Снижение налогов - не панацея

835
В Госдуме полным ходом идет работа над правительственным пакетом законопроектов о налоговой реформе. Тема настолько «раскручена», что в ней теперь разбираются все (как в политике или футболе). Впрочем, есть люди, у которых помимо обывательского мнения есть свои (и небезынтересные) предложения на этот счет. Например, у Владимира Алексеевича ПОЛЕЖАЕВА, заместителя руководителя Управления МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам. В частности, он предлагает отменить… налог на прибыль.

Налоги меньше - затраты те же

Вот уже несколько лет в стране идет реформа налоговой системы. Главная ее задача -- достижение оптимального соотношения между регулирующей и фискальной налоговыми функциями. Добиться этого можно выравниванием условий налогообложения, снижением общего налогового бремени и упрощением налоговой системы. Система администрирования налогов должна привести к снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для его граждан.

Проводимая реформа позволила увеличить в 2002 году собираемость налогов более чем на 20% по сравнению с 2001 годом. И это несмотря на снижение налоговых ставок и общую либерализацию налоговой системы. Конечно, нельзя отрицать, что на рост объемов поступлений в бюджет повлияли инфляция, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на мировых сырьевых рынках, реструктуризация задолженности ряда предприятий. Но не последнюю роль сыграло и улучшение налогового администрирования.

Вместе с тем налоговая реформа не привела к упрощению налоговой системы и ликвидации препятствий для экономического роста. Налоговая система по-прежнему слишком затратна с точки зрения администрирования как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.

Одной из причин этого, как принято считать, является до сих пор слишком высокая совокупная налоговая нагрузка на экономику. О необходимости ее дальнейшего снижения заявляют многие ученые и практики, которые вслед за А. Лаффером и другими сторонниками теории экономики предложения утверждают, что высокий уровень налогообложения отрицательно сказывается на развитии производства. По их мнению, он подавляет предпринимательскую активность и лишает предпринимателей тех средств, которые они могли бы вложить в производство. Смысл их утверждений: мало налогов -- много экономики. Следовательно, надо как можно больше снизить налоговое бремя.

Но рост экономики зависит не только от уровня налогообложения. На него влияет множество самых различных факторов. Еще никто не доказал и ни одна страна не продемонстрировала, что само по себе снижение налогов послужило единственной и непосредственной причиной экономического роста. Так, в странах Северной Европы (Дании, Норвегии, Финляндии и особенно Швеции) при высоком уровне налогообложения сохраняются условия для экономического роста. Кстати, Россия по показателю совокупной налоговой нагрузки (29,6%) совсем не впереди планеты всей, как принято считать. Думается, что причины экономического роста следует искать не только в снижении налогов (хотя это важный фактор, особенно в условиях трансформируемой экономики России), но и в создании такой модели налогообложения, которая бы обеспечила экономическую эффективность, справедливость и незатратное администрирование налоговой системы.

От налогообложения прибыли к налогообложению расходов

Представляется, что этой моделью может стать так называемая разновекторная модель налоговой системы. Она предполагает резкое сокращение неэффективных налогов, а также замену налога на прибыль налогом на расходы.

Одним из исходных посылов для построения этой модели является тезис о том, что налогообложение расходов более предпочтительно с точки зрения экономической эффективности, справедливости и администрирования, чем налогообложение доходов. Введение налога на расходы побудит к вертикальной интеграции производства и таким образом воспрепятствует искусственному дроблению фирм, которое затрудняет налоговое администрирование.

Налог на расходы - это более собираемый налог, чем налог на доходы. Ведь затраты осуществляются лишь тогда, когда есть деньги. С введением налога на расходы меньше будет убыточных предприятий, так как не будет смысла показывать убытки. Как известно, в настоящее время таких предприятий более 40%, хотя их создавали не только ради производства, но и для получения прибыли. С введением этого налога и одновременной отменой налога на прибыль будет меньше предпосылок для сокрытия прибыли от акционеров, возрастет капитализация рынка, так необходимая нашей трансформируемой экономике, и соответственно появятся легитимные источники для инвестиций.

Отказ от налогообложения прибыли в пользу налогообложения расходов даст возможность перейти от ущербного принципа «больше произвел -- больше заплатил» к более справедливому и экономически эффективному принципу «больше налогов платит тот, кто больше имеет и потребляет».

Поэтому и предлагается столь привычный налог на прибыль организаций заменить налогом на расходы. Ведь «уловить» прибыль для налогообложения становится трудной задачей не только для налоговых органов, но и для налогоплательщиков. Здесь достаточно упомянуть «раздвоение» учета на бухгалтерский и налоговый, проблемы налогообложения филиалов и обособленных подразделений, необходимость борьбы против применения расчетных (трансфертных) цен и т. д. В этой связи названный тезис становится еще более убедительным. С точки зрения налоговой теории налог на расходы имеет право быть еще и потому, что он является ресурсосберегающим налогом, способствует сбережениям, а следовательно, и экономическому росту.

Искусственная минимизация налогов должна стать невыгодной

Еще одним, наиболее значимым, посылом в эмпирической модели налогообложения является принцип множественности и разновекторности налоговой системы. Посмотрим, что же дает соблюдение этого принципа. Во-первых, перераспределяет налоговое бремя по налогоплательщикам. Во-вторых, не нарушает эластичности налоговой системы, как при едином налоге. И, наконец, в-третьих, позволяет реализовать взаимодополняемость налогов -- искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого налога.

Разновекторность налогов -- одно из принципиальных отличий предлагаемой модели налогообложения от действующей ныне. Так, сейчас НДС, налог на прибыль и налог с продаж являются одновекторными налогами. По сути налогообложению подвергается один и тот же объект, а именно: выручка от предпринимательской деятельности. Известно, что серьезной проблемой, связанной с уклонением от налогообложения, является завышение затрат в учете. Это могут быть фиктивные договоры о производстве работ или оказании услуг, представление к налоговому вычету ложных счетов-фактур, некорректная квалификация типа сделки в результате сговора сторон, принятие к вычету счетов-фактур, полученных от так называемых фирм-такси или офшорных фирм, и т. д. Как правило, доказать неправомерность отнесения таких расходов на себестоимость невозможно.

Предлагаемая модель налоговой системы решает эту проблему в силу разновекторности применяемых налогов. Так, минимизация НДС в виде предъявления завышенных налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) приведет к увеличению налога на расходы. Эту разновекторность налогов можно считать своеобразным встроенным компенсатором потерь налоговых поступлений в результате нелегитимных действий налогоплательщика.

В условиях проводимой реформы важным остается вопрос определения эффективной налоговой нагрузки. Не поддерживая вывода сторонников теории экономики предложения о том, что и при весьма низких налоговых ставках дальнейшее их снижение может увеличивать поступление налогов в бюджет, мы полагаем, что совокупную налоговую нагрузку в условиях трансформируемой экономики нужно продолжать снижать. Так, предлагается без ущерба для бюджета отменить такие малоэффективные сборы и налоги, как сбор на нужды образовательных учреждений, сбор за уборку территорий, налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, целевые сборы на содержание милиции, на нужды образовательных учреждений и другие цели, ипподромные сборы, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной сфере и другие местные налоги. Кроме того, следует снизить ставку НДС с 20% до среднеевропейской величины 15%.

Особо следует сказать о реформировании единого социального налога. Снижение ставки по ЕСН представляется даже более актуальным, чем снижение ставки по НДС. По нашему мнению, базовую ставку ЕСН нужно снизить с 35,6 до 20%, упразднив при этом регрессию. Это приведет к раскрытию фискального потенциала данного налога, даст возможность предпринимателям уйти от «серых» схем выплаты заработной платы. Легитимизация выплат зарплаты положительно повлияет на динамику поступления налога на доходы физических лиц и даст стимул для реализации пенсионной реформы. Кроме того, единая ставка ЕСН упростит администрирование налога и устранит сложности в расчете регрессии по каждому работающему.

Один налог — одна платежка

Наконец должна быть реализована схема «один налог -- одна платежка». Распределением средств по получателям (бюджетам и фондам) должны заниматься органы федерального казначейства. Выплата социальных пособий должна быть отделена от порядка исчисления ЕСН и его перечисления в бюджет. Думается, что получение пособий, предусмотренных законодательством, должно быть аналогично получению социальных вычетов при декларировании доходов физическими лицами.

Отмена ряда малоэффективных и загромождающих систему налогов (предполагается оставить 18 налогов и сборов), замена самого сложного для понимания и для техники счета налога на прибыль налогом на расходы, снижение ставок по НДС и ЕСН с одновременным упрощением порядка исчисления последнего сделают налоговую систему простой и прозрачной.

Предполагается, что лишь четыре налога (НДС, налог на расходы, ЕСН и налог на доходы физических лиц) будут взиматься на постоянной основе, а остальные -- в зависимости от характера предпринимательской деятельности. Например, при производстве подакцизных товаров, при ведении предпринимательской деятельности в сфере добычи полезных ископаемых, при пользовании объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и т. д. Общее упрощение налоговой системы позволит отказаться от «изобретения» специальных налоговых режимов для налогообложения малого бизнеса. Например, таких как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Все эти меры по упрощению налоговой системы и снижению налогового бремени не должны привести к потерям бюджета. Наоборот, учитывая более полное раскрытие налогового потенциала при предлагаемой модели налогообложения, можно ожидать прироста налоговых поступлений.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль