацию.

Кто может передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в результате преобразования акционерного общества

Только реорганизуемое акционерное общество.

Ни акционеры реорганизуемого общества, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал ООО, создаваемого в процессе преобразования.

Уставный капитал создаваемого ООО формируется за счет:

  • уставного капитала реорганизуемого акционерного общества
  • и (или) иных собственных средств реорганизуемого акционерного общества (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).

Такое правило установлено для акционерных обществ, однако на практике его применяют и при формировании уставного капитала ООО.

Помимо перечисленных выше обязательных положений, решение о реорганизации может содержать:

  • дополнительные данные о единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа, членах ревизионной комиссии (ревизоре) создаваемого юридического лица (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО). В решение можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Все эти сведения фиксируются с целью наиболее детально урегулировать отношения между участниками, создаваемым юридическим лицом и органами этого лица;
  • особый порядок совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента принятия решения и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель таких правил – ограничить вывод активов реорганизуемого общества. Например, в решении можно закрепить, что с момента его принятия запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества. В таком случае интересы участников будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость реорганизуемого АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной.

Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации АО в форме преобразования может быть признано недействительным.

Требование о признании такого решения недействительным могут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ):

  • акционеры реорганизуемого АО;
  • иные лица, не являющиеся акционерами, если такое право им предоставлено законом.

Обратиться с этим требованием в суд можно не позднее трех месяцев после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Если суд удовлетворит такое требование, наступят негативные последствия. Они будут различаться в зависимости от того, зарегистрировали ли создаваемое лицо илиеще нет.

Однако в любом случае лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ):

  • акционеру реорганизуемого АО, который либо голосовал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в голосовании;
  • кредиторам реорганизованного АО.

Если решение о реорганизации признают недействительным до регистрации создаваемого лица, совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден провести еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:

  • увеличится срок проведения реорганизации;
  • АО понесет расходы на проведение нового собрания;
  • реорганизация АО в форме преобразования может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.

Если создаваемое лицо успеют зарегистрировать, то оно будет нести солидарную ответственность наряду с другими ответственными лицами (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ). При этом созданная организация продолжит свою деятельность. Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидации созданного лица или служить основанием для признания совершенных им сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

Внимание! Если общее собрание акционеров не примет решение о преобразовании АО, но преобразование все равно проведут, то реорганизацию могут признать несостоявшейся

Требование о признании реорганизации АО несостоявшейся может предъявить акционер, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию АО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, реорганизованное АО восстановится и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо, а реорганизованное АО.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованного АО к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного АО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) АО.

В-четвертых, акционеры реорганизованного АО будут признаны обладателями акций в том размере, в котором акции принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников (акционеров), акционер, утративший акции в реорганизованном АО, сможет потребовать:

  • возвратить ему акции с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие акции (доля участия) перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате акций.

Из рекомендации Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидат юридических наук, Владислава Кузнецова, шефа-редактора ЮСС «Система Юрист», Ирины Белокопытовой, кандидата юридических наук, руководителя юридического управления ЗАО «Ольвекс».

Как общее собрание акционеров принимает решения

Общее собрание акционеров принимает решения простым большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закон об АО).

Исключение составляют отдельные вопросы, определенные законом, по которым общее собрание акционеров должно принимать решения единогласно или квалифицированным большинством голосов. В уставе должен быть указан перечень таких вопросов (п. 3 ст. 11 Закона об АО), но бывает, что такие сведения приведены в разных разделах устава. В таком случае есть риск случайно нарушить требование закона, а это может стать основанием для признания недействительным решения собрания.

Кроме того, устав непубличного АО может предусматривать, что для принятия определенного решения нужно больше голосов, чем установлено в законе (п. 5.1 ст. 49 Закона об АО).

Внимание! Устав непубличного акционерного общества может предусмотреть особый порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания участников, а также принятия решений.

Этот порядок может отличаться от того, что установлен законом. При этом он не должен лишать акционеров права на участие в собрании и на получение информации (подп. 5 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Внимание! С 1 сентября 2014 года необходимо подтверждать принятие общим собранием акционеров решения и состав акционеров, присутствовавших при его принятии.

Для подтверждения нужно обращаться:

В противном случае решение собрания будет считаться ничтожным (абз. 3 п. 107 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»; далее – постановление № 25).

В целом требование о привлечении регистратора или нотариуса направлено против фальсификации решений. Их присутствие затрудняет процесс подделки. Например, при подмене протокола с применением печати нотариуса достаточно доказать только тот факт, что нотариальное действие не значится в реестре нотариуса.

Вместе с тем, это требование не распространяется на два случая.

1. Решение принимает общее собрание акционеров путем заочного голосования.

Обоснование

1 сентября 2014 года Федеральная нотариальная палата сообщила: «При существующем правовом регулировании нотариус не может удостоверить принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, если решения принимались в форме заочного голосования» (п. 6.1 Пособия по удостоверению нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, приведенного в письме № 2405/03-16-3; далее – Пособие).

28 мая 2015 года Научно-консультативный совет Арбитражного суда Западно-Сибирского округа ответил на вопрос «Подлежит ли применению пункт 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ при принятии хозяйственными обществами решений путем проведения заочного голосования, то есть без присутствия участников обществ?». Ответ оказался отрицательным: «Буквально толкуя норму статьи 67.1Гражданского кодекса РФ, нотариусу для совершения нотариального действия по удостоверению решения собрания хозяйственного общества необходимо физическое присутствие участников в месте проведения собрания. Учитывая изложенное, нотариус может подтверждать решение, принятое исключительно в очной форме, но не путем заочного голосования» (п. 2 рекомендаций по итогам заседания в г. Тюмень).

23 июня 2015 года Пленум Верховного суда РФ разъяснил последствия на случай, если нарушить требования пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ. При этом он указал на решения только очных собраний (абз. 3 п. 107 постановления № 25). О заочном голосовании речи не было.

2. Решение принимает акционер, которому принадлежат все голосующие акции.

Обоснование

1 сентября 2014 года Федеральная нотариальная палата сообщила: «На акционерное общество, состоящее из одного акционера, положения статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ... не распространяются. При этом сведения о том, что общество состоит из одного акционера, должны быть внесены в ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 98 ГК РФ). В акционерном обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. Положения главы VII Закона об акционерных обществах, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания, не применяются (п. 3 ст. 47 Закона об акционерных обществах)» (абз. 2 п. 2.3 Пособия).

23 июня 2015 года Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что нужно понимать под термином «решения собраний» (п. 103 постановления № 25). Это решения, которые принимает группа лиц, в частности:

  • участники организации;
  • члены совета директоров;
  • кредиторы;
  • долевые собственники.

Выходит, решение единственного акционера не считается решением собрания. Вместе с тем, пункт 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ устанавливает требования именно для решения собрания. А значит, они не распространяются на общество с одним акционером.

Наконец, 25 ноября 2015 года Банк России четко указал: «В акционерном обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения главы VIIЗакона об акционерных обществах, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров (п. 3 ст. 47 Закона об акционерных обществах). Таким образом, при принятии решений одним акционером, которому принадлежат все голосующие акции акционерного общества, требования, установленные подпунктами 1 и2 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ, не применяются» (абз. 3 п. 9 письма № 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"»).

Стоит, правда, отметить, что есть и противоположная позиция. Так, Научно-консультативный совет Арбитражного суда Западно-Сибирского округа пришел к выводу: «Из пункта 3 статьи 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" следует, что если все акции акционерного общества принадлежат одному лицу, то к такому акционерному обществу не применяются нормы о порядке и сроках созыва и проведения общего собрания акционеров, за исключением годового собрания акционеров... Каких-либо исключений по порядку нотариального удостоверения решений хозяйственных обществ, состоящих из единственного участника (акционера), не установлено. Следовательно, решения единственного участника (акционера) хозяйственного общества подлежат нотариальному удостоверению» (п. 2 рекомендаций по итогам заседания в г. Тюмень).

