Налоговые посты: как и для чего они создаются

2077
Как известно, с 1 января 2003 года применяется новый порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты. Одним из элементов этого порядка являются налоговые посты.

Статьей 1971 НК РФ предусмотрено, что порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов у плательщиков акцизов на нефтепродукты определяется МНС России. Во исполнение этого положения указанной статьи МНС России разработало и утвердило два приказа. Один -- от 12.02.2003 № БГ-3-03/57 «О создании постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика», второй -- от 21.02.2003 № БГ-3-06/79 «Об утверждении порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов у налогоплательщика» (далее -- приказ № БГ-3-06/79).

Цель и порядок создания налоговых постов

Так что же такое налоговый пост? Это система мероприятий, осуществляемых налоговой инспекцией, выдавшей налогоплательщику свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее -- свидетельство). Цель этих мероприятий заключается в проверке правильности исчисления и уплаты акцизов.

Налоговый пост создается по решению руководителя налогового органа, который выдал свидетельство. Напомним, что свидетельство выдается Управлением МНС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого состоит на учете организация (то есть юридическое лицо) или физическое лицо, либо межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Соответственно руководители именно этих налоговых органов принимают решение о создании налоговых постов.

Иногда организация-налогоплательщик и его обособленное подразделение, где должен быть создан налоговый пост, находятся в разных субъектах Российской Федерации. Тогда решение о создании налогового поста принимает руководитель налогового органа, который выдал свидетельство организации. Данное решение должно быть предварительно согласовано с Управлением МНС России по субъекту Российской Федерации, где расположено обособленное подразделение.

Например, организация зарегистрирована на территории Московской области, а ее обособленное подразделение (нефтехранилище) находится в Рязанской области. В этом случае решение о создании налогового поста принимает руководитель УМНС России по Московской области по согласованию с руководителем УМНС России по Рязанской области.

Подчеркнем, что действующим законодательством не предполагается создание налоговых постов автоматически на всех предприятиях, которые совершают операции с нефтепродуктами. Налоговый пост может быть создан на основании предложения практически любого УМНС России -- либо по месту нахождения организации, либо по месту нахождения обособленного подразделения, либо другого, располагающего необходимой информацией.

Однако в ряде случаев эти предложения должны вноситься указанными органами обязательно. Такими случаями могут быть:

  • во-первых, если в ходе налоговой проверки установлены нарушения налогового законодательства, которые привели к занижению налоговой базы по акцизам на нефтепродукты;
  • во-вторых, если по ряду косвенных признаков налоговая инспекция предполагает, что налогоплательщик совершил операции, подлежащие обложению акцизами, но не отразил их в налоговой отчетности;
  • в-третьих, если в течение нескольких налоговых периодов наблюдается резкое снижение налоговой базы по акцизам по сравнению с предыдущими периодами.

Решение о создании налогового поста, так же как и решение о прекращении его деятельности, оформляется по определенной форме. Она приведена в приложении к приказу № БГ-3-03/57. В решении помимо сведений о налогоплательщике необходимо указать и дату начала деятельности налогового поста.

Для завершения деятельности поста УМНС России, его учредившее, должно принять отдельное решение. Оно принимается на основе заключения об устранении налогоплательщиком недостатков, вызвавших необходимость создания налогового поста.

Вопрос о численности и персональном составе налогового поста решается применительно к каждой конкретной ситуации по согласованию между двумя Управлениями МНС России -- тем, которое выдало свидетельство, и тем, на подведомственной территории которого непосредственно находится обособленное подразделение налогоплательщика.

Обязанности налогоплательщика при создании постов

Налогоплательщик обязан по письменному требованию налогового органа предоставить сотрудникам налогового поста помещение с ограниченным доступом. К тому же оно должно быть оборудовано программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по формам, установленным МНС России (ст. 1971 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик должен обеспечивать сотрудникам налоговых постов доступ в административные, производственные, складские и иные помещения, а также на территорию организации. Доступ в эти помещения осуществляется только при предъявлении работниками налоговых постов служебных удостоверений, а также решения руководителя налогового органа. Такой порядок установлен приказом № БГ-3-06/79.

Для осуществления функций налогового поста налогоплательщик представляет его сотрудникам необходимые данные первичного учета и первичные документы, подтверждающие движение нефтепродуктов. Например, договоры, счета-фактуры, накладные и т. д. Иначе говоря, все документы, отражающие поступление нефтепродуктов, поступление и отпуск сырья в производство, реализацию нефтепродуктов как на внутренний рынок, так и на экспорт.

Функции налоговых постов

В общем функции налогового поста определены статьей 1971 Кодекса. Приказ № БГ-3-06/79 лишь конкретизирует особенности функционирования налоговых постов у налогоплательщиков, которые осуществляют разные виды деятельности.

Деятельность налогового поста начинается с проведения сверки фактических остатков нефтепродуктов и сырья в местах их хранения с данными учета у налогоплательщика. Результаты сверки отражаются в справке. Она подписывается сотрудниками налогового поста и уполномоченными лицами налогоплательщика, присутствовавшими при сверке. Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) должен быть ознакомлен со справкой. Более того, ему предоставлено право давать письменные пояснения по фактам, которые в ней изложены.

Рассмотрим подробнее функционирование постов в зависимости от деятельности налогоплательщика.

Если организация производит и реализует нефтепродукты

Налоговый пост, функционирующий у налогоплательщика, который производит и реализует нефтепродукты, контролирует:

  • во-первых, поступление и движение нефтепродуктов и сырья;
  • во-вторых, объемы производства, то есть выход готовой продукции налогоплательщика;
  • в-третьих, отпуск нефтепродуктов (по видам нефтепродуктов), то есть:
  • количество продукции, переданной каждому собственнику давальческого сырья;
  • количество нефтепродуктов (закупленных и собственного производства), использованных на собственные нужды;
  • объем реализованных нефтепродуктов на внутреннем рынке и на экспорт;
  • остатки нефтепродуктов в складских помещениях или резервуарах.

Сбор данных о поступлении сырья и нефтепродуктов, выпуске готовой продукции и ее реализации осуществляется на постоянной основе. То есть в течение всего времени деятельности налогового поста. Сбор проводится на основании первичного учета и первичных документов налогоплательщика, отражающих:

  • поступление нефтепродуктов;
  • поступление и отпуск сырья в производство;
  • выход готовой продукции;
  • отпуск нефтепродуктов.

Такими документами могут быть акт приема-передачи нефтепродуктов от нефтеперерабатывающего завода, ведомость наличия нефтепродуктов в трубопроводах, акт приема-сдачи нефтепродуктов по трубопроводу и др.

Обобщение полученных данных производится ежедекадно.

Налоговый пост проводит контроль выборочно. Его периодичность определяет УМНС России, принявшее решение о создании налогового поста.

Контроль за движением сырья осуществляется на основании данных контрольного и учетно-измерительного оборудования и документов, отражающих поступление и отпуск сырья в производство за период с начала месяца до даты проведения выборочного контроля. Кроме того, сотрудники налогового поста могут проводить контрольные замеры фактических остатков сырья на момент проведения выборочного контроля. Замеры производятся в присутствии уполномоченного лица налогоплательщика. Затем фактические остатки сырья сравниваются с остатками, полученными расчетным путем.

К проверке готовой продукции налоговый орган может привлечь специалиста или эксперта.

Если сотрудники налогового поста выявят расхождения между объемами готовой продукции и установленными технологическими нормами, они обязаны взять письменные пояснения у налогоплательщика.

Выход готовой продукции контролируется на основании данных первичного учета и первичных документов, отражающих объем поступившего для переработки сырья и выхода готовой продукции, а также данных контрольно-измерительного оборудования, установленного на технологическом оборудовании.

По результатам проведенного выборочного контроля сотрудники налогового поста составляют справку. Если установлены несоответствия фактических остатков нефтепродуктов и полученных расчетным путем, к справке прилагаются письменные пояснения налогоплательщика.

На основании данных проведенного контроля сотрудники налогового поста составляют отчет о движении сырья и нефтепродуктов, который подписывается руководителем налогового поста, руководителем и главным бухгалтером организации.

Оптовая реализация нефтепродуктов

Налоговый пост, функционирующий у налогоплательщика, который ведет оптовую или оптово-розничную торговлю нефтепродуктами, осуществляет контроль только в части их оптовой реализации.

В этом случае контролируется объем:

  • закупленных нефтепродуктов;
  • полученных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья по договорам на оказание услуг по переработке.

Контроль осуществляется на основе данных первичного учета и первичных документов, отражающих поступление подакцизных нефтепродуктов, и данных контрольного и учетно-измерительного оборудования.

Также налоговый пост контролирует реализацию подакцизных нефтепродуктов на внутренний рынок, на экспорт и передачу на собственные АЗС (для налогоплательщиков, осуществляющих оптово-розничную реализацию) и остатки нефтепродуктов.

Контроль осуществляется на основании показателей первичного учета и первичных документов, отражающих реализацию нефтепродуктов, а также данных контрольно-измерительного оборудования.

Данные, полученные в результате проведенного контроля, включаются в отчет о движении подакцизных нефтепродуктов за отчетный месяц, который подписывается руководителем налогового поста, руководителем и главным бухгалтером организации.

Розничная реализация нефтепродуктов

Налоговый пост, функционирующий у налогоплательщика, занятого розничной или оптово-розничной реализацией нефтепродуктов, контролирует только розничную реализацию через АЗС.

Контроль за поступлением нефтепродуктов ведется по их видам в разрезе объемов:

  • закупленных у поставщиков;
  • полученных, произведенных из давальческого сырья;
  • полученных из других подразделений налогоплательщика.

Контроль осуществляется на основании данных первичного учета и первичных документов, отражающих реализацию нефтепродуктов, а также данных контрольно-измерительного оборудования, имеющегося на АЗС.

Для проверки фактических остатков нефтепродуктов сотрудники налоговых органов проводят выборочный контроль за поступлением и реализацией подакцизных нефтепродуктов. Данные проведенного контроля включаются в отчет о движении подакцизных нефтепродуктов за отчетный месяц, который подписывается руководителем налогового поста, руководителем и главным бухгалтером организации.

Проверка свидетельств

Помимо указанных функций сотрудники налогового поста проверяют свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, предъявленные покупателями нефтепродуктов. Основная цель проверки свидетельств -- предотвращение возможного необоснованного применения налоговых вычетов по акцизам. Напомним, что наличие свидетельства у поставщика и покупателя нефтепродуктов служит основанием для налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 8 статьи 200 НК РФ.

Такая проверка свидетельств проводится посредством их сверки с Реестром выданных свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. В ходе проверки выясняется принадлежность свидетельства покупателю нефтепродуктов, его действительность, то есть не является ли оно аннулированным или приостановленным.

Сотрудники налоговых постов принимают участие в выездных налоговых проверках налогоплательщиков. Для осуществления своих функций, предусмотренных Кодексом, сотрудники постов имеют право производить осмотр административных, производственных, складских и иных помещений и территории налогоплательщика. О производстве осмотра составляется протокол, который подписывается руководителем налогового поста и всеми лицами, в нем участвовавшими.

В заключение отметим, что, выполняя функции, предусмотренные Налоговым кодексом, сотрудники налогового поста не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщика. В случае нарушения этого положения они несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном российским законодательством.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль