text
✫50% скидка на подписку!>>> | Подробности по ☎ 8 800 550-15-57
Российский налоговый курьер

Ликвидация «мертвых» фирм: правовые проблемы

  • 1 мая 2003
  • 592

С 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц осуществляет МНС России. Серьезной проблемой для налоговых органов стало отсутствие в законодательстве эффективного механизма ликвидации фирм, не подавших в отведенный срок сведения о себе. Есть ли выход из создавшейся ситуации?

По данным Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 1 января 2003 года около 1,6 млн. организаций не подали в налоговые инспекции сведения о себе, как того требует статья 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Можно предположить, что в большинстве своем они фактически не ведут хозяйственной деятельности и представляют нулевую отчетность либо не сдают ее вовсе. И, разумеется, не платят налогов.

Налоговые органы вынуждены отвлекать значительные людские и материальные ресурсы на работу с «мертвыми душами»: разыскивать должностных лиц, привлекать их к ответственности, добиваться уплаты санкций и т. д. Зачастую все усилия оказываются тщетными и приводят лишь к потере времени и бюджетных средств.

«Налоговые органы вынуждены отвлекать значительные людские и материальные ресурсы на работу с “мертвыми душами”»

Казалось бы, вывод очевиден: ликвидировать организации, нарушающие требования законодательства. Основание -- статья 61 Гражданского кодекса. Однако все не так-то просто.

Ликвидация затянется на годы

Гражданский кодекс устанавливает жесткие требования к процедуре ликвидации организаций. В статье 61 предусмотрено только два основания для этого:

  1. по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами;
  2. по решению суда. Но в этом случае ликвидация возможна при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
  • при создании организации были допущены грубые нарушения закона неустранимого характера;
  • организация ведет деятельность без надлежащего разрешения -- лицензии или с иными неоднократными либо грубыми нарушениями нормативных правовых актов;
  • осуществляемая деятельность запрещена законом;
  • если это общественная либо религиозная организация или благотворительный фонд, и он систематически ведет деятельность, противоречащую его уставным целям, и т. д.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что ликвидировать в соответствии со статьей 61 ГК РФ можно лишь действующую организацию. К организациям же, не ведущим деятельность, положения данной статьи не применимы.

Но даже если бы суды и применяли указанную статью, это было бы только началом процедуры ликвидации. Далее они должны были бы поручить учредителям организации создать ликвидационную комиссию и представить на утверждение ликвидационный баланс. Если бы учредитель не сделал этого (а в случае с «мертвыми» организациями, скорее всего, было бы именно так), у суда оставалась бы возможность назначить ликвидатора. Это разъяснено совместным постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 6/8. Но ликвидатору пришлось бы платить зарплату. Хорошо, если у ликвидируемой организации есть какие-нибудь активы. Иначе все затраты легли бы на плечи государства. Поэтому применить эту процедуру к 1,6 млн. организаций, фактически не действующих и не владеющих имуществом, вряд ли получится.

Не так давно в одном из своих интервью заместитель председателя ВАС РФ В.В. Витрянский признал, что проблема с ликвидацией «мертвых душ» действительно существует. По его словам, при подготовке проекта федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» главный арбитражный суд страны предлагал соответствующие поправки. «Все учредители и участники юридических лиц, чтобы быть перенесенными в новый единый реестр, были бы обязаны представить доказательства своего фактического существования и своей деятельности, -- говорит судья. -- И только в случае представления таких документов они подлежали бы включению в реестр юридических лиц»1.

Однако эффективность такой нормы вызывает сомнения. Неясно, какими документами пришлось бы подтверждать ведение деятельности юридическим лицом. Кто и как проводил бы экспертизу подлинности представленных документов?

В том же интервью В.В. Витрянский отмечает, что «если ничего не будет изменено в законодательстве… арбитражные суды получат свыше миллиона исков о ликвидации юридических лиц либо заявлений о признании банкротом с применением упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника». Это колоссальный объем работы. Для сравнения: сегодня в арбитражных судах рассматривается всего около 700 тыс. дел в год.

Таким образом, процесс ликвидации «мертвых душ» может растянуться на долгие годы. А это означает огромные затраты на предъявление соответствующих исков, ведение дел. И все это время информация о таких организациях будет храниться как о действующих юридических лицах, засоряя базы данных.

Банкротить? Долго и дорого

Другой путь -- банкротить такие организации. Ведь руководитель организации-должника отсутствует или установить место его нахождения невозможно. Тогда заявление о признании отсутствующего должника банкротом может подать конкурсный кредитор или уполномоченный орган. Причем независимо от размера кредиторской задолженности. Это правило установлено в статье 227 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

По делам о банкротстве от имени Российской Федерации требования об уплате обязательных платежей и других денежных обязательств выдвигает Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству. Об этом говорится в пункте 1 постановления Правительства РФ от 14.02.2003 № 100. Казалось бы -- ей и карты в руки. Однако и здесь есть свои «но».

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом уполномоченный орган может подать только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (ст. 227 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Порядок и условия финансирования процедур банкротства, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяет Правительство РФ. Однако трудно представить правительственное постановление, которое устанавливало бы порядок финансирования при предъявлении заявлений о банкротстве отсутствующего должника уполномоченными органами. И уж совсем маловероятной представляется строка в бюджете, что определенная сумма выделяется для осуществления банкротства в качестве отсутствующего должника 1,6 млн. юридических лиц. Это во-первых.

Во-вторых, за весь 2001 год арбитражные суды успели рассмотреть 37 тыс. заявлений о банкротстве отсутствующего должника. Как и в какие сроки такие дела будут рассматриваться в отношении 1,6 млн. организаций, остается только гадать.

Выход -- упростить процедуру исключения из реестра

Безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. Представляется, что для разрешения проблемы надо разработать упрощенную процедуру исключения «мертвых» организаций из Единого государственного реестра юридических лиц. В законодательство необходимо внести соответствующие изменения.

Подспорьем может стать опыт других государств. Упрощенная процедура ликвидации недействующих организаций существует в Швеции и Великобритании. В этих странах непредставление в течение полугода в регистрирующий орган отчета служит основанием для внесения в реестр записи о ликвидации организации. Естественно, организация может оспорить это решение в суде.

«Упрощенная процедура ликвидации недействующих организаций существует в Швеции и Великобритании»

В нашем случае процедура могла бы быть такой. На основании данных банков и собственной информации налоговые органы публикуют перечень организаций, не представивших сведения о себе. Затем в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись об исключении таких лиц из государственного реестра. Сведения об этом представляются во внебюджетные фонды и другие ведомства. Если организация, исключенная из государственного реестра, все же заявит о себе, на основании решения суда либо налогового органа запись о ее исключении из реестра будет отменена.

Подобный порядок не ущемляет права организаций и позволяет создать систему сбора достоверной информации об организациях, ведущих деятельность на территории России.

1: Конищева Т. Регистрация пройдет по-новому // Российская Бизнес-газета, 2002, № 28, 23 июля.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь или войдите через соц.сети!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Зарегистрируйтесь и продолжайте читать
Зарегистрироваться
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.