Однако такой подход Научно-консультативный совет сформировал 28 мая 2015 года, то есть еще до соответствующих разъяснений Пленума Верховного суда РФ и Банка России. Поэтому, скорее всего, в случае спора суды не станут руководствоваться этим подходом.

Решения, принимаемые единогласно

Вопросы, по которым общее собрание акционеров должно принимать решения единогласно, определены в законе. В непубличном АО такие вопросы еще может предусматривать устав. Он может устанавливать повышенные требования к количеству голосов по сравнению с законом.

Пример применения положений устава с повышенными требованиями к количеству голосов

Закон устанавливает, что для одобрения крупной сделки достаточно простого большинства голосов (абз. 2 п. 2 ст. 79 Закона об АО).

Предположим, что устав непубличного АО устанавливает, что для одобрения нужно принять решение единогласно.

В таком случае действуют положения устава непубличного АО, то есть нужно принимать решение единогласно (п. 5.1 ст. 49 Закона об АО).

Только непубличные АО могут предъявлять в уставе более строгие требования, публичные АО должны руководствоваться положениями закона (п. 2 ст. 49 Закона об АО). Положение устава, противоречащее закону, не подлежит применению.

Большинство вопросов, решение по которым принимается единогласно, должны быть решены на этапе учреждения общества.

В уже существующем акционерном обществе решения по отдельным вопросам также нужно принимать единогласно.

В публичном акционерном обществе это вопрос о преобразовании акционерного общества в некоммерческое партнерство (абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона об АО).

В непубличном акционерном обществе, помимо этого вопроса, единогласно принимают решения о включении в устав отдельных положений.

Чтобы принимать решения по всем остальным вопросам, достаточно простого или квалифицированного большинства голосов.

Решения, принимаемые квалифицированным большинством голосов

Вопросы, по которым общее собрание акционеров должно принимать решения квалифицированным большинством голосов, определены в законе. В непубличном АО такие вопросы еще может предусматривать устав. Он может устанавливать повышенные требования к количеству голосов по сравнению с законом.

Пример применения положений устава с повышенными требованиями к количеству голосов

Закон устанавливает, что для одобрения крупной сделки достаточно простого большинства голосов (абз. 2 п. 2 ст. 79 Закона об АО).

Предположим, что устав непубличного АО устанавливает, что для одобрения нужно квалифицированное большинство (например, 3/4).

В таком случае действуют положения устава непубличного АО, то есть нужно принимать решение квалифицированным большинством (п. 5.1 ст. 49 Закона об АО).

Только непубличные АО могут предъявлять в уставе более строгие требования, публичные АО должны руководствоваться положениями закона (п. 2 ст. 49 Закона об АО). Положения устава, противоречащие закону, не подлежат применению.

При этом нужно учитывать, что собрание принимает такие решения большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании, а не всех акционеров общества.

Исключение составляют решения по отдельным вопросам, которые рассматриваются при учреждении общества. Тогда квалифицированное большинство рассчитывается от числа голосов, которые имеют учредители по всем акциям, подлежащим размещению в рамках первого выпуска акций. Такиевопросы определены в пункте 4 статьи 9 Закона об АО.

Решения, принимаемые простым большинством голосов

Если закон не устанавливает, что решение должно быть принято единогласно или квалифицированным большинством голосов, такое решение нужно принимать простым большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49 Закона об АО). В непубличных АО еще нужно проверить положения устава, так как там могут быть повышенные требования к количеству голосов по сравнению с законом.

При этом в отдельных случаях может различаться состав голосующих. Так, чтобы общее собрание акционеров одобрило сделку с заинтересованностью, требуется простое большинство голосов, но в голосовании не могут участвовать акционеры, заинтересованные в совершении сделки. Это подтверждает судебная практика (п. 34 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"».

Справочная информация: Решения, которые общее собрание акционеров должно принимать квалифицированным большинством голосов

Решения, для принятия которых необходимо большинство в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций общества

Решение Положение Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО)
О внесении изменений и (или) дополнений в устав или об утверждении устава в новой редакции подп. 1 п. 1 ст. 48п. 4 ст. 49
О внесении изменений и (или) дополнений в устав, ограничивающих права акционеров – владельцев привилегированных акций (при условиях и в порядке, определенных в п. 4 ст. 32 Закона об АО) п. 4 ст. 32
Об одобрении крупной сделки с имуществом, стоимость которого составляет более 50 процентов балансовой стоимости активов общества п. 3 ст. 79
Об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций п. 3 ст. 29
Об обращении с заявлением об освобождении общества от обязанностиосуществлять раскрытие или предоставление информации п. 2 ст. 92.1
О реорганизации общества (кроме случая реорганизации в некоммерческое партнерство) подп. 2 п. 1 ст. 48п. 4 ст. 49
О ликвидации общества подп. 3 п. 1 ст. 48п. 4 ст. 49
О назначении ликвидационной комиссии
Об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов
Об определении при эмиссии акций количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями подп. 5 п. 1 ст. 48п. 4 ст. 49
О приобретении собственных размещенных акций в случаях, предусмотренных законом подп. 17 п. 1 ст. 48п. 4 ст. 49


Решения, для принятия которых необходимо большинство в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций общества, но устав может предусматривать необходимость получения большего числа голосов

Решение Положение Закона об АО
Об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (о размещении эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) п. 3 ст. 39
О размещении посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций общества п. 4 ст. 39
О размещении посредством открытой подписки конвертируемых в обыкновенные акции эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций общества абз. 2 п. 4 ст. 39

Из рекомендации Владислава Добровольского, судьи в отставке, кандидат юридических наук, Владислава Кузнецова, шефа-редактора ЮСС «Система Юрист», Ирины Белокопытовой, кандидата юридических наук, руководителя юридического управления ЗАО «Ольвекс».

Как провести внеочередное общее собрание акционеров

Список лиц, имеющих право на участие в собрании

Список для внеочередного собрания необходимо составлять в таком же порядке, как и для годового собрания.

Однако дата, на которую его нужно составить, может отличаться, поскольку закон содержит следующее правило (абз. 2 п. 1 ст. 51п. 2 ст. 53 Закона об АО): дата составления списка должна быть не ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении собрания, и от нее до собрания должно быть не более 50 дней. Список можно составлять на любую дату, попадающую в этот временной промежуток. Но если повестка дня собрания содержит один из следующих вопросов, то от даты составления списка до собрания должно быть не более 80 дней:

  • вопрос об избрании членов совета директоров;
  • вопрос об избрании генерального директора;
  • вопрос о досрочном прекращении полномочий генерального директора в случаях, описанных в пунктах 6 и 7 статьи 69 Закона об АО.

Так как на годовом собрании должен рассматриваться вопрос об избрании членов совета директоров, то нужно отсчитывать 80 дней. Для внеочередного собрания этот срок может составлять до 50 дней, если повестка дня не содержит указанные вопросы.

После того как список составлен, необходимо уведомить лиц, указанных в нем, о проведении собрания.

Сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров

Порядок уведомления такой же, как и в случае проведения годового собрания.

Сообщение о проведении собрания должно быть сделано не позднее чем за 20 дней до собрания.

Этот срок может составлять до 95 дней, если повестка дня содержит один из следующих вопросов:

  • вопрос об избрании членов совета директоров;
  • вопрос об избрании генерального директора;
  • вопрос о досрочном прекращении полномочий генерального директора в случаях, описанных в пунктах 6 и 7 статьи 69 Закона об АО.

Указанный срок составляет 70 дней и в том случае, когда повестка дня содержит вопрос о реорганизации общества на условиях, описанных в пункте 8 статьи 53 Закона об АО. При этом во всех остальных случаях реорганизации уведомление должно быть не позднее чем за 30 дней.

Такие правила установлены в пунктах 12 статьи 52 Закона об АО.

Предложения о включении вопросов в повестку дня и о выдвижении кандидатов

Для внеочередного собрания порядок направления предложений и порядок рассмотрения таких предложений практически такой же, как и для годового собрания. Отличия состоят в следующем.

Предложить вопросы в повестку дня и выдвинуть своих кандидатов можно в требовании о проведении собрания. Таким образом, внести предложения могут лица, которые имеют право направить требование.

Если повестка дня содержит вопросы, перечисленные ниже, то акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 2 процентов голосующих акций, могут выдвинуть своих кандидатов, если предложения от них поступят не менее чем за 30 дней до собрания (п. 2 ст. 53 Закона об АО):

  • вопрос об избрании членов совета директоров;
  • вопрос об избрании генерального директора;
  • вопрос о досрочном прекращении полномочий генерального директора в случаях, описанных в пунктах 6 и 7 статьи 69 Закона об АО.

В отдельных случаях, связанных с реорганизацией общества, срок, в который должно поступить предложение, может составлять 45 дней.

Проведение собрания

Процедура проведения внеочередного собрания практически такая же, как и процедура проведения годового собрания. Отличие в следующем.

Если на годовом собрании отсутствует кворум, то обязательно нужно проводить повторное собрание. Если же кворум отсутствует на внеочередном собрании, повторное собрание проводить не обязательно, но можно (п. 3 ст. 58 Закона об АО).

Аналогично и в том случае, когда собрание проводится на основании решения суда (п. 5 ст. 58 Закона об АО).

Процедурные нарушения, допущенные при подготовке и проведении собрания, могут стать основанием для оспаривания решения собрания. В таком случае главным вопросом, который должен выяснить суд, будет вопрос о том, мог ли акционер повлиять на принятое решение и как будет соблюден баланс интересов акционера-истца и других акционеров и общества в случае признания решения собрания недействительным. Кроме того, суд исследует вопрос о том, будут ли эффективно восстановлены права акционера в случае признания решения собрания недействительным в связи с процедурными нарушениями при подготовке к собранию и его организации.

Внимание! С 1 сентября 2014 года необходимо подтверждать принятие общим собранием акционеров решения и состав акционеров, присутствовавших при его принятии.

Для подтверждения нужно обращаться:

В противном случае решение собрания будет считаться ничтожным (абз. 3 п. 107 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»; далее – постановление № 25).

В целом требование о привлечении регистратора или нотариуса направлено против фальсификации решений. Их присутствие затрудняет процесс подделки. Например, при подмене протокола с применением печати нотариуса достаточно доказать только тот факт, что нотариальное действие не значится в реестре нотариуса.

Вместе с тем, это требование не распространяется на два случая.

1. Решение принимает общее собрание акционеров путем заочного голосования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ОРГАН, УТВЕРДИВШИЙ ДОКУМЕНТ ИЛИ ПРИЛОЖЕНИЕ К ДОКУМЕНТУ - ФНПР РОССИИ) «Методические рекомендации по оформлению наследственных прав»

«Глава 2. Выдача свидетельства о праве на наследство

выморочного имущества

22. В случае, если отсутствуют наследники по закону и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.*

23. Свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество выдается только представителю федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать такое имущество в порядке наследования. Выморочное имущество, включая* земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), акции (доли, паи) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций уполномочено принимать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом* (см. пункт 5.30 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 691). Согласно статье 80 (пп. 2 п. 2) Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, являющиеся выморочным имуществом, поступают в фонд перераспределения земель».

Письмо ФНС РФ от 04.12.2008 № ШС-6-3/892 «О выморочном имуществе»

«В настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 возложены на Росимущество.
В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 340 закреплена за налоговыми органами.
Таким образом, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России, и на Росимущество.


При осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствуются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.84 № 683 (далее -Положение) и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.84 № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» (далее - Инструкция).
В пункте 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
Таким образом, свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде земельных участков и акций (долей, паев)) в установленном порядке получают налоговые органы.*
Учитывая, что принятие в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 возложено на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.
Полномочия в отношении выморочного имущества налоговыми органами осуществляются после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества.
Обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведение каких-либо проверок) законодательством Российской Федерации на налоговые органы не возложена.
Указанный порядок работы с выморочным имуществом согласован с Правовым управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом».

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть третья. Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.П. Сергеева

Статья 1151 Гражданского кодекса РФ

Наследование выморочного имущества

1. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

2. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, – в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

3. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

_________________________

1. Согласно п. 1 коммент. ст. имущество считается выморочным, если оно не было унаследовано наследниками по завещанию и (или) по закону по каким-либо причинам, в частности из-за недействительности завещания в отношении всего имущества или его части (ст. 1130, 1131 ГК), физического отсутствия всех возможных наследников (ст. 1116 ГК), утраты ими права наследовать (ст. 1117 ГК), лишения их наследства (п. 1 ст. 1119 ГК), отказа наследников от права наследования (ст. 1158 ГК) или от его осуществления (ст. 1152 ГК).*

2. По общему правилу выморочное имущество переходит к государству (Российской Федерации) как наследнику по закону, не входящему в специальную наследственную очередь, в порядке универсального наследственного правопреемства.

Содержащееся в п. 2 ст. 1151 ГК указание о переходе имущества в собственность Российской Федерации (в состав казны – ст. 214 ГК) призвано подчеркнуть природу получения имущества государством (в порядке наследования), а также то, что иные виды публичных образований (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) не являются наследниками по закону*. Исключение сделано только в отношении расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений, которые с момента вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 г. «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6042) переходят в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, на территории которого данное жилое помещение расположено (либо соответственно городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), и включаются в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Однако формулировка п. 2 ст. 1151 является неточной, поскольку в наследственную массу входят имущественные права и долги, которые в принципе не могут принадлежать на праве собственности.

3. При наследовании выморочного имущества действует ряд общих правил наследственного законодательства, в частности о составе наследственной массы (ст. 1112 ГК), о возмещении необходимых расходов (ст. 1174 ГК) и несении ответственности по долгам наследодателя в пределах наследственной массы (ст. 1175 ГК), о необходимости выдачи свидетельства о праве на наследство на имя Российской Федерации (п. 1 ст. 1153 ГК), о порядке выдачи свидетельства о наследстве на выморочное имущество и т. п.

Однако наследование выморочного имущества имеет и много особенностей, которые обусловлены не только целями введения данного института (защита прав и интересов кредиторов и предотвращение появления бесхозяйного имущества), но и спецификой правового положения государства как публичного образования, являющегося в соответствии с Конституцией гарантом права наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции) и выступающего в гражданском обороте постольку, поскольку это необходимо для реализации задач публичной власти. Однако проблема заключается в том, что многие вопросы, связанные с наследованием выморочного имущества, до сих пор не нашли разрешения в законодательстве.*

Например, для приобретения наследства не требуется специального акта его принятия (п. 1 ст. 1152), а отказ от него запрещен (п. 1 ст. 1157 ГК). В связи с этим в литературе высказано мнение, что в случае с выморочным имуществом речь идет не о наследовании, а о получении такого имущества, поскольку государство не имеет права не принять наследство или отказаться от него (см.: Телюкина М. В. Комментарий к разделу V Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2002. № 9. Коммент. к ст. 1151).

К сожалению, закон не только не регулирует процедуру выявления выморочного имущества для целей оформления наследственных прав, но даже не содержит четких предписаний относительно полномочий соответствующих органов, обязанных осуществлять от имени Российской Федерации принятие и учет выморочного имущества. Следует заметить, что была предпринята попытка признания коммент. ст. неконституционной ввиду отсутствия подробного регулирования, однако КС отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что устранение законодательных пробелов отнесено к компетенции законодателя – п. 2.2 определения КС от 21 апреля 2005 г. № 194-О // Документ опубликован не был).

