Объекты, выявленные при инвентаризации

1985
ФГУП при инвентаризации выявило неучтенные объекты недвижимого имущества. С какого момента подлежат налогообложению эти объекты — с даты утверждения результатов инвентаризации руководителем или с даты внесения изменений в уставный капитал?

Согласно Федеральному закону от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации. Проведение инвентаризации основных средств регламентировано Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее — Методические указания по инвентаризации).

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации, документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации (п. 3.2 Методических указаний по инвентаризации).

На основании пункта 3.3 Методических указаний по инвентаризации при выявлении объектов, не принятых на учет, комиссия включает в опись сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухучета представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение. Все основные средства, перечисленные в инвентаризационной описи, находятся на ответственном хранении руководителя. В учете излишки подлежат оприходованию по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц.

Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.1 и 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01) в соответствии с установленными в пункте 18 ПБУ 6/01 способами. Срок полезного использования объекта определяется организацией при принятии его к бухгалтерскому учету. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к учету, и производится до полного погашения стоимости объекта либо списания его с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).

Согласно пункту 38 Методических указаний принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приема-передачи основных средств, в частности, для объектов недвижимости по форме № ОС-1а (утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7), в которой предусмотрен реквизит «государственная регистрация прав».

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.

Правовое положение ГУПа и МУПа, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определено в Гражданском кодексе и Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях (далее — Закон № 161-ФЗ).

Имущество государственного (муниципального) унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию (ст. 2 Закона № 161-ФЗ).

В статье 14 Закона № 161-ФЗ установлено, что увеличение уставного фонда ГУПа или МУПа допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Следовательно, имущество, выявленное унитарным предприятием в результате инвентаризации, может принадлежать ему только на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 161-ФЗ право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Понятие «передача имущества» определено в статьях 224, 556 и 563 ГК РФ, из которых следует, что имущество переходит к унитарному предприятию от собственника с момента его поступления во владение унитарного предприятия по акту приема-передачи. Значит, с этой даты объекты недвижимого имущества подлежат обложению налогом на имущество.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Российский Налоговый Курьер» –
специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Российский Налоговый Курьер». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Журнал Российский налоговый курьер

«Российский налоговый курьер» — бесплатный профессиональный сайт для бухгалтеров. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров про налоги, взносы и проверки
  • • Статьи по бухучету, отчетности в ФНС, пособиям и выплатам
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль