Как оформить реорганизацию предприятия

4148
Стремление повысить конкурентоспособность и укрупнить бизнес, вывести компанию из кризиса и оптимизировать ее структуру - вот лишь некоторые причины, под влиянием которых фирмы прибегают к реорганизации. Как правильно оформить и отразить эту процедуру в налоговом и бухгалтерском учете? Мы начинаем цикл статей, посвященных этому вопросу.

Виды реорганизации

Реорганизация - специфический способ образования новых и прекращения деятельности действующих юридических лиц. Процесс реорганизации основан на так называемом универсальном правопреемстве. То есть переходе имущества, имущественных прав и обязательств хозяйствующего субъекта к его преемнику на основании передаточного акта или разделительного баланса. Принцип универсального правопреемства требует перехода всех прав и обязанностей (в том числе и налоговых) к правопреемнику или правопреемникам.

Реорганизация юридического лица может быть проведена путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (ст. 57 ГК РФ). От формы реорганизации зависит порядок ее проведения и состав оформляемой документации. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, другие же либо возникают в виде новых фирм, либо предстают в ином качестве.

Преобразование

При реорганизации компании в форме преобразования существенно изменяется ее статус. У фирмы, прекращающей деятельность, возникает только один правопреемник. Вновь созданное предприятие становится полным правопреемником всех прав и обязанностей преобразованной компании в соответствии с передаточным актом.

Согласно гражданскому законодательству общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. АО, в свою очередь, - в ООО и производственный кооператив. Процесс реорганизации в форме преобразования коснулся большинства предприятий. Все мы помним, как ТОО, АОЗТ и АООТ преобразовывались в ООО, ЗАО и ОАО.

Пример 1

АОЗТ «Авангард» привело учредительные документы в соответствие с действующим законодательством и преобразовалось в ЗАО «Авангард». Новой компании полностью переданы активы и пассивы АОЗТ «Авангард»: денежные средства и иное имущество, обязательства (с учетом задолженности по налогам), капитал и резервы.

Преобразовавшись в ЗАО, АОЗТ «Авангард» изготовило новую печать. Руководствуясь принципом универсального правопреемства, оно перезаключило все хозяйственные договоры с контрагентами, указав новую организационно-правовую форму - ЗАО.

Слияние

Слияние - это создание на базе двух или нескольких фирм новой компании с передачей ей всех прав и обязанностей этих фирм в соответствии с передаточным актом. Полностью передаются активы и пассивы: денежные средства и другое имущество, обязательства (с учетом задолженности по налогам), капитал и резервы.

Пример 2

ООО «Спейс», ООО «Стар» и ЗАО «Утренняя звезда» приняли решение о слиянии в новую компанию - ООО «Галактика». После слияния ООО «Спейс», ООО «Стар» и ЗАО «Утренняя звезда» прекратили свое существование. Вновь созданное ООО «Галактика» как правопреемник приобретает права и несет обязанности реорганизованных фирм.

Присоединение

В этом случае одна или несколько фирм прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другой компании. В результате реорганизации в форме присоединения те фирмы, которые присоединяются, прекращают свое существование. Компания, к которой они присоединились, становится правопреемником всех прав и обязанностей на основании передаточного акта.

Пример 3

ООО «Колос» и ОАО «Агротэк» приняли решение о присоединении к ЗАО «Агропромсбыт». После присоединения ООО «Колос» и ОАО «Агротэк» прекратили свое существование. ЗАО «Агропромсбыт» как правопреемник, приобретя все права и обязанности реорганизованного предприятия, присоединила к своему имуществу и обязательствам активы и пассивы реорганизованных фирм: денежные средства, имущество, обязательства (с учетом задолженности по налогам), капитал и резервы.

Разделение

Такая форма предполагает прекращение существования прежнего юридического лица и создание двух или более новых. К последним переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Пример 4

ООО «Овощи - фрукты» приняло решение о разделении на два юридических лица - ООО «Овощи» и ООО «Фрукты». После реорганизации в форме разделения ООО «Овощи - фрукты» подлежит ликвидации. Его права и обязанности передаются вновь созданным предприятиям, являющимся правопреемниками, в доле, предусмотренной разделительным балансом.

Выделение

Выделение представляет собой создание одной или нескольких организаций с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой компании (в пределах разделительного баланса) без прекращения ее существования.

Пример 5

ЗАО «Кварк» приняло решение о выделении в отдельное предприятие цеха по сборке сложного оборудования, ранее являвшегося структурным подразделением объединения. После реорганизации в форме выделения появляется новое юридическое лицо - ООО «Лазер». Реорганизуемое общество передает часть активов и пассивов в соответствии с разделительным балансом. Активы и пассивы ЗАО «Кварк» уменьшаются на стоимость выделенного имущества и обязательств.

Причины реорганизации

Реорганизация юридического лица может быть как добровольной, так и принудительной. В первом случае решение о реорганизации принимают его учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный учредительными документами. Во втором - уполномоченные государственные органы или суд (ст. 57 ГК РФ).

Так, например, для ООО действует порядок принятия решения о реорганизации, предусмотренный статьями 91, 92 ГК РФ, подпунктом 11 пункта 2 статьи 33, пунктом 8 статьи 37, статьями 51-56 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО). Решение о реорганизации ООО отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Такое решение должно приниматься единогласно всеми участниками общества. Несоблюдение данного условия влечет за собой недействительность решения о реорганизации. Это неоднократно подтверждалось арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.96 № 420/96 и от 07.07.98 № 3772/97).

Принудительная реорганизация проводится только в форме разделения юридического лица или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц (п. 2 ст. 57 ГК РФ). Нормы о принудительной реорганизации основываются на статье 10 ГК РФ, не позволяющей использовать гражданские права в целях ограничения конкуренции, а также злоупотреблять доминирующим положением на рынке.

Так, антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение. Кроме того, может быть предписано о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности. Такой порядок установлен статьей 19 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции).

Осуществление монополистической деятельности считается систематическим, если в течение трех лет более двух раз выявлены факты монополистической деятельности.

Такое предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации принимается, если:

  • способствует развитию конкуренции;
  • возможно организационное и территориальное обособление ее структурных подразделений;
  • между ее структурными подразделениями отсутствует тесная технологическая взаимосвязь (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
  • юридические лица, созданные в результате реорганизации, могут самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении или выделении должно быть исполнено собственником или уполномоченным им органом. Требования, указанные в предписании, должны быть выполнены в определенный срок, который не может быть менее шести месяцев.

Решение о принудительной реорганизации может быть обжаловано в суде. Если юридическое лицо не будет реорганизовано в срок, определенный в решении антимонопольного органа, суд по иску последнего назначит внешнего управляющего юридическим лицом. Внешний управляющий и будет производить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих в результате реорганизации. Утверждение судом указанных документов служит основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Уведомление кредиторов и антимонопольного органа

Любая реорганизация существенным образом затрагивает интересы кредиторов реорганизуемых юридических лиц. Поэтому обеспечение прав кредиторов - один из основных вопросов правового регулирования реорганизации. Обязанность письменно уведомить всех кредиторов о реорганизации возлагается на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, то есть практически на само юридическое лицо (ст. 60 ГК РФ). Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является данное юридическое лицо, и возмещения убытков.

В случаях, предусмотренных законом, реорганизация общества в форме слияния или присоединения может быть проведена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

В статье 17 Закона о конкуренции сказано, что слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 200 000 МРОТ (20 000 000 руб.), осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.

Если антимонопольный орган не дает согласия на реорганизацию, организация вправе обратиться в суд.

Учредители (участники) уведомляют антимонопольный орган в течение 45 дней со дня государственной регистрации или со дня внесения изменений и дополнений в (ЕГРЮЛ) о слиянии и присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если:

  • в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
  • суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 000 МРОТ (10 000 000 руб.).

Документальное оформление

Чтобы реализовать принцип универсального правопреемства, закрепленный в Гражданском кодексе, необходимо располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах реорганизуемого общества. Данные должны быть подтверждены результатами инвентаризации.

Напомним, что инвентаризация является условием достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества и финансовых обязательств и носит обязательный характер (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На основании проведенной инвентаризации составляется передаточный акт или разделительный баланс. В них содержатся положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (п. 3 ст. 60 ГК РФ).

С 1 января 2004 года вступают в силу Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н (далее - Методические указания).

Чтобы полностью отразить в бухгалтерской отчетности информацию, учредители в решении о проведении реорганизации могут предусмотреть (п. 3 Методических указаний):

  • сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • способ оценки передаваемого (принимаемого) в порядке правопреемства имущества и обязательств;
  • порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации, а также особый порядок осуществления отдельных хозяйственных операций (получение (предоставление) кредитов и займов, осуществление финансовых вложений и др.);
  • порядок формирования уставного капитала, складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда (далее - уставный капитал) и его величина для отражения в учредительных документах возникших организаций и реорганизуемой организации;
  • направления (распределение) чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемой организации с учетом возможной необходимости ее направления на выкуп (приобретение) у акционеров акций, списание (признание с оценкой последствий) условных обязательств и др.

При реорганизации бухгалтерская отчетность формируется при наличии (п. 4 Методических указаний):

  • учредительных документов организаций, возникших в результате реорганизации;
  • решения учредителей или соответствующих органов, определенных законодательством Российской Федерации;
  • договоров о слиянии или присоединении в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
  • передаточного акта или разделительного баланса.
  • документа, подтверждающего факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В своем решении учредители могут указать, что разделительный баланс и передаточный акт включают следующие приложения:

  • бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств, их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной перед составлением передаточного акта или разделительного баланса и подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);
  • первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), иного имущества, подлежащего приемке-передаче;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов о переходе имущества и обязательств к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

Согласно статье 54 НК РФ налогоплательщик исчисляет налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Поэтому можно говорить о том, что указанные документы необходимы организации и для ведения налогового учета.

Уведомление налоговой инспекции и внебюджетных фондов

Компания, принявшая решение о реорганизации, обязана письменно в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения сообщить об этом решении в налоговый орган по месту учета (п. 2 ст. 23 НК РФ).

За нарушение данного срока штраф налагается как на юридическое лицо - нарушителя, так и на его руководителя:

  • 1000 руб. - для организации (ст. 1291НК РФ)
  • 3-5 МРОТ (300-500 руб.) - для руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, нельзя забывать об обязанности уведомлять внебюджетные фонды о начавшейся реорганизации. Страхователи-организации обязаны сообщать в территориальные органы Пенсионного фонда по месту регистрации о принятом решении о реорганизации в трехдневный срок со дня принятия решения (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Исполнительный орган Фонда социального страхования нужно письменно уведомить в десятидневный срок со дня принятия решения о реорганизации (п. 3.1 постановления ФСС России от 04.12.2000 № 119 «Об утверждении Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации»).

Регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации

На основании статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон о государственной регистрации) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются:

а) заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица. Форма заявления утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439.

В заявлении подтверждается, что:

  • учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;
  • сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны;
  • передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов;
  • все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Чтобы правильно оформить такое заявление, можно использовать Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденные приказом МНС России от 18.04.2003 № БГ-3-09/198.

На каждое вновь возникающее в результате реорганизации юридическое лицо заполняется отдельное заявление;

  1. учредительные документы каждого юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  2. решение о реорганизации юридического лица;
  3. договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение в том числе и об утверждении договора о слиянии (ст. 52 Закона об ООО);
  4. передаточный акт или разделительный баланс;
  5. документ об уплате государственной пошлины.

Кроме того, в соответствии с письмом МНС России от 10.02.2003 № ММ-6-09/177@ регистрирующие органы обязаны при регистрации реорганизации требовать от юридических лиц предъявления доказательств уведомления кредиторов, а при отсутствии таковых - выносить решения об отказе в государственной регистрации.

Если реорганизуются два и более юридических лица (слияние или присоединение), комплект документов для государственной регистрации подает одно из реорганизуемых юридических лиц в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, может отличаться от места нахождения реорганизуемого лица. Дальнейшая государственная регистрация вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица в соответствии со статьей 8 Закона о государственной регистрации осуществляется по месту его нахождения. Поэтому при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, происходит взаимодействие регистрирующих органов. Его порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 440 «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации».

Государственную регистрацию создаваемых путем реорганизации юридических лиц осуществляет регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. На это им отводится не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 4 ст. 15 Закона о государственной регистрации).

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Исключение - реорганизация в форме присоединения. В этом случае юридическое лицо реорганизовано с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (ст. 57 ГК РФ, ст. 16 Закона 129-ФЗ).

Обратите внимание: юридические лица, созданные в процессе преобразования, слияния, выделения, разделения, после регистрации должны встать на налоговый учет, изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственных внебюджетных фондах. А так как при слиянии и присоединении прекращается деятельность юридических лиц - предшественников, ликвидация этих юридических лиц будет завершена только после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо снять организацию с налогового учета, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, закрыть расчетный счет в банке и уничтожить печать.1

1: О налоговых последствиях реорганизации читайте в следующем номере журнала

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией




    © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

    Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
    специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62249 от 03.07.2015

    Политика обработки персональных данных 

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Здравствуйте!

    Журнал Российский налоговый курьер

    Вы на сайте для профессиональных бухгалтеров. Пожалуйста, зарегистрируйтесь!

    С уважением,
    Ирина Хорошилова,
    шеф-редактор сайта "Российский налоговый курьер"

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль