text
✫ Cкидка 30% на подписку!>>> | Подробности по ☎ 8 800 550-15-57
Российский налоговый курьер

Налоговая служба: взгляд со стороны

  • 1 января 2002
  • 361

Центром изучения общественного мнения Тамбовской области по заказу УМНС России по Тамбовской области в 1-м полугодии 2001 года было проведено социологическое исследование. На основании статистических данных, полученных в результате опроса общественного мнения, были сделаны важные выводы о взаимоотношениях между налогоплательщиком и налоговыми органами, об эффективности информационно-разъяснительной работы налоговых органов с налоговыми агентами и населением и др. Некоторые из них изложены в представленной статье.

Анкетирование состоялось в 10 территориальных единицах области (25% приходится на г. Тамбов). В социологическом исследовании участвовало 1500 человек пропорционально их отраслевому распределению в экономике региона: промышленности, строительстве, транспорте, бюджетной сфере и т. д. Анкеты заполнялись представителями различных социальных групп, причем большинство респондентов не имело опыта делового общения с налоговыми органами (63%). Пятую часть опрошенных составили представители бухгалтерского корпуса.

О налоговой системе и налоговом законодательстве. Более половины опрошенных (59%) признают важную роль налоговой службы в жизни государства; 37% опрошенных уверены, что налоги государству необходимы для его процветания. Однако, по мнению большинства (57%), налоговое законодательство слишком несовершенно, поэтому приходится “дышать только через дыры в законе” и по возможности уклоняться от уплаты налогов. Таким образом, преобладает негативное общественное отношение к налоговой системе. Учитывая, что всего треть опрошенных так или иначе сталкивалась с деятельностью налоговой службы, можно сделать следующий вывод: остальные две трети опрошенных большую часть своих суждений строят, основываясь на стороннем мнении. Если же по данному вопросу проанализировать анкеты “компетентных” респондентов, то прослеживается иное отношение к налоговой службе -- как к одной из главных в жизни государства.

О взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых инспекторов. Взаимоотношения налоговиков с налогоплательщиками характеризуют ответы на вопрос, с каким животным ассоциируется образ налогового инспектора: 1) хитрая лиса (28%); 2) собака-охранник (20%); 3) пчела-труженица (12%); 4) злой шакал (11%); 5) мудрая сова (10%); 6) безразличный верблюд (8%); 7) медведь-увалень (4%).

Резко отличается от общего мнения мнение бухгалтеров. Скорее всего, именно оно соответствует действительности. Главные бухгалтеры воспринимают инспекторов как пчел-тружениц (26%), мудрых сов и собак-охранников (17%), очевидно, видя в них “собратьев по цеху” и реально понимая, как они трудятся и какую приносят пользу. Рядовые бухгалтеры, однако, чаще видят в них собак-охранников (39%) и хитрых лис (33%). По-видимому, накладывают отпечаток взаимоотношения между данными категориями в ходе сдачи отчетности в налоговую инспекцию.

Основными качествами идеального налогового инспектора, по мнению большинства, являются компетентность (57%), порядочность (53%) и неподкупность (52%). Важным считается не то, как общается инспектор, а то, какие ответы он дает на возникшие вопросы. Из тех опрошенных, кто непосредственно контактировал с инспекторами, 63% признают их компетентность, а 24% -- не признают, что заставляет обратить внимание на качество профессиональной подготовки налоговиков.

О налоговых знаниях. В качестве основных источников информации о налогах респонденты чаще называют центральные СМИ (26%) и общение с коллегами и друзьями (18%). Однако если брать во внимание информационные каналы, используемые налоговыми инспекциями (местные СМИ, региональный вестник “Налоги”, обучающие семинары, консультации в инспекциях), то в сумме (36%) они конкурируют с вышеупомянутыми источниками. Если проанализировать ответы бухгалтеров, получаются иные результаты. В качестве источников информации для них предпочтительны региональный вестник “Налоги” (17%), консультации в инспекциях (16%), общероссийские СМИ (16%) и центральные специализированные издания (15%).

Абсолютное большинство опрошенных (80%) испытывают дефицит налоговых знаний постоянно или время от времени, 73% хотели бы исправить такое положение дел. Это свидетельствует об интересе к налоговой теме даже у тех, кто по роду своей деятельности не связан с налоговой инспекцией.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для бухгалтера.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно, и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и получить доступ к статье
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам для бухгалтера на сайте.

Мы вынуждены сделать доступ по регистрации, чтобы обеспечить качество публикаций.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.