Проблема отсутствия четкого регулирования наиболее актуальна, когда выморочным является только часть имущества, а другая принята соответствующими наследниками по завещанию или закону. При возникновении права общей собственности наследников (ст. 1164 ГК) в случае неоформления Российской Федерацией наследственных прав возникают объективные препятствия к осуществлению правомочий другими сособственниками. В литературе высказано мнение, что в подобных ситуациях принявшие наследство лица вправе оспаривать бездействие Российской Федерации в лице ее органов в соответствии с положениями гл. 25 ГПК (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / под ред. Н. И. Марышевой, К. Б. Ярошенко. С. 144 (автор коммент. – М. Л. Шелютто)).

Согласно п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 (СЗ РФ. 2008. № 23. Ст. 2721) (далее – Положение о Росимуществе), Росимущество принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации (см. также: п. 23 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 27-28 февраля 2007 г. № 02/07 // Нотариальный вестник. 2007. № 8).

Вместе с тем на практике учет такого выморочного имущества, за исключением жилых помещений, осуществляется налоговыми органами, хотя действующим Положением о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961), подобные полномочия не закреплены. В настоящее время действия налоговых органов основаны на разъяснениях, приведенных в письмах Федеральной налоговой службы «О выморочном имуществе» от 19 февраля 2007 г. № 02-3-04/3 (документ опубликован не был) и от 4 декабря 2008 г. № ШС-6-3/892 (документ опубликован не был), в которых со ссылкой на отсутствие специального закона, предусмотренного п. 3 ст. 1151, указывается, что до его принятия следует руководствоваться утратившим силу подп. «к» п. 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340, а также Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утв. постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683, и Инструкцией «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», утв. постановлением Минфина СССР 19 декабря 1984 г. № 185 (документ опубликован не был), согласно п. 5 которой документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.

Кроме того, указано, что обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведения каких-либо проверок) законодательством Российской Федерации на налоговые органы не возложена. Поэтому последние осуществляют полномочия в отношении выморочного имущества после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества, а по результатам получения свидетельства о праве государства на наследство передают соответствующее имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.*

Учитывая, однако, правовую природу подобных писем Федеральной налоговой службы, очевидно, что подобных разъяснений недостаточно для устранения законодательных пробелов.

Определение ВАС РФ от 30.09.2011 г. № ВАС-12922/11

«В силу пункта 3 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах срока исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. В последнем случае суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 настоящего Кодекса к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в собственность Российской Федерации.

Выдача Российской Федерации как наследнику свидетельства о праве наследования выморочного имущества осуществляется в общем порядке, предусмотренном для выдачи свидетельства о праве на наследство любому другому наследнику (абзац 3 пункта 1 статьи 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 71 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при переходе имущества по праву наследования к государству свидетельство о праве на наследство выдается соответствующему государственному органу.

До принятия специального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества (пункт 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации) действует Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.84 № 683. Согласно Положению обязанности учета имущества, переходящего по праву наследования к государству, возложены на налоговые органы.

В связи с этим свидетельство о праве наследования государства должно быть выдано по заявлению соответствующих налоговых органов, поданному по месту открытия наследства.*

Свидетельство о праве на наследство удостоверяет юридическое основание, определяющее переход к наследнику права собственности, других прав и обязанностей, принадлежавших наследодателю при его жизни.

Таким образом, свидетельство о праве на наследство является доказательством наличия права на наследство».

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Покупали ли вы б.у. активы?

  • Да 58.62%
  • Нет 41.38%
результаты

Рассылка



© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 9 371 статье, свежим новостям, ответам экспертов на вопросы, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Российский налоговый курьер» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете бухгалтером, то образцы форм, приказов, шаблоны документов, новости и статьи от экспертов для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по налогам и взносам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль