Упрощенная система требует поправок

526
В середине прошлого года Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству РФ представить до 1 октября 2003 года доклад об эффективности применения в 2003 году упрощенной системы налогообложения. Его подготовка была поручена МНС России, Минфину России, Минэкономразвития России и МАП России. Недавно налоговое ведомство представило в Кабинет министров проект доклада. Публикуем выдержки из него.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 года введена в действие глава 262 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

По состоянию на 1 июля 2003 года на упрощенную систему налогообложения перешло 563,4 тыс. налогоплательщиков, в том числе 208,4 тыс. организаций и 355,0 тыс. индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 1-м полугодием прошлого года (на территории Российской Федерации действовала упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренная Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ) количество налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, возросло на 405,6 тыс. единиц, или на 257,0%, в том числе организаций - на 141,4 тыс. единиц, или на 211,0% и индивидуальных предпринимателей - на 264,2 тыс. человек, или на 291,0%.

Значительный рост в 1-м полугодии текущего года количества налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, объясняется изменившимися с 1 января 2003 года (по сравнению с ранее действовавшими) порядком и условиями применения данного режима налогообложения, позволившими не только упростить процедуру перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения, но и реально обеспечить снижение возложенной на них действующим законодательством о налогах и сборах налоговой нагрузки, а также максимально упростить порядок ведения учета доходов и расходов и сократить объем представляемой ими налоговой отчетности.

Налоговая нагрузка в среднем на одного налогоплательщика-организацию и одного налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, применявших до перехода на упрощенную систему налогообложения общеустановленный порядок налогообложения, снизилась соответственно в 2 и в 2,5 раза; налоговая нагрузка на одного налогоплательщика-организацию и на одного налогоплательщика -индивидуального предпринимателя, применявших ранее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, снизилась соответственно в 1,6 и в 2 раза.

Большинством налогоплательщиков после перехода на упрощенную систему налогообложения представляются в налоговые органы только две формы налоговой отчетности - по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

С 1 января 2003 года учет доходов и расходов налогоплательщиками ведется в упрощенном порядке (без применения метода двойной записи) в специальной Книге учета доходов и расходов, а также хозяйственных операций, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

При этом налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, в указанной Книге учитываются только суммы полученных ими доходов от осуществляемой деятельности.

Возможность максимально снизить трудозатраты, связанные с ведением учета результатов предпринимательской деятельности, и послужила для большинства налогоплательщиков основной причиной выбора объектом налогообложения доходов (68,7% налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения избраны доходы).

По состоянию на 1 июля 2003 года сумма поступлений единого налога в бюджетную систему Российской Федерации составила 6344,4 млн. рублей, или 179,0% к уровню поступлений единого налога за аналогичный период прошлого года. Темп роста поступлений единого налога за II квартал текущего года по сравнению с поступлениями за I квартал текущего года составил 210,0%.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, представляется преждевременным рассмотрение вопроса об увеличении размера ограничений по полученным налогоплательщиками доходам, учитываемых для целей перехода и дальнейшего применения упрощенной системы налогообложения.

Вместе с тем необходимо отметить, что ряд положений главы 262 Кодекса вызывает определенные сложности в применении упрощенной системы налогообложения, связанные с отсутствием, в отдельных случаях, их методологической взаимосвязи между собой и нормами иных глав Кодекса.

В первую очередь это касается условий и ограничений по переходу на упрощенную систему налогообложения и дальнейшему ее применению, порядка определения и признания доходов и расходов, а также переходных положений, определяющих особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.

В этих условиях представляется целесообразным внесение изменений и дополнений в главу 262 Кодекса, предусматривающих, в частности:

  • включение в перечень налогоплательщиков, не имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, частных детективов, адвокатских кабинетов, адвокатских бюро, а также организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в рамках договора простого товарищества;
  • уточнение порядка прекращения применения упрощенной системы налогообложения с учетом положений пункта 3 статьи 34612 Кодекса;
  • определение состава доходов от предпринимательской деятельности, учитываемых индивидуальными предпринимателями при определении объекта налогообложения;
  • определение порядка принятия расходов на приобретение нематериальных активов;
  • определение порядка принятия материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
  • уточнение порядка исчисления налоговой базы по единому налогу при реализации основных средств и нематериальных активов, приобретенных до применения упрощенной системы налогообложения;
  • определение порядка исчисления налоговой базы по единому налогу и налогу на добавленную стоимость при переходе налогоплательщиков с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения;
  • определение порядка принятия расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов, используемых одновременно для осуществления видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и видов предпринимательской деятельности, переведенных на упрощенную систему налогообложения;
  • установление порядка исчисления налоговой базы по единому налогу и налогу на доходы физических лиц при переходе индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения;
  • введение ограничения по размеру уменьшения суммы исчисленного единого налога на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

Внесение в главу 262 Кодекса указанных поправок позволит не только существенно повысить эффективность применения упрощенной системы налогообложения, но и привлечь к ней внимание значительно большего количества налогоплательщиков, занятых в сфере малого бизнеса.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль