Определение стоимости подержанного автомобиля

693
Проблемная ситуация 2. Услуга трейд-ин осуществляется на основании договора мены: подержанный автомобиль обменивается на новый. Первоначальная стоимость приобретаемого автомобиля формируется, в частности, исходя из стоимости переданного подержанного транспортного средства. Какую именно стоимость следует брать в расчет в данной ситуации — остаточную стоимость по данным налогового учета, цену сделки, указанную в договоре мены, или рыночную стоимость подержанного автомобиля?

А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых услуг ЗАО «МББ-АУДИТ»:

«Первоначальная стоимость основного средства, полученного по договору мены, рассчитывается исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ. Обычно организация-покупатель передает старый автомобиль, получает новый и доплачивает автосалону разницу между стоимостью нового и старого автомобиля.

Таким образом, первоначальная стоимость нового автомобиля у покупателя формируется из суммы доплаты и цены реализации старого автомобиля. Считаю, что стороны сделки в договоре мены должны указать цены реализации как старого, так и нового автомобиля исходя из рыночных цен».

Е.В. Орлова, заместитель генерального директора ЗАО «АСМ АУДИТ»:

«Способ определения первоначальной стоимости автомобиля, передаваемого при использовании услуги трейд-ин, организации придется выбирать самостоятельно, учитывая отсутствие прямого нормативного регулирования данного вопроса в Налоговом кодексе, а также разъяснений официальных органов и арбитражной практики по данному вопросу.

Напомню, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). А расходы для целей налогообложения прибыли — это обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В то же время следует помнить, что имущество, подлежащее обмену, считается равноценным (ст. 568 ГК РФ). Имущество признается неравноценным, если это прямо следует из условий договора мены или вытекает из согласованного волеизъявления сторон (п. 2 ст. 568 ГК РФ и п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 № 69). В этом случае сторона, передающая товар по более низкой цене, должна компенсировать разницу в ценах. По моему мнению, цена сделки, указанная в договоре мены, — это наименее рискованный подход к определению стоимости передаваемого автомобиля при использовании услуги трейд-ин. В этом случае соблюдаются и требования пункта 1 статьи 252 НК РФ, и статьи 568 ГК РФ. Ведь для организации, покупающей автомобиль в рамках договора мены, фактические расходы на его приобретение могут быть определены следующим образом. Во-первых, как продажная стоимость нового автомобиля, если она выделена в договоре мены. Она устанавливается автосалоном и соответствует рыночной стоимости продаваемого автомобиля соответствующего класса. А во-вторых, как сумма доплаты за разницу в цене плюс цена реализации переданного подержанного автомобиля (а не его остаточная стоимость), если в договоре мены не выделена стоимость приобретения нового автомобиля.

В любом случае цена реализации нового автомобиля складывается из экспертной оценки подержанного автомобиля и доплаты разницы в ценах. Тогда имущество, подлежащее обмену, будет равноценным.

Следует помнить, что передача подержанного автомобиля по договору мены приводит к возникновению дохода, который учитывается исходя из цены сделки с учетом положений статьи 40 НК РФ (п. 4 ст. 274 НК РФ). То есть рассматриваемый порядок определения стоимости передаваемого в обмен автомобиля будет способствовать снижению налоговых рисков организации с точки зрения контроля соответствия применяемых организацией цен рыночным со стороны налоговых органов (п. 2 ст. 40 НК РФ).

Обратите внимание: в налоговом учете стоимость полученного на основе договора мены нового автомобиля не будет равна себестоимости реализованного подержанного автомобиля с учетом доплаты».

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль