Обособленные подразделения: отчет по «прибыли»

1510
До 28 июля большинство организаций должны представить в налоговую инспекцию декларацию по налогу на прибыль за 1-е полугодие. Как правило, бухгалтеры организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, приступают к подготовке отчетности раньше других: ведь им приходится отчитываться перед несколькими инспекциями.

Как рассчитать сумму налога

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, обязаны представлять декларацию по налогу на прибыль и уплачивать налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого подразделения. Речь идет о сумме налога (включая авансовые платежи по нему), подлежащей уплате в региональные и местные бюджеты. Сумма налога в федеральный бюджет перечисляется централизованно по месту нахождения организации.

Сумма налога, которую необходимо уплатить в региональный и местный бюджеты по месту нахождения обособленного подразделения, рассчитывается исходя из доли прибыли, приходящейся на него. Эта доля определяется «как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику».

Иными словами, для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, используется формула:

( Среднесписочная численность работников подразделения + Остаточная стоимость основных средств подразделения ):2
Среднесписочная численность работников организации в целом Остаточная стоимость основных средств организации в целом

Среднесписочная численность работников определяется за последний месяц отчетного (налогового) периода. Иными словами, при расчете налога на прибыль за 1-е полугодие нужно определить среднесписочную численность работников за июнь. Вместо среднесписочной численности работников можно взять за основу расходы на оплату труда. Свой выбор организация должна закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Остаточная стоимость основных средств определяется по состоянию на конец отчетного (налогового) периода, то есть в случае с 1-м полугодием -- 30 июня. Учитываются только те основные средства, которые числятся в составе амортизируемого имущества.

Чтобы узнать, какая часть прибыли приходится на обособленное подразделение, нужно приходящуюся на него долю прибыли умножить на налоговую базу по организации в целом. Налоговая база определяется на конец отчетного (налогового) периода.



Не забудьте про переходный период

Помимо «обычного» налога на прибыль организации в текущем году должны заплатить часть налога с базы переходного периода (в том числе и по месту нахождения обособленных подразделений). Подобные платежи осуществляются в соответствии с пунктами 6 и 8 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ.

Платить этот «переходный» налог следует по итогам отчетных периодов. Если организации уплачивают налог на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами у них являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до конца года. Поэтому в течение года таким организациям придется заплатить налог с базы переходного периода 11 раз. Для остальных организаций отчетные периоды -- это I квартал, полугодие и 9 месяцев. Соответственно платежей будет три. По итогам полугодия налог уплачивается до 28 июля.

С 1 января текущего года изменились ставки налога на прибыль, уплачиваемого в федеральный и региональные бюджеты. Тем не менее сумму налога на прибыль, исчисленную с базы переходного периода, нужно продолжать уплачивать исходя из ставок налога, действовавших на 1 января 2002 года. Объясняется это следующим. В пункте 6 статьи 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ установлено, что «к определенной в соответствии с указанной статьей налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные статьей 284 Кодекса». Налоговую базу переходного периода организации определили на 1 января 2002 года. На ту же дату они определили и налог с этой базы, который должны уплачивать в течение нескольких лет. Поэтому никаких перерасчетов в связи с изменением ставок делать не нужно.

Суммы налога с базы переходного периода отражаются по строкам 550, 560 и 570 листа 02 декларации. Они должны равняться суммам, отраженным соответственно по строкам 082, 092, 102 листа 12 или 13 декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2002 года. По строке 580 отражается количество сроков уплаты сумм налога на прибыль, отражаемых по строкам 550--570 листа 02, -- 3 или 11.

Исходя из этого заполняются строки 600, 610 и 620 листа 02 декларации. В строке 590 отражается общая сумма налога на прибыль с налоговой базы переходного периода, подлежащая уплате вместе с квартальным авансовым платежом по итогам полугодия до 28 июля.

Сумма налога с базы переходного периода также распределяется исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, расчет которой приведен выше (см. пример).

Заполнение декларации

Форма декларации по налогу на прибыль утверждена приказом МНС России от 07.12.2001 № БГ-3-02/542. Приказом МНС России от 12.07.2002 № БГ-3-02/358 в нее были внесены изменения. Именно по форме декларации в редакции последнего приказа должны отчитаться организации по итогам 1-го полугодия.

У организаций, которые имеют обособленные подразделения, есть ряд специфических обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога на прибыль. Они перечислены в разделе 8 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585.

Итак, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, должны:

1. Представлять в налоговую инспекцию по месту своего нахождения декларацию, составленную по организации в целом, с распределением налога по обособленным подразделениям. В числе других приложений к листу 02 «Расчет налога на прибыль организаций» декларации необходимо заполнить:

  • приложение № 5 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения»;
  • приложение № 5а «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций».

2. Представлять в налоговые инспекции по месту нахождения каждого обособленного подразделения декларацию, включающую в себя титульный лист (лист 01), а также приложение № 5а в части, относящейся к данному подразделению. Сроки представления те же -- не позднее дня, установленного для подачи декларации за отчетный (налоговый) период. В приложении № 5а делается отметка налоговой инспекции по месту нахождения организации, подтверждающая, что суммы авансовых платежей и налога на прибыль по обособленному подразделению включены в налоговую декларацию, и проставляется штамп этой инспекции.

3. Сообщать каждому обособленному подразделению о суммах налога (авансовых платежей по нему), перечисляемых в региональные и местные бюджеты, приходящихся на это подразделение. Делать это нужно одновременно с представлением декларации в налоговую инспекцию по месту нахождения подразделения.

4. Уплачивать налог (авансовые платежи по нему) в региональные и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений.

Рассмотрим на примере, как заполнить приложения № 5 и 5а к листу 02 декларации «Расчет налога на прибыль организаций».

Пример

В состав торговой организации, зарегистрированной в Москве, входят два обособленных подразделения. Одно из них создано в Санкт-Петербурге в 2001 году, другое -- в Самаре 5 июня 2003 года.

Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи в общеустановленном порядке. Ставки налога на прибыль, установленные в 2003 году:

  • в бюджет Москвы и Санкт-Петербурга -- 18%;
  • в бюджет Самарской области -- 16%, г. Самары -- 2%.

По итогам I квартала 2003 года налоговая база по налогу на прибыль по организации в целом составила 958 333 руб. Сумма налога -- 230 000 руб. (958 333 руб. ? 24%), в том числе:

  • в федеральный бюджет -- 57 500 руб. (958 333 руб. ? 6%);
  • в бюджет Москвы и Санкт-Петербурга -- 172 500 руб. (958 333 руб. ? 18%).

В течение I квартала организация перечислила ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль (исходя из декларации за 9 месяцев 2002 года) в размере 80 000 руб., включая:

  • 25 000 руб. -- в федеральный бюджет;
  • 38 500 руб. -- в бюджет Москвы;
  • 16 500 руб. -- в бюджет Санкт-Петербурга.

По итогам I квартала доплачено в бюджет 150 000 руб. (230 000 руб. - 80 000 руб.).

По итогам 1-го полугодия 2003 года налоговая база по налогу на прибыль по организации в целом составила 1 875 000 руб. Сумма налога -- 450 000 руб. (1 875 000 руб. ? 24%), в том числе:

  • в федеральный бюджет -- 112 500 руб. (1 875 000 руб. ? 6%);
  • в региональные и местные бюджеты -- 337 500 руб. (1 875 000 руб. ? 18%).

Из общей суммы квартального авансового платежа за 1-е полугодие ежемесячные авансовые платежи по данным декларации по налогу на прибыль за I квартал составили 230 000 руб.

Сумма налога на прибыль, исчисленная с базы переходного периода и подлежащая уплате в 2003 году, равна 90 000 руб. Она распределена исходя из ставок налога на прибыль, действовавших по состоянию на 1 января 2002 года:

  • в федеральный бюджет -- 28 125 руб. (90 000 руб. ? 7,5 %);
  • в региональные и местные бюджеты -- 61 875 руб. (90 000 руб. ? 16,5 %).

В нашем примере сумму «переходного» налога надо уплатить три раза: до 28 апреля, 28 июля и 28 октября 2003 года. Уплата производится равными долями, то есть по 30 000 руб. по итогам каждого отчетного периода.

В качестве одного из показателей для распределения налога на прибыль организация выбрала среднесписочную численность работников.

Данные о среднесписочной численности работников и об остаточной стоимости амортизируемых основных средств приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Среднесписочная численность работников
Показатель Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Среднесписочная численность работников, всего по организации, чел. 42 39 45 32 35 35
в том числе
головная организация 32 29 34 22 26 21
подразделение в Санкт-Петербурге 10 10 11 10 9 9
подразделение в г.Самаре -- -- -- -- -- 5
Таблица 2. Остаточная стоимость амортизируемых основных средств
Показатель 31 января 28 февраля 31 марта 30 апреля 31 мая 30 июня
Остаточная стоимость амортизируемого имущества, всего по организации, руб. 83 000 88 000 93 000 92 000 87 000 94 000
в том числе
головная организация 58 000 61 000 63 000 62 000 62 000 65 000
подразделение в Санкт-Петербурге 25 000 27 000 30 000 30 000 25 000 20 000
подразделение в г.Самаре -- -- -- -- -- 9000

По итогам I квартала 2003 года

Рассчитаем удельные веса среднесписочной численности работников и остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения организации. Напомним, что в I квартале обособленное подразделение было одно -- в Санкт-Петербурге.

Удельный вес среднесписочной численности работников подразделения за март -- 0,2444 (11 чел. ? 45 чел.). Удельный вес остаточной стоимости основных средств на 31 марта -- 0,3226 (30 000 руб. ? 93 000 руб.). Таким образом, доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, составит 0,2835 [(0,2444 + 0,3226) ? 2]. Соответственно доля прибыли, приходящаяся на головную организацию, -- 0,7165 (1 - 0,2835).

Основываясь на этих данных, можно заполнить приложения № 5 и 5а к листу 02 декларации за I квартал.

По головной организации налоговая база составит 686 646 руб. (958 333 руб. ? 0,7165). Значит, в I квартале организация должна заплатить в московский бюджет 123 596 руб. (686 646 руб. ? 18%). Из них 38 500 руб. уже уплачено в качестве ежемесячных авансовых платежей. Остается доплатить 85 096 руб. (123 596 руб. - 38 500 руб.). Эти суммы отражаются в приложении № 5.

По подразделению в Санкт-Петербурге налоговая база будет равна 271 687 руб. (958 333 руб. ? 0,2835). Значит, в бюджет города в I квартале необходимо перечислить 48 904 руб. (271 687 ? 18%). Из них в качестве ежемесячных авансовых платежей уплачено уже 16 500 руб. Остается доплатить 32 404 руб. (48 904 руб. - 16 500 руб.). Это данные для приложения № 5а.

С базы переходного периода до 28 апреля нужно было заплатить 30 000 руб., из которых 9375 руб. должны пойти в федеральный бюджет, а 20 625 руб. -- в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. В московский бюджет необходимо перечислить 14 778 руб. (20 625 руб. ? 0,7165), в бюджет Санкт-Петербурга -- 5847 руб. (20 625 руб. ? 0,2835). Это данные заносятся в графы 19 и 20 обоих приложений.

Не забудьте также о графах 22 и 23. В них необходимо указать сумму авансовых платежей в региональные и местные бюджеты за II квартал. Она равна сумме авансового платежа по налогу на прибыль, исчисленному за I квартал, то есть 172 500 руб. (958 333 руб. ? 18%). Из них в московский бюджет нужно заплатить 123 596 руб. (172 500 руб. х 0,7165), в бюджет Санкт-Петербурга -- 48 904 руб. (172 500 руб. ? 0,2835).

По итогам 1-го полугодия 2003 года

Во II квартале организация заплатила ежемесячные авансовые платежи в размере 230 000 руб. По итогам же 1-го полугодия получилось, что организация за этот квартал должна была начислить только 220 000 руб. [(1 875 000 руб. - 958 333 руб.) ? 24%]. Поэтому по итогам 1-го полугодия налог на прибыль на сумму 10 000 руб. будет «к уменьшению».

Данную сумму можно получить и иным способом: налог по итогам полугодия равен 450 000 руб. (1 875 000 руб. х 24%), а организация перечислила за этот период 460 000 руб. (80 000 руб. + 150 000 руб. + 230 000 руб.). К уменьшению получается та же сумма -- 10 000 руб. (460 000 руб. - 450 000 руб.).

Далее находим удельные веса среднесписочной численности работников и остаточной стоимости основных средств обособленных подразделений. Во II квартале их уже два: в Санкт-Петербурге и в г. Самаре. Напомним, что последнее создано 5 июня.

Если организация создает в течение года новое обособленное подразделение, налоговую базу по нему она должна определять в общеустановленном порядке, начиная с отчетного периода, в котором подразделение создано. То есть база рассчитывается исходя из остаточной стоимости основных средств на последний день отчетного или налогового периода и среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) за последний месяц этого периода.

Таким образом, в нашем примере по итогам 1-го полугодия:

1) удельный вес среднесписочной численности работников (за июнь):

  • -- по подразделению в Санкт-Петербурге -- 0,2571 (9 чел. ? 35 чел.);
  • -- по подразделению в г. Самаре -- 0,1429 (5 чел. ? 35 чел.);

2) удельный вес остаточной стоимости основных средств (на 30 июня):

  • -- по подразделению в Санкт-Петербурге -- 0,2128 (20 000 руб. ? 94 000 руб.);
  • -- по подразделению в г. Самаре -- 0,0957 (9000 руб. ? 94 000 руб.).

Доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, то есть средняя арифметическая величина рассчитанных удельных весов, составит:

  • -- по подразделению в Санкт-Петербурге -- 0,235 [(0,2571 + 0,2128) ? 2];
  • -- по подразделению в г. Самаре -- 0,1193 [(0,1429 + 0,0957) ? 2].

Соответственно доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, составит 0,3543 (0,235 + 0,1193). Доля прибыли, приходящаяся на головную организацию, -- 0,6457 (1 - 0,3543).

Основываясь на этих данных, можно заполнить приложения № 5 и 5а к листу 02 декларации за 1-е полугодие.

По головной организации налоговая база составит 1 210 688 руб. (1 875 000 руб. ? 0,6457). Значит, организация должна заплатить в столичный бюджет за 1-е полугодие 217 924 руб. (1 210 688 руб. ? 18%). Но в течение полугодия 247 192 руб. уже перечислено в качестве ежемесячных авансовых платежей и квартального авансового платежа за I квартал (см. выше). Таким образом, к уменьшению получается сумма 29 268 руб. (247 192 руб. - 217 924 руб.). Эти суммы надо вписать в приложение № 5.

По подразделению в Санкт-Петербурге налоговая база будет равна 440 625 руб. (1 875 000 руб. ? 0,235). Значит, в бюджет города за 1-е полугодие необходимо перечислить 79 313 руб. (440 625 руб. ? 18%). За полугодие в бюджет Санкт-Петербурга начислено и уплачено 97 808 руб. Поэтому здесь к уменьшению также будет сумма 18 495 руб. (97 808 руб. - 79 313 руб.). Это уже показатели для приложения № 5а.

Кроме того, в данном приложении следует отразить и данные по второму обособленному подразделению, созданному в г. Самаре. Налоговая база по данному подразделениб -- 223 688 руб. (1 875 000 руб. ? 0,1193). Поэтому по итогам 1-го полугодия в бюджет Самарской области и в бюджет г. Самары должно быть начислено и уплачено 40 263 руб., в том числе:

  • в бюджет Самарской области -- 35 790 руб. (223 688 руб. ? 16%);
  • в бюджет г. Самары -- 4473 руб. (223 688 руб. ? 2%).

В эти бюджеты в течение 1-го полугодия никаких сумм не перечислялось, поэтому доплатить нужно всю начисленную сумму налога, то есть 35 790 руб. и 4473 руб.

Здесь необходимо вспомнить про сумму налога с базы переходного периода и заполнить графы 19 и 20 обоих приложений. По окончании 1-го полугодия организация должна заплатить 30 000 руб. В федеральный бюджет пойдет та же сумма -- 9375 руб., а вот 20 625 руб., то есть часть, подлежащая уплате в региональные и местные бюджеты, должна быть распределена уже на два обособленных подразделения.

Итак, в московский бюджет необходимо перечислить 13 317 руб. (20 625 руб. ? 0,6457), в бюджет Санкт-Петербурга -- 4847 руб. (20 625 руб. ? 0,235), в бюджет Самарской области -- 2162 руб. [(20 625 руб. ? 0,1193) ? 16,5% ? 14,5%], в бюджет г. Самары -- 299 руб. [(20 625 руб. ? 0,1193) ? 16,5% ? 2%].

На последнем этапе заполнения приложений № 5 и 5а организация должна определить сумму авансовых платежей за III квартал и вписать их в графы 22 и 23 обоих приложений. Сделать это нужно следующим образом.

Общая сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в III квартале, составляет 220 000 руб. (450 000 руб. - 230 000 руб.), включая:

  • в федеральный бюджет -- 55 000 руб. (220 000 руб. ? 24% ? 6%);
  • в региональные и местные бюджеты -- 165 000 руб. (220 000 руб. ? 24% ? 18%).

Суммы авансовых платежей между головной организацией и каждым ее обособленным подразделением распределяются исходя из приходящихся на них долей налоговой базы. Эти доли отражены в графе 5 приложений № 5 и 5а. Суммы ежемесячных авансовых платежей за II, III и IV кварталы определяют исходя из долей, рассчитанных соответственно за I квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев текущего года. Это закреплено в Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, сумма авансовых платежей за III квартал в бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга, Самарской области и г. Самары распределяется так:

  1. в бюджет Москвы -- 106 541 руб. (165 000 руб. ? 0,6457);
  2. в бюджет Санкт-Петербурга -- 38 775 руб. (165 000 руб. ? 0,235);
  3. в бюджет Самарской области и Самары, всего -- 19 684 руб. (165 000 руб. ? 0,1193), в том числе исходя из соотношения ставок:
  • в бюджет Самарской области -- 17 497 руб. (19 684 руб. ? 16% ? 18%);
  • в бюджет г. Самары -- 2187 руб. (19 684 руб. ? 2% ? 18%).

Напомним, что ежемесячно следует уплачивать по 1/3 от указанных сумм.

Для упрощения примера приложение № 5а приведено с данными одновременно двух подразделений -- Санкт-Петербурга и г. Самары. На самом же деле, как мы уже отмечали, это приложение заполняется в части, относящейся к конкретному обособленному подразделению, и представляется по месту нахождения каждого подразделения.

И, наконец, последнее, что должна сделать организация, -- это заполнить лист 02 декларации.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль