Ликвидация «мертвых» фирм: правовые проблемы

588
С 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц осуществляет МНС России. Серьезной проблемой для налоговых органов стало отсутствие в законодательстве эффективного механизма ликвидации фирм, не подавших в отведенный срок сведения о себе. Есть ли выход из создавшейся ситуации?

По данным Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 1 января 2003 года около 1,6 млн. организаций не подали в налоговые инспекции сведения о себе, как того требует статья 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Можно предположить, что в большинстве своем они фактически не ведут хозяйственной деятельности и представляют нулевую отчетность либо не сдают ее вовсе. И, разумеется, не платят налогов.

Налоговые органы вынуждены отвлекать значительные людские и материальные ресурсы на работу с «мертвыми душами»: разыскивать должностных лиц, привлекать их к ответственности, добиваться уплаты санкций и т. д. Зачастую все усилия оказываются тщетными и приводят лишь к потере времени и бюджетных средств.

«Налоговые органы вынуждены отвлекать значительные людские и материальные ресурсы на работу с “мертвыми душами”»

Казалось бы, вывод очевиден: ликвидировать организации, нарушающие требования законодательства. Основание -- статья 61 Гражданского кодекса. Однако все не так-то просто.

Ликвидация затянется на годы

Гражданский кодекс устанавливает жесткие требования к процедуре ликвидации организаций. В статье 61 предусмотрено только два основания для этого:

  1. по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами;
  2. по решению суда. Но в этом случае ликвидация возможна при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
  • при создании организации были допущены грубые нарушения закона неустранимого характера;
  • организация ведет деятельность без надлежащего разрешения -- лицензии или с иными неоднократными либо грубыми нарушениями нормативных правовых актов;
  • осуществляемая деятельность запрещена законом;
  • если это общественная либо религиозная организация или благотворительный фонд, и он систематически ведет деятельность, противоречащую его уставным целям, и т. д.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что ликвидировать в соответствии со статьей 61 ГК РФ можно лишь действующую организацию. К организациям же, не ведущим деятельность, положения данной статьи не применимы.

Но даже если бы суды и применяли указанную статью, это было бы только началом процедуры ликвидации. Далее они должны были бы поручить учредителям организации создать ликвидационную комиссию и представить на утверждение ликвидационный баланс. Если бы учредитель не сделал этого (а в случае с «мертвыми» организациями, скорее всего, было бы именно так), у суда оставалась бы возможность назначить ликвидатора. Это разъяснено совместным постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 6/8. Но ликвидатору пришлось бы платить зарплату. Хорошо, если у ликвидируемой организации есть какие-нибудь активы. Иначе все затраты легли бы на плечи государства. Поэтому применить эту процедуру к 1,6 млн. организаций, фактически не действующих и не владеющих имуществом, вряд ли получится.

Не так давно в одном из своих интервью заместитель председателя ВАС РФ В.В. Витрянский признал, что проблема с ликвидацией «мертвых душ» действительно существует. По его словам, при подготовке проекта федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» главный арбитражный суд страны предлагал соответствующие поправки. «Все учредители и участники юридических лиц, чтобы быть перенесенными в новый единый реестр, были бы обязаны представить доказательства своего фактического существования и своей деятельности, -- говорит судья. -- И только в случае представления таких документов они подлежали бы включению в реестр юридических лиц»1.

Однако эффективность такой нормы вызывает сомнения. Неясно, какими документами пришлось бы подтверждать ведение деятельности юридическим лицом. Кто и как проводил бы экспертизу подлинности представленных документов?

В том же интервью В.В. Витрянский отмечает, что «если ничего не будет изменено в законодательстве… арбитражные суды получат свыше миллиона исков о ликвидации юридических лиц либо заявлений о признании банкротом с применением упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника». Это колоссальный объем работы. Для сравнения: сегодня в арбитражных судах рассматривается всего около 700 тыс. дел в год.

Таким образом, процесс ликвидации «мертвых душ» может растянуться на долгие годы. А это означает огромные затраты на предъявление соответствующих исков, ведение дел. И все это время информация о таких организациях будет храниться как о действующих юридических лицах, засоряя базы данных.

Банкротить? Долго и дорого

Другой путь -- банкротить такие организации. Ведь руководитель организации-должника отсутствует или установить место его нахождения невозможно. Тогда заявление о признании отсутствующего должника банкротом может подать конкурсный кредитор или уполномоченный орган. Причем независимо от размера кредиторской задолженности. Это правило установлено в статье 227 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

По делам о банкротстве от имени Российской Федерации требования об уплате обязательных платежей и других денежных обязательств выдвигает Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству. Об этом говорится в пункте 1 постановления Правительства РФ от 14.02.2003 № 100. Казалось бы -- ей и карты в руки. Однако и здесь есть свои «но».

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом уполномоченный орган может подать только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (ст. 227 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Порядок и условия финансирования процедур банкротства, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяет Правительство РФ. Однако трудно представить правительственное постановление, которое устанавливало бы порядок финансирования при предъявлении заявлений о банкротстве отсутствующего должника уполномоченными органами. И уж совсем маловероятной представляется строка в бюджете, что определенная сумма выделяется для осуществления банкротства в качестве отсутствующего должника 1,6 млн. юридических лиц. Это во-первых.

Во-вторых, за весь 2001 год арбитражные суды успели рассмотреть 37 тыс. заявлений о банкротстве отсутствующего должника. Как и в какие сроки такие дела будут рассматриваться в отношении 1,6 млн. организаций, остается только гадать.

Выход -- упростить процедуру исключения из реестра

Безвыходных ситуаций, как известно, не бывает. Представляется, что для разрешения проблемы надо разработать упрощенную процедуру исключения «мертвых» организаций из Единого государственного реестра юридических лиц. В законодательство необходимо внести соответствующие изменения.

Подспорьем может стать опыт других государств. Упрощенная процедура ликвидации недействующих организаций существует в Швеции и Великобритании. В этих странах непредставление в течение полугода в регистрирующий орган отчета служит основанием для внесения в реестр записи о ликвидации организации. Естественно, организация может оспорить это решение в суде.

«Упрощенная процедура ликвидации недействующих организаций существует в Швеции и Великобритании»

В нашем случае процедура могла бы быть такой. На основании данных банков и собственной информации налоговые органы публикуют перечень организаций, не представивших сведения о себе. Затем в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись об исключении таких лиц из государственного реестра. Сведения об этом представляются во внебюджетные фонды и другие ведомства. Если организация, исключенная из государственного реестра, все же заявит о себе, на основании решения суда либо налогового органа запись о ее исключении из реестра будет отменена.

Подобный порядок не ущемляет права организаций и позволяет создать систему сбора достоверной информации об организациях, ведущих деятельность на территории России.

1: Конищева Т. Регистрация пройдет по-новому // Российская Бизнес-газета, 2002, № 28, 23 июля.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль