Первоначальная стоимость покупаемого автомобиля

1127
Проблемная ситуация 1. При приобретении нового автомобиля с использованием услуги трейд-ин организация осуществляет расходы по оценке, ремонту и т. д. передаваемого старого транспортного средства. Включаются ли данные затраты в первоначальную стоимость нового автомобиля?

А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых услуг ЗАО «МББ-АУДИТ»:

«Сделку по обмену старого автомобиля на новый можно оформить договором мены или двумя договорами купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований. Например, приобретая новый автомобиль по договору мены, организация-покупатель передает продавцу свой подержанный автомобиль и доплачивает разницу в стоимости.

Затраты по оценке, ремонту и прочие расходы, связанные с предпродажной подготовкой старого транспортного средства, организация-покупатель не вправе включить в первоначальную стоимость нового автомобиля. По моему мнению, рассматриваемые затраты не включаются и в стоимость старого автомобиля. Данные расходы, являющиеся косвенными, в налоговом учете покупателя могут единовременно учитываться в том периоде, к которому относятся (п. 2 ст. 318 НК РФ)»».

Е.В. Орлова, заместитель генерального директора ЗАО «АСМ АУДИТ»:

«Глава 25 НК РФ не содержит отдельного порядка определения первоначальной стоимости основных средств, полученных с использованием услуги трейд-ин. В данном случае необходимо руководствоваться общими правилами, которые изложены в пункте 1 статьи 257 НК РФ. Согласно данному пункту первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

Как правило, в рамках услуги трейд-ин практически все крупные автосалоны предлагают сопутствующие услуги по диагностике технического состояния передаваемого транспортного средства и экспертной оценке его стоимости, а также услуги по технической, криминалистической, юридической экспертизе приобретаемого автомобиля бесплатно. При этом в учете самих автосалонов отражаются нормо-часы, затраченные специалистами автосалонов на оказание подобного рода услуг. В части услуг, оказанных безвозмездно, автосалону следует начислить НДС (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а организации-покупателю в налоговом учете отразить внереализационный доход (п. 8 ст. 250 НК РФ).

Предположим, организация после диагностики и экспертной оценки откажется продавать старый автомобиль, поскольку предложенная цена ее не устраивает. В таком случае ей придется оплатить стоимость диагностики и экспертной оценки подержанного транспортного средства. При этом данные расходы не будут формировать первоначальную стоимость нового автомобиля, ведь старый автомобиль организация будет продавать уже самостоятельно, а новый — приобретать по классической схеме в рамках договора купли-продажи. Если же сделка с использованием услуги трейд-ин все-таки состоится, стоимость диагностики будет учтена автосалоном в продажной стоимости нового автомобиля.

Затраты на предпродажную подготовку и ремонт передаваемого автомобиля у организации, воспользовавшейся услугой трейд-ин, зачастую также отсутствуют. Эти расходы осуществляет автосалон (и поэтому занижает экспертную оценку передаваемого фирмой автомобиля). Организация может обменять даже аварийный и послеаварийный автомобиль или очень старый и не подлежащий восстановлению автомобиль, который примут в автосалоне в качестве металлолома.
Рассмотрим такую ситуацию. В небольшом автосалоне при приобретении автомобиля с использованием услуги трейд-ин организации самой придется оплачивать работы по диагностике и оценке передаваемого автомобиля. Тогда скорее всего сделка будет оформлена не договором мены, а двумя договорами купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований. Соответственно в рамках договора купли-продажи подержанного автомобиля организация (как продавец) осуществляет расходы по диагностике и оценке, которые она в общеустановленном порядке признает в уменьшение дохода от реализации этого автомобиля.

Если же автосалон и организация используют договор мены, то включение названных расходов в первоначальную стоимость будет зависеть от того, какой порядок расчетов установлен в договоре мены. Ведь согласно статье 568 ГК РФ имущество, подлежащее обмену, предполагается равноценным.

Например, в договоре мены указаны сумма доплаты разницы в ценах, согласованная сторонами стоимость передаваемого автомобиля, а также стоимость услуг по его диагностике и оценке. По моему мнению, стоимость таких услуг может быть включена в первоначальную стоимость нового автомобиля, покупаемого организацией с использованием услуги трейд-ин, с учетом норм пункта 1 статьи 257 НК РФ и статьи 568 ГК РФ. То есть в данной ситуации в первоначальную стоимость нового автомобиля организация вправе включить затраты на диагностику и оценку (наряду с суммой доплаты разницы между ценой нового и стоимостью реализации переданного старого автомобиля)».

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль